Русский язык, ЕГЭ
(current)
Русский язык, ОГЭ
Обществознание
ЕГЭ
ОГЭ
Статьи
О проекте
Тест 40. Задания с кратким ответом. ЕГЭ по русскому языку
1)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
О человеке, личность которого приобрела символическое значение, принято при конце его
жизни
говорить, что вместе с ним уходит эпоха. Решусь сказать несколько иначе: с Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым от нас уходит невосстановимый
культурный
тип. Увы, таких людей, вероятно, мы больше не увидим.
В нём жила
память
прежде всего о том, что он успел застать и увидеть в самом конкретном и простом биографическом смысле. Им была прожита с сознательно зорким вниманием долгая жизнь <...> катаклизмов сменявших друг друга эпох: никогда не забуду, как в пору «перестройки» он при встрече сказал мне, что узнаёт в том, как разительно у людей вдруг переменились лица,
опыт
, уже пережитый им в отрочестве, в роковом 1917 году, и потому ждёт в самом близком будущем самых основательных перемен. Ну часто ли нам в те дни приходилось разговаривать с
носителем
живой и осознанной памяти о событиях, положивших более семидесяти лет тому назад начало циклу, который тогда как раз подходил к концу? В чьей ещё индивидуальной памяти круг сомкнулся так осязаемо? Здесь перед нами редкий случай, когда сама по себе продолжительность жизни из простого биографического обстоятельства претворяется в особый шанс для мысли.
Неслучайно в прежние времена, непохожие на наши, принято было говорить о мудрости седин, о сокровищнице опыта.
(По С. С. Аверинцеву)
Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот производный предлог.
🔗
2)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
О человеке, личность которого приобрела символическое значение, принято при конце его
жизни
говорить, что вместе с ним уходит эпоха. Решусь сказать несколько иначе: с Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым от нас уходит невосстановимый
культурный
тип. Увы, таких людей, вероятно, мы больше не увидим.
В нём жила
память
прежде всего о том, что он успел застать и увидеть в самом конкретном и простом биографическом смысле. Им была прожита с сознательно зорким вниманием долгая жизнь <...> катаклизмов сменявших друг друга эпох: никогда не забуду, как в пору «перестройки» он при встрече сказал мне, что узнаёт в том, как разительно у людей вдруг переменились лица,
опыт
, уже пережитый им в отрочестве, в роковом 1917 году, и потому ждёт в самом близком будущем самых основательных перемен. Ну часто ли нам в те дни приходилось разговаривать с
носителем
живой и осознанной памяти о событиях, положивших более семидесяти лет тому назад начало циклу, который тогда как раз подходил к концу? В чьей ещё индивидуальной памяти круг сомкнулся так осязаемо? Здесь перед нами редкий случай, когда сама по себе продолжительность жизни из простого биографического обстоятельства претворяется в особый шанс для мысли.
Неслучайно в прежние времена, непохожие на наши, принято было говорить о мудрости седин, о сокровищнице опыта.
(По С. С. Аверинцеву)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1)
ЖИЗНЬ.
Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях.
Общественная ж. Семейная ж. Духовная ж. Кипучая ж.
2)
КУЛЬТУРНЫЙ.
Находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий ему.
К. человек. Культурное общество.
3)
ПАМЯТЬ.
То же, что воспоминание о ком-чём-н.
Хранить п. о событии. Прежний начальник оставил по себе плохую п.
4)
ОПЫТ.
Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений.
Жизненный о. О. исследовательской работы. О. строительства. Поделиться своим опытом с кем-н.
5)
НОСИТЕЛЬ.
Устройство, несущее, перемещающее что-н., а также вообще то, что заключает, несёт в себе что-н. (спец.).
Машинный н. информации. Частицы — носители тока. Ракета-н.
🔗
3)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
О человеке, личность которого приобрела символическое значение, принято при конце его
жизни
говорить, что вместе с ним уходит эпоха. Решусь сказать несколько иначе: с Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым от нас уходит невосстановимый
культурный
тип. Увы, таких людей, вероятно, мы больше не увидим.
В нём жила
память
прежде всего о том, что он успел застать и увидеть в самом конкретном и простом биографическом смысле. Им была прожита с сознательно зорким вниманием долгая жизнь <...> катаклизмов сменявших друг друга эпох: никогда не забуду, как в пору «перестройки» он при встрече сказал мне, что узнаёт в том, как разительно у людей вдруг переменились лица,
опыт
, уже пережитый им в отрочестве, в роковом 1917 году, и потому ждёт в самом близком будущем самых основательных перемен. Ну часто ли нам в те дни приходилось разговаривать с
носителем
живой и осознанной памяти о событиях, положивших более семидесяти лет тому назад начало циклу, который тогда как раз подходил к концу? В чьей ещё индивидуальной памяти круг сомкнулся так осязаемо? Здесь перед нами редкий случай, когда сама по себе продолжительность жизни из простого биографического обстоятельства претворяется в особый шанс для мысли.
Неслучайно в прежние времена, непохожие на наши, принято было говорить о мудрости седин, о сокровищнице опыта.
(По С. С. Аверинцеву)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Цель автора — сообщить научную информацию, для этого в тексте широко используются термины (
личность, катаклизмов, «перестройки»)
.
2) Наряду с метафорами (
уходит эпоха, о мудрости седин, о сокровищнице опыта
) в тексте употребляются эпитеты
(
невосстановимый культурный тип, с зорким вниманием, в роковом 1917 году
), что даёт возможность читателю понять, почему автора интересует личность Д.С. Лихачёва.
3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для устной речи: вопросительные предложения, причастные обороты, сложные предложения с различными видами связи.
4) Автор, знакомя читателей с личностью Д.С. Лихачёва, отказывается от эмоционально-оценочной лексики. Для точности и объективности информации об учёном используется только нейтральная лексика.
5) Текст относится к публицистическому стилю речи, его цели — поделиться с читателями общественно значимой информацией, показать роль учёного в сохранении культурной памяти, традиций в России.
🔗
4)
Укажите варианты ответов, в которых
верно
выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) навЕрх
2) средствА
3) вручИт
4) исчерпАть
5) балОванный
🔗
5)
В одном из приведённых ниже предложений
НЕВЕРНО
употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку,
подобрав к выделенному слову пароним
. Запишите подобранное слово.
Когда порции мороженого окончательно готовы и упакованы, они поступают в МОРОЗИЛЬНУЮ камеру, где примерно за полчаса замораживаются до температуры хранения минус 18-20 °С.
Книги по физике для школьников написаны выдающимися специалистами и одновременно ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫМИ популяризаторами науки.
Восприятие человеком цвета — целиком ЛИЧНОСТНОЕ явление, и передать словами свои цветовые ощущения так же трудно, как трудно передать ощущение вкуса.
Несмотря на зной, буйно цвели в саду георгины и розы; большой урожай дали огурцы, посаженные ранней весной в ДОБРОЙ теплице.
Удивляет умение некоторых животных НАДЕТЬ своеобразный маскарадный костюм и «прикинуться» не теми, кем они являются на самом деле.
🔗
6)
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,
исключив лишнее слово.
Выпишите это слово.
Другой альтернативой обычной фармакотерапии служит фитотерапия, то есть лечение растениями, поскольку извлечения из лекарственных растений проявляют целебные свойства.
🔗
7)
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку
и запишите слово правильно.
шесть ГЕКТАРОВ
вкусных ОЛАДЬЕВ
с ТЫСЯЧЕЙ рублей
в ОБОИХ случаях
шесть десятых ПРОЦЕНТА
🔗
8)
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение в построении сложного предложения
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Зимовка — это такой сезонный период в жизни рыб, когда резко снижается их активность, практически полностью прекращается потребление пищи, а обмен веществ в организме поддерживается за счёт накопленных жировых запасов летом.
2) Возможно, пауки не самые привлекательные создания, но их творение — паутина — не может не вызывать восхищения.
3) Благодаря словаря паронимов русского языка читатель сразу увидит разницу между «сторожем» — лесником и «заведующим лесным хозяйством» — лесничим, который растит лес.
4) Сфера применения вычислительной техники, быстро расширяясь, продвигалась в сторону решения традиционных практических задач в различных областях деятельности человека.
5) Изучая окружающий мир, человечеством скопированы многие из конструкторских находок природы, но такой сложный процесс, как прядение паутины, воспроизвести пока не удаётся.
6) В Древней Руси деревянная ложка была уже вполне привычным предметом, она упоминается в летописи «Повести временных лет», и речь в этом произведении идёт не только о деревянных, но и о серебряных ложках.
7) Хорошо известно, что цветы улучшают микроклимат, создают определённый комфорт и неповторимую обстановку, а для многих выращивание декоративных растений стало одним из видов творческого отдыха, доставляющего эстетическое наслаждение.
8) Все, кто когда-нибудь делал технические доклады (защита дипломного проекта или отчёт на научно-техническом совете), могут вспомнить, что подготовка качественного текста 15-минутного сообщения занимала не меньше одного-двух дней.
9) А.С. Попов сразу понял то, что его изобретение имеет практическое значение, и предложил использовать беспроводную связь для оперативной связи с кораблями в Балтийском море и Финском заливе для получения сообщений от судов, терпящих бедствие.
А
Б
В
Г
Д
🔗
9)
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) прикр..ватный, прик..сновение, ск..кать
2) выск..чка, доск..нально, прил..гательное
3) нат..реть, закл..нать, прим..рять (рубашку)
4) скр..пучая, подм..гнуть, шп..онаж
5) апл..дировать, к..ндуктор, задр..жала
🔗
10)
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пред..стория, без..дейный, об..ндеветь
2) пр..стать, пр..успеть, пр..подаватель
3) бе..смысленный, ра..чищать, во..пламеняться
4) пр..образ, раз..брать, пр..родина
5) батал..он, медвеж..я, в..ющийся
🔗
11)
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) сирен..вый, незатейл..вый
2) врем..чко, мелодич..ский
3) син..ватый, застр..вать
4) свеж..нький, реч..нка
5) бурла..кий, чуко..ский
🔗
12)
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) леле..щий, (волны) пен..тся
2) (фермеры) засе..т, (флаги) ре..т
3) стел..щийся, неприка..нный
4) помн..щий, (они) удосто..т
5) незамеч..нный, невид..мый
🔗
13)
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется
СЛИТНО.
Запишите номера ответов.
1) Образы прошедшего по-прежнему (НЕ)СПЕША поднимались, всплывали в его душе, мешаясь и путаясь с другими представлениями.
2) Обломов испытывал чувство мирной радости, оттого что он с девяти до трёх, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване, и гордился, что (НЕ)НАДО идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, воображению.
3) Сирени распустились разом после сильной ночной грозы, и даже куст никогда (НЕ)ЦВЕТШЕИ махровой сирени возле павильона зажёг маленький лиловый факел од-ной-единственной кисти.
4) Передо мной расстилалась совершенно (НЕ)ЗНАКОМАЯ местность.
5) Помнится, я видел однажды вечером, во время отлива, на плоском песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумевшего вдали, большую белую чайку: она сидела (НЕ)ПОДВИЖНО, подставив шелковистую грудь алому сиянию зари.
🔗
14)
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся
ЧЕРЕЗ ДЕФИС.
Запишите номера ответов.
1) ПОЧЕМУ(ТО) я сразу понял, что мы движемся в ЮГО(ЗАПАДНОМ) направлении.
2) Ледяной дождь со снегом бил в лицо, грудь, спину, грозя воспалением лёгких, ТАК(КАК) мы были одеты очень легко, (ПО)ВЕСЕННЕМУ.
3) Очевидно, каждому писателю полезно БЫЛО(БЫ) владеть КАКОЙ(НИБУДЬ) профессией.
4) ГДЕ(ТО) (В)ДАЛИ мерещился другой берег, но это могло быть и оптическим обманом.
5) По утрам с запада, ИЗ(ЗА) дальних бугров, выползала (ПЕПЕЛЬНО)СИНЯЯ туча.
🔗
15)
Укажите цифры, на месте которых пишется
НН.
Я постоя(1)о замечал, что произведение искусства глубже и проникнове(2)ее воспринимается не само по себе, а через призму жизне(3)ых впечатлений, через сопоставление того, что хотел сказать непревзойдё(4)ый мастер-художник, с личными переживаниями.
🔗
16)
Расставьте знаки препинания.
Укажите предложения, в которых нужно поставить
ОДНУ
запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Неизмеримые просторы воды создают глубину красок и сложный мир отражений и различного по силе и по углам падения солнечного света.
2) И капитан и корабль и команда были как будто нарочно подобраны по черноморским портам.
3) Культурой речи называют владение нормами устного и письменного литературного языка а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
4) Заимствованные слова подчиняются орфоэпическим нормам современного русского литературного языка и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении.
5) Публицистический стиль входит в группу книжных функциональных стилей русского литературного языка обслуживает сферу общественно-политических отношений.
🔗
17)
Расставьте знаки препинания
: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В сумерках корабль (1) занесённый снегом (2) и (3) освещённый огнём фонарей (4) казался нарядным и лёгким.
🔗
18)
Расставьте знаки препинания
: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Бог помочь (1) вам (2) друзья мои (3)
В заботах жизни, царской службы,
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!
Бог помочь (4) вам (5) друзья мои (6)
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море
И в мрачных пропастях земли!
(А.С. Пушкин)
🔗
19)
Расставьте знаки препинания
: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Река (1) вдоль берега (2) которой (3) пошли туристы (4) круто сворачивала вправо.
🔗
20)
Расставьте знаки препинания
: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Трагична судьба одной из первых английских экспедиций в Арктику (1) и (2) хотя отважным мореплавателям не удалось пройти Северным морским путём в Китай (3) они сумели решить другую важную задачу (4) которая связана с началом морской торговли с Россией.
🔗
21)
Найдите предложения, в которых
тире
ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)3емля эта богата и обильна, и имя её — Таймыр. (2)Пейзаж, предстающий за мутноватыми стёклами иллюминаторов, довольно однообразен. (З)Иногда машины оказывались над морем, внизу — штиль, с удалением от берега вода теряла свой серый цвет и вспыхивала синевой. (4)Временами вертолёты входили в облака и завесы тумана, тогда картинка за бортом исчезала и мы видели только ведущий вертолёт — борт 47 держался впереди и чуть левее нас. (5)В салоне заметно холодало — чувствовалось приближение настоящего Севера, пришлось утепляться. (6)К исходу четвёртого часа полёта из кабины пилотов вышел бортинженер Андрей Перминов, на его широком, добродушном лице сияла улыбка. (7) Мы прилипаем к стеклянному окошку и видим, что под нами остров, на берегу которого расположился небольшой поселок, состоящий в основном из 3-5-этажных зданий.
🔗
22)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)Принято считать, что литература человечества началась с древнего шумерского эпоса «Сказание о Гильгамеше». (2)Писалось это сочинение аж в третьем тысячелетии до нашей эры, и, следовательно, изящная словесность будет постарше египетских пирамид.
(3)С тех пор было написано великое множество книг, умных и дурацких, талантливых и не сказать чтобы отмеченных «искрой Божьей», которые (в том-то всё и дело) физически невозможно перечитать. (4)Спрашивается: а чего, собственно, ради скрипели перьями, может быть, миллионы людей, обременённых даром художественного слова, зачем они недосыпали-недоедали и мучились под пытками синтаксисом, если их сочинения обречены на безвестность, если книги, рождённой в ночной тиши, никогда не коснётся человеческая рука?
(5)С другой стороны, интересно: вот уже пять тысяч лет, как человечество не отстаёт от чтения, хотя у него хлопот, что называется, полон рот (тут тебе и бесконечные междоусобицы, и кризис неплатежей), а он всё почитывает на досуге, словно это, казалось бы, зряшное пристрастие злободневно. (6)Вроде бы и практического толка от этого занятия никакого: всё-таки книжку прочитать – это не то, что делянку под картошку вскопать или починить в доме электропроводку, вроде бы и без того жизнь коротка, как заячий хвост, и глаза портить не годится, и основные вопросы бытия давно закрыты, а людей всё тянет к печатному слову, точно в нём заключена какая-то великая благодать…
(7)Что до первого пункта, то ответ на него таков: люди, обременённые даром художественного слова, пишут потому, что есть такая болезнь – писатель и этот страдалец не может не сочинять. (8)Болезнь эта весьма распространённая, особенно у нас, в России, где писатель двести лет стоял наравне с апостолами, а теперь перешёл на положение городского дурачка, бездельника и недотёпы, который не умеет даже электричество починить.
(9)Другое дело, что бывает писатель, имеющий что сказать городу и миру. (10)А бывает писатель, который только и может, что в письменном виде поделиться с публикой своими наблюдениями над вечерней зарёй, характерами современников, а то и расцветкой бабочки махаона. (11)Но при этом ни того ни другого нимало не интересует, прочитают ли их писанину или не прочитают, признает публика искромётный талант творца или не признает, и даже им неважно, выйдет рукопись в свет или навеки упокоится в ящике письменного стола.
(12)По второму пункту: люди вот уже пять тысяч лет читают книги по той причине, что им от Бога вышло такое внушение – раз своего ума мало, если ты бесчувствен, как сапог, то потрудись освоить хотя бы часть корпуса великой литературы, чтобы приобщиться к великому знанию о жизни и о себе. (13)И ведь действительно: с мудрым автором связаться через печатное слово – это совсем не то, что выяснить по сотовому телефону у Саши или у Маши, что они кушали на обед; это совсем не то, что выслушать от матери нагоняй за бестолковость и нерадение.
(14)Исключительно по той причине, что большой писатель представляет собой феномен, что он есть высший подвид человека разумного, наделённого способностью мыслить и чувствовать, как никто, его сочинения непременно следует прочитать. (15)Лев Толстой нас вдохновит своим озарением: «Мне говорят, я несвободен, а я взял и поднял правую руку». (16)Чехов насторожит категорическим императивом: «В человеке всё должно быть прекрасно…» (17)В свою очередь, Достоевский нам сообщит: «Широк, слишком широк русский человек, я бы сузил» и «Красотою спасётся мир».
(18)Следовательно, люди испокон веков тянутся к дельной книге по той причине, что испытывают потребность в общении с самыми светлыми умами, и удовлетворить её не могут ни домашние, ни приятели, ни газеты. (19)Откуда взялась эта потребность, точно сказать нельзя, но можно предположить: таковая заключена в самой природе человека как пожизненного слушателя Высших курсов, как мыслителя и творца. (20)Словом, скорее всего прав поэт Бродский: «Человек – это то, что он читает». (21)По крайней мере, человек – это не так просто, как полагают материалисты, и мыслящие особи должны быть постоянно настороже.
(По В.А. Пьецуху*)
*Вячеслав Алексеевич Пьецух
(род. в 1946 г.) – советский и российский писатель.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) По мнению автора, большой писатель есть высший подвид человека разумного, наделённого особой способностью мыслить и чувствовать.
2) Писатель всегда в России был на положении городского дурачка, бездельника и недотёпы.
3) Все созданные человечеством книги невозможно перечитать физически.
4) Читатель обращается к книге, чтобы приобщиться к великому знанию о жизни и о себе.
5) Удовлетворить потребность человека в общении вполне могут домашние, приятели, газеты.
🔗
23)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)Принято считать, что литература человечества началась с древнего шумерского эпоса «Сказание о Гильгамеше». (2)Писалось это сочинение аж в третьем тысячелетии до нашей эры, и, следовательно, изящная словесность будет постарше египетских пирамид.
(3)С тех пор было написано великое множество книг, умных и дурацких, талантливых и не сказать чтобы отмеченных «искрой Божьей», которые (в том-то всё и дело) физически невозможно перечитать. (4)Спрашивается: а чего, собственно, ради скрипели перьями, может быть, миллионы людей, обременённых даром художественного слова, зачем они недосыпали-недоедали и мучились под пытками синтаксисом, если их сочинения обречены на безвестность, если книги, рождённой в ночной тиши, никогда не коснётся человеческая рука?
(5)С другой стороны, интересно: вот уже пять тысяч лет, как человечество не отстаёт от чтения, хотя у него хлопот, что называется, полон рот (тут тебе и бесконечные междоусобицы, и кризис неплатежей), а он всё почитывает на досуге, словно это, казалось бы, зряшное пристрастие злободневно. (6)Вроде бы и практического толка от этого занятия никакого: всё-таки книжку прочитать – это не то, что делянку под картошку вскопать или починить в доме электропроводку, вроде бы и без того жизнь коротка, как заячий хвост, и глаза портить не годится, и основные вопросы бытия давно закрыты, а людей всё тянет к печатному слову, точно в нём заключена какая-то великая благодать…
(7)Что до первого пункта, то ответ на него таков: люди, обременённые даром художественного слова, пишут потому, что есть такая болезнь – писатель и этот страдалец не может не сочинять. (8)Болезнь эта весьма распространённая, особенно у нас, в России, где писатель двести лет стоял наравне с апостолами, а теперь перешёл на положение городского дурачка, бездельника и недотёпы, который не умеет даже электричество починить.
(9)Другое дело, что бывает писатель, имеющий что сказать городу и миру. (10)А бывает писатель, который только и может, что в письменном виде поделиться с публикой своими наблюдениями над вечерней зарёй, характерами современников, а то и расцветкой бабочки махаона. (11)Но при этом ни того ни другого нимало не интересует, прочитают ли их писанину или не прочитают, признает публика искромётный талант творца или не признает, и даже им неважно, выйдет рукопись в свет или навеки упокоится в ящике письменного стола.
(12)По второму пункту: люди вот уже пять тысяч лет читают книги по той причине, что им от Бога вышло такое внушение – раз своего ума мало, если ты бесчувствен, как сапог, то потрудись освоить хотя бы часть корпуса великой литературы, чтобы приобщиться к великому знанию о жизни и о себе. (13)И ведь действительно: с мудрым автором связаться через печатное слово – это совсем не то, что выяснить по сотовому телефону у Саши или у Маши, что они кушали на обед; это совсем не то, что выслушать от матери нагоняй за бестолковость и нерадение.
(14)Исключительно по той причине, что большой писатель представляет собой феномен, что он есть высший подвид человека разумного, наделённого способностью мыслить и чувствовать, как никто, его сочинения непременно следует прочитать. (15)Лев Толстой нас вдохновит своим озарением: «Мне говорят, я несвободен, а я взял и поднял правую руку». (16)Чехов насторожит категорическим императивом: «В человеке всё должно быть прекрасно…» (17)В свою очередь, Достоевский нам сообщит: «Широк, слишком широк русский человек, я бы сузил» и «Красотою спасётся мир».
(18)Следовательно, люди испокон веков тянутся к дельной книге по той причине, что испытывают потребность в общении с самыми светлыми умами, и удовлетворить её не могут ни домашние, ни приятели, ни газеты. (19)Откуда взялась эта потребность, точно сказать нельзя, но можно предположить: таковая заключена в самой природе человека как пожизненного слушателя Высших курсов, как мыслителя и творца. (20)Словом, скорее всего прав поэт Бродский: «Человек – это то, что он читает». (21)По крайней мере, человек – это не так просто, как полагают материалисты, и мыслящие особи должны быть постоянно настороже.
(По В.А. Пьецуху*)
*Вячеслав Алексеевич Пьецух
(род. в 1946 г.) – советский и российский писатель.
Какие из перечисленных утверждений являются
ошибочными
? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 3, 4 содержится рассуждение.
2) Предложение 8 поясняет содержание предложения 7.
3) Предложения 9 и 10 противопоставлены по содержанию.
4) В предложениях 12, 13 представлено описание.
5) Предложение 21 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 19.
🔗
24)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)Принято считать, что литература человечества началась с древнего шумерского эпоса «Сказание о Гильгамеше». (2)Писалось это сочинение аж в третьем тысячелетии до нашей эры, и, следовательно, изящная словесность будет постарше египетских пирамид.
(3)С тех пор было написано великое множество книг, умных и дурацких, талантливых и не сказать чтобы отмеченных «искрой Божьей», которые (в том-то всё и дело) физически невозможно перечитать. (4)Спрашивается: а чего, собственно, ради скрипели перьями, может быть, миллионы людей, обременённых даром художественного слова, зачем они недосыпали-недоедали и мучились под пытками синтаксисом, если их сочинения обречены на безвестность, если книги, рождённой в ночной тиши, никогда не коснётся человеческая рука?
(5)С другой стороны, интересно: вот уже пять тысяч лет, как человечество не отстаёт от чтения, хотя у него хлопот, что называется, полон рот (тут тебе и бесконечные междоусобицы, и кризис неплатежей), а он всё почитывает на досуге, словно это, казалось бы, зряшное пристрастие злободневно. (6)Вроде бы и практического толка от этого занятия никакого: всё-таки книжку прочитать – это не то, что делянку под картошку вскопать или починить в доме электропроводку, вроде бы и без того жизнь коротка, как заячий хвост, и глаза портить не годится, и основные вопросы бытия давно закрыты, а людей всё тянет к печатному слову, точно в нём заключена какая-то великая благодать…
(7)Что до первого пункта, то ответ на него таков: люди, обременённые даром художественного слова, пишут потому, что есть такая болезнь – писатель и этот страдалец не может не сочинять. (8)Болезнь эта весьма распространённая, особенно у нас, в России, где писатель двести лет стоял наравне с апостолами, а теперь перешёл на положение городского дурачка, бездельника и недотёпы, который не умеет даже электричество починить.
(9)Другое дело, что бывает писатель, имеющий что сказать городу и миру. (10)А бывает писатель, который только и может, что в письменном виде поделиться с публикой своими наблюдениями над вечерней зарёй, характерами современников, а то и расцветкой бабочки махаона. (11)Но при этом ни того ни другого нимало не интересует, прочитают ли их писанину или не прочитают, признает публика искромётный талант творца или не признает, и даже им неважно, выйдет рукопись в свет или навеки упокоится в ящике письменного стола.
(12)По второму пункту: люди вот уже пять тысяч лет читают книги по той причине, что им от Бога вышло такое внушение – раз своего ума мало, если ты бесчувствен, как сапог, то потрудись освоить хотя бы часть корпуса великой литературы, чтобы приобщиться к великому знанию о жизни и о себе. (13)И ведь действительно: с мудрым автором связаться через печатное слово – это совсем не то, что выяснить по сотовому телефону у Саши или у Маши, что они кушали на обед; это совсем не то, что выслушать от матери нагоняй за бестолковость и нерадение.
(14)Исключительно по той причине, что большой писатель представляет собой феномен, что он есть высший подвид человека разумного, наделённого способностью мыслить и чувствовать, как никто, его сочинения непременно следует прочитать. (15)Лев Толстой нас вдохновит своим озарением: «Мне говорят, я несвободен, а я взял и поднял правую руку». (16)Чехов насторожит категорическим императивом: «В человеке всё должно быть прекрасно…» (17)В свою очередь, Достоевский нам сообщит: «Широк, слишком широк русский человек, я бы сузил» и «Красотою спасётся мир».
(18)Следовательно, люди испокон веков тянутся к дельной книге по той причине, что испытывают потребность в общении с самыми светлыми умами, и удовлетворить её не могут ни домашние, ни приятели, ни газеты. (19)Откуда взялась эта потребность, точно сказать нельзя, но можно предположить: таковая заключена в самой природе человека как пожизненного слушателя Высших курсов, как мыслителя и творца. (20)Словом, скорее всего прав поэт Бродский: «Человек – это то, что он читает». (21)По крайней мере, человек – это не так просто, как полагают материалисты, и мыслящие особи должны быть постоянно настороже.
(По В.А. Пьецуху*)
*Вячеслав Алексеевич Пьецух
(род. в 1946 г.) – советский и российский писатель.
Из предложения 5 выпишите один фразеологизм.
🔗
25)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)Принято считать, что литература человечества началась с древнего шумерского эпоса «Сказание о Гильгамеше». (2)Писалось это сочинение аж в третьем тысячелетии до нашей эры, и, следовательно, изящная словесность будет постарше египетских пирамид.
(3)С тех пор было написано великое множество книг, умных и дурацких, талантливых и не сказать чтобы отмеченных «искрой Божьей», которые (в том-то всё и дело) физически невозможно перечитать. (4)Спрашивается: а чего, собственно, ради скрипели перьями, может быть, миллионы людей, обременённых даром художественного слова, зачем они недосыпали-недоедали и мучились под пытками синтаксисом, если их сочинения обречены на безвестность, если книги, рождённой в ночной тиши, никогда не коснётся человеческая рука?
(5)С другой стороны, интересно: вот уже пять тысяч лет, как человечество не отстаёт от чтения, хотя у него хлопот, что называется, полон рот (тут тебе и бесконечные междоусобицы, и кризис неплатежей), а он всё почитывает на досуге, словно это, казалось бы, зряшное пристрастие злободневно. (6)Вроде бы и практического толка от этого занятия никакого: всё-таки книжку прочитать – это не то, что делянку под картошку вскопать или починить в доме электропроводку, вроде бы и без того жизнь коротка, как заячий хвост, и глаза портить не годится, и основные вопросы бытия давно закрыты, а людей всё тянет к печатному слову, точно в нём заключена какая-то великая благодать…
(7)Что до первого пункта, то ответ на него таков: люди, обременённые даром художественного слова, пишут потому, что есть такая болезнь – писатель и этот страдалец не может не сочинять. (8)Болезнь эта весьма распространённая, особенно у нас, в России, где писатель двести лет стоял наравне с апостолами, а теперь перешёл на положение городского дурачка, бездельника и недотёпы, который не умеет даже электричество починить.
(9)Другое дело, что бывает писатель, имеющий что сказать городу и миру. (10)А бывает писатель, который только и может, что в письменном виде поделиться с публикой своими наблюдениями над вечерней зарёй, характерами современников, а то и расцветкой бабочки махаона. (11)Но при этом ни того ни другого нимало не интересует, прочитают ли их писанину или не прочитают, признает публика искромётный талант творца или не признает, и даже им неважно, выйдет рукопись в свет или навеки упокоится в ящике письменного стола.
(12)По второму пункту: люди вот уже пять тысяч лет читают книги по той причине, что им от Бога вышло такое внушение – раз своего ума мало, если ты бесчувствен, как сапог, то потрудись освоить хотя бы часть корпуса великой литературы, чтобы приобщиться к великому знанию о жизни и о себе. (13)И ведь действительно: с мудрым автором связаться через печатное слово – это совсем не то, что выяснить по сотовому телефону у Саши или у Маши, что они кушали на обед; это совсем не то, что выслушать от матери нагоняй за бестолковость и нерадение.
(14)Исключительно по той причине, что большой писатель представляет собой феномен, что он есть высший подвид человека разумного, наделённого способностью мыслить и чувствовать, как никто, его сочинения непременно следует прочитать. (15)Лев Толстой нас вдохновит своим озарением: «Мне говорят, я несвободен, а я взял и поднял правую руку». (16)Чехов насторожит категорическим императивом: «В человеке всё должно быть прекрасно…» (17)В свою очередь, Достоевский нам сообщит: «Широк, слишком широк русский человек, я бы сузил» и «Красотою спасётся мир».
(18)Следовательно, люди испокон веков тянутся к дельной книге по той причине, что испытывают потребность в общении с самыми светлыми умами, и удовлетворить её не могут ни домашние, ни приятели, ни газеты. (19)Откуда взялась эта потребность, точно сказать нельзя, но можно предположить: таковая заключена в самой природе человека как пожизненного слушателя Высших курсов, как мыслителя и творца. (20)Словом, скорее всего прав поэт Бродский: «Человек – это то, что он читает». (21)По крайней мере, человек – это не так просто, как полагают материалисты, и мыслящие особи должны быть постоянно настороже.
(По В.А. Пьецуху*)
*Вячеслав Алексеевич Пьецух
(род. в 1946 г.) – советский и российский писатель.
Среди предложений 15–21 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
🔗
26)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)Принято считать, что литература человечества началась с древнего шумерского эпоса «Сказание о Гильгамеше». (2)Писалось это сочинение аж в третьем тысячелетии до нашей эры, и, следовательно, изящная словесность будет постарше египетских пирамид.
(3)С тех пор было написано великое множество книг, умных и дурацких, талантливых и не сказать чтобы отмеченных «искрой Божьей», которые (в том-то всё и дело) физически невозможно перечитать. (4)Спрашивается: а чего, собственно, ради скрипели перьями, может быть, миллионы людей, обременённых даром художественного слова, зачем они недосыпали-недоедали и мучились под пытками синтаксисом, если их сочинения обречены на безвестность, если книги, рождённой в ночной тиши, никогда не коснётся человеческая рука?
(5)С другой стороны, интересно: вот уже пять тысяч лет, как человечество не отстаёт от чтения, хотя у него хлопот, что называется, полон рот (тут тебе и бесконечные междоусобицы, и кризис неплатежей), а он всё почитывает на досуге, словно это, казалось бы, зряшное пристрастие злободневно. (6)Вроде бы и практического толка от этого занятия никакого: всё-таки книжку прочитать – это не то, что делянку под картошку вскопать или починить в доме электропроводку, вроде бы и без того жизнь коротка, как заячий хвост, и глаза портить не годится, и основные вопросы бытия давно закрыты, а людей всё тянет к печатному слову, точно в нём заключена какая-то великая благодать…
(7)Что до первого пункта, то ответ на него таков: люди, обременённые даром художественного слова, пишут потому, что есть такая болезнь – писатель и этот страдалец не может не сочинять. (8)Болезнь эта весьма распространённая, особенно у нас, в России, где писатель двести лет стоял наравне с апостолами, а теперь перешёл на положение городского дурачка, бездельника и недотёпы, который не умеет даже электричество починить.
(9)Другое дело, что бывает писатель, имеющий что сказать городу и миру. (10)А бывает писатель, который только и может, что в письменном виде поделиться с публикой своими наблюдениями над вечерней зарёй, характерами современников, а то и расцветкой бабочки махаона. (11)Но при этом ни того ни другого нимало не интересует, прочитают ли их писанину или не прочитают, признает публика искромётный талант творца или не признает, и даже им неважно, выйдет рукопись в свет или навеки упокоится в ящике письменного стола.
(12)По второму пункту: люди вот уже пять тысяч лет читают книги по той причине, что им от Бога вышло такое внушение – раз своего ума мало, если ты бесчувствен, как сапог, то потрудись освоить хотя бы часть корпуса великой литературы, чтобы приобщиться к великому знанию о жизни и о себе. (13)И ведь действительно: с мудрым автором связаться через печатное слово – это совсем не то, что выяснить по сотовому телефону у Саши или у Маши, что они кушали на обед; это совсем не то, что выслушать от матери нагоняй за бестолковость и нерадение.
(14)Исключительно по той причине, что большой писатель представляет собой феномен, что он есть высший подвид человека разумного, наделённого способностью мыслить и чувствовать, как никто, его сочинения непременно следует прочитать. (15)Лев Толстой нас вдохновит своим озарением: «Мне говорят, я несвободен, а я взял и поднял правую руку». (16)Чехов насторожит категорическим императивом: «В человеке всё должно быть прекрасно…» (17)В свою очередь, Достоевский нам сообщит: «Широк, слишком широк русский человек, я бы сузил» и «Красотою спасётся мир».
(18)Следовательно, люди испокон веков тянутся к дельной книге по той причине, что испытывают потребность в общении с самыми светлыми умами, и удовлетворить её не могут ни домашние, ни приятели, ни газеты. (19)Откуда взялась эта потребность, точно сказать нельзя, но можно предположить: таковая заключена в самой природе человека как пожизненного слушателя Высших курсов, как мыслителя и творца. (20)Словом, скорее всего прав поэт Бродский: «Человек – это то, что он читает». (21)По крайней мере, человек – это не так просто, как полагают материалисты, и мыслящие особи должны быть постоянно настороже.
(По В.А. Пьецуху*)
*Вячеслав Алексеевич Пьецух
(род. в 1946 г.) – советский и российский писатель.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.
«Размышления автора текста В.А. Пьецуха о писателях и читателях подчинены строгой логике. Отследить её нам помогают синтаксическое средство – (А)__________ (в предложениях 3, 5) и приём – (Б)__________ (в предложениях 15–17). Нередко автор прибегает к такому лексическому средству, как (В)__________ («аж» в предложении 2, «дурацких» в предложении 3, «зряшное» в предложении 5, «писанину» в предложении 11). Ярче выразить свою мысль автору помогают тропы, среди которых (Г)__________ («мучились под пытками синтаксисом» в предложении 4)».
Список терминов:
1) эпитет
2) разговорные и просторечные слова
3) восклицательные предложения
4) ирония
5) вводные и вставные конструкции
6) парцелляция
7) цитирование
8) синонимы
9) антонимы
А
Б
В
Г
🔗