Русский язык, ЕГЭ
(current)
Русский язык, ОГЭ
Обществознание
ЕГЭ
ОГЭ
Статьи
О проекте
Тест 15. Часть 2. ОГЭ по русскому языку
1)
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Все огнедышащие горы-вулканы зовутся так в честь древнеримского бога Вулкана. (2)Под землёй температура настолько высокая, что плавится даже камень. (3)Этот жидкий раскалённый камень, который называется магмой, со всех сторон зажат огромными каменными плитами и постоянно ищет выход. (4)Иногда магме удаётся где-нибудь проломить плиту или проскользнуть в щель, тогда раскалённый камень рвётся наружу, как пар из чайника. (5)Вместе с магмой вырываются на волю пепел и каменные глыбы — так происходит извержение вулкана, при котором могут погибнуть люди.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена
грамматическая основа
в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) зовутся (предложение 1)
2) температура высокая(предложение 2)
3) называется магмой (предложение 3)
4) удаётся (предложение 4)
5) вырываются на волю (предложение 5)
🔗
2)
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Все огнедышащие горы-вулканы зовутся так в честь древнеримского бога Вулкана. (2)Под землёй температура настолько высокая, что плавится даже камень. (3)Этот жидкий раскалённый камень, который называется магмой, со всех сторон зажат огромными каменными плитами и постоянно ищет выход. (4)Иногда магме удаётся где-нибудь проломить плиту или проскользнуть в щель, тогда раскалённый камень рвётся наружу, как пар из чайника. (5)Вместе с магмой вырываются на волю пепел и каменные глыбы — так происходит извержение вулкана, при котором могут погибнуть люди.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 простое односоставное.
2) Предложение 2 сложное с обстоятельственным придаточным меры и степени.
3) В предложении 3 три грамматические основы.
4) Вторая часть предложения 4 осложнена обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом.
5) Предложение 5 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
🔗
3)
Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
Б) Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь
В) Запятая ставится между частями сложного предложения.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Месяц, чётко оттеняемый сумраком, бледнел над тёмным лесом.
2) Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки.
3) А я думал: «Какой это тяжелый и ленивый малый!»
4) Скажи ты ей два слова, и она спасена.
5) Окружающий нас мир предстает перед человеком во всем его великолепии.
А
Б
В
🔗
4)
Расставьте знаки препинания.
Укажите цифры, на месте которых должно стоять
тире.
Страшная буря рвалась и свистела (1) между колёсами вагонов. Вагоны (2) столбы (3) люди (4) всё (5) что было видно (6) было занесено снегом и заносилось всё больше. «Сюда (7) пожалуйста!» (8) кричали разные голоса (9) и пробегали мимо люди.
🔗
5)
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1)
СПИСАТЬ
— пишется приставка С- перед глухим согласным.
2)
КУПАЕТСЯ
— в неопределённой форме глагола, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?, буква Ь не пишется.
3) (говорил)
ПЕВУЧЕ
— в суффиксе наречия после шипящего под ударением пишется буква Е.
4)
СТЕКОЛЬЩИК
— буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.
5)
ЗАМОЧЕК
— в имени существительном пишется суффикс -ЕК-, потому что при склонении слова гласный Е выпадает.
🔗
6)
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква
И
.
Отец Федор улыбнулся и, довольно торопливо, вн..
(1)
мательно глядя на себя в зеркало, начал подстр..
(2)
гать свою благообразную бороду. Волосы сыпались на пол, ножн..
(3)
цы скр..
(4)
пели, и через пять минут отец Федор уб..
(5)
дился, что подстригать бороду он сов..
(6)
ршенно не умеет.
🔗
7)
Раскройте скобки и запишите слово
«адрес»
в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Взял их (адрес) в надежде, что проездом к месту службы в Свердловске на вокзале я встречусь с ними.
🔗
8)
Замените словосочетание
«пустые хлопоты»
, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью
примыкание.
Напишите получившееся словосочетание.
🔗
9)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)Мария Нарышкина родом из глухого, забросанного песками городка Астраханской губернии. (2)С детства Мария видела волнующиеся от легчайшего ветра песчаные степи прикаспийского края, караваны верблюдов, уходящих в Персию, загорелых купцов, охрипших от песчаной пудры, и дома в восторженном исступлении читала географические книжки отца. (3)Пустыня была её родиной, а география — поэзией.
(4)По примеру отца девушка закончила педагогический институт. (5)Марию Никифоровну назначили учительницей в дальний район — село Хошутово, на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней.
(6)Первый раз видела Мария Никифоровна настоящую бурю в глубине пустыни.
(7)Хошутово было почти совсем занесено песком. (8)На улицах лежали целые сугробы мельчайшего беловатого песка, надутого с плоскогорий Памира. (9)Песок подходил к подоконникам домов, лежал буграми на дворах и точил дыхание людей. (10)Всюду стояли лопаты, и каждый день крестьяне работали, очищая усадьбы от песчаных заносов. (11)Мария Никифоровна увидела тяжкий и почти ненужный труд, потому что расчищенные места снова заваливались песком, увидела молчаливую бедность и смиренное отчаяние.
(12)Крестьяне на школу глядели равнодушно, она им была не нужна в их положении. (13)И Мария Никифоровна догадалась: в школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю.
(14)Тогда она созвала крестьян в школу и рассказала им про своё намерение. (15)Крестьяне ей не поверили, но сказали, что дело это славное. (16)В округе (Округ — административное подразделение государственной территории.) учительнице дали книги и посоветовали самой преподавать песчаное дело.
(17)Прошло два года. (18)С большим трудом к концу первого лета удалось Марии Никифоровне убедить крестьян устраивать каждый год добровольные общественные работы — месяц весной и месяц осенью.
(19)И уже через год Хошутова было не узнать. (20)Растительные посадки защитными полосами зеленели вокруг орошаемых огородов, длинными лентами окружили Хошутово со стороны ветров пустыни.
(21)Около школы Мария Никифоровна задумала устроить сосновый питомник, чтобы перейти уже к решительной борьбе с пустыней. (22)Учительница вычитала, что посевы, заключённые меж полосами сосновых насаждений, дают удвоенные и утроенные урожаи, потому что дерево бережёт снежную влагу и хранит растение от истощения горячим ветром. (23)Даже кустарниковые посадки увеличили намного урожай трав, а сосна — дерево попрочней.
(24)Хошутово издавна страдало от недостатка топлива. (25)Теперь кустарник дал жителям топливо и прут, из которого они научились делать корзины, ящички, а особо искусные — даже стулья, столы и прочую мебель.
(26)Пустыня понемногу зеленела и становилась приветливей. (27)Школа Марии Никифоровны всегда была полна не только детьми, но и взрослыми, которые слушали чтение учительницы про мудрость жить в песчаной степи.
(28)Через несколько лет учительницу вызвали в округ и сказали:
— Знаете что, Мария Никифоровна, пожалуй, теперь в Хошутове обойдутся и без вас.
— (29)Это как же? — изумилась учительница.
— (30)А так: население уже обучилось бороться с песками. (31)А вы не согласились бы перевестись в Сафуту?
— (32)Что это за Сафута? — спросила Мария Никифоровна.
— (33)Сафута — тоже село, — ответил начальник. — (34)Если бы вы, Мария Никифоровна, поехали в Сафуту и обучили бы местное население культуре песков, тогда Сафута привлекла бы к себе и других, а те, кто уже поселился там, не разбежались бы. (35)Вы понимаете меня теперь, Мария Никифоровна?.. (36)Кстати, мы давно не можем найти кандидата в Сафуту: глушь, даль — все отказываются. (37)Как вы на это смотрите, Мария Никифоровна?..
(38) Мария Никифоровна задумалась: «Неужели молодость придётся похоронить в песчаной пустыне и умереть в кустарнике, считая это полумёртвое деревцо в пустыне лучшим для себя памятником и высшей славой жизни?..»
(39) Потом Мария Никифоровна поняла всю безысходную судьбу людей, зажатых в барханы песков, и сказала удовлетворённо:
— Ладно. (40)Я согласна... (41)Постараюсь приехать к вам через пятьдесят лет старушкой... (42)Приеду не по песку, а по лесной дороге. (43)Дожидайтесь!
(44)Начальник в удивленье подошёл к ней:
— Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой. (45)Пустыня — будущий мир, а люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево...
(По А. Платонову*)
* Платонов Андрей
(настоящее имя — Андрей Платонович Климентов, 1899-1951) — русский советский писатель, поэт и публицист, драматург, киносценарист, военный корреспондент.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Мария Нарышкина впервые в Хошутове увидела пустыню и беды, которые она приносит людям.
2) Мария Никифоровна решила сделать в школе главным предметом борьбу с песками.
3) Через несколько лет жители села во главе с учительницей заставили пустыню отступить: земли зазеленели, решилась проблема с нехваткой топлива, крестьяне освоили новое ремесло.
4) Сначала учительница сомневалась, ехать ли ей работать в новое село: она не хотела потратить всю свою молодость на борьбу с пустыней.
5) Мария Никифоровна вернулась в округ только через пятьдесят лет по лесной дороге.
🔗
10)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)Мария Нарышкина родом из глухого, забросанного песками городка Астраханской губернии. (2)С детства Мария видела волнующиеся от легчайшего ветра песчаные степи прикаспийского края, караваны верблюдов, уходящих в Персию, загорелых купцов, охрипших от песчаной пудры, и дома в восторженном исступлении читала географические книжки отца. (3)Пустыня была её родиной, а география — поэзией.
(4)По примеру отца девушка закончила педагогический институт. (5)Марию Никифоровну назначили учительницей в дальний район — село Хошутово, на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней.
(6)Первый раз видела Мария Никифоровна настоящую бурю в глубине пустыни.
(7)Хошутово было почти совсем занесено песком. (8)На улицах лежали целые сугробы мельчайшего беловатого песка, надутого с плоскогорий Памира. (9)Песок подходил к подоконникам домов, лежал буграми на дворах и точил дыхание людей. (10)Всюду стояли лопаты, и каждый день крестьяне работали, очищая усадьбы от песчаных заносов. (11)Мария Никифоровна увидела тяжкий и почти ненужный труд, потому что расчищенные места снова заваливались песком, увидела молчаливую бедность и смиренное отчаяние.
(12)Крестьяне на школу глядели равнодушно, она им была не нужна в их положении. (13)И Мария Никифоровна догадалась: в школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю.
(14)Тогда она созвала крестьян в школу и рассказала им про своё намерение. (15)Крестьяне ей не поверили, но сказали, что дело это славное. (16)В округе (Округ — административное подразделение государственной территории.) учительнице дали книги и посоветовали самой преподавать песчаное дело.
(17)Прошло два года. (18)С большим трудом к концу первого лета удалось Марии Никифоровне убедить крестьян устраивать каждый год добровольные общественные работы — месяц весной и месяц осенью.
(19)И уже через год Хошутова было не узнать. (20)Растительные посадки защитными полосами зеленели вокруг орошаемых огородов, длинными лентами окружили Хошутово со стороны ветров пустыни.
(21)Около школы Мария Никифоровна задумала устроить сосновый питомник, чтобы перейти уже к решительной борьбе с пустыней. (22)Учительница вычитала, что посевы, заключённые меж полосами сосновых насаждений, дают удвоенные и утроенные урожаи, потому что дерево бережёт снежную влагу и хранит растение от истощения горячим ветром. (23)Даже кустарниковые посадки увеличили намного урожай трав, а сосна — дерево попрочней.
(24)Хошутово издавна страдало от недостатка топлива. (25)Теперь кустарник дал жителям топливо и прут, из которого они научились делать корзины, ящички, а особо искусные — даже стулья, столы и прочую мебель.
(26)Пустыня понемногу зеленела и становилась приветливей. (27)Школа Марии Никифоровны всегда была полна не только детьми, но и взрослыми, которые слушали чтение учительницы про мудрость жить в песчаной степи.
(28)Через несколько лет учительницу вызвали в округ и сказали:
— Знаете что, Мария Никифоровна, пожалуй, теперь в Хошутове обойдутся и без вас.
— (29)Это как же? — изумилась учительница.
— (30)А так: население уже обучилось бороться с песками. (31)А вы не согласились бы перевестись в Сафуту?
— (32)Что это за Сафута? — спросила Мария Никифоровна.
— (33)Сафута — тоже село, — ответил начальник. — (34)Если бы вы, Мария Никифоровна, поехали в Сафуту и обучили бы местное население культуре песков, тогда Сафута привлекла бы к себе и других, а те, кто уже поселился там, не разбежались бы. (35)Вы понимаете меня теперь, Мария Никифоровна?.. (36)Кстати, мы давно не можем найти кандидата в Сафуту: глушь, даль — все отказываются. (37)Как вы на это смотрите, Мария Никифоровна?..
(38) Мария Никифоровна задумалась: «Неужели молодость придётся похоронить в песчаной пустыне и умереть в кустарнике, считая это полумёртвое деревцо в пустыне лучшим для себя памятником и высшей славой жизни?..»
(39) Потом Мария Никифоровна поняла всю безысходную судьбу людей, зажатых в барханы песков, и сказала удовлетворённо:
— Ладно. (40)Я согласна... (41)Постараюсь приехать к вам через пятьдесят лет старушкой... (42)Приеду не по песку, а по лесной дороге. (43)Дожидайтесь!
(44)Начальник в удивленье подошёл к ней:
— Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой. (45)Пустыня — будущий мир, а люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево...
(По А. Платонову*)
* Платонов Андрей
(настоящее имя — Андрей Платонович Климентов, 1899-1951) — русский советский писатель, поэт и публицист, драматург, киносценарист, военный корреспондент.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является
метафора.
1) Пустыня была её родиной, а география — поэзией.
2) Песок подходил к подоконникам домов, лежал буграми на дворах и точил дыхание людей.
3) Мария Никифоровна увидела тяжкий и почти ненужный труд, потому что расчищенные места снова заваливались песком, увидела молчаливую бедность и смиренное отчаяние.
4) Школа Марии Никифоровны всегда была полна не только детьми, но и взрослыми, которые слушали чтение учительницы про мудрость жить в песчаной степи.
5) Мария Никифоровна задумалась: «Неужели молодость придётся похоронить в песчаной пустыне и умереть в кустарнике?..»
🔗
11)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)Мария Нарышкина родом из глухого, забросанного песками городка Астраханской губернии. (2)С детства Мария видела волнующиеся от легчайшего ветра песчаные степи прикаспийского края, караваны верблюдов, уходящих в Персию, загорелых купцов, охрипших от песчаной пудры, и дома в восторженном исступлении читала географические книжки отца. (3)Пустыня была её родиной, а география — поэзией.
(4)По примеру отца девушка закончила педагогический институт. (5)Марию Никифоровну назначили учительницей в дальний район — село Хошутово, на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней.
(6)Первый раз видела Мария Никифоровна настоящую бурю в глубине пустыни.
(7)Хошутово было почти совсем занесено песком. (8)На улицах лежали целые сугробы мельчайшего беловатого песка, надутого с плоскогорий Памира. (9)Песок подходил к подоконникам домов, лежал буграми на дворах и точил дыхание людей. (10)Всюду стояли лопаты, и каждый день крестьяне работали, очищая усадьбы от песчаных заносов. (11)Мария Никифоровна увидела тяжкий и почти ненужный труд, потому что расчищенные места снова заваливались песком, увидела молчаливую бедность и смиренное отчаяние.
(12)Крестьяне на школу глядели равнодушно, она им была не нужна в их положении. (13)И Мария Никифоровна догадалась: в школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю.
(14)Тогда она созвала крестьян в школу и рассказала им про своё намерение. (15)Крестьяне ей не поверили, но сказали, что дело это славное. (16)В округе (Округ — административное подразделение государственной территории.) учительнице дали книги и посоветовали самой преподавать песчаное дело.
(17)Прошло два года. (18)С большим трудом к концу первого лета удалось Марии Никифоровне убедить крестьян устраивать каждый год добровольные общественные работы — месяц весной и месяц осенью.
(19)И уже через год Хошутова было не узнать. (20)Растительные посадки защитными полосами зеленели вокруг орошаемых огородов, длинными лентами окружили Хошутово со стороны ветров пустыни.
(21)Около школы Мария Никифоровна задумала устроить сосновый питомник, чтобы перейти уже к решительной борьбе с пустыней. (22)Учительница вычитала, что посевы, заключённые меж полосами сосновых насаждений, дают удвоенные и утроенные урожаи, потому что дерево бережёт снежную влагу и хранит растение от истощения горячим ветром. (23)Даже кустарниковые посадки увеличили намного урожай трав, а сосна — дерево попрочней.
(24)Хошутово издавна страдало от недостатка топлива. (25)Теперь кустарник дал жителям топливо и прут, из которого они научились делать корзины, ящички, а особо искусные — даже стулья, столы и прочую мебель.
(26)Пустыня понемногу зеленела и становилась приветливей. (27)Школа Марии Никифоровны всегда была полна не только детьми, но и взрослыми, которые слушали чтение учительницы про мудрость жить в песчаной степи.
(28)Через несколько лет учительницу вызвали в округ и сказали:
— Знаете что, Мария Никифоровна, пожалуй, теперь в Хошутове обойдутся и без вас.
— (29)Это как же? — изумилась учительница.
— (30)А так: население уже обучилось бороться с песками. (31)А вы не согласились бы перевестись в Сафуту?
— (32)Что это за Сафута? — спросила Мария Никифоровна.
— (33)Сафута — тоже село, — ответил начальник. — (34)Если бы вы, Мария Никифоровна, поехали в Сафуту и обучили бы местное население культуре песков, тогда Сафута привлекла бы к себе и других, а те, кто уже поселился там, не разбежались бы. (35)Вы понимаете меня теперь, Мария Никифоровна?.. (36)Кстати, мы давно не можем найти кандидата в Сафуту: глушь, даль — все отказываются. (37)Как вы на это смотрите, Мария Никифоровна?..
(38) Мария Никифоровна задумалась: «Неужели молодость придётся похоронить в песчаной пустыне и умереть в кустарнике, считая это полумёртвое деревцо в пустыне лучшим для себя памятником и высшей славой жизни?..»
(39) Потом Мария Никифоровна поняла всю безысходную судьбу людей, зажатых в барханы песков, и сказала удовлетворённо:
— Ладно. (40)Я согласна... (41)Постараюсь приехать к вам через пятьдесят лет старушкой... (42)Приеду не по песку, а по лесной дороге. (43)Дожидайтесь!
(44)Начальник в удивленье подошёл к ней:
— Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой. (45)Пустыня — будущий мир, а люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево...
(По А. Платонову*)
* Платонов Андрей
(настоящее имя — Андрей Платонович Климентов, 1899-1951) — русский советский писатель, поэт и публицист, драматург, киносценарист, военный корреспондент.
Найдите в предложениях 33-37 слово, которое употреблено в значении «лицо, которое предполагается к избранию или приёму куда-нибудь». Напишите это слово.
🔗