Тест 15. Часть 2. ОГЭ по русскому языку


Тест 15. Часть 2. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Все огнедышащие горы-вулканы зовутся так в честь древнеримского бога Вулкана. (2)Под землёй температура настолько высокая, что плавится даже камень. (3)Этот жидкий раскалённый камень, который называется магмой, со всех сторон зажат огромными каменными плитами и постоянно ищет выход. (4)Иногда магме удаётся где-нибудь проломить плиту или проскользнуть в щель, тогда раскалённый камень рвётся наружу, как пар из чайника. (5)Вместе с магмой вырываются на волю пепел и каменные глыбы — так происходит извержение вулкана, при котором могут погибнуть люди.

Синтаксический анализ.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 1 грамматическая основа — зовутся.
2) Предложение 2 сложное с обстоятельственным придаточным меры и степени.
3) В предложении 3 три грамматические основы.
4) Вторая часть предложения 4 осложнена обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом.
5) Предложение 5 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.



2) Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Страшная буря рвалась и свистела (1) между колёсами вагонов. Вагоны (2) столбы (3) люди (4) всё (5) что было видно (6) было занесено снегом и заносилось всё больше. «Сюда (7) пожалуйста!» (8) кричали разные голоса (9) и пробегали мимо люди.




3) Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «пустые хлопоты», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.



4) Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) СПИСАТЬ — пишется приставка С- перед глухим согласным.

2) КУПАЕТСЯ — в неопределённой форме глагола, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?, буква Ь не пишется.

3) (говорил) ПЕВУЧЕ — в суффиксе наречия после шипящего под ударением пишется буква Е.

4) СТЕКОЛЬЩИК — буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

5) ЗАМОЧЕК — в имени существительном пишется суффикс -ЕК-, потому что при склонении слова гласный Е выпадает.



5) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Мария Нарышкина впервые в Хошутове увидела пустыню и беды, которые она приносит людям.

2) Мария Никифоровна решила сделать в школе главным предметом борьбу с песками.

3) Через несколько лет жители села во главе с учительницей заставили пустыню отступить: земли зазеленели, решилась проблема с нехваткой топлива, крестьяне освоили новое ремесло.

4) Сначала учительница сомневалась, ехать ли ей работать в новое село: она не хотела потратить всю свою молодость на борьбу с пустыней.

5) Мария Никифоровна вернулась в округ только через пятьдесят лет по лесной дороге.




6) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Пустыня была её родиной, а география — поэзией.

2) Песок подходил к подоконникам домов, лежал буграми на дворах и точил дыхание людей.

3) Мария Никифоровна увидела тяжкий и почти ненужный труд, потому что расчищенные места снова заваливались песком, увидела молчаливую бедность и смиренное отчаяние.

4) Школа Марии Никифоровны всегда была полна не только детьми, но и взрослыми, которые слушали чтение учительницы про мудрость жить в песчаной степи.

5) Мария Никифоровна задумалась: «Неужели молодость придётся похоронить в песчаной пустыне и умереть в кустарнике?..»



7) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Лексический анализ.
Найдите в предложениях 33-37 слово, которое употреблено в значении «лицо, которое предполагается к избранию или приёму куда-нибудь». Напишите это слово.