Тест 14. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

Тест 14. Часть 2. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. (2)Все они «хранятся» в словарях, созданием которых занимаются лексикографы. (3)Выделяют энциклопедические и языковые словари. (4)Если вы хотите узнать о разных странах, их культуре и искусстве, если вас интересуют явления природы или если вам хочется окунуться в историю цивилизаций, обращайтесь к энциклопедическим словарям. (5)Языковые словари, к которым относятся орфографические, толковые, фразеологические, этимологические и некоторые другие, помогают правильно писать слова, узнавать их значение, историю.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) учёные предполагают (предложение 1)
2) занимаются лексикографы (предложение 2)
3) выделяют словари (предложение 3)
4) обращайтесь к словарям (предложение 4)
5) относятся (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. (2)Все они «хранятся» в словарях, созданием которых занимаются лексикографы. (3)Выделяют энциклопедические и языковые словари. (4)Если вы хотите узнать о разных странах, их культуре и искусстве, если вас интересуют явления природы или если вам хочется окунуться в историю цивилизаций, обращайтесь к энциклопедическим словарям. (5)Языковые словари, к которым относятся орфографические, толковые, фразеологические, этимологические и некоторые другие, помогают правильно писать слова, узнавать их значение, историю.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое.
2) Предложение 2 бессоюзное сложное.
3) Предложение 3 простое безличное.
4) Предложение 4 сложное с однородным подчинением придаточных.
5) В предложении 5 три грамматические основы.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Тире ставится между двумя сказуемыми и между двумя независимыми предложениями, если во втором из них содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первому.

Б) Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединенными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание

В) Запятая ставится между частями сложного предложения.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Стояла темная ночь: на небе не было ни луны, ни звезд.

2) В отношениях с посторонними он требовал одного — сохранения приличия.

3) Я спешу туда ж — а там уже весь город.

4) Неожиданно залаяла собака, и котенок шмыганул обратно в калитку.

5) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Лиза присела на край стула и посмотрела в окно.

(1) Мама, ты тоже считаешь (2) что Наташа Ростова (3) это положительный герой? (4) вдруг спросила она.

Софья Васильевна быстро повернулась на стуле.

(5) Думаешь? (6) Она помедлила. (7) Ну конечно...




5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ОТХОД — на конце приставки перед глухим согласным пишется буква Т.

2) ОЧАРОВАНИЕ — написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге.

3) ИСКУСАННЫЙ (комарами) — в имени прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, пишется НН.

4) ПУТЕШЕСТВЕННИК — в сложном слове после твёрдого согласного пишется соединительная гласная Е.

5) НЕВЗЛЮБИТЬ — глагол пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Кооператив «Плуг и молот», который был уже заперт три недели по случаю пер..(1)учета товаров, открылся, и работники пр..(2)лавка, пыхтя от усилий, выкат..(3)ли на задний двор, общий с двором отца Федора, бочку гн..(4)лой капусты, которую и свалили в выгр..(5)бную яму.




7) Раскройте скобки и запишите слово «цвет» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

У них также были трубы и барабаны, а лица они окрашивали в черный, иногда в красный и белый (цвет).



8) Замените словосочетание «смотреть улыбаясь», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Михаил Михайлович, Анюта и другие сотрудники лесничества не любили проводить время на берегу реки, потому что там было много мошкары.

2) Рассказчик знал, что из листьев кипрея можно заваривать чай, поэтому растение и прозвали иван-чаем.

3) Кипрей выделяет тепло и так спасает от замерзания молодые сосенки.

4) По мнению лесничего, растения — наши лучшие друзья: они нас кормят, одевают, лечат.

5) Рассказчик прочитал интересную волшебную сказку о кипрее в сборнике «Русские народные сказки».



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) По дну оврага протекала речушка. Она была тихая, с ленивым течением и густыми зарослями по берегам.

2) На чистых местах цвёл водокрас — белые и тонкие, как папиросная бумага, цветы с красной сердцевиной.

3) Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой. Самоотверженный цветок!

4) И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком.

5) Нет у нас лучших друзей, чем растения.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 41-47 найдите слово со значением «ярко-красный».