Тест 14. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 14. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (2)Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. (3)Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первое из этих чисел намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. (4)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25–30 местах. (5)Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) потенциал огромен (предложение 1)
2) он заключён (предложение 2)
3) превышает показатели (предложение 3)
4) возможности имеются (предложение 4)
5) обладают ресурсами (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (2)Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. (3)Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первое из этих чисел намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. (4)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25–30 местах. (5)Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое, нераспространённое.
2) В предложении 2 составное именное сказуемое.
3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
4) Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.
5) Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.

Б) Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.

В) Вводное слово выделяется запятыми.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Пыль так и осталась с лета и лежала толстым слоем на солнечных часах, статуях, мраморных скамеечках – везде.

2) В сонном воздухе слышались какие-то звуки, точно кто-то вздыхал, шептался.

3) Весь день прошёл как нельзя лучше: мы радовались и веселились, как дети.

4) Некоторые, например, считают, что красный мухомор – самый яркий обитатель леса.

5) «Ух, как я пустилась бежать!» – вспоминала историю, произошедшую с ней ещё в детстве, бабушка.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Среди необозримых полей (1) лесов (2) перелесков на северо-западе Пензенской области раскинулось (3) старинное село Тарханы. Здесь (4) в имении Арсеньевых (5) провёл детские и отроческие годы Михаил Юрьевич Лермонтов. Сейчас в бывших Тарханах (6) именуемых ныне Лермонтово (7) находится Государственный музей-заповедник великого русского поэта (8) и писателя. Это уникальный (9) историко-культурный памятник федерального значения.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) БЕЗЗАКОННЫЙ – сочетание букв -зз- пишется на стыке приставки и корня.

2) НЕСКОЛЬКО – в неопределённом местоимении в безударной позиции пишется приставка НЕ-.

3) НЕПРАВДА – имя существительное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.

4) ПОЛ-ОСТРОВА – слово пишется через дефис, потому что после пол- стоит гласная буква.

5) БЛЕДНО-ЖЁЛТЫЙ – сложные имена прилагательные, которые обозначают оттенки цвета, пишутся через дефис.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

Небо то заволакивал..(1)сь рыхлыми белыми обл..(2)ками, то вдруг местами расчищал..(3)сь на мгн..(4)вение, и тогда из-за р..(5)здвинутых туч показывал..(6)сь л..(7)зурь, ясная и ласк..(8)вая, как прекрасный глаз. Я сидел, и глядел кругом, и слуш..(9)л.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



7) Раскройте скобки и запишите слово «цвет» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

У них также были трубы и барабаны, а лица они окрашивали в черный, иногда в красный и белый (цвет).



8) Замените словосочетание «палуба корабля», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчик хотел поймать синицу, чтобы она стала жить в его доме.

2) Чтобы накормить птичку, приучить её прилетать каждый день, рассказчик прикрепил к перекладинам рам линейку и разложил на ней зёрна пшеницы.

3) Синичка сначала боялась клевать зёрна, разложенные на линейке.

4) Рассказчик считал, что главная обязанность Человека – работать, помогать другим.

5) Синичка побоялась влетать в комнату рассказчика, наблюдала за ним с улицы.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) А она, всё ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмерена её судьба.

2) Где ты взял кусочек солнца?

3) Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.

4) Ты будешь навещать меня, как сегодня, а я буду работать.

5) Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 18–25 найдите синоним к слову «неизвестный, незнакомый». Выпишите этот синоним.