Тест 5. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 5. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)В научной деятельности перед человеком стоят две основные задачи: добыть новое знание о мире и сделать это знание достоянием общества. (2)Соответственно, выделяются и два этапа в научной деятельности человека: этап совершения открытия и этап оформления открытия, когда возникает необходимость в речевом оформлении нового знания. (3)Поэтому закономерно, что исконной формой существования научной речи стала письменная форма. (4)Во-первых, письменная форма долговременно фиксирует информацию; во-вторых, она более удобна для обнаружения неточностей и логических нарушений; наконец, она не только даёт адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия, но и позволяет многократно обращаться к информации: это также очень важно в научной работе. (5)Устная форма всё-таки часто используется в научном общении, но она вторична: научное произведение сначала пишут, а потом воспроизводят в устной речи.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) стоят основные задачи (предложение 1)
2) соответственно (предложение 2)
3) закономерно (предложение 3)
4) это важно (предложение 4)
5) произведение пишут (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)В научной деятельности перед человеком стоят две основные задачи: добыть новое знание о мире и сделать это знание достоянием общества. (2)Соответственно, выделяются и два этапа в научной деятельности человека: этап совершения открытия и этап оформления открытия, когда возникает необходимость в речевом оформлении нового знания. (3)Поэтому закономерно, что исконной формой существования научной речи стала письменная форма. (4)Во-первых, письменная форма долговременно фиксирует информацию; во-вторых, она более удобна для обнаружения неточностей и логических нарушений; наконец, она не только даёт адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия, но и позволяет многократно обращаться к информации: это также очень важно в научной работе. (5)Устная форма всё-таки часто используется в научном общении, но она вторична: научное произведение сначала пишут, а потом воспроизводят в устной речи.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложное.
2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
3) Во второй части предложения 3 содержится составное именное сказуемое.
4) В предложении 4 содержится 3 (три) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.

Б) Вставная конструкция может выделяться с помощью тире.

В) Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Один раз – это было в середине зимы – мы с друзьями, не договариваясь заранее, встретились в центре города.

2) Бывало, то отпрянут волжские волны от набережной в Саратове, то опять они к ней приблизятся.

3) Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени.

4) Я хотел приняться за работу – не смог, хотел ничего не делать и не думать – не удалось.

5) Чтобы стать счастливым, надо не только любить, но и быть любимым.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Водопад Серебряные струи (1) спрятавшийся среди заповедного букового леса в Большом каньоне (2) считается одной из достопримечательностей Крыма. Это (3) покрытая зелёной моховой «шапкой» (4) скала (5) по которой стекают тоненькие потоки воды (6) и падают затем с высоты 6 метров. В ясную погоду струи воды водопада переливаются на солнце (7) играя серебром (8) и становится понятно (9) откуда взялось такое живописное название.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ЗАНИМАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.

2) ВЫНЕСИТЕ (немедленно) – в форме будущего времени 2-го лица единственного числа глагола II спряжения пишется окончание -ИТЕ.

3) НЕ ЗАВЕРШЕНА (встреча) – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.

4) СУПЕРИГРА – после приставки иноязычного происхождения, оканчивающейся на согласный, пишется буква И.

5) ПТИЦЕЙ – в суффиксе имени существительного после Ц без ударения пишется буква Е.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Жёлтый одуванчик. В течени..(1) лета не выб..(2)решь дня, в который нельзя было бы увид..(3)ть эти цветы. Но в мае разл..(4)вается их первая, самая яркая волна. Говорят, что всякий цветок похож на солнце. Рассматр..(5)вая озёра цветущ..(6)х одуванчиков, невозможно освободиться от впеч..(7)тления, что художник-г..(8)гант окунал свою кисть прямо в солнце и разбрызг..(9)вал его по зелёной земле.




7) Раскройте скобки и запишите слово «башни» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Московский Кремль имеет двадцать (башни).



8) Замените словосочетание «утренняя пробежка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Мальчик любил возвращаться из булочной мимо музыкального училища: ему нравилось слушать музыку, которая звучала из окон.

2) Круглолицая девочка виртуозно играла на скрипке.

3) Круглолицая девочка пожалела мокнувшего под дождём мальчика и пригласила его к себе в гости.

4) Скрипачка Диана ждала мальчика около музыкального училища.

5) Мальчик убежал от круглолицей девочки, потому что решил остаться верным своей любви.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) Мальчик искал скрипку.

2) Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы.

3) Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома.

4) Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле.

5) И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 18–22 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.