Тест 4. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 4. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Учёные научились создавать голограммы, на которых изображены предметы, не существующие в реальности. (2)Достаточно компьютеру задать форму объекта и длину волны падающего на него света, и по этим данным рисуется картина интерференции отражённых лучей. (3)Пропустив световой пучок сквозь искусственную голограмму, можно увидеть объёмное изображение предмета. (4)Эта возможность стала настоящим подарком для инженеров: теперь они могут исследовать и регистрировать процессы и явления, описанные порой только теоретически. (5)Например, раньше крайне сложно было узнать, как распределяется напряжение в деталях турбореактивного двигателя, которые во время работы разогреваются до высоких температур, а теперь с помощью голографических методов такие исследования проводят без особого труда.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) предметы изображены (предложение 1)
2) компьютеру задать (предложение 2)
3) можно увидеть изображение (предложение 3)
4) они могут исследовать (предложение 4)
5) которые разогреваются (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Учёные научились создавать голограммы, на которых изображены предметы, не существующие в реальности. (2)Достаточно компьютеру задать форму объекта и длину волны падающего на него света, и по этим данным рисуется картина интерференции отражённых лучей. (3)Пропустив световой пучок сквозь искусственную голограмму, можно увидеть объёмное изображение предмета. (4)Эта возможность стала настоящим подарком для инженеров: теперь они могут исследовать и регистрировать процессы и явления, описанные порой только теоретически. (5)Например, раньше крайне сложно было узнать, как распределяется напряжение в деталях турбореактивного двигателя, которые во время работы разогреваются до высоких температур, а теперь с помощью голографических методов такие исследования проводят без особого труда.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое.
2) В сложном предложении 2 обе части представлены двусоставными предложениями.
3) Предложение 3 простое, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
4) Предложение 4 бессоюзное сложное.
5) В предложении 5 содержится 3 (три) грамматические основы.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Б) Вводная конструкция выделяется запятыми.

В) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) На уроке биологии учительница задала странный, на наш взгляд, вопрос: «На каком коне не ездят?»

2) Хотя Иван нёс домой радостную весть, покоя в его душе не было: сердце то и дело сжималось от волнения.

3) В степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал стеклянный стрёкот кузнечиков, полный диск луны бледнел, удаляясь от земли.

4) Даже в дождливую погоду зеркальные окна дома сияли, сквозь стёкла отчётливо виднелись тропические растения, обладавшие тайной вечнозелёной жизни.

5) На утреннем базаре в Симферополе всё блестело от росы: холодная редиска, пучки лука и огромные пионы.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

И. И. Шишкин (1) известный русский художник. Всё (2) обыкновенное дерево (3) старый пень (4) полевые цветы (5) привлекало внимание художника. Во всём он умел находить красоту (6) в тумане над рекой и в лесной чаще. Смотришь на его картины и вдруг как будто снова находишься среди родной природы (7) у знакомой речки (8) в родном лесу (9) в поле.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРЕДЛАГАЕТ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.

2) ПРЕМУДРЫЙ — написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-.

3) НОЧЬ — в имени существительном 3-го склонения после шипящего пишется буква Ь.

4) ВОРОБЬИНЫЙ — в имени прилагательном, образованном от основы имени существительного с помощью суффикса -ИН-, пишется одна буква Н.

5) КРИКНИТЕ (громко) — в окончании глагола I спряжения в форме 2-го лица множественного числа пишется окончание -ИТЕ.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

В прибрежн..(1)м к..(2)мыше квак..(3)ли лягушки. На противоположн..(4)м берегу дог..(5)рали рыбачьи к..(6)стры. На ясном, безобл..(7)чном небе пок..(8)зались первые звёзды и ч..(9)тко выступил серп молодого месяца.




7) Раскройте скобки и запишите слово «стог» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

На острове стояли (стог) сухого сена.



8) Замените словосочетание «волевое усилие», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Валерка был непослушным мальчишкой пятнадцати лет.

2) Валерка всюду носил с собой сумку-планшет.

3) Пароход причалил к берегу, чтобы пассажиры могли полюбоваться природой.

4) Валерка отмечал на карте путешествия, в которых ему удалось побывать.

5) Попутчики нашли в Валеркиной сумке-планшете карту мира, исчерченную синими пунктирами.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Нескольких секунд нашей растерянности хватило, чтобы он скрылся в темноте.

2) Они отражали те крохи света, которые звёзды посылали земле.

3) Было темно, только на севере небо светилось ртутным отблеском белых ночей.

4) В чёрной, удивительно спокойной воде на страшной глубине плавали звёзды.

5) И вот теперь мы вынуждены были бежать вслед за мальчишкой, каждую секунду боясь услышать гудок уходящего парохода.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Найдите в предложениях 8-16 слово, употреблённое в значении «часть водного пространства, достаточно глубокая и безопасная для прохода судов». Выпишите это слово.