Тест 20. ЕГЭ по русскому языку

Тест 20. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В процессе непрекращающейся борьбы за существование в потомстве животных из поколения в поколение постепенно накапливаются признаки, полезные для человека.

2) Основой естественного отбора является наследственная изменчивость, а отбирающим фактором – деятельность человека.

3) В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное потомство те животные, которые более приспособлены к конкретным условиям обитания.

4) Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания, имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора и оставить после себя полноценное потомство.

5) Вследствие непрекращающейся борьбы за существование выживают и оставляют потомство только те животные, наследственные признаки которых полезны для человека.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

С другой стороны,
Именно
Напротив,
Хотя
Несмотря на это,



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВИТЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ, -я, м.
1) Лицо, которое действует по чьему-н. поручению, выражает чьи-н. интересы, взгляды. П. завода. Полномочный п.

2) Тот, кто представляет в своём лице какой-н. разряд, группу людей или какую-н. область деятельности. Лучшие представители офицерства.

3) Выразитель чьих-л. интересов, мнений, взглядов и т.п. П. потребностей народа. Быть представителем чьих-л. интересов.

4) Типичный образец того или иного разряда животных, растений и т.п. Этот цветок – п. северной флоры.



4) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

позвОнишь
убралА
щЁлкать
начАв
вОвремя



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

День обещал быть ДОЖДЕВЫМ и ветреным.

Хотя остров Пасхи находится в зоне ВЕЧНОГО тепла, в это время года там часто бывает сильный ветер.

В Ельцé, моём родном городе, все старинные купеческие фамилии были ДВОЙНЫЕ.

Когда ты рядом – это ВЕЛИКОЕ счастье.

Руководство подтвердило ограничения на ВЫДАЧУ свидетельств о праве собственности.




6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Как объяснить способность некоторых организмов заранее предчувствовать цунами, землетрясения, магнитные бури?



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять ЯБЛОК
пара ПОЛОТЕНЕЦ
ЛЯЖЬТЕ на спину
в ТЫСЯЧА пятьдесят первом году
звонкие КОЛОКОЛА



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Поэтический строй «Слова о полку Игореве» наложил яркий отпечаток на творчество Сергея Есенина, особенно на его драматическую поэму «Пугачёва».
2) Окончив с отличием школу, слёзы радости появились у него на глазах.
3) Те, кто приехал в Воронеж в феврале, попал на вернисаж художника Голубовского, пейзажиста и анималиста.
4) Благодаря комментариев Ю.Лотмана к «Евгению Онегину» каждый прочитавший роман лучше понимает эпоху Пушкина.
5) Гринёв принадлежал к числу дворян, не считавшему возможным изменить присяге.
6) Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф.Тютчевым в стихотворении «Весенние воды».
7) Все, кто умеет пользоваться компьютером, имеют доступ к широкому информационному полю.
8) Картина И. Шишкина «Рожь» имеет значение этапного произведения, лучше всего отразившего особенности передвижнического пейзажа второй половины XIX века.
9) Употребляя выражение «ворона с павлиньими перьями», хотят обличить человека, который старается казаться значительнее, чем он есть.

АБВГД
     




9) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) разг..вор, возр..стной, п..стреть
2) сл..варный, перс..наж, пол..гать
3) вд..леке, сц..пление, скр..пучий
4) разув..рять, увл..каться, побл..дневший
5) рест..врация, пок..ление, д..йствительный



10) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одш и та же буква. Запишите номера ответов.

1) о..бросить, по..тяжки, на..кушенный
2) пр..сечь (нарушение), пр..бывать (в городе), пр..мудрый
3) роз..грыш, пред..стория, без..скусный
4) пр..возносить, пр..следовать, пр..людно
5) не..держанный, и..точать (запахи), бе..ценный



11) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) тюл..вый, претерп..вающий
2) попроб..вать, заведом..
3) ноч..вка, реш..нный (вопрос)
4) француз..кий, англо-рус..кий
5) стар..нький, заманч..вый




12) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) крикн..шь, незыбл..мый
2) (мы) прогон..м, выгляд..вший (хорошо)
3) (демонстранты) маш..т (флагами), тащ..щий (в гору)
4) выточ..шь, довер..нный
5) знач..щий (для меня), (санки ещё) послуж..т



13) Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Сидя в автомобиле, (НЕ)ВОЛЬНО наблюдаешь за тем, что происходит вокруг.

Купленное недавно дорогое оборудование так и оставалось (НЕ)РАСПЕЧАТАННЫМ специалистами лаборатории.

Эта деревня находилась (НЕ)ДАЛЕКО от Москвы, а совсем рядом, в двух милях.

Чистое небо над головой – это (НЕ)ТАК уж и мало!

(НЕ)ПРЕКРАЩАЮЩАЯСЯ в течение суток пурга замела весь город.



14) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Временами ОТКУДА(ТО) набегала безобидная тучка и (ТОТ)ЧАС проливалась быстрым светлым дождём.

«Я здесь, ЧТО(БЫ) остановить тебя на краю бездны и удержать от преступления», – сказал Николай и ТУТ(ЖЕ) посмотрел прямо в глаза другу.

Поезд (В)СКОРЕ тронулся, и всё (НА)ДОЛГО потонуло в перестуке колёс.

В мае пришло письмо из редакции, и не успел я ответить, как (В)СЛЕД (ЗА)ТЕМ письмом пришло второе.

В роще чувствовалась КАКАЯ(ТО) необыкновенная свежесть, и (ОТ)ТУДА уже сочился осенний воздух.



15) Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Комнаты были устрое(1)ы с замечательной роскошью: стены обиты пёстрыми бухарскими коврами, а расписа(2)ые масля(3)ыми красками потолки поражали яркостью.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Вдали пред ним пестрели и цвели луга и нивы золотые.

2) Давно уже не слышно было ни звона колокольчика ни стука колёс по каменистой дороге.

3) В Москве можно услышать и типично московскую речь и областные говоры.

4) Мухомор выделяется своей красотой и яркостью из всех остальных грибов.

5) Кукушка выскакивает из часов и насмешливо кукует над тобой в пустом доме.



17) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Искусство Высокого Возрождения (1) охватывая всего лишь около трёх десятилетий (2) проходит очень большой путь (3) отмеченный творчеством Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело (4) и достигает наивысшего расцвета.




18) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Большинство этюдов (1) к сожалению (2) не вошло в картину, но впечатления от каждого майского рассвета (3) конечно (4) запали в душу.



19) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На полотне И.И. Шишкина «Среди долины ровныя» (1) изображён равнинный пейзаж средней полосы России (2) красота (3) которого (4) вызывает чувство спокойствия.



20) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Собирали грибы, разговаривали (1) и (2) когда Маша спрашивала о чём-нибудь (3) то она заходила вперёд (4) чтобы видеть моё лицо.



21) Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Северный Кавказ — место, с которым связана судьба Михаила Юрьевича Лермонтова. (2)Сюда он приезжал ещё ребёнком с бабушкой «на воды», здесь жил во время первой кавказской ссылки, танцевал на балах в ресторации, ходил к знаменитому Провалу, писал стихи, рисовал. (3)Здесь, в Пятигорске, в небольшом флигеле усадьбы отставного майора Чиляева, Лермонтов провёл последние два месяца жизни. (4)А в доме генерала Верзилина, расположенном по соседству, произошла ссора поэта с Мартыновым, закончившаяся дуэлью.

(5)Теперь в этих зданиях музей. (б)Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова охватывает старейший квартал Пятигорска, лермонтовские места в Кисловодске и Железноводске. (7)В Домике Лермонтова представлены личные вещи поэта, воссоздана обстановка его времени. (8) В доме Верзилина хранятся автографы, рисунки, картины.



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) С детства Берг любил и ценил свою Родину – страну, где он родился и вырос.

2) Берг был художником, в своём творчестве предпочитавшим пейзажи.

3) Отправляясь в гости к художнику Ярцеву в муромские леса, Берг не собирался работать.

4) Красота осенней природы пробудила в Берге вдохновение и подарила чувство Родины.

5) По возвращении из муромских лесов художник Берг решил представить на выставке свой первый пейзаж.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 8–10 представлено повествование.

2) В предложениях 13, 14 содержатся элементы описания.

3) Предложение 23 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 22.

4) Предложение 28 объясняет содержание предложения 27.

5) В предложениях 45–47 содержится повествование.




24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 1–5 выпишите фразеологизм.



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 8–18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения.



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«К.Г. Паустовский – мастер художественного пейзажа. Передать красоту родной природы автору помогают тропы: (А)_________ («тени ветвей дрожали», «разлилась… синева» в предложении 37) и (Б)_________ (торжественный край» в предложении 24, «необыкновенной осени» в предложении 28). Чтобы показать эволюцию чувств Берга, их силу и глубину, писатель использует синтаксическое средство – (В)_________ (предложения 42, 52) и приём – (Г)_________ (предложения 55–56)».

Список терминов:
1) эпитет
2) сравнительный оборот
3) восклицательные предложения
4) метафора
5) фразеологизм
6) лексический повтор
7) парцелляция
8) ирония
9) ряды однородных членов предложения

АБВГ