Русский язык, ЕГЭ
(current)
Русский язык, ОГЭ
Обществознание
ЕГЭ
ОГЭ
Статьи
О проекте
Тест 20. Задания с кратким ответом. ЕГЭ по русскому языку
1)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Источники
информации – это такие системы, компоненты которых обеспечивают размещение, целостность и доступность информации по её назначению. В зависимости от
типа
интересующего вас объекта, источники можно каким-то образом классифицировать.
Виды источников информации:
1. открытые или относительно доступные;
2. полуоткрытые (не полностью засекреченные, но контролируемые кем-то);
3. закрытые.
Источники информации могут быть:
1. знающими людьми;
2. документами;
3. средствами проводной и беспроводной
связи
.
Знающими
лицами
считаются такие люди, <...> явно или потенциально обладают нужной информацией. Это такие источники информации, как:
1) Эксперты, т. е. индивиды, чьи профессиональные
контакты
и знания (работа, хобби) позволяют сориентироваться в интересующем вопросе. Они могут выдать базовые материалы, вывести на новые источники информации.
2) Осведомители – это личности из группировки противника, поставляющие материал о деятельности своего работодателя. Правдивость предоставленных ими материалов может быть достаточно высокой.
3) Напуганные – это люди, знающие всё, но они предоставляют информацию под нажимом. В данном случае истинность сообщаемого не гарантирована.
4) Агенты – это доверенные люди, которые находятся в окружении объекта. Достоверность поставляемых ими данных зависит от их индивидуальных качеств. Источники информации, в качестве которых выступают знающие люди, могут быть и другими лицами, случайно владеющими нужными данными.
Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в пятом (5) предложении текста. Запишите это местоимение.
🔗
2)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Источники
информации – это такие системы, компоненты которых обеспечивают размещение, целостность и доступность информации по её назначению. В зависимости от
типа
интересующего вас объекта, источники можно каким-то образом классифицировать.
Виды источников информации:
1. открытые или относительно доступные;
2. полуоткрытые (не полностью засекреченные, но контролируемые кем-то);
3. закрытые.
Источники информации могут быть:
1. знающими людьми;
2. документами;
3. средствами проводной и беспроводной
связи
.
Знающими
лицами
считаются такие люди, <...> явно или потенциально обладают нужной информацией. Это такие источники информации, как:
1) Эксперты, т. е. индивиды, чьи профессиональные
контакты
и знания (работа, хобби) позволяют сориентироваться в интересующем вопросе. Они могут выдать базовые материалы, вывести на новые источники информации.
2) Осведомители – это личности из группировки противника, поставляющие материал о деятельности своего работодателя. Правдивость предоставленных ими материалов может быть достаточно высокой.
3) Напуганные – это люди, знающие всё, но они предоставляют информацию под нажимом. В данном случае истинность сообщаемого не гарантирована.
4) Агенты – это доверенные люди, которые находятся в окружении объекта. Достоверность поставляемых ими данных зависит от их индивидуальных качеств. Источники информации, в качестве которых выступают знающие люди, могут быть и другими лицами, случайно владеющими нужными данными.
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1)
ИСТОЧНИК.
То, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь.
Источник света.
2)
ТИП.
Вроде, наподобие кого(чего)-нибудь.
Устройство типа центрифуги.
3)
СВЯЗЬ.
Тесное общение между кем(чем)-нибудь.
Дружеская связь.
4)
ЛИЦО.
Человек, личность.
Доверенное лицо.
5)
КОНТАКТ.
Деловая связь, согласованность в действиях.
Торгово-экономические контакты.
🔗
3)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Источники
информации – это такие системы, компоненты которых обеспечивают размещение, целостность и доступность информации по её назначению. В зависимости от
типа
интересующего вас объекта, источники можно каким-то образом классифицировать.
Виды источников информации:
1. открытые или относительно доступные;
2. полуоткрытые (не полностью засекреченные, но контролируемые кем-то);
3. закрытые.
Источники информации могут быть:
1. знающими людьми;
2. документами;
3. средствами проводной и беспроводной
связи
.
Знающими
лицами
считаются такие люди, <...> явно или потенциально обладают нужной информацией. Это такие источники информации, как:
1) Эксперты, т. е. индивиды, чьи профессиональные
контакты
и знания (работа, хобби) позволяют сориентироваться в интересующем вопросе. Они могут выдать базовые материалы, вывести на новые источники информации.
2) Осведомители – это личности из группировки противника, поставляющие материал о деятельности своего работодателя. Правдивость предоставленных ими материалов может быть достаточно высокой.
3) Напуганные – это люди, знающие всё, но они предоставляют информацию под нажимом. В данном случае истинность сообщаемого не гарантирована.
4) Агенты – это доверенные люди, которые находятся в окружении объекта. Достоверность поставляемых ими данных зависит от их индивидуальных качеств. Источники информации, в качестве которых выступают знающие люди, могут быть и другими лицами, случайно владеющими нужными данными.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Сфера употребления представленного текста — повседневный разговор, обмен информацией.
2) Цель текста — доказательное изложение научного материала.
3) В тексте можно встретить термины.
4) Синтаксис текста представлен преимущественно простые и сложные предложения. Текст чётко структурирован.
5) Текст безэмоционален, позиция автора не прослеживается.
🔗
4)
Укажите варианты ответов, в которых
верно
выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) позвОнишь
2) убрАла
3) щЁлкать
4) нАчав
5) вОвремя
🔗
5)
В одном из приведённых ниже предложений
НЕВЕРНО
употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку,
подобрав к выделенному слову пароним
. Запишите подобранное слово.
День обещал быть ДОЖДЕВЫМ и ветреным.
Хотя остров Пасхи находится в зоне ВЕЧНОГО тепла, в это время года там часто бывает сильный ветер.
В Ельцé, моём родном городе, все старинные купеческие фамилии были ДВОЙНЫЕ.
Когда ты рядом – это ВЕЛИКОЕ счастье.
Руководство подтвердило ограничения на ВЫДАЧУ свидетельств о праве собственности.
🔗
6)
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,
исключив лишнее слово.
Выпишите это слово.
Как объяснить способность некоторых организмов заранее предчувствовать цунами, землетрясения, магнитные бури?
🔗
7)
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку
и запишите слово правильно.
пять ЯБЛОК
пара ПОЛОТЕНЕЦ
ЛЯЖЬТЕ на спину
в ТЫСЯЧА пятьдесят первом году
звонкие КОЛОКОЛА
🔗
8)
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Поэтический строй «Слова о полку Игореве» наложил яркий отпечаток на творчество Сергея Есенина, особенно на его драматическую поэму «Пугачёва».
2) Окончив с отличием школу, слёзы радости появились у него на глазах.
3) Те, кто приехал в Воронеж в феврале, попал на вернисаж художника Голубовского, пейзажиста и анималиста.
4) Благодаря комментариев Ю.Лотмана к «Евгению Онегину» каждый прочитавший роман лучше понимает эпоху Пушкина.
5) Гринёв принадлежал к числу дворян, не считавшему возможным изменить присяге.
6) Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф.Тютчевым в стихотворении «Весенние воды».
7) Все, кто умеет пользоваться компьютером, имеют доступ к широкому информационному полю.
8) Картина И. Шишкина «Рожь» имеет значение этапного произведения, лучше всего отразившего особенности передвижнического пейзажа второй половины XIX века.
9) Употребляя выражение «ворона с павлиньими перьями», хотят обличить человека, который старается казаться значительнее, чем он есть.
А
Б
В
Г
Д
🔗
9)
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) разг..вор, возр..стной, зар..сль
2) оз..рять, г..рдероб, пол..гать
3) верм..шель, сц..пление, скр..пучий
4) разув..рять, увл..каться, побл..дневший
5) рест..врация, пок..ление, библи..текарь
🔗
10)
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одш и та же буква. Запишите номера ответов.
1) о..бросить, по..тяжки, на..кушенный
2) пр..сечь (нарушение), пр..бывать (в городе), пр..мудрый
3) роз..грыш, пред..стория, без..скусный
4) пр..возносить, пр..следовать, пр..людно
5) не..держанный, и..точать (запахи), бе..ценный
🔗
11)
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) тюл..вый, претерп..вающий
2) попроб..вать, заведом..
3) ноч..вка, реш..нный (вопрос)
4) француз..кий, англо-рус..кий
5) стар..нький, заманч..вый
🔗
12)
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) крикн..шь, незыбл..мый
2) (мы) прогон..м, выгляд..вший (хорошо)
3) (демонстранты) маш..т (флагами), тащ..щий (в гору)
4) выточ..шь, довер..нный
5) знач..щий (для меня), (санки ещё) послуж..т
🔗
13)
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется
РАЗДЕЛЬНО.
Запишите номера ответов.
1) Сидя в автомобиле, (НЕ)ВОЛЬНО наблюдаешь за тем, что происходит вокруг.
2) Купленное недавно дорогое оборудование так и оставалось (НЕ)РАСПЕЧАТАННЫМ специалистами лаборатории.
3) На вершине (НЕ)ВЫСОКОГО холма показалась старая каменная церковь.
4) Чистое небо над головой – это (НЕ)ТАК уж и мало!
5) (НЕ)ПРЕКРАЩАЮЩАЯСЯ в течение суток пурга замела весь город.
🔗
14)
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся
СЛИТНО.
Запишите номера ответов.
1) (НА)ВСТРЕЧУ мне набегала безобидная тучка и (ТОТ)ЧАС проливалась быстрым светлым дождём.
2) «Я здесь, ЧТО(БЫ) остановить тебя на краю бездны и удержать от преступления», – сказал Николай и ТУТ(ЖЕ) посмотрел прямо в глаза другу.
3) Поезд (В)СКОРЕ тронулся, и всё (НА)ДОЛГО потонуло в перестуке колёс.
4) В мае пришло письмо из редакции, и не успел я ответить, как (В)СЛЕД (ЗА)ТЕМ письмом пришло второе.
5) В роще чувствовалась КАКАЯ(ТО) необыкновенная свежесть, и (ОТ)ТУДА уже сочился осенний воздух.
🔗
15)
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется
НН.
Комнаты были устрое(1)ы с замечательной роскошью: стены обиты пёстрыми бухарскими коврами, а расписа(2)ые масля(3)ыми красками потолки поражали яркостью.
🔗
16)
Расставьте знаки препинания.
Укажите предложения, в которых нужно поставить
ОДНУ
запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Вдали пред ним пестрели и цвели луга и нивы золотые.
2) Давно уже не слышно было ни звона колокольчика ни стука колёс по каменистой дороге.
3) В Москве можно услышать и типично московскую речь и областные говоры.
4) Мухомор выделяется своей красотой и яркостью из всех остальных грибов.
5) Кукушка выскакивает из часов и насмешливо кукует над тобой в пустом доме.
🔗
17)
Расставьте знаки препинания:
укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Искусство Высокого Возрождения (1) охватывая всего лишь около трёх десятилетий (2) проходит очень большой путь (3) отмеченный творчеством Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело (4) и достигает наивысшего расцвета.
🔗
18)
Расставьте недостающие знаки препинания:
укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Большинство этюдов (1) к сожалению (2) не вошло в картину, но впечатления от каждого майского рассвета (3) конечно (4) запали в душу.
🔗
19)
Расставьте знаки препинания:
укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
На полотне И.И. Шишкина «Среди долины ровныя» (1) изображён равнинный пейзаж средней полосы России (2) красота (3) которого (4) вызывает чувство спокойствия.
🔗
20)
Расставьте знаки препинания:
укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Собирали грибы, разговаривали (1) и (2) когда Маша спрашивала о чём-нибудь (3) то она заходила вперёд (4) чтобы видеть моё лицо.
🔗
21)
Найдите предложения, в которых
запятая(-ые)
ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Северный Кавказ — место, с которым связана судьба Михаила Юрьевича Лермонтова. (2)Сюда он приезжал ещё ребёнком с бабушкой «на воды», здесь жил во время первой кавказской ссылки, танцевал на балах в ресторации, ходил к знаменитому Провалу, писал стихи, рисовал. (3)Здесь, в Пятигорске, в небольшом флигеле усадьбы отставного майора Чиляева, Лермонтов провёл последние два месяца жизни. (4)А в доме генерала Верзилина, расположенном по соседству, произошла ссора поэта с Мартыновым, закончившаяся дуэлью.
(5)Теперь в этих зданиях музей. (6)Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова охватывает старейший квартал Пятигорска, лермонтовские места в Кисловодске и Железноводске. (7)В Домике Лермонтова представлены личные вещи поэта, воссоздана обстановка его времени. (8) В доме Верзилина хранятся автографы, рисунки, картины.
🔗
22)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)Когда при Берге произносили слово «Родина», он усмехался. (2)Он не понимал, что это значит. (3)Родина, земля отцов, страна, где он родился, – не так важно, где человек появился на свет. (4)Земля отцов! (5)Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где он родился.
– (6)Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором говорили ему друзья.
– (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!
(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.
(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.
(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. (19)Он привёз только маленькую коробку с акварелью.
(20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья. (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей.
(25)В сентябре пошли дожди. (26)Ярцев собрался уезжать. (27)Берг рассердился. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени? (29)Желание Ярцева уехать Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, – это была измена. (30)Чему? (31)На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. (32)Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём.
– (33)Я остаюсь, – сказал Берг резко. – (34)Я хочу написать эту осень.
(35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца. (37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.
(40)Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41)Он торопился. (42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43)Берг работал как одержимый. (44)Никто его никогда таким не видел!
(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его попросили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, – мой первый пейзаж».
(48)Была полночь. (49)Мохнатый снег падал снаружи на подоконник. (50)В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига. (51)Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины. (52)Оно зрело годами, но последний толчок дали лесной край, осень, крики журавлей... (53)Почему? (54)Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так.
(55)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. (56)Во сто крат более прекрасной, чем раньше.
(По К.Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский
(1892–1968) – известный русский писатель, классик отечественной литературы.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.
1) С детства Берг любил и ценил свою Родину – страну, где он родился и вырос.
2) Берг был художником, в своём творчестве предпочитавшим пейзажи.
3) Отправляясь в гости к художнику Ярцеву в муромские леса, Берг не собирался работать.
4) Красота осенней природы пробудила в Берге вдохновение и подарила чувство Родины.
5) По возвращении из муромских лесов художник Берг решил представить на выставке свой первый пейзаж.
🔗
23)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)Когда при Берге произносили слово «Родина», он усмехался. (2)Он не понимал, что это значит. (3)Родина, земля отцов, страна, где он родился, – не так важно, где человек появился на свет. (4)Земля отцов! (5)Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где он родился.
– (6)Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором говорили ему друзья.
– (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!
(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.
(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.
(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. (19)Он привёз только маленькую коробку с акварелью.
(20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья. (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей.
(25)В сентябре пошли дожди. (26)Ярцев собрался уезжать. (27)Берг рассердился. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени? (29)Желание Ярцева уехать Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, – это была измена. (30)Чему? (31)На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. (32)Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём.
– (33)Я остаюсь, – сказал Берг резко. – (34)Я хочу написать эту осень.
(35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца. (37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.
(40)Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41)Он торопился. (42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43)Берг работал как одержимый. (44)Никто его никогда таким не видел!
(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его попросили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, – мой первый пейзаж».
(48)Была полночь. (49)Мохнатый снег падал снаружи на подоконник. (50)В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига. (51)Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины. (52)Оно зрело годами, но последний толчок дали лесной край, осень, крики журавлей... (53)Почему? (54)Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так.
(55)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. (56)Во сто крат более прекрасной, чем раньше.
(По К.Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский
(1892–1968) – известный русский писатель, классик отечественной литературы.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов.
1) В предложениях 8–10 представлено повествование.
2) В предложениях 13, 14 содержатся элементы описания.
3) Предложение 23 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 22.
4) Предложение 28 объясняет содержание предложения 27.
5) В предложениях 45–47 содержится повествование.
🔗
24)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)Когда при Берге произносили слово «Родина», он усмехался. (2)Он не понимал, что это значит. (3)Родина, земля отцов, страна, где он родился, – не так важно, где человек появился на свет. (4)Земля отцов! (5)Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где он родился.
– (6)Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором говорили ему друзья.
– (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!
(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.
(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.
(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. (19)Он привёз только маленькую коробку с акварелью.
(20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья. (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей.
(25)В сентябре пошли дожди. (26)Ярцев собрался уезжать. (27)Берг рассердился. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени? (29)Желание Ярцева уехать Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, – это была измена. (30)Чему? (31)На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. (32)Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём.
– (33)Я остаюсь, – сказал Берг резко. – (34)Я хочу написать эту осень.
(35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца. (37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.
(40)Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41)Он торопился. (42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43)Берг работал как одержимый. (44)Никто его никогда таким не видел!
(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его попросили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, – мой первый пейзаж».
(48)Была полночь. (49)Мохнатый снег падал снаружи на подоконник. (50)В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига. (51)Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины. (52)Оно зрело годами, но последний толчок дали лесной край, осень, крики журавлей... (53)Почему? (54)Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так.
(55)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. (56)Во сто крат более прекрасной, чем раньше.
(По К.Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский
(1892–1968) – известный русский писатель, классик отечественной литературы.
Из предложений 1–5 выпишите фразеологизм.
🔗
25)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)Когда при Берге произносили слово «Родина», он усмехался. (2)Он не понимал, что это значит. (3)Родина, земля отцов, страна, где он родился, – не так важно, где человек появился на свет. (4)Земля отцов! (5)Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где он родился.
– (6)Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором говорили ему друзья.
– (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!
(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.
(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.
(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. (19)Он привёз только маленькую коробку с акварелью.
(20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья. (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей.
(25)В сентябре пошли дожди. (26)Ярцев собрался уезжать. (27)Берг рассердился. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени? (29)Желание Ярцева уехать Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, – это была измена. (30)Чему? (31)На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. (32)Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём.
– (33)Я остаюсь, – сказал Берг резко. – (34)Я хочу написать эту осень.
(35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца. (37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.
(40)Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41)Он торопился. (42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43)Берг работал как одержимый. (44)Никто его никогда таким не видел!
(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его попросили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, – мой первый пейзаж».
(48)Была полночь. (49)Мохнатый снег падал снаружи на подоконник. (50)В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига. (51)Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины. (52)Оно зрело годами, но последний толчок дали лесной край, осень, крики журавлей... (53)Почему? (54)Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так.
(55)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. (56)Во сто крат более прекрасной, чем раньше.
(По К.Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский
(1892–1968) – известный русский писатель, классик отечественной литературы.
Среди предложений 8–18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
🔗
26)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)Когда при Берге произносили слово «Родина», он усмехался. (2)Он не понимал, что это значит. (3)Родина, земля отцов, страна, где он родился, – не так важно, где человек появился на свет. (4)Земля отцов! (5)Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где он родился.
– (6)Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором говорили ему друзья.
– (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!
(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.
(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.
(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. (19)Он привёз только маленькую коробку с акварелью.
(20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья. (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей.
(25)В сентябре пошли дожди. (26)Ярцев собрался уезжать. (27)Берг рассердился. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени? (29)Желание Ярцева уехать Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, – это была измена. (30)Чему? (31)На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. (32)Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём.
– (33)Я остаюсь, – сказал Берг резко. – (34)Я хочу написать эту осень.
(35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца. (37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.
(40)Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41)Он торопился. (42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43)Берг работал как одержимый. (44)Никто его никогда таким не видел!
(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его попросили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, – мой первый пейзаж».
(48)Была полночь. (49)Мохнатый снег падал снаружи на подоконник. (50)В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига. (51)Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины. (52)Оно зрело годами, но последний толчок дали лесной край, осень, крики журавлей... (53)Почему? (54)Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так.
(55)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. (56)Во сто крат более прекрасной, чем раньше.
(По К.Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский
(1892–1968) – известный русский писатель, классик отечественной литературы.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.
«К.Г. Паустовский – мастер художественного пейзажа. Передать красоту родной природы автору помогают тропы: (А)_________ («тени ветвей дрожали», «разлилась… синева» в предложении 37) и (Б)_________ (торжественный край» в предложении 24, «необыкновенной осени» в предложении 28). Чтобы показать эволюцию чувств Берга, их силу и глубину, писатель использует синтаксическое средство – (В)_________ (предложения 42, 52) и приём – (Г)_________ (предложения 55–56)».
Список терминов:
1) эпитет
2) сравнительный оборот
3) восклицательные предложения
4) метафора
5) фразеологизм
6) лексический повтор
7) парцелляция
8) ирония
9) ряды однородных членов предложения
А
Б
В
Г
🔗