Тест 43. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 43. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Процесс горения – один из важнейших физико-химических процессов на Земле. (2)Без него существование человека было бы невозможным. (3)Изучение процесса горения необходимо для более эффективного расходования углеводородного топлива и защиты от опустошительных пожаров. (4)Несмотря на важную роль процесса горения в нашей жизни, он изучен явно недостаточно, и для этого есть веская причина – притяжение Земли, из-за которого при горении возникает движение воздуха: нагретый воздух устремляется вверх, а холодный опускается. (5)Этот поток усложняет исследование процесса горения, поэтому в условиях невесомости изучать горение легче.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) один на Земле (предложение 1)
2) существование было бы невозможным (предложение 2)
3) необходимо (предложение 3)
4) есть причина (предложение 4)
5) усложняет исследование (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Процесс горения – один из важнейших физико-химических процессов на Земле. (2)Без него существование человека было бы невозможным. (3)Изучение процесса горения необходимо для более эффективного расходования углеводородного топлива и защиты от опустошительных пожаров. (4)Несмотря на важную роль процесса горения в нашей жизни, он изучен явно недостаточно, и для этого есть веская причина – притяжение Земли, из-за которого при горении возникает движение воздуха: нагретый воздух устремляется вверх, а холодный опускается. (5)Этот поток усложняет исследование процесса горения, поэтому в условиях невесомости изучать горение легче.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 сказуемое простое глагольное.
2) Предложение 2 простое, нераспространённое.
3) Предложение 3 осложнено однородными членами предложения.
4) Предложение 4 сложное с союзной сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.
5) В предложении 5 содержится 2 (две) грамматические основы.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Придаточная часть сложноподчинённого предложения выделяется запятыми.

Б) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

В) Между однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом, ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Вокзал пуст и гулок, ещё не работает в нём ни буфет, ни газетный киоск.

2) Мягкий ветер, дувший с южной стороны, временами усиливался, порывисто бежал по засеянному полю, и колосья сухо и тревожно шелестели.

3) Взору Алексея предстали явные приметы заброшенности: боковое окно из кухни чернело сплошь разбитыми стёклами, калитки не было, некогда уютный дворик густо зарастал сорной травой.

4) На бугре, куда вела оловянная от дождевой воды дорога, среди пней и молодой осиновой поросли, горько и свежо пахнущей, одиноко стояла изба.

5) Вечерело, и тучи заходили теперь с трёх сторон: слева, справа и с запада.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять тире.

Художественные изделия из берёсты (1) оригинальный вид народного творчества. Берёста привлекала внимание народных умельцев тем (2) что при обработке она сохраняла все свои свойства. Берёста (3) как материал для бытовых изделий привлекала народных мастеров с давних пор. Кузовки (4) короба для муки и мёда (5) лукошки и пастушечьи рожки (6) канаты для рыболовных снастей и солонки (7) всё это делалось из берёсты. А в строительстве берёсту использовали (8) в качестве изолятора от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам берёста (9) предохраняла дерево от гниения.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРИШКОЛЬНЫЙ – написание приставки определяется её значением – расположение вблизи.

2) ЗАМЕЧЕНА (посетителями) – в краткой форме страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.

3) НИКАКОЙ – в приставке отрицательного местоимения под ударением пишется буква И.

4) ЕШЬТЕ – в форме повелительного наклонения глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

5) ЗАГОРЕЛЫЙ – безударную гласную в корне слова можно проверить словом горы.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

Вот из густых ёл..(1)к вышел к берёзе заяц и ост..(2)новился. Не п..(3)смел он идти через большую п..(4)лянку и пош..(5)л вокруг неё от берёзки к берёзке. Вот он ост..(6)новился, прислуш..(7)лся. Если б..(8)ишься, то лучше не х..(9)ди в лес, пока листья шепчутся.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



7) Раскройте скобки и запишите слово «сотня» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Исследование опирается на содержание нескольких (сотня) архивных документов.



8) Замените словосочетание «мамин альбом», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) По характеру Митя Гребенников не был похож на девочку, он был смелым, решительным, последовательным в своих поступках.

2) Переехав в новый дом, Митя стал вести себя высокомерно.

3) Рассказчик не предложил кандидатуру Мити на общественный пост, потому что посчитал это нетактичным.

4) Митя Гребенников всегда вёл себя достойно «святой дружбы, которая больше нас самих».

5) Общаясь с Митей, рассказчик понял, что настоящая дружба не терпит фальши и предательства.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является фразеологизм.

1) Наша драгоценная дружба едва не рухнула в первый же школьный день.

2) А затем со слезами Митя требовал вернуть ему былое доверие ради святой дружбы, что «больше нас самих», и пытался влепить мне иудин поцелуй.

3) Митя был жителем нашего дома, но недавно его родители поменяли квартиру.

4) Но Митя не только внешне походил на девочку – слабодушный, чувствительный, слезливый, хотя и способный к истерическим вспышкам ярости, и на него рука не поднималась.

5) Митина вздорность, перепады настроений, чувствительные разговоры, всегдашняя готовность к ссоре, проявляющаяся при первой же возможности, стали казаться мне непременной принадлежностью дружбы.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 6–9 найдите слово с лексическим значением «вежливо». Выпишите это слово.