Тест 50. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

Тест 50. Часть 2. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1) Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина. (2) Жизнь Пришвина — доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, по велению своего сердца. (3)В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл, потому что человек, живущий по своему сердцу и в полном согласии со своим внутренним миром, — всегда создатель, обогатитель, художник. (4)Неизвестно, что создал бы Пришвин, если бы остался агрономом (это была его первая профессия). (5)Во всяком случае, он вряд ли бы открыл миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии: просто на это у него не хватило бы времени.

Синтаксический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) природа могла (предложение 1)
2) жизнь — доказательство (предложение 2)
3) человек — создатель, обогатитель, художник (предложение 3)
4) неизвестно (предложение 4)
5) не хватило бы времени (предложение 5)



2) Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Долгое время географы занимались открытием и исследованием разных стран: они изучали пути сообщения (1) связывающие между собой (2) эти страны (3) собирали сведения о строении земной поверхности (4) растительном и животном мире (5) населении и хозяйстве. Человека манили к себе (6) ещё неизвестные ему (7) земли (8) открытие которых сулило богатство. Всё увиденное (9) путешественники старались подробно описать.



3) Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «бархатный заяц», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



4) Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПЕРИОДИЧЕСКИЙ — безударная гласная И в корне слова является непроверяемой.

2) ПРИДОРОЖНЫЙ — приставка ПРИ- пишется, если она имеет значение «близость к чему-либо».

3) СЕЗОННЫЙ — в прилагательных, образованных от существительных с основой, оканчивающейся на -Н, пишется НН.

4) ИЗРЕДКА — на конце наречий всегда пишется буква А.

5) ЛИСИЦЫН (хвост) — в окончаниях прилагательных после Ц пишется буква Ы.



5) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Герой был согласен с мнением о том, что трусость приводит к подлости.

2) Кровельщик не боялся высоты, потому что привык к ней.

3) Кровельщик был бесстрашным человеком, поэтому никогда ничего не боялся.

4) Капитан Ерохин не пустил на борт корабля пожарную команду, потому что боялся драки.

5) Примером смелости для героя были черкесы, которым даже смерть нипочём.




6) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Да если б меня туда... я вцепился б, как клещ, в верёвки или уж прямо бросился бы вниз, чтоб разом покончить со страхом.

2) И я при таком храбреце пробежал по мосткам до самого краю и с разбегу бух головой: глубоко там, не ударишься.

3) С гор в пропасть прыгали бы, словно блохи, и палили бы себе в башку из чего попало.

4) При выгрузке у пристани от удара эта соль воспламенилась в трюме.

5) И капитан стал красней огня и громче пламени.



7) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Лексический анализ.
В предложениях 11—26 найдите просторечный синоним к слову ПРОВОРНЫЙ. Выпишите этот синоним.