Тест 36. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 36. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Сложное строение волосков «меха» морской мыши, конечно, не было создано природой случайно, однако зоологи пока не могут установить его точное предназначение. (2)До сих пор даже неясно, обладает ли морская мышь цветовым зрением. (3)Если нет, то напрашивается предположение, что радужное свечение её меха либо отпугивает врагов, либо приманивает добычу. (4)Если морская мышь всё же способна воспринимать цвет, то радужные блики скорее всего как-то связаны с продолжением рода. (5)Но для нас гораздо важнее то обстоятельство, что двумерное фотонное строение ворсинок мышиного меха, формировавшееся в процессе эволюции на протяжении миллионов лет, начинает применяться в волоконно-оптических кабелях нового поколения.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) зоологи (не) могут (предложение 1)
2) неясно (предложение 2)
3) напрашивается предположение (предложение 3)
4) способна воспринимать цвет (предложение 4)
5) важнее обстоятельство (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Сложное строение волосков «меха» морской мыши, конечно, не было создано природой случайно, однако зоологи пока не могут установить его точное предназначение. (2)До сих пор даже неясно, обладает ли морская мышь цветовым зрением. (3)Если нет, то напрашивается предположение, что радужное свечение её меха либо отпугивает врагов, либо приманивает добычу. (4)Если морская мышь всё же способна воспринимать цвет, то радужные блики скорее всего как-то связаны с продолжением рода. (5)Но для нас гораздо важнее то обстоятельство, что двумерное фотонное строение ворсинок мышиного меха, формировавшееся в процессе эволюции на протяжении миллионов лет, начинает применяться в волоконно-оптических кабелях нового поколения.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Вторая часть предложения 1 осложнена вводным словом – однако.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
3) Предложение 3 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
4) Во второй части сложного предложения 4 простое глагольное сказуемое.
5) Предложение 5 содержит 3 (три) грамматические основы.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие.

Б) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Печорин был погружён в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в дорогу.

2) А.С. Пушкин писал о М.В. Ломоносове: «Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

3) Контуры деревьев, обрызганных дождём, начали выступать из мрака, чернея растопыренными ветвями.

4) Я вскочил, отодвинул штору: на ярко-синее высокое небо со всех сторон надвигались набухшие тучи.

5) После ужина солдаты легли спать, даже не перемолвились друг с другом парой слов: уж очень напряжённым был минувший день.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Лабиринты Заяцкого острова (1) настоящая загадка Соловецкого архипелага. Это невысокие сооружения (2) выложенные в виде спирали из мелких булыжников (3) и (4) имеющие один вход (5) и выход. Над загадкой острова учёные бьются с начала XX века (6) однако (7) единого мнения о происхождении этих лабиринтов до сих пор не существует. Тайна (8) завесу которой пока никто не может приподнять (9) манит к себе большое количество туристов.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРЕУСПЕВАТЬ – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставке пере-.

2) РАСТАЯТЬ – в корне слова с чередующейся гласной перед -СТ пишется буква А.

3) БЛИЗКИЙ – в качественном имени прилагательном, имеющем краткую форму, пишется суффикс -К-.

4) БЕЗВРЕДНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква З.

5) ЛЫЖНИЦЫ – в окончании имени существительного после Ц пишется буква Ы.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Море после шторма всё ещё дыш..(1)т холодом. Когда на солнце наплывает облако, ветерок усил..(2)вается. Тропинка п..(3)тляет среди невысоких холмов, затем устр..(4)мляется вверх сквозь густой листв..(5)нный лес. Мы отважно проб..(6)раемся по пр..(7)чудливым колюч..(8)м кустарн..(9)кам.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



7) Раскройте скобки и запишите слово «Власов» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Мы с Пашей (Власов) прошлым летом вместе отдыхали в лагере.



8) Замените словосочетание «бумажные голуби», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В последнее время настроение у Лины было мрачное, безрадостное.

2) Третьяковская галерея, к сожалению, была закрыта.

3) В зоопарке Лина искренне смеялась, наблюдая за животными.

4) В Планетарии Лина услышала музыку Чайковского впервые.

5) Музыка Чайковского потрясла Лину, помогла обрести силы жить.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.

2) И вдруг купол над ней зацвёл звёздами, и откуда-то с высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка.

3) Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.

4) Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма.

5) Музыка словно разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 3–9 найдите антоним к слову «весёлый». Выпишите этот антоним.