Тест 36. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 36. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Сложное строение волосков «меха» морской мыши, конечно, не было создано природой случайно, однако зоологи пока не могут установить его точное предназначение. (2)До сих пор даже неясно, обладает ли морская мышь цветовым зрением. (3)Если нет, то напрашивается предположение, что радужное свечение её меха либо отпугивает врагов, либо приманивает добычу. (4)Если морская мышь всё же способна воспринимать цвет, то радужные блики скорее всего как-то связаны с продолжением рода. (5)Но для нас гораздо важнее то обстоятельство, что двумерное фотонное строение ворсинок мышиного меха, формировавшееся в процессе эволюции на протяжении миллионов лет, начинает применяться в волоконно-оптических кабелях нового поколения.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) зоологи (не) могут (предложение 1)
2) неясно (предложение 2)
3) напрашивается предположение (предложение 3)
4) способна воспринимать цвет (предложение 4)
5) важнее обстоятельство (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Сложное строение волосков «меха» морской мыши, конечно, не было создано природой случайно, однако зоологи пока не могут установить его точное предназначение. (2)До сих пор даже неясно, обладает ли морская мышь цветовым зрением. (3)Если нет, то напрашивается предположение, что радужное свечение её меха либо отпугивает врагов, либо приманивает добычу. (4)Если морская мышь всё же способна воспринимать цвет, то радужные блики скорее всего как-то связаны с продолжением рода. (5)Но для нас гораздо важнее то обстоятельство, что двумерное фотонное строение ворсинок мышиного меха, формировавшееся в процессе эволюции на протяжении миллионов лет, начинает применяться в волоконно-оптических кабелях нового поколения.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Вторая часть предложения 1 осложнена вводным словом – однако.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
3) Предложение 3 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
4) Во второй части сложного предложения 4 простое глагольное сказуемое.
5) Предложение 5 содержит 3 (три) грамматические основы.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие.

Б) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Печорин был погружён в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в дорогу.

2) А.С. Пушкин писал о М.В. Ломоносове: «Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

3) Контуры деревьев, обрызганных дождём, начали выступать из мрака, чернея растопыренными ветвями.

4) Я вскочил, отодвинул штору: на ярко-синее высокое небо со всех сторон надвигались набухшие тучи.

5) После ужина солдаты легли спать, даже не перемолвились друг с другом парой слов: уж очень напряжённым был минувший день.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Одно и то же языковое явление (1) может (2) получать прямо противоположные оценки (3) и так обстоит дело (4) например (5) с оценкой иностранных заимствованных слов в русском языке (6) одни (7) борясь за чистоту русского языка (8) требуют изгнать все новые заимствования (9) а другие выступают за активное использование иностранных слов (10) так как это (11) по их мнению (12) делает язык богаче.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) СПРЯЧЬ — после шипящих в неопределённой форме глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

2) ВБЛИЗИ (новостроек) — производный предлог, синонимичный предлогу «около», пишется слитно.

3) О СОЗВЕЗДИИ — у имён существительных на -ИЕ в форме предложного падежа окончание -И.

4) (письмо) НЕ НАПИСАНО — частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.

5) ПРИМОРСКИЙ — написание приставки определяется её значением — присоединение.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Море после шторма всё ещё дыш..(1)т холодом. Когда на солнце наплывает облако, ветерок усил..(2)вается. Тропинка п..(3)тляет среди невысоких холмов, затем устр..(4)мляется вверх сквозь густой листв..(5)нный лес. Мы отважно проб..(6)раемся по пр..(7)чудливым колюч..(8)м кустарн..(9)кам.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



7) Раскройте скобки и запишите слово «Власов» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Мы с Пашей (Власов) прошлым летом вместе отдыхали в лагере.



8) Замените словосочетание «опытному работнику», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Столик из пня получился бы неказистым, а подставка — ненадёжной.

2) Рассказчик понимал, что если он не расколет пень, то будет считать себя отступившим и потеряет самоуважение.

3) Если бы рассказчик не расколол пень, у него было бы меньше дров, а на покупку других у него денег не было.

4) Впервые увидев привезённый к нему во двор пень, рассказчик сначала не хотел пускать его на дрова.

5) Рассказчик понял, что не следует торопиться при выполнении трудной работы.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является гипербола.

1) Сколько удали в этом взмётывании топора над головою, сколько силы в ударе!

2) Пень показался мне ещё огромнее.

3) Доставало это дерево, наверное, до облаков, облетали его стороной самолёты, отдыхали на нём стаи перелётных птиц.

4) И потом ещё почти весь день я трудился над огромными половинами.

5) Уже гигантская гора скорченных, перекрученных смоляных поленьев лежала вокруг, а пень всё ещё был громадным.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Найдите в тексте синонимы к слову ИСПОЛИНСКИЙ (предложение 15). Напишите один из этих синонимов.