Предприятие (фирма) в экономике: понятие, виды и цели


Предприятие (фирма) в экономике: понятие, виды и цели


Предприятие (фирма) — экономический субъект, осуществляющий хозяйственную деятельность по производству и реализации товаров или оказанию услуг с целью извлечения прибыли.

Фирма может быть зарегистрирована в различных организационно-правовых формах и иметь различные размеры — от малых предприятий до транснациональных корпораций.

Например, в России фирма может быть зарегистрирована в качестве юридического лица в организационно-правовой форме хозяйственного общества (общества с ограниченной ответственностью (ООО) или акционерного общества (АО)), хозяйственного товарищества (полного или коммандитного), производственного кооператива и др.

В России также возможно создание фирмы без образования юридического лица, но для этого гражданину необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого.

Существует множество способов классификации фирм. Вот некоторые из них:

  ● По форме собственности различают частные, государственные и смешанные (с участием государства и частного сектора) фирмы.

  ● По степени влияния на рыночные цены различают монополию (может устанавливать произвольную цену на свою продукцию), олигополию (тоже может влиять не цену, но в меньшей степени, чем монополия) и конкурентную фирму-продавца (не может влиять на цену).

  ● По отрасли: промышленные предприятия, торговые предприятия, финансовые предприятия и т.д.

  ● По размеру: малые предприятия (обычно до 50 сотрудников); средние предприятия (от 50 до 250 сотрудников); крупные предприятия (более 250 сотрудников).

  ● По организационно-правовой форме: общество с ограниченной ответственностью (ООО), акционерное общество (АО), крестьянское (фермерское) хозяйство, хозяйственное партнерство, производственный кооператив, государственное унитарное предприятие и т.д.

Предприятие (фирма) преследует следующие цели:

- Извлечение прибыли: главная цель любой коммерческой организации.

- Расширение и укрепление позиций на рынке: фирмы стремятся увеличить свою долю рынка и укрепить свои позиции среди конкурентов.

- Создание рабочих мест и развитие человеческого капитала: фирмы могут стремиться к созданию новых рабочих мест, обучению и развитию своих сотрудников, улучшению условий труда.

- Внедрение инноваций и технологических изменений: современные фирмы стремятся быть на переднем крае технологического развития, чтобы предлагать клиентам новые и улучшенные продукты и услуги.

- Обеспечение экологической устойчивости и социальной ответственности: многие фирмы ставят перед собой цели в области устойчивого развития, защиты окружающей среды, поддержки местных сообществ и социальных проектов.

В заключение отметим, что предприятие (фирма) является основным экономическим субъектом, осуществляющим производство товаров и услуг для удовлетворения потребностей общества.


Сообщить об ошибке в статье

Читайте также:
Заработная плата и стимулирование труда

Причины, виды безработицы и меры по борьбе с ней

Деятельность профсоюзов

Показать все статьи