Тест 26. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 26. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Рельеф Земли – это сочетание разнообразных неровностей поверхности, как больших, так и маленьких, возникших в результате деятельности внешних и внутренних сил. (2)Важную роль в его образовании играют тектонические движения, сила тяжести, плотность и состав горных пород, деятельность вулканов и текучих вод. (3)Грозные силы природы, приводя в движение прочнейшие скальные массивы, как разрушают их до основания, так и создают новые горы, впадины, ущелья и долины. (4)А на дне океанов возникают огромные равнины, которые со временем покрываются илом и крупными обломками. (5)Происходит это довольно медленно, и всей человеческой жизни не хватит, чтобы заметить изменения поверхности; она как будто дышит, то поднимаясь, то опускаясь, по ней пробегают волны, она лопается от возникших напряжений.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) это сочетание (предложение 1)
2) движения играют (предложение 2)
3) Силы (как) разрушают, (так и) создают (предложение 3)
4) равнины возникают (предложение 4)
5) происходит это (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Рельеф Земли – это сочетание разнообразных неровностей поверхности, как больших, так и маленьких, возникших в результате деятельности внешних и внутренних сил. (2)Важную роль в его образовании играют тектонические движения, сила тяжести, плотность и состав горных пород, деятельность вулканов и текучих вод. (3)Грозные силы природы, приводя в движение прочнейшие скальные массивы, как разрушают их до основания, так и создают новые горы, впадины, ущелья и долины. (4)А на дне океанов возникают огромные равнины, которые со временем покрываются илом и крупными обломками. (5)Происходит это довольно медленно, и всей человеческой жизни не хватит, чтобы заметить изменения поверхности; она как будто дышит, то поднимаясь, то опускаясь, по ней пробегают волны, она лопается от возникших напряжений.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое.
2) Предложение 2 простое, неосложнённое.
3) Предложение 3 осложнено обособленным обстоятельством, однородными сказуемыми и однородными дополнениями.
4) Предложение 4 сложноподчинённое.
5) В предложении 5 содержится 6 (шесть) грамматических основ.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Обращение отделяется запятой.

Б) Между однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом, ставится запятая.

В) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Дети радовались и хорошей погоде, и встречам с одноклассниками, и короткому дождю, оставившему лужи на асфальте.

2) Высоко пари́т, распластав крылья, орёл – гроза пернатого царства.

3) Солнце только что село, и алый тонкий свет лежал на зелёных лозах, на сухой земле и на белой стене небольшого домика, стоявшего на самом верху горы.

4) «Поди прочь, безумный мальчишка!» – нетерпеливо прервал Азамата Ка́збич.

5) Папе стихи понравились, он поцеловал Виту в щёчку и сказал, что его дочь – настоящая поэтесса вроде Агнии Барто.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

По воспоминаниям (1) жившей у Ломоносовых племянницы Матрёны Евсеевны (2) в доме учёного всегда были рады оказывавшимся по делам в столице землякам (3) «на широком крыльце стоял накрытый дубовый стол (4) и сын Севера пировал до поздней ночи с весёлыми земляками своими (5) приходившими из Архангельска на кораблях (6) и (7) привозившими ему обыкновенно в подарок мочёной морошки (8) и такой же тёплый приём ожидал и других гостей (9) приезжавших по первому зимнему пути в Петербург с трескою».

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) СТРИЖОНОК — в суффиксах имён существительных после шипящих под ударением пишется буква О.

2) ВВИДУ (обстоятельств) — производный союз, синонимичный предлогу «из-за», пишется слитно.

3) РАСПРЕДЕЛЕНИЕ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий звук, пишется С.

4) (условие задачи) НЕ ДАНО — частица НЕ с глаголом пишется раздельно.

5) ПРАЯЗЫК — в имени существительном есть приставка ПРА-, имеющая значение «первоначальный, наиболее древний».



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

Одуванчики – самый р..(1)спространённый мед..(2)нос в дик..(3)й флоре наш..(4)й страны, п..(5)тому что они цветут раньше сирени, черёмухи и ..(6)кации. Как правил..(7), цветение одуванчиков длится месяц, а в дождлив..(8)е лето и ещ..(9) дольше.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



7) Раскройте скобки и запишите слово «шестьсот» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Самому древнему маяку из действующих до наших дней более (шестьсот) лет.



8) Замените словосочетание «мраморная доска», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Книгу Эммануила Казакевича «Звезда» учителю литературы подарил сам автор.

2) Фёдор Фёдорович воевал с автором книги в одном полку, и тот передал ему книгу как товарищу.

3) Учитель литературы однажды прочитал своим ученикам книжку, чтобы познакомить их с произведением, в котором, как он считал, написана вся правда о войне.

4) Эммануил Казакевич подарил свою книгу отцу учителя литературы, с которым на войне жил в одной землянке.

5) В Москве на Арбате стоит дом, на котором висит серая мраморная доска с указанием, что в нём в 1831 году жил Александр Сергеевич Пушкин.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Раньше я, пробегая мимо этого дома в день по сто пятьдесят раз, никогда не замечал этой знаменитой надписи.

2) Он, например, однажды на уроке русского языка неожиданно вытащил из сумки какую-то тоненькую потрёпанную книжку и без всякого предупреждения стал её читать.

3) А потом, когда закончил, сказал: «Солдата, который написал эту книжку, уже нет в живых. — Ив сердцах, с обидой добавил: — Рановато он умер».

4) А в одной сложной истории, когда меня просто поедом ели и проходу не давали, он мне здорово помог, как настоящий друг.

5) Он мне как-то сознался, что любит думать больше про незнакомых, чем про знакомых.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Найдите в тексте антоним к слову ПРАВДА (предложение 37). Выпишите этот антоним.