Тест 26. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 26. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Рельеф Земли – это сочетание разнообразных неровностей поверхности, как больших, так и маленьких, возникших в результате деятельности внешних и внутренних сил. (2)Важную роль в его образовании играют тектонические движения, сила тяжести, плотность и состав горных пород, деятельность вулканов и текучих вод. (3)Грозные силы природы, приводя в движение прочнейшие скальные массивы, как разрушают их до основания, так и создают новые горы, впадины, ущелья и долины. (4)А на дне океанов возникают огромные равнины, которые со временем покрываются илом и крупными обломками. (5)Происходит это довольно медленно, и всей человеческой жизни не хватит, чтобы заметить изменения поверхности; она как будто дышит, то поднимаясь, то опускаясь, по ней пробегают волны, она лопается от возникших напряжений.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) это сочетание (предложение 1)
2) движения играют (предложение 2)
3) Силы (как) разрушают, (так и) создают (предложение 3)
4) равнины возникают (предложение 4)
5) происходит это (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Рельеф Земли – это сочетание разнообразных неровностей поверхности, как больших, так и маленьких, возникших в результате деятельности внешних и внутренних сил. (2)Важную роль в его образовании играют тектонические движения, сила тяжести, плотность и состав горных пород, деятельность вулканов и текучих вод. (3)Грозные силы природы, приводя в движение прочнейшие скальные массивы, как разрушают их до основания, так и создают новые горы, впадины, ущелья и долины. (4)А на дне океанов возникают огромные равнины, которые со временем покрываются илом и крупными обломками. (5)Происходит это довольно медленно, и всей человеческой жизни не хватит, чтобы заметить изменения поверхности; она как будто дышит, то поднимаясь, то опускаясь, по ней пробегают волны, она лопается от возникших напряжений.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое.
2) Предложение 2 простое, неосложнённое.
3) Предложение 3 осложнено обособленным обстоятельством, однородными сказуемыми и однородными дополнениями.
4) Предложение 4 сложноподчинённое.
5) В предложении 5 содержится 6 (шесть) грамматических основ.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Обращение отделяется запятой.

Б) Между однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом, ставится запятая.

В) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Дети радовались и хорошей погоде, и встречам с одноклассниками, и короткому дождю, оставившему лужи на асфальте.

2) Высоко пари́т, распластав крылья, орёл – гроза пернатого царства.

3) Солнце только что село, и алый тонкий свет лежал на зелёных лозах, на сухой земле и на белой стене небольшого домика, стоявшего на самом верху горы.

4) «Поди прочь, безумный мальчишка!» – нетерпеливо прервал Азамата Ка́збич.

5) Папе стихи понравились, он поцеловал Виту в щёчку и сказал, что его дочь – настоящая поэтесса вроде Агнии Барто.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Дерево (1) материал недолговечный (2) а время и пожары сделали своё дело. Именно из-за них (3) до наших дней не дошли многие выдающиеся сооружения (4) о которых мы знаем только из летописей. При этом центральные районы России (5) почти не сохранили памятники деревянного зодчества. И только некоторые области Поволжья (6) Урала (7) Сибири и Севера (8) донесли до нас образцы этого высокого искусства.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) О ТЮЛЕНЕ – в окончании формы предложного падежа имени существительного 2-го склонения пишется буква Е.

2) ПРИЛЕТЕТЬ – написание приставки определяется её значением – неполнота действия.

3) ВЫБЕРИТЕ (подарок) – в форме будущего времени 2-го лица множественного числа глагола I спряжения пишется окончание -ИТЕ.

4) (ещё) НЕ ПРОСНУВШИЙСЯ – полное причастие с зависимым словом пишется с частицей НЕ раздельно.

5) В ПЛАМЕНИ – в окончании разносклоняемого имени существительного в предложном падеже пишется буква -И.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

Одуванчики – самый р..(1)спространённый мед..(2)нос в дик..(3)й флоре наш..(4)й страны, п..(5)тому что они цветут раньше сирени, черёмухи и ..(6)кации. Как правил..(7), цветение одуванчиков длится месяц, а в дождлив..(8)е лето и ещ..(9) дольше.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



7) Раскройте скобки и запишите слово «шестьсот» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Самому древнему маяку из действующих до наших дней более (шестьсот) лет.



8) Замените словосочетание «фарфоровые цветы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В тексте описываются события, происходившие в конце войны.

2) Коля должен был отнести испечённые бабушкой пирожки на пасеку, где жил его дед.

3) Дед спрятал корж, потому что не захотел делиться с внуком.

4) По дороге домой Коля мечтал о времени, когда кончится война и можно будет вдоволь есть хлеб.

5) На дно корзинки с бельём дедушка положил ароматный гречишный мёд.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) А второй корж, румяный, целёхонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

2) Коржи были пахучие, румяные. Они светились, как два маленьких посоленных солнца.

3) Черноволосый, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка, и его ввалившиеся глаза постоянно искали добычу.

4) Но через некоторое время он вернулся, взял со стола остывший корж, аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, мешок с самосадом и штык, привезённый с прошлой войны.

5) Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 3–9 найдите устаревшее слово. Выпишите это слово.