Тест 24. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 24. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Самым первым инструментом счёта у древнего пещерного человека в верхнем палеолите, безусловно, были пальцы рук. (2)Сама природа предоставила человеку сей универсальный счётный инструмент. (3)У многих народов пальцы (или их суставы) при любых торговых операциях выполняли роль первого счётного устройства, для большинства бытовых потребностей людей их помощи вполне хватало. (4)Счёт дюжинами ведёт своё начало от счёта по фалангам пальцев рук, при этом большой палец играл роль счётчика, при помощи которого пересчитывались фаланги других пальцев. (5)Двенадцать получается, если, например, начать с нижней фаланги указательного пальца и закончить верхней фалангой мизинца.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) были пальцы (предложение 1)
2) природа предоставила (предложение 2)
3) помощи хватало (предложение 3)
4) ведёт начало (предложение 4)
5) двенадцать получается (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Самым первым инструментом счёта у древнего пещерного человека в верхнем палеолите, безусловно, были пальцы рук. (2)Сама природа предоставила человеку сей универсальный счётный инструмент. (3)У многих народов пальцы (или их суставы) при любых торговых операциях выполняли роль первого счётного устройства, для большинства бытовых потребностей людей их помощи вполне хватало. (4)Счёт дюжинами ведёт своё начало от счёта по фалангам пальцев рук, при этом большой палец играл роль счётчика, при помощи которого пересчитывались фаланги других пальцев. (5)Двенадцать получается, если, например, начать с нижней фаланги указательного пальца и закончить верхней фалангой мизинца.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено вводным словом.
2) Предложение 2 простое, распространённое.
3) В сложном предложении 3 первая часть представлена односоставным неопределённо-личным предложением.
4) Предложение 4 содержит 3 (три) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным уступительным.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Б) Уточняющее обстоятельство обособляется.

В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Луна, яркая и точно мокрая, мелькала по голым верхушкам деревьев, и голые сучья сливались с её влажным блеском, исчезали в нём.

2) Погода стояла неблагоприятная: по временам шёл мелкий осенний дождь, постоянно дул ветер.

3) Приметы связаны со всем: с цветом неба, росой и туманами, криком птиц и яркостью звёздного неба.

4) Высокое, почти безоблачное летнее небо, наполненное солнечным блеском, было восхитительно.

5) В детстве мы с братом любили проводить время в заброшенном уголке сада, между сараем и забором, где хранилось множество вышедших из употребления вещей.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Калина (1) ягоды которой набирают окончательный вкус (2) после первых заморозков (3) а зимой крепко держатся на ветках (4) украшая сад (5) как плодовое растение известна на Руси (6) примерно (7) с XVI века (8) наиболее же распространена в России калина обыкновенная (9) встречающаяся в естественной природе (10) почти (11) по всей Европе.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) (ещё) НЕ ПРОСНУВШИХСЯ (долин) — одиночное действительное причастие прошедшего времени с НЕ пишется раздельно.

2) ПРИКРЕПИТЬ — написание приставки определяется её значением — присоединение.

3) НЕВИДИМЫЙ — в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени, образованного от глагола I спряжения, пишется буква И.

4) ТРАДИЦИОННЫЙ — слово с безударной чередующейся гласной А в корне слова.

5) НИ С ЧЕМ — отрицательное местоимение с предлогом пишется раздельно.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Это был мал..(1)нький, почти карманный альбом для фотографий. Л..(2)стов п..(3)тнадцать толстого картона с р..(4)льефным изображением голубя на обложк..(5). Я раскрыл его. Первые фотографии были ж..(6)лтоватые, с трещ..(7)нами. На одной круглолицая малышка глад..(8)ла собаку, на другой шест..(9)летняя девочка обнимала самодельную куклу.




7) Раскройте скобки и запишите слово «абрикосы» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Для приготовления десерта понадобится банка консервированных (абрикосы).



8) Замените словосочетание «жизнь леса», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) После дождя осина обретает вид благородного серебра, и народ использовал это качество дерева.

2) Берёзу использовали для изготовления скрипок, гитар, других музыкальных инструментов.

3) Белая, лёгкая, мягкая древесина берёзы не коробится и не трескается.

4) О берёзе сочиняли песни и загадки, её ветки использовали в быту, а древесина применялась в строительстве и декоративном искусстве.

5) Липа — дерево-лекарь: в народной медицине широко применяли липовый чай из цветов и целебный липовый мёд.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Не было лучше обуви, чем лапти.

2) Лес укрывал от врагов: из поваленных деревьев устраивали засеки, из дерева возводили стены и башни крепостей и острогов.

3) Богатства природы казались неисчерпаемыми, лесам конца и края нет, оком не охватишь.

4) Лес непосредственно воздействует на здоровье человека: он убивает болезнетворные микробы и ионизирует воздух.

5) Но с той поры много воды утекло.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В последнем абзаце текста найдите устаревший синоним к слову ГЛАЗ. Выпишите этот синоним.