Тест 22. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 22. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)В словарном составе русского языка, кроме лексики исконной, есть и пласт слов заимствованных, то есть пришедших к нам из других языков, славянских и неславянских. (2)Эту восприимчивость нашего языка к включению в свой состав слов из других языков отметил ещё А.С. Пушкин, писавший о русском языке как о «гибком и мощном в своих оборотах и средствах», «переимчивом и общежительном в своём отношении к чужим языкам». (3)Среди слов, заимствованных из славянских языков, особую роль играют старославянизмы – слова, пришедшие в русский язык из языка древнейших памятников письменности. (4)Старославянский язык (по происхождению древнеболгарский) получил широкое распространение в Древней Руси, так как был в значительной степени понятен русским людям и его усвоение не представляло большой трудности. (5)Он способствовал обогащению словарного состава русского языка.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) в составе есть (предложение 1)
2) А.С Пушкин отметил (предложение 2)
3) роль играют (предложение 3)
4) был понятен (предложение 4)
5) способствовал обогащению (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)В словарном составе русского языка, кроме лексики исконной, есть и пласт слов заимствованных, то есть пришедших к нам из других языков, славянских и неславянских. (2)Эту восприимчивость нашего языка к включению в свой состав слов из других языков отметил ещё А.С. Пушкин, писавший о русском языке как о «гибком и мощном в своих оборотах и средствах», «переимчивом и общежительном в своём отношении к чужим языкам». (3)Среди слов, заимствованных из славянских языков, особую роль играют старославянизмы – слова, пришедшие в русский язык из языка древнейших памятников письменности. (4)Старославянский язык (по происхождению древнеболгарский) получил широкое распространение в Древней Руси, так как был в значительной степени понятен русским людям и его усвоение не представляло большой трудности. (5)Он способствовал обогащению словарного состава русского языка.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 содержит 2 (две) грамматические основы.
2) Предложение 2 содержит цитаты.
3) Предложение 3 сложное бессоюзное.
4) Первая часть сложного предложения 4 осложнена вставной конструкцией.
5) В предложении 5 сказуемое простое глагольное.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.

Б) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

В) Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Ирония Звягинцева, профессора нашего университета, не произвела, однако, на нового студента никакого впечатления.

2) Вдалеке, на склоне горы, поросшей лесом, показался огонёк.

3) Хорошая книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро.

4) Между холмами мелькнуло море, однако дорога сразу же повернула вправо, и море исчезло из вида.

5) Перелёты через Северный полюс в Америку, рекорды дальности полёта, десятки новых самолётов, впервые поднятых в воздух, – всё это связано с именем прославленного лётчика Михаила Громова.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Вы (1) несомненно (2) не один раз были в театре и на концерте (3) смотрели выступление актёров по телевидению (4) поэтому сразу вспомните (5) как они жестикулируют (6) заканчивая выступление (7) и (8) прощаясь с публикой (9) и самый частый жест (10) это поклоны как символ благодарности за тёплый приём (11) и горячие (12) и искренние аплодисменты.

В ответе запишите числа в порядке возрастания.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ЭФФЕКТИВНЫЙ — написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге.

2) ЦИРКУЛЬ — буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.

3) НЕПРИВЕТЛИВЫЙ человек — имя прилагательное не имеет зависимого слова, поэтому с НЕ пишется слитно.

4) ЗАБРОШЕННЫЙ — страдательное причастие настоящего времени, образованное от глагола на -ИТЬ при помощи суффикса -НН-.

5) НЕЧЕМУ (удивляться) — в приставке отрицательного местоимения под ударением пишется буква Е.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

Возле самой воды, в густых зар..(1)слях, вдруг увидишь подвеш..(2)нное к стеблям гнездо кр..(3)пивницы или выд..(4)лбленное в трухлявом осиновом пне гнездо мух..(5)ловки-пеструшки. Но нечаст..(6) обн..(7)ружишь искусно свитые, искусно спрят..(8)нные в буйной зелени гнёзда, хотя их, должно быть, очень много: вокруг весь буерак н..(9)полнен щебетаньем, пересвистом птиц.




7) Раскройте скобки и запишите слово «оба» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

По (оба) сторонам дороги цвели яблони.



8) Замените словосочетание «жизненный маршрут», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Написание букв рассказчице давалось легко, она смогла научиться писать красиво, а играть на фортепиано так и не научилась.

2) Учительница музыки рассказчицу не любила, а учительница чистописания быстро нашла со своей ученицей общий язык.

3) Выражения «мартышкин труд» и «сизифов труд» связаны с характеристикой бессмысленного, напрасного труда.

4) Рассказчице нравилось писать буквы, а заниматься музыкой не нравилось, она не собиралась становиться музыкантом.

5) Рассказчицу, которая была левшой, учили музыке для того, чтобы она разрабатывала правую руку, поскольку в школе в те годы требовали обязательно писать правой рукой.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Каждое несделанное усилие — это розовый куст, погибший под натиском сорняков: всё, во что не вложен труд, считает себя ненужным и уходит.

2) А в шестнадцать лет, оказавшись один на один с неограниченным количеством шоколада, я съела его столько, что отравилась, и с тех пор я разлюбила шоколад, зато открыла для себя прекрасный вкус всевозможного несладкого.

3) Нужно уметь правильно выбрать жизненный маршрут, но важно помнить, что любой из выбранных, даже кажущийся лёгким и простым, потребует усилий.

4) Самое трудное — найти компромисс, чтобы делать то, что получается, что по душе, и при этом не ссориться с теми, кто с твоим выбором не согласен.

5) Рассказала мне это учительница музыки, которая приходила к нам домой раз в неделю и заставляла меня играть Моцарта и Шопена.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Найдите в тексте синоним к слову ПУТЬ (предложение 20). Выпишите этот синоним.