Русский язык, ЕГЭ
(current)
Русский язык, ОГЭ
Обществознание
ЕГЭ
ОГЭ
Статьи
О проекте
Тест 22. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку
1)
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)В словарном составе русского языка, кроме лексики исконной, есть и пласт слов заимствованных, то есть пришедших к нам из других языков, славянских и неславянских. (2)Эту восприимчивость нашего языка к включению в свой состав слов из других языков отметил ещё А.С. Пушкин, писавший о русском языке как о «гибком и мощном в своих оборотах и средствах», «переимчивом и общежительном в своём отношении к чужим языкам». (3)Среди слов, заимствованных из славянских языков, особую роль играют старославянизмы – слова, пришедшие в русский язык из языка древнейших памятников письменности. (4)Старославянский язык (по происхождению древнеболгарский) получил широкое распространение в Древней Руси, так как был в значительной степени понятен русским людям и его усвоение не представляло большой трудности. (5)Он способствовал обогащению словарного состава русского языка.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена
грамматическая основа
в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) в составе есть (предложение 1)
2) А.С Пушкин отметил (предложение 2)
3) роль играют (предложение 3)
4) был понятен (предложение 4)
5) способствовал обогащению (предложение 5)
🔗
2)
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)В словарном составе русского языка, кроме лексики исконной, есть и пласт слов заимствованных, то есть пришедших к нам из других языков, славянских и неславянских. (2)Эту восприимчивость нашего языка к включению в свой состав слов из других языков отметил ещё А.С. Пушкин, писавший о русском языке как о «гибком и мощном в своих оборотах и средствах», «переимчивом и общежительном в своём отношении к чужим языкам». (3)Среди слов, заимствованных из славянских языков, особую роль играют старославянизмы – слова, пришедшие в русский язык из языка древнейших памятников письменности. (4)Старославянский язык (по происхождению древнеболгарский) получил широкое распространение в Древней Руси, так как был в значительной степени понятен русским людям и его усвоение не представляло большой трудности. (5)Он способствовал обогащению словарного состава русского языка.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 содержит 2 (две) грамматические основы.
2) Предложение 2 содержит цитаты.
3) Предложение 3 сложное бессоюзное.
4) Первая часть сложного предложения 4 осложнена вставной конструкцией.
5) В предложении 5 сказуемое простое глагольное.
🔗
3)
Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
Б) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.
В) Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Ирония Звягинцева, профессора нашего университета, не произвела, однако, на нового студента никакого впечатления.
2) Вдалеке, на склоне горы, поросшей лесом, показался огонёк.
3) Хорошая книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро.
4) Между холмами мелькнуло море, однако дорога сразу же повернула вправо, и море исчезло из вида.
5) Перелёты через Северный полюс в Америку, рекорды дальности полёта, десятки новых самолётов, впервые поднятых в воздух, – всё это связано с именем прославленного лётчика Михаила Громова.
А
Б
В
🔗
4)
Расставьте знаки препинания.
Укажите все цифры, на месте которых должны стоять
запятые
.
В годы Великой Отечественной войны (1) сотрудники музея пытались уберечь памятники Царского Села от вандалов. Памятник А.С. Пушкину и бронзовую фигуру фонтана «Девушка с кувшином» (2) удалось сохранить (3) закопав в землю (4) а вот Чесменскую колонну (5) установленную в память о военных победах (6) спрятать не смогли. Немецкие захватчики (7) пытались сбросить её в пруд танками (8) но пострадали лишь барельефы с пьедестала.
🔗
5)
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1)
РАСЦВЕТАТЬ
– на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2)
ВЫВЕДЕНЫ
(сорта) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3)
БЛИСТАЮЩИЙ
– написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) (построено много)
ДАЧ
– в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящих буква Ь не пишется.
5) (написано)
ПО-ЛАТЫНИ
– наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени существительного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
🔗
6)
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква
А
.
Возле самой воды, в густых зар..
(1)
слях, вдруг увидишь подвеш..
(2)
нное к стеблям гнездо кр..
(3)
пивницы или выд..
(4)
лбленное в трухлявом осиновом пне гнездо мух..
(5)
ловки-пеструшки. Но нечаст..
(6)
обн..
(7)
ружишь искусно свитые, искусно спрят..
(8)
нные в буйной зелени гнёзда, хотя их, должно быть, очень много: вокруг весь буерак н..
(9)
полнен щебетаньем, пересвистом птиц.
🔗
7)
Раскройте скобки и запишите слово «
оба
» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
По (оба) сторонам дороги цвели яблони.
🔗
8)
Замените словосочетание
«бетонная дорожка»
, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью
управление
. Напишите получившееся словосочетание.
🔗
9)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)От модели атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами веяло космосом, электронной музыкой и фантастическими романами.
(2)Модель стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. (3)Вокруг неё на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.
(4)Вахтанг Турманидзе, стройный гигант в тренировочных брюках, объяснял девочкам, что такое хук и апперкот, нахально дотрагиваясь своими кулачищами до их нежных подбородков.
(5)Вадим Костров царил в своей хихикающей компании.
(6)А Лёши Жильцова не было видно.
(7)Только окинув взглядом пустынные ряды лабораторных столов, где-то за одним из последних, у распахнутого окна, можно было заметить его одинокую фигуру. (8)Никому, кроме неприметной девочки в очках, уткнувшейся в книгу, не было до него никакого дела, а она нет-нет да и посматривала украдкой на Лёшу. (9)Всё-таки в людях, несправедливо обойдённых славой, есть что-то привлекательное, а Лёша в своём восьмом «Б» был именно таким человеком. (10)Это подтвердилось, когда в класс вошла Галя Вишнякова, по всеобщему мнению, самая красивая девочка школы.
– (11)Ребята, кого поцеловать? (12)У меня, кажется, грипп начинается, а завтра контрольная по алгебре, — сказала она и чихнула.
(13)Класс притих, но конкретных предложений не последовало.
(14)И вдруг из дальнего угла донеслось: «Меня».
(15)Это сказал Лёша и ужаснулся.
(16)Все, кроме неприметной девочки, смотрели на Лёшу так, как будто Галя была андерсеновской принцессой, а Лёша — свинопасом. (17)Кто-то даже хихикнул. (18) А неприметная девочка с тревогой ждала Галиного ответа: она боялась за Лёшу.
(19)Но самые красивые девочки школы всегда старше своих лет, и Галя не растерялась.
– (20)Лёшка — золотой мальчик, а вы все трусы.
(21)И она направилась к своей верной подруге Зиночке Крючковой, всё ещё поддерживающей полку с проволочной моделью атома. (22)Галя шла, размахивая молотком, потому что была дежурной и собиралась укрепить полку.
(По М.Г. Львовскому*)
* Львовский Михаил Григорьевич
(1919–1994) — русский советский поэт-песенник, драматург, сценарист.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В людях, несправедливо обделённых славой, нет ничего привлекательного.
2) Вахтанг Турманидзе занимался лёгкой атлетикой, поэтому мог без труда объяснить девочкам непонятные им спортивные термины.
3) Лёшка Жильцов был самым смелым мальчиком в классе.
4) Все, кроме неприметной девочки, смотрели на Лёшу и Галю, как на андерсеновского свинопаса рядом с принцессой.
5) Лёшка Жильцов был симпатичен только неприметной девочке в очках, которая украдкой наблюдала за ним.
🔗
10)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)От модели атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами веяло космосом, электронной музыкой и фантастическими романами.
(2)Модель стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. (3)Вокруг неё на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.
(4)Вахтанг Турманидзе, стройный гигант в тренировочных брюках, объяснял девочкам, что такое хук и апперкот, нахально дотрагиваясь своими кулачищами до их нежных подбородков.
(5)Вадим Костров царил в своей хихикающей компании.
(6)А Лёши Жильцова не было видно.
(7)Только окинув взглядом пустынные ряды лабораторных столов, где-то за одним из последних, у распахнутого окна, можно было заметить его одинокую фигуру. (8)Никому, кроме неприметной девочки в очках, уткнувшейся в книгу, не было до него никакого дела, а она нет-нет да и посматривала украдкой на Лёшу. (9)Всё-таки в людях, несправедливо обойдённых славой, есть что-то привлекательное, а Лёша в своём восьмом «Б» был именно таким человеком. (10)Это подтвердилось, когда в класс вошла Галя Вишнякова, по всеобщему мнению, самая красивая девочка школы.
– (11)Ребята, кого поцеловать? (12)У меня, кажется, грипп начинается, а завтра контрольная по алгебре, — сказала она и чихнула.
(13)Класс притих, но конкретных предложений не последовало.
(14)И вдруг из дальнего угла донеслось: «Меня».
(15)Это сказал Лёша и ужаснулся.
(16)Все, кроме неприметной девочки, смотрели на Лёшу так, как будто Галя была андерсеновской принцессой, а Лёша — свинопасом. (17)Кто-то даже хихикнул. (18) А неприметная девочка с тревогой ждала Галиного ответа: она боялась за Лёшу.
(19)Но самые красивые девочки школы всегда старше своих лет, и Галя не растерялась.
– (20)Лёшка — золотой мальчик, а вы все трусы.
(21)И она направилась к своей верной подруге Зиночке Крючковой, всё ещё поддерживающей полку с проволочной моделью атома. (22)Галя шла, размахивая молотком, потому что была дежурной и собиралась укрепить полку.
(По М.Г. Львовскому*)
* Львовский Михаил Григорьевич
(1919–1994) — русский советский поэт-песенник, драматург, сценарист.
Укажите варианты ответа, в которых средством выразительности речи является
эпитет
.
1) Модель стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком.
2) Это сказал Лёша и ужаснулся.
3) Галя шла, размахивая молотком, потому что была дежурной и собиралась укрепить полку.
4) – Лёшка – золотой мальчик, а вы все трусы.
5) – У меня, кажется, грипп начинается, а завтра контрольная по алгебре, – сказала она и чихнула.
🔗
11)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)От модели атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами веяло космосом, электронной музыкой и фантастическими романами.
(2)Модель стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. (3)Вокруг неё на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.
(4)Вахтанг Турманидзе, стройный гигант в тренировочных брюках, объяснял девочкам, что такое хук и апперкот, нахально дотрагиваясь своими кулачищами до их нежных подбородков.
(5)Вадим Костров царил в своей хихикающей компании.
(6)А Лёши Жильцова не было видно.
(7)Только окинув взглядом пустынные ряды лабораторных столов, где-то за одним из последних, у распахнутого окна, можно было заметить его одинокую фигуру. (8)Никому, кроме неприметной девочки в очках, уткнувшейся в книгу, не было до него никакого дела, а она нет-нет да и посматривала украдкой на Лёшу. (9)Всё-таки в людях, несправедливо обойдённых славой, есть что-то привлекательное, а Лёша в своём восьмом «Б» был именно таким человеком. (10)Это подтвердилось, когда в класс вошла Галя Вишнякова, по всеобщему мнению, самая красивая девочка школы.
– (11)Ребята, кого поцеловать? (12)У меня, кажется, грипп начинается, а завтра контрольная по алгебре, — сказала она и чихнула.
(13)Класс притих, но конкретных предложений не последовало.
(14)И вдруг из дальнего угла донеслось: «Меня».
(15)Это сказал Лёша и ужаснулся.
(16)Все, кроме неприметной девочки, смотрели на Лёшу так, как будто Галя была андерсеновской принцессой, а Лёша — свинопасом. (17)Кто-то даже хихикнул. (18) А неприметная девочка с тревогой ждала Галиного ответа: она боялась за Лёшу.
(19)Но самые красивые девочки школы всегда старше своих лет, и Галя не растерялась.
– (20)Лёшка — золотой мальчик, а вы все трусы.
(21)И она направилась к своей верной подруге Зиночке Крючковой, всё ещё поддерживающей полку с проволочной моделью атома. (22)Галя шла, размахивая молотком, потому что была дежурной и собиралась укрепить полку.
(По М.Г. Львовскому*)
* Львовский Михаил Григорьевич
(1919–1994) — русский советский поэт-песенник, драматург, сценарист.
Замените разговорное слово
«украдкой»
в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
🔗