Тест 20. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 20. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Искусство читать – это искусство чувствовать и мыслить. (2)А научат этому только те книги, в которых есть настоящая жизнь, благородные чувства, страстные идеи и художественные достоинства. (3)«Вкус развивается не на посредственном, а на самом совершенном материале», – утверждал И. Гёте, великий немецкий писатель. (4)Выходит, что прежде всего надо воспитать в себе культуру чтения, приучиться к целенаправленности, к системе в выборе книг. (5)Нельзя, чтобы мимо современного человека прошли великие произведения Бунина и Диккенса, Стендаля и Бальзака, Хемингуэя и Распутина, Достоевского и Шекспира.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) читать ‒ (это) искусство (предложение 1)
2) научат те (предложение 2)
3) утверждал И. Гёте (предложение 3)
4) выходит (предложение 4)
5) нельзя (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Искусство читать – это искусство чувствовать и мыслить. (2)А научат этому только те книги, в которых есть настоящая жизнь, благородные чувства, страстные идеи и художественные достоинства. (3)«Вкус развивается не на посредственном, а на самом совершенном материале», – утверждал И. Гёте, великий немецкий писатель. (4)Выходит, что прежде всего надо воспитать в себе культуру чтения, приучиться к целенаправленности, к системе в выборе книг. (5)Нельзя, чтобы мимо современного человека прошли великие произведения Бунина и Диккенса, Стендаля и Бальзака, Хемингуэя и Распутина, Достоевского и Шекспира.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложное.
2) Первая часть сложного предложения 2 – односоставное неопределённо-личное предложение.
3) Предложение 3 содержит прямую речь.
4) Предложение 4 сложное бессоюзное.
5) Первая часть сложного предложения 5 – односоставное безличное предложение.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

Б) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

В) Определение, которое относится к личному местоимению, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Дядя осторожно переходит улицу, отворяет дверь – дверь визжит, дребезжат стёкла.

2) Лишённый книг, я стал вялым, ленивым, меня начала одолевать незнакомая мне раньше болезненная забывчивость.

3) Я стоял перед матерью, сгорая от стыда, и сквозь слёзы видел, как печально потемнело её лицо.

4) Снегири забавно расхаживали по снежному насту, взлетали на сучья кустарников, тепло одетых инеем, и качались на них, как живые цветы.

5) Анютины глазки – популярные цветы, считающиеся во Франции символом верности.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.

Пушкин, сосланный в (1)Михайловское(2), много читал. (3)Книг, ради бога, книг!(4) — просит он в письме к брату. Главы (5)Евгения Онегина(6), трагедия (7)Борис Годунов(8), несколько десятков лирических стихотворений — таков далеко не полный список созданного им в течение двух лет ссылки.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАССМЕШИЛ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.

2) ОЧИСТИВШИЙ — написание гласной в суффиксе причастия определяется спряжением глагола.

3) ПОДЫГРАТЬ — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.

4) НЕБЫЛИЦА — слово не употребляется без НЕ, поэтому пишется слитно.

5) УЧИЛИЩЕ — в форме родительного падежа множественного числа имени существительного после шипящего пишется буква Ь.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Я рад предстоящ..(1)й встреч..(2) с осенним лесом. Не хочется н..(3)чего пропустить. Каких красок н..(4) увид..(5)шь здесь! У самого края леса бл..(6)снуло небольшое озеро с тёмной водой цвета насто..(7)нного чая. А на косогоре тонконогие осинки застенч..(8)во толпятся у опушки, поворач..(9)вая к солнцу листья.




7) Раскройте скобки и запишите слово «вектор» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Такая коммуникация и создает коллективное сознание, в определенный момент времени имеющее вполне конкретные (вектор) движения.



8) Замените словосочетание «рассказал с подробностями», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓


Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Папа обещал Миньке подарить фотоаппарат к именинам.

2) Минька, огорчённый полученной единицей, забыл свой дневник в саду на скамейке.

3) Лёля гуляла в городском саду, нашла дневник Миньки и показала его отцу.

4) Учитель заставил Миньку рассказать отцу об обмане.

5) Миньке стало стыдно за свой обман, и он дал себе слово всегда говорить правду.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Я развернул этот новый дневник с надеждой, что на этот раз там ничего плохого нет, но там напротив русского языка снова стояла единица, ещё более жирная, чем раньше.

2) На другой день учитель, узнав, что я потерял дневник, выдал мне новый.

3) — Вот что, ещё один, мой третий дневник с единицей я бросил в школе за книжный шкаф.

4) Он сам признался в этом поступке. Так что нет причин думать, что мой сын неисправимый врун и обманщик.

5) Вечером, когда папа рассматривал мой дневник, на лестнице кто-то позвонил.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 43-54 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы.