Тест 20. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 20. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Искусство читать – это искусство чувствовать и мыслить. (2)А научат этому только те книги, в которых есть настоящая жизнь, благородные чувства, страстные идеи и художественные достоинства. (3)«Вкус развивается не на посредственном, а на самом совершенном материале», – утверждал И. Гёте, великий немецкий писатель. (4)Выходит, что прежде всего надо воспитать в себе культуру чтения, приучиться к целенаправленности, к системе в выборе книг. (5)Нельзя, чтобы мимо современного человека прошли великие произведения Бунина и Диккенса, Стендаля и Бальзака, Хемингуэя и Распутина, Достоевского и Шекспира.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) читать ‒ (это) искусство (предложение 1)
2) научат те (предложение 2)
3) утверждал И. Гёте (предложение 3)
4) выходит (предложение 4)
5) нельзя (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Искусство читать – это искусство чувствовать и мыслить. (2)А научат этому только те книги, в которых есть настоящая жизнь, благородные чувства, страстные идеи и художественные достоинства. (3)«Вкус развивается не на посредственном, а на самом совершенном материале», – утверждал И. Гёте, великий немецкий писатель. (4)Выходит, что прежде всего надо воспитать в себе культуру чтения, приучиться к целенаправленности, к системе в выборе книг. (5)Нельзя, чтобы мимо современного человека прошли великие произведения Бунина и Диккенса, Стендаля и Бальзака, Хемингуэя и Распутина, Достоевского и Шекспира.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложное.
2) Первая часть сложного предложения 2 – односоставное неопределённо-личное предложение.
3) Предложение 3 содержит прямую речь.
4) Предложение 4 сложное бессоюзное.
5) Первая часть сложного предложения 5 – односоставное безличное предложение.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

Б) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

В) Определение, которое относится к личному местоимению, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Дядя осторожно переходит улицу, отворяет дверь – дверь визжит, дребезжат стёкла.

2) Лишённый книг, я стал вялым, ленивым, меня начала одолевать незнакомая мне раньше болезненная забывчивость.

3) Я стоял перед матерью, сгорая от стыда, и сквозь слёзы видел, как печально потемнело её лицо.

4) Снегири забавно расхаживали по снежному насту, взлетали на сучья кустарников, тепло одетых инеем, и качались на них, как живые цветы.

5) Анютины глазки – популярные цветы, считающиеся во Франции символом верности.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Совершая прогулку (1) по улице Баумана в Казани (2) туристы обязательно фотографируются у нескольких необычных скульптурных объектов. Одним из таких объектов является памятник огромному вальяжному коту (3) олицетворяющему одновременно реальную историю (4) и её сказочное воплощение. Упитанный (5) трёхметровый кот (6) лениво разлёгся на топчане в беседке (7) сыто (8) и благостно улыбаясь.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) СКАТИТЬСЯ – пишется приставка С-, потому что стоит перед буквой, обозначающей глухой согласный звук.

2) РАЗВИВАЮТСЯ – в неопределённой форме глагола буква Ь не пишется.

3) (говорил) ТЯГУЧЕ – в суффиксе наречия после шипящего под ударением пишется буква Е.

4) УДИВИТЕЛЬНЫЙ – буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

5) КРЮЧОЧЕК – в имени существительном пишется суффикс -ЕК-, потому что при склонении слова гласный звук в этом суффиксе выпадает.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Я рад предстоящ..(1)й встреч..(2) с осенним лесом. Не хочется н..(3)чего пропустить. Каких красок н..(4) увид..(5)шь здесь! У самого края леса бл..(6)снуло небольшое озеро с тёмной водой цвета насто..(7)нного чая. А на косогоре тонконогие осинки застенч..(8)во толпятся у опушки, поворач..(9)вая к солнцу листья.




7) Раскройте скобки и запишите слово «вектор» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Такая коммуникация и создает коллективное сознание, в определенный момент времени имеющее вполне конкретные (вектор) движения.



8) Замените словосочетание «рассказал с подробностями», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Капитану Грэю удалось справиться с сильным штормом, благоприятная погода давала возможность герою отдохнуть.

2) Мастерство, с которым матрос управлял «Секретом», рождало в сердце Грэя больше счастья, чем у слона при виде небольшой булочки.

3) Капитан находился в шаге от своей заветной мечты – подарить чудо Ассоль.

4) Грэй понимал, что скоро будет владеть всеми сокровищами города.

5) Предсказание о своей судьбе Ассоль услышала в детстве от волшебника Эгля.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.

2) Не было никаких сомнений в звонкой душе Грэя – ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот.

3) Я делаю то, что существует, как старинное представление о прекрасном несбыточном, и что, по существу, так же возможно, как загородная прогулка.

4) Туман ещё не рассеялся; в нём гасли очертания огромного корабля, медленно повёртывающегося к устью реки.

5) Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 4–7 найдите слово с лексическим значением «углубление в грунте, по которому течёт водный поток».