Тест 19. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

Тест 19. Часть 2. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)В голубом небе мы видим белое облако, похожее на гористый остров. (2)Ветер в облаке дует не так, как на земле: не с севера или запада, а снизу вверх, как в фонтане. (3)Нагреваясь у поверхности земли, как у дна горячей кастрюли, воздух громадными пузырями летит вверх. (4)Самолёт пролетает в облаках сквозь водяные капли, каждая из которых настолько холодная, что от соприкосновения с металлом превращается в лёд. (5)Чтобы лёд тяжёлой коркой не покрыл самолёт, в наше время используют специальные противообледенительные системы.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) мы видим (предложение 1)
2) ветер дует не так (предложение 2)
3) воздух пузырями летит вверх (предложение 3)
4) самолёт пролетает (предложение 4)
5) в наше время используют (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)В голубом небе мы видим белое облако, похожее на гористый остров. (2)Ветер в облаке дует не так, как на земле: не с севера или запада, а снизу вверх, как в фонтане. (3)Нагреваясь у поверхности земли, как у дна горячей кастрюли, воздух громадными пузырями летит вверх. (4)Самолёт пролетает в облаках сквозь водяные капли, каждая из которых настолько холодная, что от соприкосновения с металлом превращается в лёд. (5)Чтобы лёд тяжёлой коркой не покрыл самолёт, в наше время используют специальные противообледенительные системы.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным определением.
2) Предложение 2 осложнено обособленными обстоятельствами, выраженными сравнительными оборотами.
3) В предложении 3 содержится три грамматические основы.
4) Предложение 4 — сложное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
5) Предложение 5 сложноподчинённое.




3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже.

Б) Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение, если перечислению предшествует обобщающее слово.

В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим перед определяемым словом, не обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его вepховий и островов.

2) Окружающая нас природа раскрывается во всем великолепии.

3) Жизнь прожить — не поле перейти.

4) Оптика — раздел физики.

5) Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Усталая (1) разбитая (2) я сидела среди всего этого разгрома (3) и беспорядка отъезда (4) и в конце концов дождалась того (5) что Петя подошёл ко мне (6) и сказал ласково:

— Катя (7) голубчик (8) очнитесь!




5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ЗАГОРЕЛЫЙ — в корне слова с чередующейся гласной в безударной позиции пишется буква О.

2) СЕСТРИЦЫНА (косынка) — в суффиксе имени прилагательного после Ц пишется буква Ы.

3) РЕШЁННАЯ (задача) — в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени после шипящего пишется буква Ё.

4) ЗАБЛИСТАЛ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется сочетанием последующих согласных СТ.

5) НЕ ОДИН — частица НЕ с именем существительным пишется раздельно.




6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

В судьбе лагерных людей сходство р..(1)ждалось из р..(2)зличия. Связыв..(3)лось ли видение о прошл..(4)м с садиком у пыльной итальянской д..(5)роги, с угрюмым гулом Северного моря или с оранжевым бумажным ..(6)бажуром в доме начальствующего с..(7)става на ..(8)краине Бобруйска, - у всех з..(9)ключенных до единого прошлое было прекрасно.




7) Раскройте скобки и запишите слово «козырь» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Не хотелось выкладывать сразу все (козырь).



8) Замените словосочетание «безошибочно нашёл», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Во льдах Белого моря промышленники охотились на зверя.

2) Ледокол попал в ледовый затор.

3) Капитан знал, что пройти через камни ледокол сможет только в отлив.

4) Капитан звал по радио на помощь, но никто не мог пробиться сквозь лёд.

5) Благодаря хладнокровию капитана никто из промышленников не понял, какой страшной опасности подвергался ледокол.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Зверя было много. В десять лет раз, старики говорят, такая удача!

2) Снова заурчало в брюхе парохода. Ледокол слез, скатился форштевнем, соскочил со льда и присел на минуту нос.

3) Капитан понял, что придётся дрейфовать на восток вместе со льдом в этом узком канале, в ледяной коробке.

4) Камни теперь пойдут выше и выше... Но бежит вода на помощь, оттуда, из океана, через горло Белого моря.

5) Капитан глянул на себя в зеркало. Он был красен весь, лицом и шеей, в один ровный багровый цвет.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Найдите в предложениях 1-9 синонимы к слову «ледокол». Напишите эти синонимы.