Тест 19. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 19. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература ХIХ века – явление исключительное. (2)Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звёздами небе, если бы некоторые из писателей, составивших её славу, не походили в читательском восприятии скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные». (3)Одно только упоминание Льва Толстого или Фёдора Достоевского сразу же вызывает представление об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании всё новых и новых поколений читателей. (4)Впечатление, которое производит этот золотой век русской литературы на читателя, прекрасно выразил Томас Манн, говоря о её «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплочённости её рядов, непрерывности её традиций». (5)Каждая из великих книг – это не только часть души и зачастую целые годы жизни самого автора, но и страницы народной истории.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) явление исключительное (предложение 1)
2) можно было бы сказать (предложение 2)
3) вызывает представление (предложение 3)
4) выразил Томас Манн (предложение 4)
5) каждая из книг – (это) часть (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература ХIХ века – явление исключительное. (2)Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звёздами небе, если бы некоторые из писателей, составивших её славу, не походили в читательском восприятии скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные». (3)Одно только упоминание Льва Толстого или Фёдора Достоевского сразу же вызывает представление об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании всё новых и новых поколений читателей. (4)Впечатление, которое производит этот золотой век русской литературы на читателя, прекрасно выразил Томас Манн, говоря о её «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплочённости её рядов, непрерывности её традиций». (5)Каждая из великих книг – это не только часть души и зачастую целые годы жизни самого автора, но и страницы народной истории.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 двусоставное.
2) Во второй части сложного предложения 2 составное именное сказуемое.
3) Предложение 3 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
4) Предложение 4 содержит цитаты.
5) Предложение 5 сложносочинённое.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Б) После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

В) Между частями сложного предложения, соединёнными союзной сочинительной связью, ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Старинные кареты, повозки, представленные в качестве экспонатов в Оружейной палате, особым языком рассказывают о прошлом России: о взаимоотношениях с другими государствами, об укреплении её авторитета на международной арене.

2) В XIX веке в России уже существовало архивное дело, однако далеко не сразу было осознано значение архивов как собрания исторических источников, которые необходимы для нужд науки.

3) В Красную книгу занесены животные, птицы, растения, которые находятся под угрозой полного вымирания, а также редкие виды представителей фауны и флоры.

4) Старинные особняки напоминают в современной Москве случайно появившиеся на улице декорации к опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин»: вот-вот выйдет оперный герой, пройдёт семейство Лариных.

5) Байкал так велик и могуч, что местные жители называют его морем, поэтому в старинной песне так и поётся: «Славное море – священный Байкал!»

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять тире.

Митрополичьи палаты в Ярославле (1) памятник архитектуры (2) заслуживающий внимательного осмотра и снаружи (3) и внутри. Они были построены в XVII веке (4) как резиденция митрополита ростовского и ярославского Ионы. С тех самых времён (5) они представляют собой (6) типичную для того времени городскую усадьбу. Двухэтажное здание самих палат (7) два флигеля (8) хозяйственные постройки и ещё домóвая церковь святителя Леонтия Ростовского (9) все эти архитектурные сооружения привлекают внимание туристов.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРИМИТИВНЫЙ – в корне слова есть непроверяемые безударные гласные.

2) НЕ ВОЗРАЖАЯ – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.

3) РАСКАЯВШИЙСЯ – выбор гласной перед суффиксом -вш- действительного причастия прошедшего времени зависит от принадлежности к спряжению глагола.

4) ПРЕДЪЯВИТЬ – буква разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный, перед буквой Я.

5) ПОДДЕРЖАТЬ – на конце приставки перед звонким согласным пишется буква Д.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Туман почти рассе..(1)лся. Теперь нет опасност..(2) заблудиться в лесу. Горяч..(3)е яркое солнце покаж..(4)т направлен..(5)е пути. Н..(6) в какое время года не быва..(7)т так пр..(8)красно утро, как в начал..(9) лета.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



7) Раскройте скобки и запишите слово «пятьсот» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Средний срок жизни дуба составляет около (пятьсот) лет.



8) Замените словосочетание «скала в море», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Необычную тетрадь для рисования рассказчик нашёл в куче мусора.

2) В тетради был изображён Иван Царевич верхом на Сером Волке.

3) Рассказчика поразила тетрадь, в которой отражался суровый внутренний мир юного художника.

4) Яркие краски отражали детское неумение раскрыть полутона, цветовые переходы, секреты светотени.

5) Несмотря на то что тетрадь была невелика, ребёнок сумел изобразить в ней все времена года своего родного города.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.

2) Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.

3) Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора.

4) Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.

5) Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 4–9 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.