Тест 18. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 18. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Каждый день уровень океанских вод поднимается и снижается, причём в устьях некоторых рек и в отдельных заливах – на несколько метров. (2)Эти явления носят названия «приливы» и «отливы». (3)Дважды в сутки вода приливает на берег и дважды в сутки отступает: там, где берег полóг, вода подходит, а при отливе отходит на несколько километров от берега. (4)Приливы и отливы относятся к возобновляемым экологически чистым источникам энергии. (5)В 1967 г. во Франции была пущена первая приливная электростанция, а затем подобную опытную электростанцию создали и в России, вблизи Мурманска.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) уровень поднимается (предложение 1)
2) эти явления носят (предложение 2)
3) берег поло́г (предложение 3)
4) приливы относятся (предложение 4)
5) создали (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Каждый день уровень океанских вод поднимается и снижается, причём в устьях некоторых рек и в отдельных заливах – на несколько метров. (2)Эти явления носят названия «приливы» и «отливы». (3)Дважды в сутки вода приливает на берег и дважды в сутки отступает: там, где берег полóг, вода подходит, а при отливе отходит на несколько километров от берега. (4)Приливы и отливы относятся к возобновляемым экологически чистым источникам энергии. (5)В 1967 г. во Франции была пущена первая приливная электростанция, а затем подобную опытную электростанцию создали и в России, вблизи Мурманска.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Вторая часть предложения 1 – неполное предложение.
2) Предложение 2 простое, неосложнённое.
3) В сложном предложении 3 первая часть содержит однородные сказуемые.
4) Предложение 4 простое, осложнённое однородными подлежащими.
5) Вторая часть сложного предложения 5 – односоставное безличное предложение.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Уточняющее обстоятельство обособляется.

Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

В) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, отделяется тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) А.П. Чехов считал, что искусство писать – это искусство сокращать.

2) Молодые деревья, поднявшиеся по краям дороги, давали спасительную тень от зноя, досаждавшего даже к вечеру, а ровно подстриженные кусты, спасая прохожих от любопытных взоров, усиливали прохладу.

3) В небе кружились хищные птицы ‒ стервятники с мощными клювами.

4) Внизу, у беспорядочно нагромождённых серых камней, и плещутся, и дышат горько-солёным воздухом волны прилива.

5) Дорожная пыль, камни, деревянные заборы – всё раскалилось, дышало ленивым жаром.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Город Кировск (1) расположенный в центре горного массива Хибины (2) знаменит не только крупнейшими залежами апатитов (3) но и самым известным российским горнолыжным курортом. Местные жители шутят (4) что дети здесь встают на лыжи раньше (5) чем начинают ходить. Это неудивительно (6) так как повсюду (7) утрамбованные свирепыми северными буранами (8) снежные поля и обширные склоны Хибин. Всё словно создано для того (9) чтобы прокатиться на лыжах или сноуборде.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) СЦЕПЛЕНИЕ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква С.

2) ВИДНЕЕТСЯ (вдали) – буква Ь не пишется в неопределённой форме глагола.

3) УСЕЯННЫЙ (ягодами) – перед суффиксом страдательного причастия прошедшего времени -НН- пишется та же буква, что перед -ТЬ в неопределённой форме глагола.

4) НЕБЫЛИЦА – НЕ пишется слитно с именем существительным, которое не употребляется без НЕ.

5) ПЕЧЁНЫЙ (картофель) – в корне слова после шипящих под ударением пишется буква Ё.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Пост..(1)пенно лес наполня..(2)тся птичь..(3)м гомоном. В гн..(4)зде какой-то п..(5)чужки жалобно расп..(6)щались птенч..(7)ки. Из-за кустов выскоч..(8)л зайчонок и пустился наутёк. Не зна..(9)т зверушка, что бояться меня нечего.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



7) Раскройте скобки и запишите слово «чипсы» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Врачи предупреждают о вреде неумеренного употребления (чипсы) и газированной воды.



8) Замените словосочетание «шептал с тревогой», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Вовка, изъявив желание пойти в барскую контору, хотел доказать ребятам, что в век, когда люди летают в космос, глупо верить в чертей.

2) Ребятам нужно было найти козла Сивку, отвести его домой и этим заслужить благодарность хозяев животного.

3) Вовка был смелым мальчиком, но сомневался, что чертей в заброшенной конторе нет, и всё же пошёл туда.

4) Вовке пришлось пойти в заброшенную контору из-за боязни прослыть трусом.

5) В старом парке находилась бывшая барская контора, о которой ходили слухи, что в ней живёт чёрт.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.

2) А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю.

3) Одна из аллей будто нарочно приглашала путников в самый глухой угол парка.

4) Вскарабкавшись на обрыв по узенькой тропе, они очутились на заброшенной вырубке.

5) Он глянул в самый тёмный угол – прямо на него смотрели жуткие золотые глаза.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Замените разговорное слово «шлёпнулся» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.