Тест 16. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 16. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Большинство великих географических открытий стало возможным благодаря использованию особых навигационных приборов. (2)Самый известный из них – компас. (3)Он был изобретён в Китае более двух тысяч лет назад. (4)Пластинка из магнитного железняка в этом компасе указывала не на север (как мы привыкли), а на юг, поэтому в Китае компас называли «ведающий югом». (5)После того как в XIII веке знаменитый итальянский путешественник Марко Поло привёз в Европу компас, европейцы сами начали изготавливать этот полезный прибор.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) большинство стало (предложение 1)
2) компас (предложение 2)
3) он был изобретён (предложение 3)
4) пластинка указывала (предложение 4)
5) европейцы начали изготавливать (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Большинство великих географических открытий стало возможным благодаря использованию особых навигационных приборов. (2)Самый известный из них – компас. (3)Он был изобретён в Китае более двух тысяч лет назад. (4)Пластинка из магнитного железняка в этом компасе указывала не на север (как мы привыкли), а на юг, поэтому в Китае компас называли «ведающий югом». (5)После того как в XIII веке знаменитый итальянский путешественник Марко Поло привёз в Европу компас, европейцы сами начали изготавливать этот полезный прибор.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 односоставное безличное.
2) Предложение 2 двусоставное.
3) Предложение 3 простое, нераспространённое.
4) Первая часть сложного предложения 4 осложнена вставной конструкцией и однородными членами предложения.
5) Предложение 5 сложноподчинённое.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, то между частями предложения ставится тире.

В) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) С удивлением глядел на подъезжающих молодой человек с красивыми глазами, очень миловидный, однако лицо его было бледно и от веснушек пёстро, как птичье яйцо.

2) Каждую пятницу Цыганок запрягал в широкие сани гнедого мерина Шарапа, любимца бабушки, и, туго подпоясавшись зелёным кушаком, ехал на базар покупать провизию.

3) Дунул ветер – на вершине сосны обломился сухой сучок и, цепляясь за ветви, упал на дорожку аллеи.

4) Мы знаем, что Солнце – типичная звезда, далеко не самая большая.

5) Старая мебель, красные с желтоватым обои в гостиной, множество плетёных стульев в столовой, полинялые подушки, рогатые лампы и сумрачные портреты на стенах – всё внушало невольную тоску.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять тире.

Башня Сююмбике (1) жемчужина казанского кремля и символ города. Кроме того (2) она также известна (3) как выдающееся архитектурное сооружение. Сююмбике (4) одна из так называемых падающих башен. Примечательно (5) что высота её (6) составляет 58 метров (7) при этом она имеет сильный вертикальный наклон. Известный учёный Нияз Халитов писал (8) «Башня Сююмбике закладывалась в большой спешке (9) что впоследствии и послужило причиной её наклона в северо-восточном направлении».



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРИВЕТСТВОВАТЬ – написание приставки определяется её значением – приближение.

2) НЕПРАВДА – НЕ пишется слитно с именем существительным, которое не употребляется без НЕ.

3) К ПРИСТАНИ – в форме дательного падежа единственного числа имени существительного 3-го склонения пишется окончание -И.

4) НАВЗНИЧЬ – в кратком имени прилагательном с основой на шипящий пишется буква Ь.

5) БЕСКОНЕЧНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Однажды я неча..(1)нно забрёл в незнакомую усадьбу. Солнце уже село, на цветущ..(2)й ржи раст..(3)нулись вечерние тени. Я пошёл по липовой алле..(4). Прошлогодняя листва печально ш..(5)лестела под ногами, и в сум..(6)рках между деревь..(7)ми прятались тени. На миг пове..(8)ло оч..(9)рованием чего-то родного и знакомого.




7) Раскройте скобки и запишите слово «текст» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Эти (текст) до сих пор не публиковались, хотя полностью были подготовлены автором к печати.



8) Замените словосочетание «жизнь моря», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Любочка предложила ребятам игру в Робинзона, потому что было интересно представить сцены из недавно прочитанной книги.

2) Володя согласился принять участие в игре, потому что его сумели заинтересовать.

3) Игра занимает важное место в жизни ребёнка.

4) Володя хотел продемонстрировать остальным детям, что он достаточно взрослый и ему неинтересны детские игры.

5) Володя поступал благоразумно, и все дети разделяли его убеждения.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Право, игра не стоит свеч! – сказал Володя, потягиваясь и вместе с тем самодовольно улыбаясь.

2) Снисхождение Володи доставило нам очень мало удовольствия; напротив, его ленивый и скучный вид разрушал всё очарование игры.

3) А если игры не будет, что же тогда остаётся?

4) Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.

5) Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить нельзя.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 6–9 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.