Тест 12. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 12. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли – это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан – Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) это Мировой океан (предложение 1)
2) разделяют (предложение 2)
3) части есть (предложение 3)
4) выделяют (предложение 4)
5) учёные отказываются признавать (и) обосновывают (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли – это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан – Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным приложением.

2) В предложении 2 сказуемое составное глагольное.

3) Предложение 3 сложносочинённое.

4) Предложение 4 осложнено однородными членами предложения, которые следуют после обобщающего слова.

5) Предложение 5 сложное с союзной подчинительной и сочинительной связью.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, то между частями предложения ставится тире.

В) Вводное слово выделяется запятыми.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Для нас лесные и полевые цветы – это и наивысшая красота природы, и лекарства, спасающие нас от болезней.

2) Капибара, крупнейший в мире грызун, плавает и ныряет так же хорошо, как и выдра.

3) «Кондуктор! – крикнул сердитый голос. – Почему не даёте билеты?»

4) Стало так тихо, что, казалось, было слышно, как на плечи падали снежинки.

5) Дунул ветер – всё дрогнуло, ожило и засмеялось.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Церковь Покрова на Нерли (1) это шедевр архитектуры (2) признанный во всём мире (3) и (4) вошедший в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе «Белокаменных памятников Владимира и Суздаля». Этот уникальный памятник (5) считается одним из самых поэтичных памятников древнего зодчества владимиро-суздальской школы. Белую церковь (6) окружённую зеленью лугов (7) устремлённую строгим куполом к синему небу (8) называют поэмой (9) запечатлённой в камне.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПАЛЬТО – написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.

2) ЦИТРУСОВЫЕ – буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.

3) ПРИВЛЕЧЬ – на конце неопределённой формы глагола после шипящих пишется буква Ь.

4) БЕЗЗАБОТНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.

5) ИСТОРИЯ – в окончании формы предложного падежа имени существительного на -ИЯ пишется буква Е.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

В сент..(1)бре под Ярославл..(2)м было ещё довольно т..(3)пло, на речк..(4)ещё не было видно н..(5) льдинки. На одной из близк..(6)х станц..(7)й мы расположил..(8)сь на берегу, устро..(9)в себе постели в лодках.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



7) Раскройте скобки и запишите слово «доктор» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

(Доктор) нашего института постоянно повышают квалификацию.



8) Замените словосочетание «берег моря», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Лёшка злился по-настоящему, если к нему лезли под руку во время важной работы.

2) Лёшка мастерил пугач-хлопушку.

3) Герой-рассказчик увлёкся книгой и не мог «расстаться с повестью о Севастополе», пока не дочитает её.

4) Герой-рассказчик боялся, что Лёшка в плохом настроении начнёт опять дразнить его непонятным прозвищем Кнабель.

5) Лёшка не простил герою-рассказчику, что тот взял без разрешения книгу «Восемьдесят дней вокруг света».



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых нет фразеологизма.

1) Я от нечего делать зашёл к Шалимовым.

2) Я непослушными пальцами расстегнул на животе оловянные пуговки, запихал книгу и боком скользнул на кухню.

3) Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а по-настоящему злился он, если к нему лезли под руку во время важной работы.

4) Я читал о жутких непрекращающихся бомбардировках, о развалинах и пожарах, но сквозь дым военного разрушения продолжал видеть мирный и солнечный город у необозримого моря.

5) Всё равно не дам, пока не дочитаю! – отчаянно сказал я, потому что расстаться с повестью о Севастополе было, казалось, выше моих сил.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Замените просторечное слово «стырил» в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом (синонимичным выражением). Напишите этот синоним.