Тест 12. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 12. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли – это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан – Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) это Мировой океан (предложение 1)
2) разделяют (предложение 2)
3) части есть (предложение 3)
4) выделяют (предложение 4)
5) учёные отказываются признавать (и) обосновывают (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли – это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан – Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным приложением.

2) В предложении 2 сказуемое составное глагольное.

3) Предложение 3 сложносочинённое.

4) Предложение 4 осложнено однородными членами предложения, которые следуют после обобщающего слова.

5) Предложение 5 сложное с союзной подчинительной и сочинительной связью.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, то между частями предложения ставится тире.

В) Вводное слово выделяется запятыми.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Для нас лесные и полевые цветы – это и наивысшая красота природы, и лекарства, спасающие нас от болезней.

2) Капибара, крупнейший в мире грызун, плавает и ныряет так же хорошо, как и выдра.

3) «Кондуктор! – крикнул сердитый голос. – Почему не даёте билеты?»

4) Стало так тихо, что, казалось, было слышно, как на плечи падали снежинки.

5) Дунул ветер – всё дрогнуло, ожило и засмеялось.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

Я вспоминаю книги Островского и Толстого (1) Горького и Пушкина (2) Маяковского и Шолохова и говорю (3) «Спасибо вам (4) мои любимые писатели (5) первооткрыватели и учителя (6) за всё (7) за вдохновение (8) за школу (9) за уроки жизни!»



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) БЛЕСТИТ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных.

2) ВСЛЕДСТВИЕ (дождя) — на конце производного предлога пишется буква Е.

3) (следы) ЗАПУТАНЫ — в суффиксе краткого страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.

4) ПРИУНЫЛ — написание приставки определяется её значением — неполнота действия.

5) СТЕРЕЧЬ — на конце глагола в форме повелительного наклонения после шипящего пишется буква Ь.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

В сент..(1)бре под Ярославл..(2)м было ещё довольно т..(3)пло, на речк..(4)ещё не было видно н..(5) льдинки. На одной из близк..(6)х станц..(7)й мы расположил..(8)сь на берегу, устро..(9)в себе постели в лодках.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



7) Раскройте скобки и запишите слово «доктор» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

(Доктор) нашего института постоянно повышают квалификацию.



8) Замените словосочетание «геометрическая задача», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Тимоша был готов помочь в диктовке всем одноклассникам, которые сильно отставали в изучении русского языка.

2) Комиссия по проверке отметила странную вещь: знаки препинания в работах некоторых учащихся были беспорядочно разбросаны, а в некоторых случаях даже стояли в середине слов.

3) Одноклассники поколотили рассказчика за оказанную им услугу.

4) Почерк рассказчика был быстрый, а у одноклассников медленный, поэтому они, понадеявшись на помощь, ставили запятые по сигналу, не думая, порой разрезая слово пополам.

5) Диктовка была посвящена походу князя Олега на хазар.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Слепо понадеявшись на мой телефон, товарищи, сидевшие далеко позади, уже не шевелили мозгами и по сигналу готовы были ставить запятые внутри каждого слова, даже разрезая его пополам.

2) Мне особенно жалко Тимошу Макарова, моего лучшего друга, сидящего сзади, наискосок от меня.

3) В одну секунду я вытаскиваю у себя из-за пазухи верёвочный хвост от бумажного змея, привязываю к своему башмаку, а другой конец сую Тимоше.

4) Он тотчас ныряет под парту: расширить телефонную сеть.

5) Одиннадцать дней назад к нам вошёл наш директор и, словно читая стихи, сообщил нам своим певучим, торжественным голосом: «Господин попечитель учебного округа его сиятельство граф фон Люстих на днях осчастливит наш класс посещением и, быть может, пожелает присутствовать на уроке русского во время диктовки».



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 20-30 найдите слово, которое является синонимом к словам «достойный похвалы, славный». Выпишите этот синоним.