Тест 11. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 11. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Земля – третья планета Солнечной системы, это единственная пока известная нам планета, на которой есть жизнь. (2)Она совершает полный оборот вокруг Солнца, как известно, за 365 дней; два раза в году, 21 марта и 23 сентября, Солнце восходит точно на востоке и заходит точно на западе, а день равен ночи. (3)21 марта называют днём весеннего равноденствия: это начало астрономической весны, а 23 сентября – день осеннего равноденствия: это начало астрономической осени. (4)А когда же начинаются астрономические зима и лето? (5)Астрономическая зима начинается 22 декабря – самый короткий день зимнего солнцестояния, а астрономическое лето начинается 22 июня – самый длинный день летнего солнцестояния: в эти дни Солнце появляется летом на северо-востоке, а зимой – на юго-востоке, заходит летом на северо-западе, а зимой – на юго-западе.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) есть жизнь (предложение 1)
2) Солнце восходит (и) заходит (предложение 2)
3) 23 сентября – (это) начало (предложение 3)
4) начинаются (предложение 4)
5) начинается день (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Земля – третья планета Солнечной системы, это единственная пока известная нам планета, на которой есть жизнь. (2)Она совершает полный оборот вокруг Солнца, как известно, за 365 дней; два раза в году, 21 марта и 23 сентября, Солнце восходит точно на востоке и заходит точно на западе, а день равен ночи. (3)21 марта называют днём весеннего равноденствия: это начало астрономической весны, а 23 сентября – день осеннего равноденствия: это начало астрономической осени. (4)А когда же начинаются астрономические зима и лето? (5)Астрономическая зима начинается 22 декабря – самый короткий день зимнего солнцестояния, а астрономическое лето начинается 22 июня – самый длинный день летнего солнцестояния: в эти дни Солнце появляется летом на северо-востоке, а зимой – на юго-востоке, заходит летом на северо-западе, а зимой – на юго-западе.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложное с придаточным определительным.
2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью.
3) Первая часть сложного предложения 3 – односоставное неопределённо-личное предложение.
4) Предложение 4 вопросительное.
5) Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами с обобщающим словом.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

Б) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.

В) Вводное слово выделяется запятыми.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) День давно погас, и ясный вечер тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша всё продолжалась.

2) Александр Сергеевич Пушкин перед смертью сказал, обращаясь к книгам: «Прощайте, друзья!»

3) У Гагина была русская душа, правдивая, простая, но, к сожалению, без цепкости и внутреннего жара.

4) Витька Берестов был в классе самым маленьким, но старался ни в чём не отставать от товарищей: он и бегал быстрее многих, и по канату поднимался до самого потолка, и на перекладине подтягивался не хуже других.

5) Одинокие деревья гнулись от ветра, отчего их почерневшие листья то льнули друг к другу, то тоскливо трепетали и бились на тонких ветвях.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Иван Кулибин (1) талантливый русский изобретатель. Первый русский телеграф (2) самодвижущиеся экипажи (3) приводимые в действие педалями (4) гениальные проекты деревянных мостов (5) всё это великие изобретения Кулибина. Но была у этого человека настоящая страсть (6) часы. Что бы Иван Кулибин ни делал (7) что бы ни изобретал (8) мысли его неизменно возвращались к часам. Он делал (9) необыкновенные часы.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) В ТЕЧЕНИЕ (лета) — в окончании формы предложного падежа имени существительного 2-го склонения пишется -Е.

2) КОМАНДОВАТЬ — правописание суффикса зависит от формы настоящего времени 1-го лица единственного числа этого глагола.

3) ДАЧА — в форме родительного падежа множественного числа этого имени существительного на конце слова пишется буква Ь.

4) ПОДЫСКАТЬ — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.

5) ВОСЕМЬСОТ — в имени числительном пишется разделительный Ь.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Ещё хмур..(1)тся свинцовое небо, но в просветах облаков изредка проб..(2)вается луч солнца. Весна наб..(3)рает скорость. По утрам лёгкий холодок держ..(4)тся в низинах, а на южной стороне пр..(5)горка уже загорелись огоньки мать-и-мачехи. Н..(6) с чем не спутаешь жёлтые корзинки её цветка. В течени..(7) недел..(8) вернутся птицы. Много трудностей придётся им пр..(9)одолеть на пути к родным местам.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



7) Раскройте скобки и запишите слово «джинсы» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В новом магазине был большой выбор модных (джинсы).



8) Замените словосочетание «восторженно кричать», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Ребятам наскучили игры, и они решили сделать какое-нибудь полезное дело.

2) Год назад Джонни запустил вертолёт в огород к бабке Наташе, перелез через забор и съел всю клубнику.

3) Бабка Наташа была одинокой старушкой и жила в старом покосившемся доме с щенком Родькой.

4) Бабка Наташа сначала не доверяла ребятам, потому что считала их хулиганами.

5) Бабка Наташа в благодарность за помощь угостила ребят эскимо.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) У каждого толпа родственников и детей. Это раньше были одинокие старушки, а сейчас...

2) Из фанерного ящика выкатился толстопузый Родька, тявкнул и помчался к разведчикам, виляя хвостиком, похожим на указательный палец.

3) — Хулиганство одно, — неприступно отвечала бабка Наташа, зачем-то подбирая с земли хворостину, похожую на гигантский крысиный хвост.

4) Через полчаса дверь снаружи полыхала оранжевым пламенем. Сияла на солнце.

5) Стасик притащил из своих запасов две тяжёлые дверные петли и щеколду.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 40-45 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы.