Тест 11. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

Тест 11. Часть 2. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1) Язык движется вперёд, отражая изменения, происходящие в жизни народа. (2) Достижения науки и техники иногда заставляют исчезать бесследно прежние смысловые значения слов. (3)Лексика изменяется с каждой эпохой. (4)Многие поборники чистоты языка любят призывать: «Назад, к Пушкину!» (5)Пушкин придал языку прозрачную ясность, простоту, музыкальность, и мы учимся у него и храним его традиции, но и после Пушкина появилось бессчётное количество новых слов и оборотов, которые обогатили наш язык.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) язык движется вперёд (предложение 1)
2) достижения заставляют исчезать (предложение 2)
3) лексика изменяется (предложение 3)
4) любят призывать (предложение 4)
5) придал (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1) Язык движется вперёд, отражая изменения, происходящие в жизни народа. (2) Достижения науки и техники иногда заставляют исчезать бесследно прежние смысловые значения слов. (3)Лексика изменяется с каждой эпохой. (4)Многие поборники чистоты языка любят призывать: «Назад, к Пушкину!» (5)Пушкин придал языку прозрачную ясность, простоту, музыкальность, и мы учимся у него и храним его традиции, но и после Пушкина появилось бессчётное количество новых слов и оборотов, которые обогатили наш язык.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством и обособленным определением.
2) В предложении 2 использовано составное именное сказуемое.
3) Предложение 3 простое двусоставное.
4) Предложение 4 содержит косвенную речь.
5) Предложение 5 сложносочинённое.




3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение, если перечислению предшествует обобщающее слово

Б) Запятая ставится между частями сложного предложения.

В) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Мечты, надежды, красота – все поглотит неумолимое течение времени.

2) Он съел все: суп, кашу, салат, хлеб.

3) Хотелось пирога, и яблоки уже созрели.

4) Ватикан — самое маленькое государство мира.

5) Мы вернулись домой: погода начала быстро портиться.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Иван Кулибин (1) талантливый русский изобретатель. Первый русский телеграф (2) самодвижущиеся экипажи (3) приводимые в действие педалями (4) гениальные проекты деревянных мостов (5) всё это великие изобретения Кулибина. Но была у этого человека настоящая страсть (6) часы. Что бы Иван Кулибин ни делал (7) что бы ни изобретал (8) мысли его неизменно возвращались к часам. Он делал (9) необыкновенные часы.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) В ТЕЧЕНИЕ (лета) — в окончании формы предложного падежа имени существительного 2-го склонения пишется -Е.

2) КОМАНДОВАТЬ — правописание суффикса зависит от формы настоящего времени 1-го лица единственного числа этого глагола.

3) ДАЧА — в форме родительного падежа множественного числа этого имени существительного на конце слова пишется буква Ь.

4) ПОДЫСКАТЬ — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.

5) ВОСЕМЬСОТ — в имени числительном пишется разделительный Ь.




6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

До аптеки б..(1)жать было дал..(2)ко. По-гимназически зажав в кулаке р..(3)цепт, Ипполит Матвеевич, торопясь, вышел на улицу. Было уже почти т..(4)мно. На фоне исс..(5)кающей зари в..(6)днелась тщедушная фигура гробовых дел мастера Безенчука, который, пр..(7)слонясь к еловым воротам, закусывал хлебом и луком.




7) Раскройте скобки и запишите слово «ребенок» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

(Ребенок) часто копируют взрослых.



8) Замените словосочетание «восторженно кричать», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Ребятам наскучили игры, и они решили сделать какое-нибудь полезное дело.

2) Год назад Джонни запустил вертолёт в огород к бабке Наташе, перелез через забор и съел всю клубнику.

3) Бабка Наташа была одинокой старушкой и жила в старом покосившемся доме с щенком Родькой.

4) Бабка Наташа сначала не доверяла ребятам, потому что считала их хулиганами.

5) Бабка Наташа в благодарность за помощь угостила ребят эскимо.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) У каждого толпа родственников и детей. Это раньше были одинокие старушки, а сейчас...

2) Из фанерного ящика выкатился толстопузый Родька, тявкнул и помчался к разведчикам, виляя хвостиком, похожим на указательный палец.

3) — Хулиганство одно, — неприступно отвечала бабка Наташа, зачем-то подбирая с земли хворостину, похожую на гигантский крысиный хвост.

4) Через полчаса дверь снаружи полыхала оранжевым пламенем. Сияла на солнце.

5) Стасик притащил из своих запасов две тяжёлые дверные петли и щеколду.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 40-45 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы.