Тест 10. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 10. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Звук может распространяться не только в воздухе. (2)Тот, кто нырял в реку или море, знает, что под водой хорошо слышны звуки гребных винтов теплоходов, удары камней. (3)Звук движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу; по земле хорошо передаётся звук от удара копыт бегущей лошади. (4)А вот гром мы всегда слышим с некоторым запаздыванием, достигающим иногда десятков секунд после вспышки молнии, несмотря на то что гром и молния возникают одновременно. (5)Это потому, что скорости звука и света различны.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) звук может распространяться (предложение 1)
2) тот нырял (предложение 2)
3) приложить ухо (предложение 3)
4) мы слышим (предложение 4)
5) скорости различны (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Звук может распространяться не только в воздухе. (2)Тот, кто нырял в реку или море, знает, что под водой хорошо слышны звуки гребных винтов теплоходов, удары камней. (3)Звук движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу; по земле хорошо передаётся звук от удара копыт бегущей лошади. (4)А вот гром мы всегда слышим с некоторым запаздыванием, достигающим иногда десятков секунд после вспышки молнии, несмотря на то что гром и молния возникают одновременно. (5)Это потому, что скорости звука и света различны.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 составное именное сказуемое.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
3) В предложении 3 содержится 2 (две) грамматические основы.
4) Первая часть сложного предложения 4 осложнена обособленным определением.
5) Предложение 5 бессоюзное сложное.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Б) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

В) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) При свете северного сияния, отражающегося на снежных сугробах, совершали мы лыжные прогулки; казалось, мы находимся где-то на неведомой планете.

2) Дни тянулись однообразно: приходил в гости сосед, или забегала на ужин сестра, или я отправлялся на прогулку в поле.

3) Если на черёмухе раскрылись почки, значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.

4) Иволга, обитательница берёзового леса, издаёт звучный, похожий на флейту свист.

5) В русском языке существует три основных типа подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Под лёгким дуновением знойного ветра (1) море вздрагивало (2) и (3) покрываясь мелкой рябью (4) ослепительно ярко отражавшей солнце (5) улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. Чайки сидели рядами на песке (6) раскрыв клювы и (7) опустив крылья (8) или же лениво качались на волнах. Солнце садилось (9) и на жёлтом песке лежал розоватый отблеск его лучей.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) КЛЕЯЩИЙ (карандаш) — в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола I спряжения, пишется буква Я.

2) НЕ С КЕМ — в отрицательном местоимении в безударной позиции пишется приставка НЕ-.

3) НЕПРАВДА — имя существительное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.

4) ПОЛ-АРБУЗА — пишется через дефис, потому что после пол- стоит буква, обозначающая гласный звук.

5) БЕШЕНЫЙ — в суффиксе имени прилагательного, образованного от глагола несовершенного вида, пишется одна буква Н.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Конец сент..(1)бря. Клён раскрасился ярк..(2)м багрянц..(3)м, а молодая берёзка у наш..(4)го дома, которая первая распустила свои клейк..(5)е л..(6)сточки, совсем пож..(7)лтела. Резкие порывы ветра сбрасывают их убранство. Иссохшие листья кружат, словно мал..(8)нькие парашютики, уст..(9)лая мокрую землю.




7) Раскройте скобки и запишите слово «засохнуть» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Цветы (засохнуть), но остались по-прежнему прекрасны.



8) Замените словосочетание «бессонная ночь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Пётр Петрович любил и ценил свою супругу, поэтому никогда не позволял ей носить тяжёлые сумки из магазина или с рынка.

2) Дар отправился на оборонные работы вместе с хозяином Петром Петровичем, и неунывающий вид пса наполнял людей бодростью и надеждой.

3) Когда хулиганы попытались накинуть сетку на Дара, Пётр Петрович одним ударом раскидал доходяг и освободил любимца.

4) Проводив хозяина до госпиталя, Дар безутешно плакал.

5) Елене Аркадьевне удалось выменять на рынке кусочек свежей печени, которую она, сварив, принесла в госпиталь Петру Петровичу.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Был уже снег, припекал мороз.

2) А когда рядом с тобой Дар — привались к его горячему мягкому боку и лежи, как на печи.

3) В то лето, когда Дару исполнилось десять лет, в советский дом вломилась война.

4) Хозяева души не чаяли в своём Даре.

5) Друзья в один голос твердили: надо прощаться с Даром.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 25-35 найдите просторечное слово со значением «обессилевший, сильно измождённый человек». Выпишите это просторечное слово.