Тест 10. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 10. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Звук может распространяться не только в воздухе. (2)Тот, кто нырял в реку или море, знает, что под водой хорошо слышны звуки гребных винтов теплоходов, удары камней. (3)Звук движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу; по земле хорошо передаётся звук от удара копыт бегущей лошади. (4)А вот гром мы всегда слышим с некоторым запаздыванием, достигающим иногда десятков секунд после вспышки молнии, несмотря на то что гром и молния возникают одновременно. (5)Это потому, что скорости звука и света различны.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) звук может распространяться (предложение 1)
2) тот нырял (предложение 2)
3) приложить ухо (предложение 3)
4) мы слышим (предложение 4)
5) скорости различны (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Звук может распространяться не только в воздухе. (2)Тот, кто нырял в реку или море, знает, что под водой хорошо слышны звуки гребных винтов теплоходов, удары камней. (3)Звук движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу; по земле хорошо передаётся звук от удара копыт бегущей лошади. (4)А вот гром мы всегда слышим с некоторым запаздыванием, достигающим иногда десятков секунд после вспышки молнии, несмотря на то что гром и молния возникают одновременно. (5)Это потому, что скорости звука и света различны.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 составное именное сказуемое.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
3) В предложении 3 содержится 2 (две) грамматические основы.
4) Первая часть сложного предложения 4 осложнена обособленным определением.
5) Предложение 5 бессоюзное сложное.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Б) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

В) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) При свете северного сияния, отражающегося на снежных сугробах, совершали мы лыжные прогулки; казалось, мы находимся где-то на неведомой планете.

2) Дни тянулись однообразно: приходил в гости сосед, или забегала на ужин сестра, или я отправлялся на прогулку в поле.

3) Если на черёмухе раскрылись почки, значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.

4) Иволга, обитательница берёзового леса, издаёт звучный, похожий на флейту свист.

5) В русском языке существует три основных типа подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Русский музей (1) это крупнейший в мире музей русского искусства (2) уникальный архитектурно-художественный комплекс (3) в историческом центре Санкт-Петербурга (4) а также первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства. Решение о его основании (5) было принято Александром III (6) но только спустя некоторое время (7) Николай II подписал указ (8) «Об учреждении особого установления под названием „Русский музей Императора Александра III”».



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) КОЖАНЫЙ – в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.

2) БЕССМЕРТНЫЙ (подвиг) – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

3) ИЗЛОЖЕНИЕ – написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется ударением.

4) ЛИШЬ – в наречии, оканчивающемся на шипящий, пишется буква Ь.

5) ИЗДАВНА – написание суффикса -А в наречии определяется наличием приставки ИЗ-.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Конец сент..(1)бря. Клён раскрасился ярк..(2)м багрянц..(3)м, а молодая берёзка у наш..(4)го дома, которая первая распустила свои клейк..(5)е л..(6)сточки, совсем пож..(7)лтела. Резкие порывы ветра сбрасывают их убранство. Иссохшие листья кружат, словно мал..(8)нькие парашютики, уст..(9)лая мокрую землю.




7) Раскройте скобки и запишите слово «засохнуть» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Цветы (засохнуть), но остались по-прежнему прекрасны.



8) Замените словосочетание «смотрел с тоской», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Дина дорожила часами, потому что это был подарок прадедушки на её день рождения.

2) Прадедушка Дины был часовщиком.

3) Дина разбила часы, когда колотила в дверь.

4) Прадед пытался починить часы, но не смог, потому что был слепым.

5) Дина поняла, каким добрым и неравнодушным к людям был её прадед.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) Была первая весенняя жара, липы стояли в новой листве, как свежевыкрашенные.

2) Дина уткнулась носом в тощий дедов живот.

3) Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица.

4) И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй.

5) Он засовывал ремешок в ушки целых часов.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 41–46 найдите антоним к слову «проснуться». Выпишите этот антоним.