Русский язык, ЕГЭ
(current)
Русский язык, ОГЭ
Обществознание
ЕГЭ
ОГЭ
Статьи
О проекте
Тест 9. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку
1)
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Процесс образования полезных ископаемых происходит повсеместно: на суше, в реках, озёрах, морях и океанах. (2)Наиболее активен этот процесс в горах и на плоскогорьях в жарком и влажном климате. (3)Высокие горы энергично разрушаются внешними силами Земли: ветром, водой, суточными и сезонными колебаниями температуры и движущимися ледниками. (4)В результате возникает огромная масса обломков, которая постепенно перемещается по планете в направлении наиболее низких её участков. (5)При общем движении наиболее прочные, тяжёлые и инертные частицы накапливаются в низинах и излучинах рек; здесь и образуются россыпи золота, платины, олова, алмазов и вольфрама.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена
грамматическая основа
в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) происходит (предложение 1)
2) наиболее активен процесс (предложение 2)
3) разрушаются Земли (предложение 3)
4) которая перемещается (предложение 4)
5) частицы накапливаются (предложение 5)
🔗
2)
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Процесс образования полезных ископаемых происходит повсеместно: на суше, в реках, озёрах, морях и океанах. (2)Наиболее активен этот процесс в горах и на плоскогорьях в жарком и влажном климате. (3)Высокие горы энергично разрушаются внешними силами Земли: ветром, водой, суточными и сезонными колебаниями температуры и движущимися ледниками. (4)В результате возникает огромная масса обломков, которая постепенно перемещается по планете в направлении наиболее низких её участков. (5)При общем движении наиболее прочные, тяжёлые и инертные частицы накапливаются в низинах и излучинах рек; здесь и образуются россыпи золота, платины, олова, алмазов и вольфрама.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 простое.
2) Предложение 2 односоставное назывное.
3) Предложение 3 сложное бессоюзное.
4) Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным определительным.
5) Предложение 5 простое, осложнённое уточняющим обстоятельством.
🔗
3)
Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
Б) Между однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом, ставится запятая.
В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Мелькнёт вдруг в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная глыба, или перебежит дорогу суслик.
2) «Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать», – утверждал Д.И. Писарев.
3) Дома отец бывал редко, разговаривал мало и неохотно, посматривал исподлобья не то угрюмо, не то равнодушно и, кроме путешествий и географии, не читал ничего.
4) Мы пошли взглянуть на лесистый холм – возвышение, насыпанное несколько веков назад для постройки замка.
5) Кремль – жемчужина русского зодчества, творение многих мастеров, живая летопись многовековой истории.
А
Б
В
🔗
4)
Расставьте знаки препинания.
Укажите все цифры, на месте которых должны стоять
двоеточия
.
Константин Мельников (1) классик русского архитектурного авангарда. По его проектам были созданы самые необычные здания Москвы (2) Клуб имени Русакова (3) гараж Госплана (4) здание конторы Ново-Сухаревского рынка (5) дом-мастерская самого архитектора. Примечательно (6) что территорию Ново-Сухаревского рынка Мельников обустроил рационально (7) продавцы получили постоянные места для торговли (8) а покупатели могли сразу увидеть товары целого ряда.
🔗
5)
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1)
ГЛИНЯНЫЙ
– в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.
2)
ВЗВОЛНОВАННО
(ходить) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3)
КОСИЧКИ
– написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется наличием суффикса -А-.
4) (выпускники)
УЧИЛИЩ
– в форме множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящих буква Ь не пишется.
5) (верен)
ПО-ПРЕЖНЕМУ
– наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ЕМУ.
🔗
6)
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква
И
.
Есть на средн..
(1)
русской земле особенные города: чуть отойдёшь от главной улиц..
(2)
и увид..
(3)
шь луг, невдал..
(4)
ке лес и поле, отсвечивающ..
(5)
е пшеницей. Воздух чистый, дали неоглядные, тиш..
(6)
на успокоит..
(7)
льная. В городке вдруг остановит тебя старинный дом с узорной р..
(8)
зьбой по дереву или расписным крыльцом. Такое увидишь обычно в малом городе, в глубинк..
(9)
России.
🔗
7)
Раскройте скобки и запишите слово «
принять
» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Накануне конкурса жюри (принять) решение о его переносе на следующую неделю.
🔗
8)
Замените словосочетание
«ветка ели»
, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью
согласование
. Напишите получившееся словосочетание.
🔗
9)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)Веньке здорово не повезло с именем — Вениамин! (2)И на имя-то не похоже! (3)Прямо лекарство какое-то, вроде антигриппина. (4)Или вот цветок ещё есть такой — бальзамин. (5) А Веня — это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя... (6)Кошмар какой-то! (7)Мама дома иногда называет его ещё и Веником. (8)Венька всегда зажмуривается, когда это слышит. (9)Но не станешь же объяснять маме, что это его раздражает и звук этого «Веника» для него всё равно что скрежет железа по стеклу.
(10)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался. (11)Он просто был не таким, как все, был особенным...
(12)Пашки Винтуева в школе не было больше месяца. (13)Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом. (14)Венька даже не мог себе представить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого.
(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.
(16)В школьном буфете Венька купил пару булочек с клюквенной начинкой. (17)Ради такого случая можно даже пожертвовать папиной ручкой. (18)Кто ещё Винту такую принесёт?
(19)Винт здо́рово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате.
– (20)Глядите! (21)Это Венька... из моего класса! (22)Друг!
(23)Венька никогда не был другом Винта. (24)Друг — это такое, что не у каждого бывает. (25)Ладно, пусть ребята в палате думают, что у Винта друг Венька.
(26)Венька протянул Винту пакетик с двумя булочками и папиной ручкой.
– (27)Это тебе передача... от класса...
– (28)Вот что значит — друзья! — сказал Пашка громко и слегка качнул загипсованной рукой.
– (29)Антуана поставят на учёт в детскую комнату милиции.
– (30)За что? — испугался Пашка.
– (31)Как это за что? (32)За твою руку.
– (33)Не может быть... я же сам виноват... — Пашка выглядел растерянным.
(34)Венька удивился, что Винт, оказывается, всё правильно понимает, и пояснил:
– Твои родители на него заявление в милицию написали.
– (35)Ну, дают! — разозлился Пашка. — (36)Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся. (37) Заберут они своё заявление как миленькие!
(38)Через неделю Винт пришёл в школу. (39)Хотя никто не хотел писать ему записки в больницу, но возвращению его в класс все обрадовались.
(40)Ребята разглядывали Пашкину руку с уважением и некоторым смущением. (41)Перед самым уроком Винт подошёл к Веньке и попросил:
– А можно я с тобой сяду?
(42)Венька тут же собрал разбросанные по парте учебники и тетради. (43)Со второго класса с ним никто не садился после того, как он подрался со Славкой Никоненко. (44)Пашка сел рядом — Венька боялся даже дышать. (45)Он решил, что этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни.
(По С.А. Лубенец*)
* Лубенец Светлана Анатольевна
— современная детская писательница, автор книг о подростках, взаимоотношениях между ними, самых обыкновенных и не совсем обычных ребятах. Её серии «Только для девчонок», «Только для мальчишек», «Чёрный котёнок» пользуются большим спросом у читателей.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Пашка Винтуев, представляя Веньку ребятам в больничной палате, назвал его своим другом, хотя тот никогда им не был.
2) Одноклассники не отказывались навещать Пашку Винтуева в больнице.
3) Венька знал, как тяжело быть одному и поэтому приехал навестить одноклассника.
4) Пашка Винтуев, решив сесть за одну с Венькой парту, положил конец вынужденному одиночеству своего одноклассника.
5) Пашка сломал руку по вине Антуана и написал на него заявление в милицию.
🔗
10)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)Веньке здорово не повезло с именем — Вениамин! (2)И на имя-то не похоже! (3)Прямо лекарство какое-то, вроде антигриппина. (4)Или вот цветок ещё есть такой — бальзамин. (5) А Веня — это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя... (6)Кошмар какой-то! (7)Мама дома иногда называет его ещё и Веником. (8)Венька всегда зажмуривается, когда это слышит. (9)Но не станешь же объяснять маме, что это его раздражает и звук этого «Веника» для него всё равно что скрежет железа по стеклу.
(10)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался. (11)Он просто был не таким, как все, был особенным...
(12)Пашки Винтуева в школе не было больше месяца. (13)Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом. (14)Венька даже не мог себе представить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого.
(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.
(16)В школьном буфете Венька купил пару булочек с клюквенной начинкой. (17)Ради такого случая можно даже пожертвовать папиной ручкой. (18)Кто ещё Винту такую принесёт?
(19)Винт здо́рово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате.
– (20)Глядите! (21)Это Венька... из моего класса! (22)Друг!
(23)Венька никогда не был другом Винта. (24)Друг — это такое, что не у каждого бывает. (25)Ладно, пусть ребята в палате думают, что у Винта друг Венька.
(26)Венька протянул Винту пакетик с двумя булочками и папиной ручкой.
– (27)Это тебе передача... от класса...
– (28)Вот что значит — друзья! — сказал Пашка громко и слегка качнул загипсованной рукой.
– (29)Антуана поставят на учёт в детскую комнату милиции.
– (30)За что? — испугался Пашка.
– (31)Как это за что? (32)За твою руку.
– (33)Не может быть... я же сам виноват... — Пашка выглядел растерянным.
(34)Венька удивился, что Винт, оказывается, всё правильно понимает, и пояснил:
– Твои родители на него заявление в милицию написали.
– (35)Ну, дают! — разозлился Пашка. — (36)Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся. (37) Заберут они своё заявление как миленькие!
(38)Через неделю Винт пришёл в школу. (39)Хотя никто не хотел писать ему записки в больницу, но возвращению его в класс все обрадовались.
(40)Ребята разглядывали Пашкину руку с уважением и некоторым смущением. (41)Перед самым уроком Винт подошёл к Веньке и попросил:
– А можно я с тобой сяду?
(42)Венька тут же собрал разбросанные по парте учебники и тетради. (43)Со второго класса с ним никто не садился после того, как он подрался со Славкой Никоненко. (44)Пашка сел рядом — Венька боялся даже дышать. (45)Он решил, что этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни.
(По С.А. Лубенец*)
* Лубенец Светлана Анатольевна
— современная детская писательница, автор книг о подростках, взаимоотношениях между ними, самых обыкновенных и не совсем обычных ребятах. Её серии «Только для девчонок», «Только для мальчишек», «Чёрный котёнок» пользуются большим спросом у читателей.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является
фразеологизм
.
1) Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате...
2) Венька даже не мог себе представить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого.
3) Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался.
4) – Ну, дают! – разозлился Пашка. – Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!
5) А Веня – это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… Кошмар какой-то!
🔗
11)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)Веньке здорово не повезло с именем — Вениамин! (2)И на имя-то не похоже! (3)Прямо лекарство какое-то, вроде антигриппина. (4)Или вот цветок ещё есть такой — бальзамин. (5) А Веня — это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя... (6)Кошмар какой-то! (7)Мама дома иногда называет его ещё и Веником. (8)Венька всегда зажмуривается, когда это слышит. (9)Но не станешь же объяснять маме, что это его раздражает и звук этого «Веника» для него всё равно что скрежет железа по стеклу.
(10)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался. (11)Он просто был не таким, как все, был особенным...
(12)Пашки Винтуева в школе не было больше месяца. (13)Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом. (14)Венька даже не мог себе представить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого.
(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.
(16)В школьном буфете Венька купил пару булочек с клюквенной начинкой. (17)Ради такого случая можно даже пожертвовать папиной ручкой. (18)Кто ещё Винту такую принесёт?
(19)Винт здо́рово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате.
– (20)Глядите! (21)Это Венька... из моего класса! (22)Друг!
(23)Венька никогда не был другом Винта. (24)Друг — это такое, что не у каждого бывает. (25)Ладно, пусть ребята в палате думают, что у Винта друг Венька.
(26)Венька протянул Винту пакетик с двумя булочками и папиной ручкой.
– (27)Это тебе передача... от класса...
– (28)Вот что значит — друзья! — сказал Пашка громко и слегка качнул загипсованной рукой.
– (29)Антуана поставят на учёт в детскую комнату милиции.
– (30)За что? — испугался Пашка.
– (31)Как это за что? (32)За твою руку.
– (33)Не может быть... я же сам виноват... — Пашка выглядел растерянным.
(34)Венька удивился, что Винт, оказывается, всё правильно понимает, и пояснил:
– Твои родители на него заявление в милицию написали.
– (35)Ну, дают! — разозлился Пашка. — (36)Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся. (37) Заберут они своё заявление как миленькие!
(38)Через неделю Винт пришёл в школу. (39)Хотя никто не хотел писать ему записки в больницу, но возвращению его в класс все обрадовались.
(40)Ребята разглядывали Пашкину руку с уважением и некоторым смущением. (41)Перед самым уроком Винт подошёл к Веньке и попросил:
– А можно я с тобой сяду?
(42)Венька тут же собрал разбросанные по парте учебники и тетради. (43)Со второго класса с ним никто не садился после того, как он подрался со Славкой Никоненко. (44)Пашка сел рядом — Венька боялся даже дышать. (45)Он решил, что этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни.
(По С.А. Лубенец*)
* Лубенец Светлана Анатольевна
— современная детская писательница, автор книг о подростках, взаимоотношениях между ними, самых обыкновенных и не совсем обычных ребятах. Её серии «Только для девчонок», «Только для мальчишек», «Чёрный котёнок» пользуются большим спросом у читателей.
Замените просторечное слово
«здо́рово»
в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом (синонимичным выражением). Напишите этот синоним.
🔗