Тест 8. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 8. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Какой неожиданной порой бывает история лингвистических терминов! (2)Такие термины, как «подлежащее» и «сказуемое», были введены М.В. Ломоносовым. (3)Подлежащее означает «лежащее в основе предложения», а сказуемое называют так потому, что оно содержит в себе различную информацию о подлежащем. (4)Иначе говоря, оно обозначает то, что «сказано о подлежащем». (5)И важно помнить: сказуемое обозначает не только действие подлежащего, но и его признак, отвечает не только на вопрос «что делает?», но и на вопросы «каков?», «что говорится о подлежащем?», и поэтому сказуемое может быть выражено разными частями речи.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) бывает история терминов (предложение 1)
2) были введены (предложение 2)
3) называют (предложение 3)
4) оно обозначает (предложение 4)
5) сказуемое обозначает, отвечает (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Какой неожиданной порой бывает история лингвистических терминов! (2)Такие термины, как «подлежащее» и «сказуемое», были введены М.В. Ломоносовым. (3)Подлежащее означает «лежащее в основе предложения», а сказуемое называют так потому, что оно содержит в себе различную информацию о подлежащем. (4)Иначе говоря, оно обозначает то, что «сказано о подлежащем». (5)И важно помнить: сказуемое обозначает не только действие подлежащего, но и его признак, отвечает не только на вопрос «что делает?», но и на вопросы «каков?», «что говорится о подлежащем?», и поэтому сказуемое может быть выражено разными частями речи.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое двусоставное.
2) Предложение 2 сложноподчинённое.
3) Вторая часть сложного предложения 3 – односоставное неопределённо-личное предложение.
4) Первая часть предложения 4 осложнена вводной конструкцией.
5) В последней части предложения 5 простое глагольное сказуемое.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Б) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.

В) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Древние римляне утверждали: «Поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться».

2) И долго ещё всякая ласка казалась собаке неожиданным чудом, которого она не могла понять, на которое она не могла ответить.

3) Народный календарь – уникальное явление русской культуры: в нём отражены многовековой опыт наших предков и их наблюдения за окружающим миром.

4) Начинается река Лена с высоких Байкальских гор и отовсюду: и справа, и слева – принимает многочисленные притоки.

5) Небо совсем выцвело от зноя, пыльные листья на деревьях чуть съёжились, пожелтев по краям.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Брянская земля (1) древняя и славная (2) удивительно красива. Прекрасны её леса (3) золотые в лучах осеннего солнца (4) и (5) покрытые зимой сверкающим снегом поля (6) и луга (7) пёстрые летом и (8) опустевшие осенью. А сколько героических событий видели деревья-великаны (9) храня тайны веков!



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРИБЫВАТЬ (на станцию) — написание приставки определяется её значением — приближение.

2) КОЖАНЫЙ — в имени прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.

3) В АЛЬБОМЕ — в форме дательного падежа единственного числа имени существительного 2-го склонения пишется окончание -Е.

4) НЕВТЕРПЁЖ — в кратком имени прилагательном с основой на шипящий буква Ь не пишется.

5) ПИРОЖОК — после шипящих в суффиксах имён существительных под ударением пишется буква О.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

Снег..(1)пад. Ш..(2)пот, ш..(3)рохи, таинственный перезвон вокруг – признаки приближающейся зимней сказки. Заг..(4)рается на небе луна, с крыш слетает снеж..(5)к, и метель, кружащаяся за окном, словно ..(6)кутывает тебя с головы до ног. Закрываешь глаза, и созд..(7)ётся впечатление, что ты попал в в..(8)лшебный мир, сотв..(9)рённый зимой.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



7) Раскройте скобки и запишите слово «хлеб» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

(Хлеб) оказались теплы, мягки, точно только что из печки.



8) Замените словосочетание «сказал с насмешкой», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Богатый сосед, узнав о способностях мальчика, начал оказывать его родителям посильную материальную помощь.

2) Родители мальчика, стеснённые в средствах, экономили на книгах.

3) Аничков ценил в людях стремление к образованию, поэтому с готовностью подарил мальчику, страстно любившему читать, столь редкие в то время книги.

4) Матушка, боясь, что непомерное чтение помешает сыну найти правильную дорогу в жизни, стала прятать книги.

5) Журнал «Детское чтение для сердца и разума» стал для рассказчика источником новой и интересной информации об окружающем мире.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Он услышал как-то от моих родителей, что я мальчик прилежный и сообразительный, очень люблю читать книжки, но что читать нечего.

2) Аничков, расспросив хорошенько, что я читал, как понимаю прочитанное и что помню, остался очень доволен: велел подать связку книг и подарил мне...

3) Благодетельная судьба скоро послала мне неожиданное новое наслаждение, которое произвело на меня сильнейшее впечатление и много расширило тогдашний круг моих понятий.

4) Мать рассказывала мне потом, что я был точно как помешанный: ничего не говорил, не понимал, что мне говорят, и не хотел идти обедать.

5) В детском уме моём произошёл совершенный переворот, и для меня открылся новый мир...



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях первого абзаца текста найдите устаревший предлог. Замените этот предлог стилистически нейтральным синонимом.