Тест 8. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 8. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Какой неожиданной порой бывает история лингвистических терминов! (2)Такие термины, как «подлежащее» и «сказуемое», были введены М.В. Ломоносовым. (3)Подлежащее означает «лежащее в основе предложения», а сказуемое называют так потому, что оно содержит в себе различную информацию о подлежащем. (4)Иначе говоря, оно обозначает то, что «сказано о подлежащем». (5)И важно помнить: сказуемое обозначает не только действие подлежащего, но и его признак, отвечает не только на вопрос «что делает?», но и на вопросы «каков?», «что говорится о подлежащем?», и поэтому сказуемое может быть выражено разными частями речи.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) бывает история терминов (предложение 1)
2) были введены (предложение 2)
3) называют (предложение 3)
4) оно обозначает (предложение 4)
5) сказуемое обозначает, отвечает (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Какой неожиданной порой бывает история лингвистических терминов! (2)Такие термины, как «подлежащее» и «сказуемое», были введены М.В. Ломоносовым. (3)Подлежащее означает «лежащее в основе предложения», а сказуемое называют так потому, что оно содержит в себе различную информацию о подлежащем. (4)Иначе говоря, оно обозначает то, что «сказано о подлежащем». (5)И важно помнить: сказуемое обозначает не только действие подлежащего, но и его признак, отвечает не только на вопрос «что делает?», но и на вопросы «каков?», «что говорится о подлежащем?», и поэтому сказуемое может быть выражено разными частями речи.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое двусоставное.
2) Предложение 2 сложноподчинённое.
3) Вторая часть сложного предложения 3 – односоставное неопределённо-личное предложение.
4) Первая часть предложения 4 осложнена вводной конструкцией.
5) В последней части предложения 5 простое глагольное сказуемое.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Б) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.

В) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Древние римляне утверждали: «Поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться».

2) И долго ещё всякая ласка казалась собаке неожиданным чудом, которого она не могла понять, на которое она не могла ответить.

3) Народный календарь – уникальное явление русской культуры: в нём отражены многовековой опыт наших предков и их наблюдения за окружающим миром.

4) Начинается река Лена с высоких Байкальских гор и отовсюду: и справа, и слева – принимает многочисленные притоки.

5) Небо совсем выцвело от зноя, пыльные листья на деревьях чуть съёжились, пожелтев по краям.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Музей льна и берёсты в Костроме (1) один из тех музеев (2) которые можно найти только в таких старых городах. Примечательно (3) что берёста и лён кажутся не слишком родственными материалами (4) но (5) если вспомнить (6) что наши далёкие предки носили в основном льняную одежду (7) а лапти долго были на Руси единственным общедоступным видом лёгкой обуви (8) становится понятно (9) почему лён и берёста соседствуют в одном музее.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) В ПРОДОЛЖЕНИЕ (часа) – в окончании формы предложного падежа имени существительного 2-го склонения пишется буква Е.

2) КОМАНДОВАТЬ – правописание суффикса зависит от формы настоящего времени 1-го лица единственного числа этого глагола.

3) ЗАДАЧА – в форме родительного падежа множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего пишется буква Ь.

4) ПРЕДЫДУЩИЙ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.

5) ПЯТЬДЕСЯТ – в имени числительном пишется разделительный Ь.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

Снег..(1)пад. Ш..(2)пот, ш..(3)рохи, таинственный перезвон вокруг – признаки приближающейся зимней сказки. Заг..(4)рается на небе луна, с крыш слетает снеж..(5)к, и метель, кружащаяся за окном, словно ..(6)кутывает тебя с головы до ног. Закрываешь глаза, и созд..(7)ётся впечатление, что ты попал в в..(8)лшебный мир, сотв..(9)рённый зимой.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



7) Раскройте скобки и запишите слово «хлеб» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

(Хлеб) оказались теплы, мягки, точно только что из печки.



8) Замените словосочетание «прилив моря», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Мальчик проснулся ночью из-за шума, криков, которые раздавались из открытого окна.

2) Серёжа был обижен на родителей, которые не пустили его в кино.

3) После ссоры с родителями Серёжа ушёл из дома.

4) Родители переживали из-за ссоры с сыном.

5) Серёжа успокоился и уснул, когда понял, что родители любят его.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) У мальчика по всему телу разлилась приятная теплота.

2) – Придётся извиниться, – грустно сказал отец.

3) Он уже забыл про свою гордость. Ему хотелось закричать.

4) Да, скорее всего, он проснулся именно от этой нестерпимой, несправедливой обиды.

5) Ему необходимо было разорвать своё одиночество, такое длинное и бесконечное одиночество, которым так гордился вчера.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 24–30 найдите слово с лексическим значением «чувство собственного достоинства, самоуважения». Выпишите это слово.