Тест 3. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 3. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Шарики надувают лёгким газом, обычно гелием. (2)Резина, из которой делают шарики, состоит из длинных нитевидных молекул, переплетённых в многослойную сетку. (3)Эти молекулы (а они состоят всего из одного атома) настолько малы, что могут понемногу просачиваться через отверстия в этой сетке. (4)К тому же, когда шарик надувают, его стенка растягивается, становится тоньше, отверстия сетки немного расширяются, и процесс утечки газа облегчается; когда уже довольно много гелия вышло наружу и давление в шарике упало, он уменьшается, а его стенка снова утолщается. (5)Таким образом, утечка гелия сначала идёт быстро, а потом, когда шарик съёжился, замедляется, и он может долго не сдуваться.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) шарики надувают (предложение 1)
2) делают (предложение 2)
3) молекулы малы (предложение 3)
4) давление упало (предложение 4)
5) он может (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Шарики надувают лёгким газом, обычно гелием. (2)Резина, из которой делают шарики, состоит из длинных нитевидных молекул, переплетённых в многослойную сетку. (3)Эти молекулы (а они состоят всего из одного атома) настолько малы, что могут понемногу просачиваться через отверстия в этой сетке. (4)К тому же, когда шарик надувают, его стенка растягивается, становится тоньше, отверстия сетки немного расширяются, и процесс утечки газа облегчается; когда уже довольно много гелия вышло наружу и давление в шарике упало, он уменьшается, а его стенка снова утолщается. (5)Таким образом, утечка гелия сначала идёт быстро, а потом, когда шарик съёжился, замедляется, и он может долго не сдуваться.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 односоставное неопределённо-личное.
2) В предложении 2 все сказуемые составные глагольные.
3) Первая часть сложного предложения 3 осложнена вставной конструкцией.
4) Предложение 4 сложное бессоюзное.
5) Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Обращение отделяется запятой.

Б) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

В) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» – писал А.С. Пушкин в стихотворении «К Чаадаеву».

2) Набережная, стоявшая на ней публика, рабочие, товарные склады – всё тихонько поплыло назад.

3) После обеда Каштанка разлеглась посреди комнаты, протянула ноги и, чувствуя приятную истому, завиляла хвостом.

4) Несмотря на внешнюю мощь и величие, кедр – дерево светолюбивое и нежное.

5) Листья, пригретые солнцем, падали на мокрые, серые от дождя дорожки.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Сегодня (1) в Наклонной башне города Невьянска Свердловской области находится филиал историко-архитектурного музея (2) а раньше в ней располагались заводской архив (3) лаборатория и рабочий кабинет (4) промышленника-предпринимателя Акинфия Демидова. Он построил в этих местах (5) каменный дом для своей семьи (6) а рядом с деревянной Преображенской церковью (7) воздвиг башню-колокольню (8) с девятью мини-этажами.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) БРАКОВАННЫЙ (товар) – написание НН в слове определяется наличием суффикса -ОВА-.

2) ПРИБЕЖАТЬ – написание приставки определяется её значением – приближение.

3) ПРЕДЛАГАЮТ – безударная гласная в корне слова непроверяемая.

4) ДОЧЬ – буква Ь пишется для обозначения мягкости согласного.

5) НА ЦЫПОЧКАХ – в корне слова написание буквы Ы после Ц не определяется правилом (является исключением).



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

В продолжени..(1) двух часов пут..(2)шественники проб..(3)рались к озеру, обходя тр..(4)сины и пытаясь от..(5)скать удобные проходы. Они пр..(6)одолели лесную ч..(7)щобу и оказались на берегу. Подним..(8)шь голову, а над тобой шумят сосны, упирающ..(9)еся в небо.




7) Раскройте скобки и запишите слово «вафли» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Бабушка купила две пачки (вафли) по цене одной.



8) Замените словосочетание «пуховый платок», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Чтобы избавиться от скуки, рассказчик посоветовал ребятам выбрать себе вожака.

2) Ребята считали Димку странным, потому что он не боялся змей.

3) По дороге к ребятам Димка увидел ядовитую змею.

4) Димка – творческая натура, он всегда придумывает необычные занятия.

5) Рассказчик считал, что мечтатель не может быть вожаком.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Палило солнце, искрилось море, и было тихо-тихо.

2) Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.

3) Он летел стрелой.

4) – Да, тяжёлое ваше дело.

5) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой!



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 30–40 найдите слово с лексическим значением «учреждение, оборудованное для астрономических, метеорологических, геофизических наблюдений». Выпишите это слово.