Русский язык, ЕГЭ
(current)
Русский язык, ОГЭ
Обществознание
ЕГЭ
ОГЭ
Статьи
О проекте
Тест 3. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку
1)
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Шарики надувают лёгким газом, обычно гелием. (2)Резина, из которой делают шарики, состоит из длинных нитевидных молекул, переплетённых в многослойную сетку. (3)Эти молекулы (а они состоят всего из одного атома) настолько малы, что могут понемногу просачиваться через отверстия в этой сетке. (4)К тому же, когда шарик надувают, его стенка растягивается, становится тоньше, отверстия сетки немного расширяются, и процесс утечки газа облегчается; когда уже довольно много гелия вышло наружу и давление в шарике упало, он уменьшается, а его стенка снова утолщается. (5)Таким образом, утечка гелия сначала идёт быстро, а потом, когда шарик съёжился, замедляется, и он может долго не сдуваться.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена
грамматическая основа
в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) шарики надувают (предложение 1)
2) делают (предложение 2)
3) молекулы малы (предложение 3)
4) давление упало (предложение 4)
5) он может (предложение 5)
🔗
2)
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Шарики надувают лёгким газом, обычно гелием. (2)Резина, из которой делают шарики, состоит из длинных нитевидных молекул, переплетённых в многослойную сетку. (3)Эти молекулы (а они состоят всего из одного атома) настолько малы, что могут понемногу просачиваться через отверстия в этой сетке. (4)К тому же, когда шарик надувают, его стенка растягивается, становится тоньше, отверстия сетки немного расширяются, и процесс утечки газа облегчается; когда уже довольно много гелия вышло наружу и давление в шарике упало, он уменьшается, а его стенка снова утолщается. (5)Таким образом, утечка гелия сначала идёт быстро, а потом, когда шарик съёжился, замедляется, и он может долго не сдуваться.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 односоставное неопределённо-личное.
2) В предложении 2 все сказуемые составные глагольные.
3) Первая часть сложного предложения 3 осложнена вставной конструкцией.
4) Предложение 4 сложное бессоюзное.
5) Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.
🔗
3)
Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Обращение отделяется запятой.
Б) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
В) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» – писал А.С. Пушкин в стихотворении «К Чаадаеву».
2) Набережная, стоявшая на ней публика, рабочие, товарные склады – всё тихонько поплыло назад.
3) После обеда Каштанка разлеглась посреди комнаты, протянула ноги и, чувствуя приятную истому, завиляла хвостом.
4) Несмотря на внешнюю мощь и величие, кедр – дерево светолюбивое и нежное.
5) Листья, пригретые солнцем, падали на мокрые, серые от дождя дорожки.
А
Б
В
🔗
4)
Расставьте знаки препинания.
Укажите все цифры, на месте которых должны стоять
запятые
.
Сегодня (1) в Наклонной башне города Невьянска Свердловской области находится филиал историко-архитектурного музея (2) а раньше в ней располагались заводской архив (3) лаборатория и рабочий кабинет (4) промышленника-предпринимателя Акинфия Демидова. Он построил в этих местах (5) каменный дом для своей семьи (6) а рядом с деревянной Преображенской церковью (7) воздвиг башню-колокольню (8) с девятью мини-этажами.
🔗
5)
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1)
БРАКОВАННЫЙ
(товар) – написание НН в слове определяется наличием суффикса -ОВА-.
2)
ПРИБЕЖАТЬ
– написание приставки определяется её значением – приближение.
3)
ПРЕДЛАГАЮТ
– безударная гласная в корне слова непроверяемая.
4)
ДОЧЬ
– буква Ь пишется для обозначения мягкости согласного.
5)
НА ЦЫПОЧКАХ
– в корне слова написание буквы Ы после Ц не определяется правилом (является исключением).
🔗
6)
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква
И
.
В продолжени..
(1)
двух часов пут..
(2)
шественники проб..
(3)
рались к озеру, обходя тр..
(4)
сины и пытаясь от..
(5)
скать удобные проходы. Они пр..
(6)
одолели лесную ч..
(7)
щобу и оказались на берегу. Подним..
(8)
шь голову, а над тобой шумят сосны, упирающ..
(9)
еся в небо.
🔗
7)
Раскройте скобки и запишите слово «
вафли
» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Бабушка купила две пачки (вафли) по цене одной.
🔗
8)
Замените словосочетание
«пуховый платок»
, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью
управление
. Напишите получившееся словосочетание.
🔗
9)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
– (1)Пойдём на Чатыр-Даг, — сказал первый мальчик.
– (2)Скучно, — сказала девочка. — (3)Мы там недавно были.
– (4)Давайте искать сердолики, — сказал второй мальчик.
– (5)Жарко, — ответила девочка. — (6)Солнце слепит глаза, и ничего не видно.
(7)Они сидели поджав ноги. (8)Мальчики спиной ко мне — я видел их тоненькие шеи, а девочка — лицом. (9)У неё было обветренное, загорелое лицо, исцарапанные ноги и мокрые волосы. (10)Ребята только что вылезли из моря.
– (11)Что, не можете договориться, как провести время? — спросил я.
(12)Они посмотрели на меня, и девочка сказала:
– Надоело. (13)Каждый день придумывают одно и то же. (14)Скучно…
– (15)А она ничего не придумывает, а только скучает, — сказал первый мальчик.
– (16)Да, тяжёлое ваше дело.
(17)Они вздохнули. (18)Палило солнце, искрилось море, и было тихо-тихо.
– (19)А знаете что, — сказал я, — вы по очереди на один день или на неделю выбирайте себе вожака, и в этот день, что он придумает, то вы и будете делать. (20)Только обязательно.
– (21)Интересно. (22)А кто будет первым вожаком? — спросила девочка.
– (23)Ну кто? (24)Кто-нибудь из вас троих.
– (25)Нас не трое, — сказал второй мальчик. — (26)Нас четверо. (27)Сейчас ещё Димка придёт.
– (28)Димка у нас странный, — сказала девочка.
– (29)Чем же он у вас странный?
(30)Она засмеялась.
– (31)Он иногда заплывает вон на ту скалу в море и поёт песни из кинофильмов или читает стихи.
– (32)А однажды он устроил там обсерваторию, — сказал первый мальчик. (33)Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль.
– (34)А я слышал, — сказал второй мальчик, — как он разговаривал с морем. (35)Иду я. (36) Тихо. (37)И вдруг слышу: «Молчишь, не отвечаешь? (38)Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! (39)Иногда ты мне кажешься очень хитрым. (40)А иногда — добрым, когда я лежу на твоём берегу и ты шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои подводные течения». (41)Смотрю — никого. (42)Один Димка на берегу и орёт все эти слова. (43)Я ему говорю: «Димка, с кем ты разговариваешь?» (44) А он посмотрел на меня и отвечает: «С морем».
– (45)С морем? — удивился я.
– (46)Ну да. (47)Оно ведь живое.
(48)И в это время появился сам Димка. (49)Он летел стрелой. (50)Лицо у него маленькое, волосы кудрявые и спутанные ветром.
(51)Ребята повернулись в его сторону.
– (52)Я видел, я, кажется, видел гремучую змею! — сказал Димка. — (53)Она ползла, тихо пошёптывая, и я слышал её шипение. (54)Я хотел её тут же убить, чтобы добыть яд для лекарств. (55)Но потом я подумал, что вам тоже будет интересно посмотреть на живую змею. (56)И я примчался за вами.
(57)Мальчишки тут же вскочили.
– (58)А она нас не укусит? — спросила девочка.
– (59)Трусиха! — сказал первый мальчик.
– (60)Девчонка! — поддержал его второй. — (61)Пошли, Димка, без неё.
– (62)Что ты, — сказал Димка девочке и тихо добавил: — Эта змея — обыкновенный уж. (63) Про гремучую я придумал для интереса. (64)И убивать мы её не будем. (65)Ужи — безвредные змеи.
(66)Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.
(67)Так я и не успел сказать ребятам, что самым лучшим вожаком для них будет Димка. (68)Он научит их всех мечтать…
(По В.К. Железникову*)
* Железников Владимир Карпович
(1925–2015) — детский писатель, киносценарист, лауреат литературных премий.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Чтобы избавиться от скуки, рассказчик посоветовал ребятам выбрать себе вожака.
2) Ребята считали Димку странным, потому что он не боялся змей.
3) По дороге к ребятам Димка увидел ядовитую змею.
4) Димка – творческая натура, он всегда придумывает необычные занятия.
5) Рассказчик считал, что мечтатель не может быть вожаком.
🔗
10)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
– (1)Пойдём на Чатыр-Даг, — сказал первый мальчик.
– (2)Скучно, — сказала девочка. — (3)Мы там недавно были.
– (4)Давайте искать сердолики, — сказал второй мальчик.
– (5)Жарко, — ответила девочка. — (6)Солнце слепит глаза, и ничего не видно.
(7)Они сидели поджав ноги. (8)Мальчики спиной ко мне — я видел их тоненькие шеи, а девочка — лицом. (9)У неё было обветренное, загорелое лицо, исцарапанные ноги и мокрые волосы. (10)Ребята только что вылезли из моря.
– (11)Что, не можете договориться, как провести время? — спросил я.
(12)Они посмотрели на меня, и девочка сказала:
– Надоело. (13)Каждый день придумывают одно и то же. (14)Скучно…
– (15)А она ничего не придумывает, а только скучает, — сказал первый мальчик.
– (16)Да, тяжёлое ваше дело.
(17)Они вздохнули. (18)Палило солнце, искрилось море, и было тихо-тихо.
– (19)А знаете что, — сказал я, — вы по очереди на один день или на неделю выбирайте себе вожака, и в этот день, что он придумает, то вы и будете делать. (20)Только обязательно.
– (21)Интересно. (22)А кто будет первым вожаком? — спросила девочка.
– (23)Ну кто? (24)Кто-нибудь из вас троих.
– (25)Нас не трое, — сказал второй мальчик. — (26)Нас четверо. (27)Сейчас ещё Димка придёт.
– (28)Димка у нас странный, — сказала девочка.
– (29)Чем же он у вас странный?
(30)Она засмеялась.
– (31)Он иногда заплывает вон на ту скалу в море и поёт песни из кинофильмов или читает стихи.
– (32)А однажды он устроил там обсерваторию, — сказал первый мальчик. (33)Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль.
– (34)А я слышал, — сказал второй мальчик, — как он разговаривал с морем. (35)Иду я. (36) Тихо. (37)И вдруг слышу: «Молчишь, не отвечаешь? (38)Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! (39)Иногда ты мне кажешься очень хитрым. (40)А иногда — добрым, когда я лежу на твоём берегу и ты шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои подводные течения». (41)Смотрю — никого. (42)Один Димка на берегу и орёт все эти слова. (43)Я ему говорю: «Димка, с кем ты разговариваешь?» (44) А он посмотрел на меня и отвечает: «С морем».
– (45)С морем? — удивился я.
– (46)Ну да. (47)Оно ведь живое.
(48)И в это время появился сам Димка. (49)Он летел стрелой. (50)Лицо у него маленькое, волосы кудрявые и спутанные ветром.
(51)Ребята повернулись в его сторону.
– (52)Я видел, я, кажется, видел гремучую змею! — сказал Димка. — (53)Она ползла, тихо пошёптывая, и я слышал её шипение. (54)Я хотел её тут же убить, чтобы добыть яд для лекарств. (55)Но потом я подумал, что вам тоже будет интересно посмотреть на живую змею. (56)И я примчался за вами.
(57)Мальчишки тут же вскочили.
– (58)А она нас не укусит? — спросила девочка.
– (59)Трусиха! — сказал первый мальчик.
– (60)Девчонка! — поддержал его второй. — (61)Пошли, Димка, без неё.
– (62)Что ты, — сказал Димка девочке и тихо добавил: — Эта змея — обыкновенный уж. (63) Про гремучую я придумал для интереса. (64)И убивать мы её не будем. (65)Ужи — безвредные змеи.
(66)Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.
(67)Так я и не успел сказать ребятам, что самым лучшим вожаком для них будет Димка. (68)Он научит их всех мечтать…
(По В.К. Железникову*)
* Железников Владимир Карпович
(1925–2015) — детский писатель, киносценарист, лауреат литературных премий.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является
эпитет
.
1) Палило солнце, искрилось море, и было тихо-тихо.
2) Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.
3) Он летел стрелой.
4) – Да, тяжёлое ваше дело.
5) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой!
🔗
11)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
– (1)Пойдём на Чатыр-Даг, — сказал первый мальчик.
– (2)Скучно, — сказала девочка. — (3)Мы там недавно были.
– (4)Давайте искать сердолики, — сказал второй мальчик.
– (5)Жарко, — ответила девочка. — (6)Солнце слепит глаза, и ничего не видно.
(7)Они сидели поджав ноги. (8)Мальчики спиной ко мне — я видел их тоненькие шеи, а девочка — лицом. (9)У неё было обветренное, загорелое лицо, исцарапанные ноги и мокрые волосы. (10)Ребята только что вылезли из моря.
– (11)Что, не можете договориться, как провести время? — спросил я.
(12)Они посмотрели на меня, и девочка сказала:
– Надоело. (13)Каждый день придумывают одно и то же. (14)Скучно…
– (15)А она ничего не придумывает, а только скучает, — сказал первый мальчик.
– (16)Да, тяжёлое ваше дело.
(17)Они вздохнули. (18)Палило солнце, искрилось море, и было тихо-тихо.
– (19)А знаете что, — сказал я, — вы по очереди на один день или на неделю выбирайте себе вожака, и в этот день, что он придумает, то вы и будете делать. (20)Только обязательно.
– (21)Интересно. (22)А кто будет первым вожаком? — спросила девочка.
– (23)Ну кто? (24)Кто-нибудь из вас троих.
– (25)Нас не трое, — сказал второй мальчик. — (26)Нас четверо. (27)Сейчас ещё Димка придёт.
– (28)Димка у нас странный, — сказала девочка.
– (29)Чем же он у вас странный?
(30)Она засмеялась.
– (31)Он иногда заплывает вон на ту скалу в море и поёт песни из кинофильмов или читает стихи.
– (32)А однажды он устроил там обсерваторию, — сказал первый мальчик. (33)Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль.
– (34)А я слышал, — сказал второй мальчик, — как он разговаривал с морем. (35)Иду я. (36) Тихо. (37)И вдруг слышу: «Молчишь, не отвечаешь? (38)Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! (39)Иногда ты мне кажешься очень хитрым. (40)А иногда — добрым, когда я лежу на твоём берегу и ты шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои подводные течения». (41)Смотрю — никого. (42)Один Димка на берегу и орёт все эти слова. (43)Я ему говорю: «Димка, с кем ты разговариваешь?» (44) А он посмотрел на меня и отвечает: «С морем».
– (45)С морем? — удивился я.
– (46)Ну да. (47)Оно ведь живое.
(48)И в это время появился сам Димка. (49)Он летел стрелой. (50)Лицо у него маленькое, волосы кудрявые и спутанные ветром.
(51)Ребята повернулись в его сторону.
– (52)Я видел, я, кажется, видел гремучую змею! — сказал Димка. — (53)Она ползла, тихо пошёптывая, и я слышал её шипение. (54)Я хотел её тут же убить, чтобы добыть яд для лекарств. (55)Но потом я подумал, что вам тоже будет интересно посмотреть на живую змею. (56)И я примчался за вами.
(57)Мальчишки тут же вскочили.
– (58)А она нас не укусит? — спросила девочка.
– (59)Трусиха! — сказал первый мальчик.
– (60)Девчонка! — поддержал его второй. — (61)Пошли, Димка, без неё.
– (62)Что ты, — сказал Димка девочке и тихо добавил: — Эта змея — обыкновенный уж. (63) Про гремучую я придумал для интереса. (64)И убивать мы её не будем. (65)Ужи — безвредные змеи.
(66)Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.
(67)Так я и не успел сказать ребятам, что самым лучшим вожаком для них будет Димка. (68)Он научит их всех мечтать…
(По В.К. Железникову*)
* Железников Владимир Карпович
(1925–2015) — детский писатель, киносценарист, лауреат литературных премий.
В предложениях 30–40 найдите слово с лексическим значением
«учреждение, оборудованное для астрономических, метеорологических, геофизических наблюдений»
. Выпишите это слово.
🔗