Тест 3. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

Тест 3. Часть 2. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Кошки живут на Земле уже более 25 миллионов лет, и одним из самых ранних и самых известных представителей семейства кошачьих был саблезубый тигр, имевший клыки длиной свыше 20 сантиметров. (2)Эти огромные звери охотились на крупных травоядных животных, мгновенно убивая их ударами мощных клыков. (3)Между большими кошками много различий: к примеру, львы, тигры и леопарды рычат, а ягуары, снежные барсы и гепарды — нет. (4) Большинство больших кошек ест лёжа — снежные барсы кормятся сидя. (5) У всех больших кошек, кроме гепарда, втягивающиеся когти, все они плотоядные хищники, и большинство из них, за исключением льва, охотятся в одиночку.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) кошки живут на Земле (предложение 1)
2) звери охотились (предложение 2)
3) львы, тигры, леопарды рычат (предложение 3)
4) барсы кормятся сидя (предложение 4)
5) охотятся (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Кошки живут на Земле уже более 25 миллионов лет, и одним из самых ранних и самых известных представителей семейства кошачьих был саблезубый тигр, имевший клыки длиной свыше 20 сантиметров. (2)Эти огромные звери охотились на крупных травоядных животных, мгновенно убивая их ударами мощных клыков. (3)Между большими кошками много различий: к примеру, львы, тигры и леопарды рычат, а ягуары, снежные барсы и гепарды — нет. (4) Большинство больших кошек ест лёжа — снежные барсы кормятся сидя. (5) У всех больших кошек, кроме гепарда, втягивающиеся когти, все они плотоядные хищники, и большинство из них, за исключением льва, охотятся в одиночку.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложное с союзной подчинительной связью между частями.
2) Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством.
3) В предложении 3 есть однородные члены с обобщающим словом.
4) В предложении 4 две грамматические основы.
5) Первая часть сложного предложения 5 осложнена обособленным дополнением и обособленным определением.




3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение, если перечислению предшествует обобщающее слово.

Б) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

В) Тире ставится между двумя сказуемыми и между двумя независимыми предложениями, если во втором из них содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первому.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки.

2) Хотел объехать целый свет — и не объехал сотой доли.

3) И тут к обрыву, оставив свой бульдозер, подбежал Николай.

4) Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, отцовский диван, большой стол.

5) Назначение каждого человека — развить в себе всё человеческое, общее и насладиться им.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

С утра в степи было (1) не только холодно (2) но и ветрено. Ветер (3) просушивая колеи дороги (4) шуршал прошлогодним бурьяном. Чуть левее от нас (5) на западе (6) картинно рисовалась на горизонте гряда меловых гор. Темнея пятнами лесов (7) она тонула в утреннем тумане. Степь увлекала (8) овладевая душой и (9) наполняя её чувством радости.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАСЦЕНИВАТЬ — на конце приставки перед глухим согласным пишется буква С.

2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) — в краткой форме страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.

3) РАССТИЛАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4) (решил много) ЗАДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО-и суффикса -И.




6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Никогда не м..(1)рцал он кан..(2)тельным сер..(3)бром жандармских эполет. Никогда поб..(4)дительно не брякал серебром жандармских шпор. Никто не помогал ему как «родному человечку». Уроженец Калужской губернии, «из обер-оф..(5)церских детей», он всего достиг сам.




7) Раскройте скобки и запишите слово «луг» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

За рекой расстилались обширные (луг), поросшие высокой травой.



8) Замените словосочетание «испуганно шептал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Поскольку ранение было не тяжёлое, задета была только правая рука, Алька без колебаний решил остаться в строю и продолжать бить врага.

2) Алька не пошёл в атаку, так как понимал, что необходимо помочь тяжело раненному Степану, который без помощи товарища не сможет добраться до лазарета.

3) Увидев раненого Степана, который держал в руках оружие и не пытался покинуть поле боя, Алька почувствовал стыд от своего желания уйти, прикрываясь лёгким ранением.

4) Превозмогая сильную боль в руке, Алька бежал в атаку.

5) Сержант Степан Елёскин был доставлен в тот же госпиталь, что и Алька.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Вокруг Альки посвистывало, звучно причмокивало, от деревни доносился треск, будто горели сухие дрова.

2) Он был раненый, выбывший из игры!

3) Алька не успел добежать до залёгшей цепи: правую руку ударило, точно палкой, наотмашь, пальцы тотчас скрючились, одеревенели, рука жёстко согнулась в локте.

4) В лужу тут же шлёпнулась мина, продолговатая, небольшая мина с перистым грубым хвостом и блестящим ободком у головки.

5) Алька встал на ноги, огляделся, и душа его вдруг вскипела, распахнув все его чувства и белому небу, и мокрой земле, разрываемой пулями, но особенно Степану, лежащему рядом...



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 2-10 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.