Тест 2. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 2. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике. (2)Он экспериментально определил коэффициенты трения и пришёл к идее шарикового подшипника. (3)В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, которые до сих пор применяются в недорогих устройствах, например в механических будильниках. (4)Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов. (5)Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов: пространственных и плоских зубчатых сцеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) внимание уделял (предложение 1)
2) он определил (предложение 2)
3) которые применяются (предложение 3)
4) Леонардо начертил (и) придумал (предложение 4)
5) привело Леонардо (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике. (2)Он экспериментально определил коэффициенты трения и пришёл к идее шарикового подшипника. (3)В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, которые до сих пор применяются в недорогих устройствах, например в механических будильниках. (4)Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов. (5)Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов: пространственных и плоских зубчатых сцеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством.
2) Предложение 2 сложносочинённое.
3) Предложение 3 сложноподчинённое с придаточным определительным.
4) Предложение 4 содержит 2 (две) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложное бессоюзное.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.

Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, вывод, то между частями предложения ставится тире.

В) Согласованные нераспространённые однородные определения, стоящие после определяемого слова, обособляются.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Байкал ‒ величайшее пресноводное озеро мира, жемчужина России.

2) Стремясь понимать другого человека, мы обретаем и опыт самопознания, начинаем глубже понимать самих себя.

3) В долинах и оврагах снег был глубок, идти было трудно, но на скатах холмов держался наст – взбираться и съезжать было хорошо.

4) Ветер забирался в пустые комнаты и в печные воющие трубы, и старый дом, расшатанный, дырявый, полуразвалившийся, вдруг оживлялся странными звуками.

5) Слова называют явления реальной действительности, которая постоянно изменяется, поэтому у многозначных слов с течением времени одни значения могут утратиться, а другие – появиться.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Музей деревянного зодчества в Суздале (1) это комплекс (2) под открытым небом (3) где собраны уникальные постройки XVII–XIX веков (4) и до мельчайших деталей воссозданы крестьянский и купеческий быт царских времён. Здесь (5) можно заглянуть в избу простого батрака и зажиточного крестьянина (6) стать гостем купеческого дома и заодно побывать в двух церквях (7) возведённых (8) кстати (9) без единого гвоздя.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРЕРВАТЬ – правописание приставки определяется её значением, близким к значению слова очень.

2) ОПЕКАЕМЫЙ (мамой) – правописание гласной в суффиксе страдательного причастия настоящего времени определяется принадлежностью к спряжению глагола.

3) СТИХНЕТ (ветер) – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.

4) НЕНАСТНЫЙ – написание непроизносимой согласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором согласный звучит отчётливо.

5) (ни на кого) НЕ ПОХОЖ – НЕ с глаголом пишется раздельно.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

Солнечный свет охват..(1)вал и с..(2)гревал океаны сентябрьского воздуха над ещ..(3) спящей и сумр..(4)чной стр..(5)ной. Но через полчаса земля начала ..(6)деваться в б..(7)грянец, в ржавчину сжатых п..(8)лей, в сырую и яркую зелень озимых, в пурпур осин..(9)вых листьев и желтизну трепещущих от ветра берёз.




7) Раскройте скобки и запишите слово «крем» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Косметические (крем) представляют собой различные эмульсии.



8) Замените словосочетание «родительский дом», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Ребятня искренне интересуется рассказами Пешеходова, верит в них, задаёт много вопросов.

2) Сыновья Пешеходова – давние друзья мальчишек.

3) Пешеходов любит общаться не со взрослыми, а с ребятнёй.

4) Сыновей дедушки Пешеходова дети воспринимают как былинных героев.

5) Сыновья Пешеходова похоронены под Сталинградом.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается.

2) – Прошёл до Берлина… Пешком. И фамилия моя потому Пешеходов.

3) В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами.

4) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.

5) Так и не вернулись. Спят в могиле.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 31–36 найдите антоним к слову «спрашивать». Выпишите этот антоним.