Тест 63. ЕГЭ по русскому языку

Тест 63. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Греческое слово «энциклопедия», первоначально означавшее инструкцию на все случаи жизни, изменило своё значение в английском языке и сейчас обозначает словарь с расположенными в нём в алфавитном порядке словами.

2) Первая энциклопедия, в которой слова были расположены в алфавитном порядке, была составлена в 1704 году английским священником Джоном Харрисом и называлась «Универсальный английский словарь науки и искусств».

3) В отличие от составителей современных энциклопедий, располагающих слова в алфавитном порядке, авторы древних энциклопедий располагали в них слова как угодно, поэтому нелегко можно было найти в них нужное слово.

4) Значение слова «энциклопедия», в греческом языке обозначавшего инструкцию на все случаи жизни, в английском языке изменилось: теперь это слово используется для обозначения словаря с расположенными в нём в алфавитном порядке словами.

5) В 1538 году сэр Томас Элиот ввёл в английский язык слово «энциклопедия», употребив его в том же значении, которое оно имело в древнегреческом языке, — «книга, объясняющая все известные науки и предметы».



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.




3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВВЕСТИ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВВЕСТИ, введу, введёшь, сов.
1) кого-что во что. Ведя, привести куда-нибудь, дать возможность войти. В. войска в город. В. лошадь в конюшню.

2) что во что. Вставить, вколоть, воткнуть внутрь чего-либо с лечебной или диагностической целью (мед.). В. препарат в вену. В. тампон в рану.

3) что. Поместить информацию в компьютер. В. текст. Введите пароль.

4) кого-что во что. Сделать действующим, работающим, общепринятым. В. в строй новые предприятия. В. объект в эксплуатацию. В. в употребление новое лекарство.

5) кого (что) во что. Вовлечь во что-нибудь; причинить кому-нибудь что-нибудь (в соответствии со значением следующего далее существительного). В. в расход. В. в обман. В. в заблуждение.

6) кого (что) во что. Помочь освоиться с чем-нибудь, ознакомить. В. сотрудника в курс дела.

7) кого (что) во что. Оформить чьи-нибудь права на что-нибудь. В. во владение. В. в наследство. В. в права опекуна.



4) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ворвалАсь
Отрочество
дОверху
принудИть
(несчастные) сирОты



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Поначалу он очень боялся НАДЕВАТЬ очки при ребятах, потому что ожидал от них только издёвок.

Русская классическая литература является ПРИЗНАННЫМ достоянием мировой культуры.

Все считали его УДАЧЛИВЫМ спортсменом, который выигрывал в самых трудных соревнованиях.

Ребёнок оказался слишком ДОВЕРЧИВЫМ в отношениях со сверстниками.

После окончания школы юноша поступил на ЭКОНОМИЧНЫЙ факультет.




6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

После двухмесячного посещения дома Туркиных и трепетных ухаживаний за Катенькой Старцев предоставил ей руку и сердце.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

нужны КОНТЕЙНЕРЫ
банка ТОМАТОВ
в ТРЁХСТА книгах
им ДВИЖЕТ тщеславие
ОБА супруга



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Оценивая заслугу адмирала, императрица Екатерина II отмечала в письме к нему, что «должна этою победой вашим великим дарованиям, вашей твёрдости, вашей непоколебимой решимости к славе Российской империи».
2) Создавая веб-сайт, это кажется многим сложным.
3) Как отметил в своём судовом журнале один из капитанов XVIII века, «корабль был атакован морскими акулами, от которых едва отделались, обороняясь всем своим оружием».
4) Мой одноклассник с детства любил и увлекался игрой в шахматы.
5) Московские ополченцы, покрывшие себя неувядаемой славой в Бородинской битве, участвовали и в последующих сражениях с французами.
6) Администрация школы, прежде всего директор и завуч, особое внимание уделяли повышению профессионального мастерства педагогов.
7) Моцарт, работавший в различных жанрах музыки, особое внимание уделял опере.
8) И сейчас метеорологи опираются на некоторые народные приметы, дающих довольно точный прогноз.
9) Новые хозяева острова, которые решили засыпать протоку, превратили этот небольшой кусок земли в полуостров, ставший отныне частью берега.

АБВГД
     




9) Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

разб..раться
прим..рение (друзей)
пок..яние
те..ретический
агитк..мпания



10) Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

дез..нфекция, об..ск
ра..жигал, ни..ходить
не..деланный, ра..чёт
по..жечь, о..гадать
об..грел, з..бросил



11) Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

раскра..вая
присва..вать
спутн..ца
расстра..ваться
подразум..вая





12) Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

немысл..мый
пропущ..нный
вывал..шь
успоко..вшийся
ман..шь



13) Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ещё (НЕ)РАСПУСТИВШИЕСЯ розы не могли привлечь внимания посетителей ботанического сада.

Обратиться за помощью было (НЕ)(К)КОМУ.

Власть, (НЕ)НАВИДЯЩАЯ народ, обречена на гибель.

Никем (НЕ)ОПУБЛИКОВАННЫЕ рукописи бережно хранились их автором.

В полном одиночестве он простоял с минуту, (НЕ)РЕШАЯСЬ двинуться дальше.



14) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Можно строить дома (ПО)ВСЮДУ, но (ПРИ)ТОМ условии, что будет обеспечена безопасность людей.

Учитель (ВО)ВРЕМЯ спора молчал и только один раз (В)(ПОЛ)ГОЛОСА что-то произнёс.

(С)НАЧАЛА может показаться, что (В)СЛЕДСТВИЕ временного поражения противника победа уже близка.

Сила человека всё ТАК(ЖЕ) велика, (ПО)ЭТОМУ о будущем обязательно надо думать.

(ПО)ТОМУ, (НА)СКОЛЬКО в стране налажено библиотечное дело, можно судить об уровне общей культуры.



15) Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

Звёзды были рассыпа(1)ы по невида(2)о красивому небу, как драгоце(3)ые камни из серебря(4)ого ларца.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Вдалеке виднелась небольшая деревушка из шести или семи дворов.

2) Утром за окном ярко светило солнце и щебетали птицы.

3) По дороге на турбазу мы увидели следы зайца и вели они на пашню.

4) Около дома цветут душистая сирень да дикая вишня и закрывают наши окна от прямых солнечных лучей.

5) Ветер то затихал то начинал бушевать с новой силой.



17) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Тёмно-синие вершины гор (1) изрытые морщинами (2) и (3) покрытые слоями снега (4) рисовались на бледном небосклоне.





18) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

«Свет (1) мой (2) зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты (3) конечно (4) спору нет;

Ты (5) царица (6) всех милее,

Всех румяней и белее».

(А. С. Пушкин)




19) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

"Опустевший дом (1) на всех предметах (2) которого (3) лежал отпечаток духа и характера хозяина (4) пробудил в Татьяне особые чувства.



20) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пушкинский Онегин является в романе человеком (1) которого убили воспитание и светская жизнь (2) которому всё пригляделось, всё приелось, всё прилюбилось (3) и (4) вся жизнь которого состояла в том (5) «что он равно зевал средь модных и старинных зал».



21) Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)На необъятных просторах России существует множество прекрасных городов с богатой и зачастую драматической историей, однако такое уникальное создание, как < Санкт-Петербург, выделяется своим происхождением и культурой. (2)Прочную связь с историей страны можно проследить в его названиях — Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград... (3)У него есть и ласковое «домашнее» имя: в частных разговорах город называют Питером. (4)Санкт-Петербург заслужил статус Северной столицы России особым колоритом и характерной только для него культурой, в которой с эпохи Петра I загадочно соединилась чувствительная и широкая душа русского человека с умом и практичностью западного европейца. (5)«За этот исторически ничтожный срок своего существования Петербург накопил <...> такой объём культурной памяти, что по праву может считаться уникальным явлением в мировой цивилизации», — писал известный филолог Ю. М. Лотман. (6)Значимость таких культурных феноменов, как Петербург, сохраняется для многих поколений.



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Нравственное влияние Востока и Запада на Россию сродни рукопашной борьбе.

2) Своим гостеприимством Россия обязана Востоку.

3) На Западе воспринимают обман как предосудительную необходимость.

4) Независимо от наличия или отсутствия у русского человека духовного образования, его хитрость никогда не станет добродетелью.

5) Жизнь государства определяется исключительно благосостоянием его народа.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 9, 10 представлено повествование.

2) В предложениях 26-27 содержатся ответы на вопросы, сформулированные в предложениях 24-25.

3) Предложения 29 и 30 противопоставлены по содержанию.

4) В предложениях 41, 42 представлено рассуждение.

5) В предложении 44 представлено описание.



24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 49-51 выпишите синонимы (синонимическую пару).



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 33-40 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Повесть В. А. Соллогуба „Тарантас" критик В. Г. Белинский называл „сатирою, исполненною ума, остроумия, мысли, юмора, художественности", а её героя Ивана Васильевича — маленьким Дон Кихотом. Действительно, авторская ирония угадывается в использовании таких средств выразительности, как троп — (А)_________ (в предложениях 3, 5) и синтаксическое средство — (Б)_________ (предложения 8, 10). Передать размышления героя о положении, в котором оказалась Россия, Соллогубу помогают троп — (В)_________ („как хитрая прелестница", „как пасмурный седой старик" в предложении 23) и лексическое средство — (Г)_________ („пучину" в предложении 41, „стезе" в предложении 43)».

Список терминов:
1) обращение
2) вопросно-ответная форма изложения
3) диалог
4) вопросительные предложения
5) ряды однородных членов предложения
6) слова высокого стиля
7) метафора
8) синонимы
9) сравнение

АБВГ