Русский язык, ЕГЭ
(current)
Русский язык, ОГЭ
Обществознание
ЕГЭ
ОГЭ
Статьи
О проекте
Тест 62. ЕГЭ по русскому языку
1)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)На первый взгляд может показаться странным отождествление ощущения температуры со зрительным восприятием цвета, однако опыты показали разницу в 3-4 градуса в субъективном ощущении тепла или холода в мастерских, окрашенных в сине-зелёный цвет, и мастерских, окрашенных в красно-оранжевый. (2)Научные исследования продемонстрировали, что «холодный» цвет понижает импульс кровообращения (в сине-зелёном помещении рабочие жаловались на холод при температуре 15°С), «тёплый» <...> цвет его стимулирует (в красно-оранжевом помещении рабочие начинали жаловаться на холод лишь при температуре 11-12°С). (З)Кроме того, было замечено, что цвет влияет на настроение и здоровье, на восприятие окружающего мира: так, в больницах, где применяется цветовая терапия, свойства холодных и тёплых цветов существенно сказываются на состоянии пациентов.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) При организации работы в мастерских следует учитывать, что рабочие, находящиеся в сине-зелёном помещении, жалуются на холод при температуре 15 °С, в красно-оранжевом помещении — при температуре 11-12°С.
2) Научные исследования подтвердили тот факт, что люди отождествляют ощущения температуры со зрительным восприятием цвета и, более того, цвет влияет на настроение и здоровье человека.
3) Отождествление ощущения температуры со зрительным восприятием цвета, а также влияние цвета на настроение и здоровье человека нашли подтверждение в научных исследованиях.
4) В современных больницах применяется цветовая терапия: для понижения импульса кровообращения пациентов помещают в комнаты с «холодным» цветом, а для его стимуляции — в комнаты с «тёплым» цветом.
5) Поскольку рабочие жаловались на разное восприятие температуры в комнатах, окрашенных в «холодные» и «тёплые» цвета, было проведено научное исследование, обнаружившее; что цвет играет весьма важную роль в нашей жизни.
🔗
2)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)На первый взгляд может показаться странным отождествление ощущения температуры со зрительным восприятием цвета, однако опыты показали разницу в 3-4 градуса в субъективном ощущении тепла или холода в мастерских, окрашенных в сине-зелёный цвет, и мастерских, окрашенных в красно-оранжевый. (2)Научные исследования продемонстрировали, что «холодный» цвет понижает импульс кровообращения (в сине-зелёном помещении рабочие жаловались на холод при температуре 15 °С), «тёплый» <...> цвет его стимулирует (в красно-оранжевом помещении рабочие начинали жаловаться на холод лишь при температуре 11-12°С). (З)Кроме того, было замечено, что цвет влияет на настроение и здоровье, на восприятие окружающего мира: так, в больницах, где применяется цветовая терапия, свойства холодных и тёплых цветов существенно сказываются на состоянии пациентов.
Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.
🔗
3)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)На первый взгляд может показаться странным отождествление ощущения температуры со зрительным восприятием цвета, однако опыты показали разницу в 3-4 градуса в субъективном ощущении тепла или холода в мастерских, окрашенных в сине-зелёный цвет, и мастерских, окрашенных в красно-оранжевый. (2)Научные исследования продемонстрировали, что «холодный» цвет понижает импульс кровообращения (в сине-зелёном помещении рабочие жаловались на холод при температуре 15 °С), «тёплый» <...> цвет его стимулирует (в красно-оранжевом помещении рабочие начинали жаловаться на холод лишь при температуре 11-12°С). (З)Кроме того, было замечено, что цвет влияет на настроение и здоровье, на восприятие окружающего мира: так, в больницах, где применяется цветовая терапия, свойства холодных и тёплых цветов существенно сказываются на состоянии пациентов.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОПЫТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОПЫТ,
-а,
м.
1) Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.).
Чувственный о. О. является источником всякого знания.
2) Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений.
Жизненный о. О. исследовательской работы. Поделиться своим опытом с кем-нибудь. Убедиться в чём-либо на собственном опыте.
3) Воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путём, создание чего-нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания.
Провести, поставить о. Химические опыты. Опыты селекционеров.
4) Попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь.
Первый о. молодого писателя. Литературные, стихотворные опыты. О. в прозе был неудачным.
🔗
4)
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:
НЕВЕРНО
выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
бухгАлтеров
заперлА
надорвалАсь
одолжИт
плодонОсить
🔗
5)
В одном из приведённых ниже предложений
НЕВЕРНО
употреблено выделенное слово.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
На ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ встрече присутствовали политики дружественных стран.
Биологически активные вещества, содержащиеся в сельдерее, оказывают БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ влияние на обмен веществ в организме.
Стремясь к объективной оценке происходящего, педагог старался не выражать ЛИЧНОГО мнения.
Актриса, получившая награду, доказала, что вовсе не обязательно обладать ЭФФЕКТНОЙ внешностью.
Главное — не ошибиться, ВЫБИРАЯ свой жизненный путь.
🔗
6)
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,
исключив лишнее слово.
Выпишите это слово.
Надменное высокомерие и презрение к людям своего племени сделали героя рассказа М. Горького изгоем.
🔗
7)
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку
и запишите слово правильно.
килограмм ЯБЛОК
в ДВЕ тысячи одиннадцатом году
РАЗОЖЖЁМ костёр
ДВУМЯСТАМИ экземплярами
рота СОЛДАТОВ
🔗
8)
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении сложного предложения
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами предложения
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В древнегреческих школах встречались ученики, гордившиеся тем, что они выучили наизусть поэму Гомера «Илиаду».
2) В этом году МГУ провело несколько олимпиад для школьников.
3) Художники эпохи Возрождения использовали образцы античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в деталях.
4) Тот, кто отправился в поход и вынужден экономить на продуктах, может самостоятельно приготовить муку из корневища белой кувшинки.
5) В ночной тишине слышался стук падавших яблок с веток на тесовую крышу дома.
6) Оплатив счёт, необходимо письменно сообщить издательству номер платёжного поручения.
7) Воины селились непосредственно в месте прохождения линий обороны, которые несли службу на засечных чертах.
8) В сюжете «Отцов и детей» важное место занимают идеологические споры представителей разных социальных сил.
9) В 1975 году Нобелевская премия была присуждена не только известному физику А. Д. Сахарову, а и экономисту — академику Л. В. Канторовичу.
А
Б
В
Г
Д
🔗
9)
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пер..одический
ан..литический
д..фференцировать
изнем..жение
перен..мать (опыт)
🔗
10)
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
об..скать, раз..грать
р..зобрал, под..шёл
пр..обрёл, пр..одолел
об..грел, поз..вчера
пр..езжий, пр..злой
🔗
11)
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква
Е.
изворотл..вый
рул..вой
виновн..к
присва..вать
наде..ться
🔗
12)
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква
И.
движ..мый
усе..нный
разве..шь
пропущ..нный
подкле..нный
🔗
13)
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется
СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
В. Г. Короленко пишет о людях, (НЕ)ПОКОРИВШИХСЯ судьбе, полных желания правды и свободы.
Он ехал, как ему казалось, всё время прямо, ничего (НЕ)ВИДЯ перед собой, кроме головы лошади.
По природе отец будущего писателя был далеко (НЕ)ЗЛЫМ человеком.
Эта (НЕ)ОКОНЧЕННАЯ картина ознаменовала возвращение М. А. Врубеля к теме, волновавшей его всю жизнь.
Голос Ю. Б. Левитана был нисколько (НЕ)ПОХОЖ на голоса всех остальных дикторов.
🔗
14)
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Выйдя из дома, мы (В)НАЧАЛЕ следуем по просёлочной дороге, а (ЗА)ТЕМ по асфальтированному шоссе.
Пока дорога шла близ болот, (В)ВИДУ соснового леса, мы (ЗА)ЧАСТУЮ вспугивали целые выводки уток, приютившихся здесь.
(НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего пути мы ТО(ЖЕ) делали продолжительные остановки у воды, несмотря на громадную потерю времени.
Сторона, (ПО)ВИДИМОМУ, была глухая: везде виднелся лес, а полей и деревень всё ТАК(ЖЕ) не было.
Напрасно всматривались мы (В)ДАЛЬ горизонта: (НА)ВСТРЕЧУ нам поднимался туман.
🔗
15)
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется
НН.
Просторная терраса дачи была очень ярко освеще(1)а лампой и четырьмя стари(2)ыми канделябрами, расставле(3)ыми на дли(4)ом чайном столе.
🔗
16)
Расставьте знаки препинания.
Укажите два предложения, в которых нужно поставить
ОДНУ
запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Лес замолкает и в зареве пылающего костра он кажется волшебно-призрачным.
2) А. С. Пушкин не боялся разговорных слов и выражений и смело вводил их в поэзию.
3) Каждому времени нужен свой летописец не только в области исторических событий но и в области быта и уклада.
4) Работа его успокаивала проясняла голову и за работой незаметно прошло два часа.
5) В нашей поэзии есть и раздумье и грусть и горечь разлук и печаль неосуществлённых встреч.
🔗
17)
Расставьте знаки препинания:
укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В 1878 году (1) показанная на VI передвижной выставке (2) картина «Московский дворик» принесла В. Д. Поленову славу (3) явив рождение в русской живописи нового жанра (4) названного «лирическим» пейзажем.
🔗
18)
Расставьте знаки препинания:
укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Название «Коломна» (1) по мнению некоторых исследователей (2) восходит к финскому слову. До прихода славян на данной территории жили финские племена, они-то (3) вероятно (4) и оставили это название.
🔗
19)
Расставьте знаки препинания:
укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Провинциальный музей (1) экспозицию (2) которого (3) можно назвать памятником художнику (4) обладает одним из самых богатых собраний работ знаменитого пейзажиста.
🔗
20)
Расставьте знаки препинания:
укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Дарья Александровна попробовала было играть (1) но долго не могла понять игры (2) а (3) когда поняла (4) то так устала (5) что села с княжной Варварой (6) и только смотрела на играющих.
🔗
21)
Найдите предложения, в которых
запятая
(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Под Владимиром, в посёлке Муромцево, стоит необычный замок в неоготическом стиле. (2)Ныне замок заброшен, но даже развалины восхищают красотой и вызывают уважение к мастерству талантливого архитектора-стилизатора П. С. Бойцова. (3)Этот замок был построен когда-то в вотчине полковника Владимира Семёновича Храповицкого, который в 1884 году получил усадьбу в наследство и с душой и любовью приступил к её обустройству. (4)3а пять лет были построены два усадебных дома, летний театр, купальня, дом управляющего, изящный конный двор и необычный охотничий дворик. (5)На территории усадьбы разбит дендрарий, на птичьем дворе собрано невиданное разнообразие редких птиц и животных. (6)Необычные для русской архитектуры сооружения в неоготическом стиле окружали сказочные ухоженные сады, в искусственных прудах плавали белые лебеди, многочисленные фонтаны били ввысь струями сверкающих брызг, с насыпного пригорка низвергался бурлящий водопад.
🔗
22)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)В спорах о современном стиле часто проскальзывает или нарочито заостряется мысль о какой-то ультрасовременной телеграфной краткости прозы. (2)Порой спорщики пекутся о времени нашего читателя, которому «не поднять толстый роман», ибо есть полуторачасовое кино, телевизор и иные технические чудеса XX века.
(3)Современен ли Толстой с его многотомными романами, с его подробнейшими описаниями состояния и чувств человека, с его детальнейшим исследованием души в её тончайших проявлениях? (4)Разумеется, вопрос этот смешон, применимый к гению — к художнику, имя которого, видимо, знают или слышали все на нашей планете.
(5) Толстой волновал современников и будет волновать ещё многие поколения потомков до тех пор, пока человек будет человеком, пока будут существовать общество, жизнь и смерть, добро и зло, любовь к детям и женщине, стремление к самосовершенствованию, то есть к воспитанию таких черт в человеке, которые делают его добрым властелином мира.
(6) Гению Толстого свойственно проникать в глубины природы, а значит, в глубины человеческого сознания. (7)Его глаза видели то, что не видели другие, его проникновение в психологию и, следовательно, в природу настолько гениально, всеобъёмно, что мы порой говорим: «Толстой написал всю психологию человека».
(8)Все изменения человеческого чувства Толстой показывал, раскрывал посредством своего мускулистого, точного языка, посредством крепкой и многопериодной фразы, где была некоторая нарочитая угловатость и в то же время естественность, за которой уже исчезает язык как инструмент литературы и остаётся живая жизнь, ощущение чувства, движение души. (Э)Углубляясь в чтение Толстого, вы почти никогда не замечаете, сколько раз повторено во фразе «что», «как» и «который», — вы поглощены течением толстовских мыслей, неожиданных и одновременно естественных открытий человеческой психологии, равных великим открытиям законов природы и общества. (10)Гениальный художник никогда не поражал нас и, видимо, не хотел поражать «обнажённым мастерством», той выпирающей щеголеватостью фразы, что было свойственно, например, Бунину, который покоряет нас серебряной чеканкой . мастерства. (11)Невозможно объяснить, как достигает этого Толстой, но язык его настолько непосредствен, что как бы исчезает сама фраза, заслоняясь огромной мыслью. (12)И это свойство величайшего гения — искусство становится не отражением жизни, а самой жизнью...
(13)Толстой, как известно, писал и лаконичные, и большие вещи, но он всегда был краток. (14)Он подымал такие пласты психологии, он развёртывал такие общественные события, он описывал такие характеры, что «Война и мир» кажется весьма коротким произведением.
(15)Изображая нашу сложнейшую и невиданную в истории человечества эпоху, мы должны каждодневно учиться этой краткости, этой глубине и художнической смелости художника-гиганта.
(По Ю. В. Бондареву*)
* Юрий Васильевич Бондарев
(род. в 1924 г.) — русский советский писатель, сценарист, общественный деятель.
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В наше время бытует мнение о том, что на смену толстым романам пришли технические чудеса XX столетия.
2) Наряду с художественными произведениями Л. Н. Толстой написал множество научных трудов по психологии человека.
3) Толстовские мысли о человеческой психологии сродни великим открытиям законов природы и общества.
4) Внешне Л. Н. Толстой выглядел как мускулистый и угловатый человек.
5) Из всех романов Л. Н. Толстого «Война и мир», пожалуй, самое короткое произведение.
🔗
23)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)В спорах о современном стиле часто проскальзывает или нарочито заостряется мысль о какой-то ультрасовременной телеграфной краткости прозы. (2)Порой спорщики пекутся о времени нашего читателя, которому «не поднять толстый роман», ибо есть полуторачасовое кино, телевизор и иные технические чудеса XX века.
(3)Современен ли Толстой с его многотомными романами, с его подробнейшими описаниями состояния и чувств человека, с его детальнейшим исследованием души в её тончайших проявлениях? (4)Разумеется, вопрос этот смешон, применимый к гению — к художнику, имя которого, видимо, знают или слышали все на нашей планете.
(5) Толстой волновал современников и будет волновать ещё многие поколения потомков до тех пор, пока человек будет человеком, пока будут существовать общество, жизнь и смерть, добро и зло, любовь к детям и женщине, стремление к самосовершенствованию, то есть к воспитанию таких черт в человеке, которые делают его добрым властелином мира.
(6) Гению Толстого свойственно проникать в глубины природы, а значит, в глубины человеческого сознания. (7)Его глаза видели то, что не видели другие, его проникновение в психологию и, следовательно, в природу настолько гениально, всеобъёмно, что мы порой говорим: «Толстой написал всю психологию человека».
(8)Все изменения человеческого чувства Толстой показывал, раскрывал посредством своего мускулистого, точного языка, посредством крепкой и многопериодной фразы, где была некоторая нарочитая угловатость и в то же время естественность, за которой уже исчезает язык как инструмент литературы и остаётся живая жизнь, ощущение чувства, движение души. (Э)Углубляясь в чтение Толстого, вы почти никогда не замечаете, сколько раз повторено во фразе «что», «как» и «который», — вы поглощены течением толстовских мыслей, неожиданных и одновременно естественных открытий человеческой психологии, равных великим открытиям законов природы и общества. (10)Гениальный художник никогда не поражал нас и, видимо, не хотел поражать «обнажённым мастерством», той выпирающей щеголеватостью фразы, что было свойственно, например, Бунину, который покоряет нас серебряной чеканкой . мастерства. (11)Невозможно объяснить, как достигает этого Толстой, но язык его настолько непосредствен, что как бы исчезает сама фраза, заслоняясь огромной мыслью. (12)И это свойство величайшего гения — искусство становится не отражением жизни, а самой жизнью...
(13)Толстой, как известно, писал и лаконичные, и большие вещи, но он всегда был краток. (14)Он подымал такие пласты психологии, он развёртывал такие общественные события, он описывал такие характеры, что «Война и мир» кажется весьма коротким произведением.
(15)Изображая нашу сложнейшую и невиданную в истории человечества эпоху, мы должны каждодневно учиться этой краткости, этой глубине и художнической смелости художника-гиганта.
(По Ю. В. Бондареву*)
* Юрий Васильевич Бондарев
(род. в 1924 г.) — русский советский писатель, сценарист, общественный деятель.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1, 2 представлено описание.
2) В предложении 5 представлено повествование.
3) В предложении 6, 7 представлено рассуждение.
4) Предложение 12 противопоставлено предложению 11 по содержанию.
5) Предложение 14 поясняет, раскрывает содержание предложения 13.
🔗
24)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)В спорах о современном стиле часто проскальзывает или нарочито заостряется мысль о какой-то ультрасовременной телеграфной краткости прозы. (2)Порой спорщики пекутся о времени нашего читателя, которому «не поднять толстый роман», ибо есть полуторачасовое кино, телевизор и иные технические чудеса XX века.
(3)Современен ли Толстой с его многотомными романами, с его подробнейшими описаниями состояния и чувств человека, с его детальнейшим исследованием души в её тончайших проявлениях? (4)Разумеется, вопрос этот смешон, применимый к гению — к художнику, имя которого, видимо, знают или слышали все на нашей планете.
(5) Толстой волновал современников и будет волновать ещё многие поколения потомков до тех пор, пока человек будет человеком, пока будут существовать общество, жизнь и смерть, добро и зло, любовь к детям и женщине, стремление к самосовершенствованию, то есть к воспитанию таких черт в человеке, которые делают его добрым властелином мира.
(6) Гению Толстого свойственно проникать в глубины природы, а значит, в глубины человеческого сознания. (7)Его глаза видели то, что не видели другие, его проникновение в психологию и, следовательно, в природу настолько гениально, всеобъёмно, что мы порой говорим: «Толстой написал всю психологию человека».
(8)Все изменения человеческого чувства Толстой показывал, раскрывал посредством своего мускулистого, точного языка, посредством крепкой и многопериодной фразы, где была некоторая нарочитая угловатость и в то же время естественность, за которой уже исчезает язык как инструмент литературы и остаётся живая жизнь, ощущение чувства, движение души. (Э)Углубляясь в чтение Толстого, вы почти никогда не замечаете, сколько раз повторено во фразе «что», «как» и «который», — вы поглощены течением толстовских мыслей, неожиданных и одновременно естественных открытий человеческой психологии, равных великим открытиям законов природы и общества. (10)Гениальный художник никогда не поражал нас и, видимо, не хотел поражать «обнажённым мастерством», той выпирающей щеголеватостью фразы, что было свойственно, например, Бунину, который покоряет нас серебряной чеканкой . мастерства. (11)Невозможно объяснить, как достигает этого Толстой, но язык его настолько непосредствен, что как бы исчезает сама фраза, заслоняясь огромной мыслью. (12)И это свойство величайшего гения — искусство становится не отражением жизни, а самой жизнью...
(13)Толстой, как известно, писал и лаконичные, и большие вещи, но он всегда был краток. (14)Он подымал такие пласты психологии, он развёртывал такие общественные события, он описывал такие характеры, что «Война и мир» кажется весьма коротким произведением.
(15)Изображая нашу сложнейшую и невиданную в истории человечества эпоху, мы должны каждодневно учиться этой краткости, этой глубине и художнической смелости художника-гиганта.
(По Ю. В. Бондареву*)
* Юрий Васильевич Бондарев
(род. в 1924 г.) — русский советский писатель, сценарист, общественный деятель.
Из предложений 5-6 выпишите слово со значением «высшая творческая способность».
🔗
25)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)В спорах о современном стиле часто проскальзывает или нарочито заостряется мысль о какой-то ультрасовременной телеграфной краткости прозы. (2)Порой спорщики пекутся о времени нашего читателя, которому «не поднять толстый роман», ибо есть полуторачасовое кино, телевизор и иные технические чудеса XX века.
(3)Современен ли Толстой с его многотомными романами, с его подробнейшими описаниями состояния и чувств человека, с его детальнейшим исследованием души в её тончайших проявлениях? (4)Разумеется, вопрос этот смешон, применимый к гению — к художнику, имя которого, видимо, знают или слышали все на нашей планете.
(5) Толстой волновал современников и будет волновать ещё многие поколения потомков до тех пор, пока человек будет человеком, пока будут существовать общество, жизнь и смерть, добро и зло, любовь к детям и женщине, стремление к самосовершенствованию, то есть к воспитанию таких черт в человеке, которые делают его добрым властелином мира.
(6) Гению Толстого свойственно проникать в глубины природы, а значит, в глубины человеческого сознания. (7)Его глаза видели то, что не видели другие, его проникновение в психологию и, следовательно, в природу настолько гениально, всеобъёмно, что мы порой говорим: «Толстой написал всю психологию человека».
(8)Все изменения человеческого чувства Толстой показывал, раскрывал посредством своего мускулистого, точного языка, посредством крепкой и многопериодной фразы, где была некоторая нарочитая угловатость и в то же время естественность, за которой уже исчезает язык как инструмент литературы и остаётся живая жизнь, ощущение чувства, движение души. (Э)Углубляясь в чтение Толстого, вы почти никогда не замечаете, сколько раз повторено во фразе «что», «как» и «который», — вы поглощены течением толстовских мыслей, неожиданных и одновременно естественных открытий человеческой психологии, равных великим открытиям законов природы и общества. (10)Гениальный художник никогда не поражал нас и, видимо, не хотел поражать «обнажённым мастерством», той выпирающей щеголеватостью фразы, что было свойственно, например, Бунину, который покоряет нас серебряной чеканкой . мастерства. (11)Невозможно объяснить, как достигает этого Толстой, но язык его настолько непосредствен, что как бы исчезает сама фраза, заслоняясь огромной мыслью. (12)И это свойство величайшего гения — искусство становится не отражением жизни, а самой жизнью...
(13)Толстой, как известно, писал и лаконичные, и большие вещи, но он всегда был краток. (14)Он подымал такие пласты психологии, он развёртывал такие общественные события, он описывал такие характеры, что «Война и мир» кажется весьма коротким произведением.
(15)Изображая нашу сложнейшую и невиданную в истории человечества эпоху, мы должны каждодневно учиться этой краткости, этой глубине и художнической смелости художника-гиганта.
(По Ю. В. Бондареву*)
* Юрий Васильевич Бондарев
(род. в 1924 г.) — русский советский писатель, сценарист, общественный деятель.
Среди предложений 3-10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения, однокоренных слов и форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
🔗
26)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)В спорах о современном стиле часто проскальзывает или нарочито заостряется мысль о какой-то ультрасовременной телеграфной краткости прозы. (2)Порой спорщики пекутся о времени нашего читателя, которому «не поднять толстый роман», ибо есть полуторачасовое кино, телевизор и иные технические чудеса XX века.
(3)Современен ли Толстой с его многотомными романами, с его подробнейшими описаниями состояния и чувств человека, с его детальнейшим исследованием души в её тончайших проявлениях? (4)Разумеется, вопрос этот смешон, применимый к гению — к художнику, имя которого, видимо, знают или слышали все на нашей планете.
(5) Толстой волновал современников и будет волновать ещё многие поколения потомков до тех пор, пока человек будет человеком, пока будут существовать общество, жизнь и смерть, добро и зло, любовь к детям и женщине, стремление к самосовершенствованию, то есть к воспитанию таких черт в человеке, которые делают его добрым властелином мира.
(6) Гению Толстого свойственно проникать в глубины природы, а значит, в глубины человеческого сознания. (7)Его глаза видели то, что не видели другие, его проникновение в психологию и, следовательно, в природу настолько гениально, всеобъёмно, что мы порой говорим: «Толстой написал всю психологию человека».
(8)Все изменения человеческого чувства Толстой показывал, раскрывал посредством своего мускулистого, точного языка, посредством крепкой и многопериодной фразы, где была некоторая нарочитая угловатость и в то же время естественность, за которой уже исчезает язык как инструмент литературы и остаётся живая жизнь, ощущение чувства, движение души. (Э)Углубляясь в чтение Толстого, вы почти никогда не замечаете, сколько раз повторено во фразе «что», «как» и «который», — вы поглощены течением толстовских мыслей, неожиданных и одновременно естественных открытий человеческой психологии, равных великим открытиям законов природы и общества. (10)Гениальный художник никогда не поражал нас и, видимо, не хотел поражать «обнажённым мастерством», той выпирающей щеголеватостью фразы, что было свойственно, например, Бунину, который покоряет нас серебряной чеканкой . мастерства. (11)Невозможно объяснить, как достигает этого Толстой, но язык его настолько непосредствен, что как бы исчезает сама фраза, заслоняясь огромной мыслью. (12)И это свойство величайшего гения — искусство становится не отражением жизни, а самой жизнью...
(13)Толстой, как известно, писал и лаконичные, и большие вещи, но он всегда был краток. (14)Он подымал такие пласты психологии, он развёртывал такие общественные события, он описывал такие характеры, что «Война и мир» кажется весьма коротким произведением.
(15)Изображая нашу сложнейшую и невиданную в истории человечества эпоху, мы должны каждодневно учиться этой краткости, этой глубине и художнической смелости художника-гиганта.
(По Ю. В. Бондареву*)
* Юрий Васильевич Бондарев
(род. в 1924 г.) — русский советский писатель, сценарист, общественный деятель.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.
«Автор приглашает читателей к совместным размышлениям о творчестве всемирно известного писателя Л. Н. Толстого, используя на протяжении всего текста синтаксическое средство — (А)_________ (в предложениях 4, 6, 7, 13). Точно подмеченные Ю. В. Бондаревым черты толстовского стиля передают троп — (Б)_________ („мускулистого, точного языка", „крепкой и многопериодной фразы" в предложении 8), а также приёмы: (В)_________ (в предложении 12) и (Г)_________ („он подымал такие пласты психологии, он развёртывал такие общественные события, он описывал такие характеры" в предложении 14)».
Список терминов:
1) цитирование
2) сравнение
3) противопоставление
4) эпифора
5) эпитет
6) разговорная лексика
7) парцелляция
8) вводные конструкции
9) синтаксический параллелизм
А
Б
В
Г
🔗