Тест 62. ЕГЭ по русскому языку

Тест 62. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) При организации работы в мастерских следует учитывать, что рабочие, находящиеся в сине-зелёном помещении, жалуются на холод при температуре 15 °С, в красно-оранжевом помещении — при температуре 11-12°С.

2) Научные исследования подтвердили тот факт, что люди отождествляют ощущения температуры со зрительным восприятием цвета и, более того, цвет влияет на настроение и здоровье человека.

3) Отождествление ощущения температуры со зрительным восприятием цвета, а также влияние цвета на настроение и здоровье человека нашли подтверждение в научных исследованиях.

4) В современных больницах применяется цветовая терапия: для понижения импульса кровообращения пациентов помещают в комнаты с «холодным» цветом, а для его стимуляции — в комнаты с «тёплым» цветом.

5) Поскольку рабочие жаловались на разное восприятие температуры в комнатах, окрашенных в «холодные» и «тёплые» цвета, было проведено научное исследование, обнаружившее; что цвет играет весьма важную роль в нашей жизни.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.




3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОПЫТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОПЫТ, -а, м.
1) Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный о. О. является источником всякого знания.

2) Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный о. О. исследовательской работы. Поделиться своим опытом с кем-нибудь. Убедиться в чём-либо на собственном опыте.

3) Воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путём, создание чего-нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Провести, поставить о. Химические опыты. Опыты селекционеров.

4) Попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь. Первый о. молодого писателя. Литературные, стихотворные опыты. О. в прозе был неудачным.



4) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бухгАлтеров
заперлА
надорвалАсь
одолжИт
плодонОсить



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ встрече присутствовали политики дружественных стран.

Биологически активные вещества, содержащиеся в сельдерее, оказывают БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ влияние на обмен веществ в организме.

Стремясь к объективной оценке происходящего, педагог старался не выражать ЛИЧНОГО мнения.

Актриса, получившая награду, доказала, что вовсе не обязательно обладать ЭФФЕКТНОЙ внешностью.

Главное — не ошибиться, ВЫБИРАЯ свой жизненный путь.




6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Надменное высокомерие и презрение к людям своего племени сделали героя рассказа М. Горького изгоем.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

килограмм ЯБЛОК
в ДВЕ тысячи одиннадцатом году
РАЗОЖЖЁМ костёр
ДВУМЯСТАМИ экземплярами
рота СОЛДАТОВ



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении сложного предложения
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В древнегреческих школах встречались ученики, гордившиеся тем, что они выучили наизусть поэму Гомера «Илиаду».
2) В этом году МГУ провело несколько олимпиад для школьников.
3) Художники эпохи Возрождения использовали образцы античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в деталях.
4) Тот, кто отправился в поход и вынужден экономить на продуктах, может самостоятельно приготовить муку из корневища белой кувшинки.
5) В ночной тишине слышался стук падавших яблок с веток на тесовую крышу дома.
6) Оплатив счёт, необходимо письменно сообщить издательству номер платёжного поручения.
7) Воины селились непосредственно в месте прохождения линий обороны, которые несли службу на засечных чертах.
8) В сюжете «Отцов и детей» важное место занимают идеологические споры представителей разных социальных сил.
9) В 1975 году Нобелевская премия была присуждена не только известному физику А. Д. Сахарову, а и экономисту — академику Л. В. Канторовичу.

АБВГД
     




9) Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пер..одический
ан..литический
д..фференцировать
изнем..жение
перен..мать (опыт)



10) Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

об..скать, раз..грать
р..зобрал, под..шёл
пр..обрёл, пр..одолел
об..грел, поз..вчера
пр..езжий, пр..злой



11) Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

изворотл..вый
рул..вой
виновн..к
присва..вать
наде..ться





12) Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

движ..мый
усе..нный
разве..шь
пропущ..нный
подкле..нный



13) Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В. Г. Короленко пишет о людях, (НЕ)ПОКОРИВШИХСЯ судьбе, полных желания правды и свободы.

Он ехал, как ему казалось, всё время прямо, ничего (НЕ)ВИДЯ перед собой, кроме головы лошади.

По природе отец будущего писателя был далеко (НЕ)ЗЛЫМ человеком.

Эта (НЕ)ОКОНЧЕННАЯ картина ознаменовала возвращение М. А. Врубеля к теме, волновавшей его всю жизнь.

Голос Ю. Б. Левитана был нисколько (НЕ)ПОХОЖ на голоса всех остальных дикторов.



14) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Выйдя из дома, мы (В)НАЧАЛЕ следуем по просёлочной дороге, а (ЗА)ТЕМ по асфальтированному шоссе.

Пока дорога шла близ болот, (В)ВИДУ соснового леса, мы (ЗА)ЧАСТУЮ вспугивали целые выводки уток, приютившихся здесь.

(НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего пути мы ТО(ЖЕ) делали продолжительные остановки у воды, несмотря на громадную потерю времени.

Сторона, (ПО)ВИДИМОМУ, была глухая: везде виднелся лес, а полей и деревень всё ТАК(ЖЕ) не было.

Напрасно всматривались мы (В)ДАЛЬ горизонта: (НА)ВСТРЕЧУ нам поднимался туман.



15) Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Просторная терраса дачи была очень ярко освеще(1)а лампой и четырьмя стари(2)ыми канделябрами, расставле(3)ыми на дли(4)ом чайном столе.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Лес замолкает и в зареве пылающего костра он кажется волшебно-призрачным.

2) А. С. Пушкин не боялся разговорных слов и выражений и смело вводил их в поэзию.

3) Каждому времени нужен свой летописец не только в области исторических событий но и в области быта и уклада.

4) Работа его успокаивала проясняла голову и за работой незаметно прошло два часа.

5) В нашей поэзии есть и раздумье и грусть и горечь разлук и печаль неосуществлённых встреч.



17) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В 1878 году (1) показанная на VI передвижной выставке (2) картина «Московский дворик» принесла В. Д. Поленову славу (3) явив рождение в русской живописи нового жанра (4) названного «лирическим» пейзажем.





18) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Название «Коломна» (1) по мнению некоторых исследователей (2) восходит к финскому слову. До прихода славян на данной территории жили финские племена, они-то (3) вероятно (4) и оставили это название.



19) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Провинциальный музей (1) экспозицию (2) которого (3) можно назвать памятником художнику (4) обладает одним из самых богатых собраний работ знаменитого пейзажиста.



20) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дарья Александровна попробовала было играть (1) но долго не могла понять игры (2) а (3) когда поняла (4) то так устала (5) что села с княжной Варварой (6) и только смотрела на играющих.



21) Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Под Владимиром, в посёлке Муромцево, стоит необычный замок в неоготическом стиле. (2)Ныне замок заброшен, но даже развалины восхищают красотой и вызывают уважение к мастерству талантливого архитектора-стилизатора П. С. Бойцова. (3)Этот замок был построен когда-то в вотчине полковника Владимира Семёновича Храповицкого, который в 1884 году получил усадьбу в наследство и с душой и любовью приступил к её обустройству. (4)3а пять лет были построены два усадебных дома, летний театр, купальня, дом управляющего, изящный конный двор и необычный охотничий дворик. (5)На территории усадьбы разбит дендрарий, на птичьем дворе собрано невиданное разнообразие редких птиц и животных. (6)Необычные для русской архитектуры сооружения в неоготическом стиле окружали сказочные ухоженные сады, в искусственных прудах плавали белые лебеди, многочисленные фонтаны били ввысь струями сверкающих брызг, с насыпного пригорка низвергался бурлящий водопад.



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В наше время бытует мнение о том, что на смену толстым романам пришли технические чудеса XX столетия.

2) Наряду с художественными произведениями Л. Н. Толстой написал множество научных трудов по психологии человека.

3) Толстовские мысли о человеческой психологии сродни великим открытиям законов природы и общества.

4) Внешне Л. Н. Толстой выглядел как мускулистый и угловатый человек.

5) Из всех романов Л. Н. Толстого «Война и мир», пожалуй, самое короткое произведение.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1, 2 представлено описание.

2) В предложении 5 представлено повествование.

3) В предложении 6, 7 представлено рассуждение.

4) Предложение 12 противопоставлено предложению 11 по содержанию.

5) Предложение 14 поясняет, раскрывает содержание предложения 13.



24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 5-6 выпишите слово со значением «высшая творческая способность».



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 3-10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения, однокоренных слов и форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Автор приглашает читателей к совместным размышлениям о творчестве всемирно известного писателя Л. Н. Толстого, используя на протяжении всего текста синтаксическое средство — (А)_________ (в предложениях 4, 6, 7, 13). Точно подмеченные Ю. В. Бондаревым черты толстовского стиля передают троп — (Б)_________ („мускулистого, точного языка", „крепкой и многопериодной фразы" в предложении 8), а также приёмы: (В)_________ (в предложении 12) и (Г)_________ („он подымал такие пласты психологии, он развёртывал такие общественные события, он описывал такие характеры" в предложении 14)».

Список терминов:
1) цитирование
2) сравнение
3) противопоставление
4) эпифора
5) эпитет
6) разговорная лексика
7) парцелляция
8) вводные конструкции
9) синтаксический параллелизм

АБВГ