Тест 6. Задания с кратким ответом. ЕГЭ по русскому языку

Тест 6. Задания с кратким ответом. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в восьмом (8) предложении текста. Запишите этот союз.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) МЛАДШИЙ. Низший в сравнении с более старшими по званию, должности, служебному положению. Младший лейтенант.

2) ПРИЛОЖИТЬ. Положить, приблизить вплотную. Приложить руку ко лбу.

3) ЛИЧНЫЙ. Касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество.

4) ПРОГРАММА. Описание алгоритма решения задачи на языке электронной вычислительной машины (спец.). Программа для операционной системы.

5) СОВРЕМЕННЫЙ. Относящийся к настоящему времени, теперешний. Современное состояние науки.



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Цель автора текста — доказать необходимость применения гаджетов в жизни современного человека.

2) Автор письма хочет пройти стажировку в компании, которая разрабатывает новые технологии в России.

3) Композиционные особенности текста обусловлены целью пишущего — обосновать необходимость прохождения стажировки в компании: представление себя, обоснование выбора компании, личные достижения в той области деятельности, которой занимается компания, значение стажировки для личного роста автора письма с целью совершенствовать в дальнейшем технологию упомянутой в письме продукции.

4) В тексте отсутствуют личные местоимения и личные формы глаголов.

5) В автобиографии Петра Емельянова даны точные наименования учреждений, точно указаны даты и паспортные данные.



4) Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) шарфЫ
2) пОняла
3) жАлюзи
4) вернА
5) дОсуха



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ВЕЧНОЙ красою сияет природа и удивляет нас своим величием.

У идеального правосудия три ключевых признака: законность, справедливость и ГУМАННОСТЬ.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ процесс – это совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления продукции.

Спортсмен с трудом расшнуровал ЛЕДЯНЫМИ пальцами лыжные ботинки.

До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, ПАМЯТНЫМ и энергичным.



6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Люди в традиционной одежде – длинных меховых пальто – предлагают местные изысканные деликатесы: мёд, варенье, колбасы, сыр, настойку.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ двумя тетрадями
БОГАЧЕ всех
ДЕВЯТИСОТ девяноста девяти экземпляров
более ДВЕ тысяч человек
несколько ПЛАТЬЕВ



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Природа словно позаботилась о том, чтобы этот прекрасный камень не противился рукам человека, оценившему его красоту.
2) Не следует забывать о «полном» комментировании поэтических текстов, выявляющем связь любого элемента с целым через постижение авторского замысла и идеи стихотворения.
3) Рассказ «О любви», как известно, входит в «маленькую трилогию» А.П. Чехова вместе с рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник».
4) Юный А.П. Чехов должен был не только содержать себя самого и оплачивать своё учение в гимназии, а также помогать семье, бедствовавшей в Москве.
5) Ещё жидкий янтарь по окончанию плавки выпускают из печи на специальную жестяную площадку, где он затвердевает.
6) Каждое произведение литературы должно воздействовать на читателя не только своим содержанием, но и формой.
7) С 1986 года в музейное объединение «Государственную Третьяковскую галерею» в качестве подразделения входит Дом-музей В.М. Васнецова, открытый ещё в 1953 году.
8) А.С. Пушкин писал в своём дневнике, что его «Пиковая дама» в большой моде.
9) В.М. Васнецов объяснял В.В. Стасову, что, «как я стал из жанриста историком, ответить не сумею».

АБВГД
     




9) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) т..ржественный, к..стрюля, ярм..рочный
2) ун..чтожать, дер..вяшка, ж..лтизна
3) обл..жение, покл..ниться, рост..вщик
4) к..фтан, ди..пазон, прил..гательное
5) мет..орология, расст..лать, с..дина



10) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) по..пустить, о..бросить, на..треснутый
2) ра..брасывать, во..местить, не..добровать
3) пред..юньский, раз..скать, пред..стория
4) необ..ятный, ад..ютант, с..еденный
5) непр..годный, пр..школьный, пр..давать (значение)



11) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) устар..вать, придирч..вый
2) напутств..вать, наслед..вать
3) приветл..во, разобид..ться
4) никел..вый, наста..вать
5) нефт..ная (скважина), ветр..ная (мельница)



12) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) обсуд..шь, повес..вший (сумку на плечо)
2) самокле..щиеся (обои), (зёрна) перемел..тся
3) проветр..шь, предусмотр..нный
4) изобража..мый, разве..нные (сомнения)
5) гранич..щий, (бабушки) нянч..тся (с внуками)



13) Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Водитель, (НЕ)УСПЕВАЮЩИЙ проехать перекрёсток на разрешающий сигнал светофора, должен остановиться перед перекрёстком.

2) Короткое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.

3) Дом (НЕ)ЗАСЕЛЁН, но дороги к нему уже подведены.

4) Воздух едва колышется над (НЕ)МОЩЁНОЙ песчаной дорогой.

5) В таком случае решительный правитель мог отражать атаки (НЕ)ПРИЯТЕЛЯ неопределённо долгое время.



14) Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) Новый административный округ Москвы образован (ЗА)СЧЁТ территории, примыкавшей к границе столицы на (ЮГО)ЗАПАДЕ.

2) (ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.

3) Елена Николаевна (ПО)ПРЕЖНЕМУ страдала (ОТ)ТОГО, что сама не могла решить, должна ли она воспрепятствовать деятельности сына.

4) (В)ТЕЧЕНИЕ последних лет в корне изменился облик Москвы, ТАК(КАК) в обустройство города были вложены значительные средства.

5) Звукопись (ЗА)ЧАСТУЮ используется в поэзии, для того ЧТО(БЫ) подчеркнуть музыкальность стиха.



15) Укажите цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

В 1844 году за выдающиеся заслуги художнику И.К. Айвазовскому было присужде(1)о звание академика и поруче(2)о написать все русские вое(3)ые порты на Балтийском море.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Педагог не видел в юном музыканте ни композиторского таланта ни выдающихся исполнительских способностей.

2) С А.Н. Островским молодого П.И. Чайковского сближала не только любовь к народной песне и русскому театру но и совместная работа.

3) В сизом воздухе над лесом и полями стояли облака и тлели слабым светом.

4) Соль можно получить естественным выпариванием из солёных вод или искусственным путём.

5) За окном гремел гром и дул сильный ветер.



17) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Загадочно улыбаясь (1) профессор крутил в руках простенькую свирель (2) подаренную ему участником (3) первой экспедиции.



18) Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мучительная искренность и недовольство собой не надуманы Л.Н. Толстым – они (1) конечно (2) часть его живой души. Важнее всего понять (3) пожалуй (4) то, как побеги внутреннего, духовного развития писателя прорастают в его творчестве.



19) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Однажды (1) мастер украсил весь город (2) красными маками (3) к каждому из которых (4) была прикреплена открытка со стихами.



20) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сначала страшно показалось Вакуле (1) когда поднялся он от земли и пролетел под самым месяцем (2) так что (3) если б он не наклонился (4) то задел бы его шапкой.



21) Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)С «поющими» песками можно встретиться не только в пустынях, но и в других местах: на берегах Кольского полуострова и Балтики, в долинах Лены и Вилюя, на озере Байкал. (2)Такой песок издаёт самые неожиданные звуки: под ногами идущего слышится собачий лай, звон натянутой струны.

(3)В пустынных местах нередко звучат обширные площади движущихся песков – кажется, будто поёт вся пустыня. (4)Что же заставляет пески звучать? (5)Некоторые учёные считают, что звук рождается при трении песчинок. (6)Для других причина пения – движение воздуха в промежутках между песчинками. (7)Есть и такое предположение: звучание песков вызывается подземными водами. (8)Но, пожалуй, скорее всего правильно иное: звуки объясняются электризацией песка. (9)Благодаря трению песчинки поющей горы заряжаются разноимёнными электрическими зарядами и начинают отталкиваться одна от другой, и это вызывает звуки.

(По Н.Н. Непомнящему)



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.

1) Возможность передышки – месяц в запасном полку – воспринималась солдатами как награда.

2) Совершив гадкий поступок, рассказчик не находил себе оправдания и старался мелкими поступками вернуть уважение к самому себе.

3) Выбор лейтенанта, с кем идти за хлебом, пал на самого пожилого бойца в роте связи гвардейского полка.

4) Тёмные, голодные, измученные походом лица солдат казались рассказчику, укравшему полбуханки, невероятно красивыми.

5) Дурные поступки могут сделать человека безобразным.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов.

1) Предложения 5–7 содержат повествование.

2) Предложения 17–20 содержат рассуждение.

3) Предложение 30 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 29.

4) Предложение 37 содержит описание внешности человека.

5) Предложение 54 противопоставлено по смыслу предложению 53.



24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 45–49 выпишите антонимы (антонимическую пару).



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 27–34 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, форм слова и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Основное синтаксическое средство, которое использует автор на протяжении всего текста, – (А)_________ (например, в предложениях 20, 24, 41). Лексическое средство – (Б)_________ («тащился» в предложении 14, «идиот» в предложении 17), троп – (В)_________ («два свинцово-тяжёлых сухаря» в предложении 3, «тёмные лица» в предложении 26, «изрытые морщинами щёки» в предложении 37) и приём – (Г)_________ (в предложениях 19–20) делают текст эмоционально напряжённым».

Список терминов:
1) лексический повтор
2) восклицательные предложения
3) эпитеты
4) ряды однородных членов предложения
5) фразеологизм
6) метафора
7) цитирование
8) олицетворение
9) разговорная лексика

АБВГ