Тест 58. ЕГЭ по русскому языку

Тест 58. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) За неделю до Юрьева дня, повсеместно отмечавшегося на Руси в честь святого Георгия 26 ноября и обычно совпадавшего с окончанием всех сельских работ, и всю неделю после него крестьянам разрешалось уходить от одного хозяина к другому.

2) Выражение «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», обозначающее удивление или огорчение, появилось после отмены во время правления Бориса Годунова правила, разрешавшего крестьянам в течение недели до и после Юрьева дня переходить от одного хозяина к другому.

3) В 1590 году, в правление Бориса Годунова, было уничтожено правило перехода крестьян 26 ноября от одного хозяина к другому, и они навсегда закрепились за помещиком, став крепостными.

4) После того как в годы правления Бориса Годунова было ‘ запрещено крестьянам за неделю до Юрьева дня и неделю после него переходить от одного хозяина к другому, появилось выражение «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», которое передаёт удивление или огорчение.

5) В фольклоре сложилось много незатейливых сказок, так или иначе связанных с бесчеловечными законами Бориса Годунова и бесчинством, которое творили помещики, отнимая у крепостных крестьян всякую надежду на свободу.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.




3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАБОТА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РАБОТА, -ы; ж.
1) Процесс превращения одного вида энергии в другой (спец.); вообще нахождение в действии. Единица работы (джоуль). Бесперебойная р. машины. Р. сердца. Р. мысли.

2) Служба, занятие как источник заработка. Постоянная, временная р. Выйти на работу. Снять с работы. Поступить на работу.

3) Производственная деятельность по созданию, обработке чего-нибудь. Сельскохозяйственные работы. Ремонтные работы.

4) Продукт труда, готовое изделие. Печатные работы. Выставка работ художника.

5) То, над чем работают, что подлежит обработке, находится в процессе изготовления. Брать работу на дом. Раздать всем работу.

6) Качество, способ исполнения. Топорная р. Вещь превосходной работы.



4) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

докумЕнт
отозвалА
стОляр
кУхонный
жилОсь



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ИРОНИЧНЫЙ и всё понимающий Вольтер хитро смотрел на нас из своего мраморного кресла в центре эрмитажной анфилады.

Младшая сестра всегда мечтала ОТРАСТИТЬ такие же длинные волосы, как у старшей.

Как человек ПАМЯТНЫЙ, Иван Фёдорович проверил в своём уме, не упустил ли чего-нибудь.

ГАРАНТИЙНЫЙ срок исчисляется с момента передачи товара потребителю.

Чего бы только он не совершил, чтобы ОГРАДИТЬ своих родных от новых бед и несчастий!




6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Посещение первой премьеры спектакля по пьесе современного французского драматурга доставило нам большое удовольствие.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

забрать из ЯСЛЕЙ
ПРИВЕДШИЙ к победе
мать ТРОИХ детей
не МАШИ руками
НЕДРЫ земли



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Н. А. Некрасов возобновил издание журнала «Современник», опубликовав в нём «Записки охотника» И. С. Тургенева.
2) Мама сказала, что не дам вам сладкое, пока не съедите первое.
3) В своей книге «Текст как объект лингвистического исследования» И. Р. Гальперин утверждает, что «один из существенных признаков текста — его завершённость».
4) Получив математическую модель, учёными была составлена компьютерная программа.
5) Ядро передвижников составили четырнадцать художников, не пожелавших оставаться в стенах Академии художеств и организовавших собственное творческое объединение.
6) Право на получение жилого помещения в собственность или на условиях договора социального найма имеют военнослужащие, признанные нуждающимися в жилых помещениях, по достижению общей продолжительности военной службы 20 и более лет.
7) Помнишь, что ты обещала приложить все усилия и по окончании школы поступить в вуз?
8) В картине «Портрете сына» В. А. Тропинина чувствуются и отцовская привязанность, и безграничная любовь к сыну.
9) Советские учёные Н. Г. Басов и А. М. Прохоров в середине 60-х годов удостоились и лично получили Нобелевскую премию по физике за создание первого квантового генератора.

АБВГД
     




9) Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

корр..ктировать
прил..гательное
заж..гает
ав..нтюра
п..радокс



10) Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..душный, и..пугать
под..ём, об..явление
об..грел, з..бросил
под..брал, н..правил
об..рвать, н..верху



11) Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

продл..вая
вскармл..вать
кварц..вый
врач..вать
худ..нький





12) Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

невид..мый
отвеча..шь
добыва..мый
пропущ..нный
неприемл..мый



13) Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ИСПРАВЛЕННАЯ вовремя ошибка может привести к трагическим последствиям.

Вовсе (НЕ)ТОРЖЕСТВЕННО встретила Белогорская крепость Петра Андреевича Гринёва.

Несмотря на всё (НЕ)СХОДСТВО наших взглядов на жизнь, нас сблизила любовь к музыке.

Письмо (НЕ)ОТПРАВЛЕНО, хотя уже давно написано.

Уж не жду от жизни ничего я, и (НЕ)ЖАЛЬ мне прошлого ничуть.



14) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. — Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

М. М. Пришвин писал о том, что любит природу, (ПО)ЭТОМУ его творчество стало КАК(БЫ) формой проявления любви к окружающему миру.

Мы с вами говорим (ПО)РУССКИ, (ТО)ЕСТЬ на языке «Капитанской дочки» и «Героя нашего времени».

(ВО)ВРЕМЯ морского путешествия, вглядываясь в пелену туманов, Матвей БУД(ТО) искал там своё место и своё будущее.

Лес стоял тёмный и (ПО)ОСЕННЕМУ молчаливый, (ПО)ТОМУ что птицы улетели, не дожидаясь холодов.

(ИЗ)ДАВНА мосты делали плавучими, ЧТО(БЫ) их можно было убрать в момент опасности.



15) Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Ра(1)ие стихи Д. В. Веневитинова насыще(2)ы отзвуками обществе(3)ого подъёма, характеризуются гражданской направле(4)остью.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В уютной избе тикало несколько ходиков и висели две старинные картины неизвестного итальянского мастера.

2) Хочу с высоты птичьего полёта увидеть горы и леса и реки.

3) Но ни усталость ни скука ни на минуту не смогли согнать с лица Ильи Ильича мягкость.

4) К отличительным особенностям рыбы-капли можно отнести отсутствие плавательного пузыря мускулатуры а также наличие студенистого строения тела.

5) Творчество М. В. Ломоносова стало определяющим как для русского классицизма так и для всей последующей русской литературы.



17) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

А. Блок разделил свою поэзию на три тома (1) выстроенных как эстетическое и идейное единство (2) выражая таким образом мысль о трудном пути лирического героя, о страданиях (3) выпавших на его долю (4) и (5) вставших перед ним (6) соблазнах.





18) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

«Скажи-ка (1) дядя (2) ведь (3) не даром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь (4) были ж схватки боевые,

Да (5) говорят (6) ещё какие!

Недаром помнит вся (7) Россия (8)

Про день Бородина!»

(М. Ю. Лермонтов)




19) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Строка «лесенка» (1) создателем (2) которой (3) был В. Маяковский (4) явилась новаторством в области поэтического языка футуристов.



20) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вокруг не было ни души (1) когда я приходил на реку порыбачить (2) но (3) как только я закидывал удочки (4) из балки появлялись босоногие мальчишки.



21) Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Чандолаз — крупнейший древний риф и одно из наиболее живописных мест на Дальнем Востоке. (2)Хребту более 250 миллионов лет, и это самый большой скальный массив на юге Приморья, известный к тому же огромным количеством пещер. (3)Самой глубокой является пещера Соляник — государственный памятник природы Приморья. (4)Её глубина составляет 125 метров, а протяжённость равняется 425 метрам. (5)Помимо подземных полостей, Чандолаз поражает своей необычной флорой; например, осенью произрастающие на склонах дубы с необычно большими листьями окрашиваются в алый цвет. (6)Дикий виноград, лимонник, малина — эти и многие другие растения покрывают склоны Чандолаза. (7)С вершины хребта стремительно бежит Серебряный ключ, славящийся своей целебной водой, — местные жители ходят сюда лечиться. (8)Для путешествий хребет удобен тем, что он относительно невысокий и все достопримечательности располагаются компактно. (9)Лучшие месяцы для посещения Чандолаза — август и сентябрь.



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Автор находится в преклонном возрасте.

2) Несчастна жизнь людей, которые живут ради обретения радостей и собственного удовольствия.

3) Жизнь человеку дана, чтобы он мучился.

4) Радость человеческой жизни напрямую связана с силой его любви к другим людям.

5) Если не строить много трактиров, тогда не будет и пьяниц.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 2, 3 содержится рассуждение.

2) Предложения 10 и 11 противопоставлены по содержанию.

3) Предложение 19 содержит следствие того, о чём говорится в предложении 18.

4) В предложении 20 представлено описание.

5) В предложениях 21, 22 представлено повествование.



24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Подберите синоним к слову БЛАГО (предложение 24). Запишите этот синоним.



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 2-7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, лексического повтора и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Отношение Льва Николаевича Толстого к людям обнаруживает синтаксическое средство — (А)_________ („милые братья" в предложении 20). Определяя цель своей речи, адресованной людям, писатель использует приём — (Б)_________ (в предложении 1). Синтаксическое средство — (В)_________ („по моему понятию" в предложении 1, „кроме того" в предложении 7) — выстраивает ход авторского рассуждения, а лексическое средство — (Г)_________ („не в силах" в предложении 17) — помогает писателю развёрнуто представить свои мысли».

Список терминов:
1) сравнение
2) анафора
3) фразеологизм
4) вводные конструкции
5) эпитет
6) парцелляция
7) противопоставление
8) синонимы
9) обращение

АБВГ