Тест 57. ЕГЭ по русскому языку

Тест 57. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Изначально Олимпийские игры были посвящены древнегреческому богу Зевсу и включали в себя те виды состязаний, которые выявляли силу и ловкость пастухов, другие же виды состязаний появились позже.

2) Древнегреческие пастухи должны были быстро бегать, чтобы не потерять овец и уберечь своё стадо от волков и разбойников, прыгать в длину, чтобы в погоне за хищником перескочить через расщелину, метать диск, чтобы с дальнего расстояния попасть в противника камнем или палкой, и бороться, чтобы вступить с врагом в драку и одолеть его.

3) Программа древнегреческих Олимпийских игр сложилась не сразу: первоначально она включала те состязания, в которых пастухи могли продемонстрировать Зевсу свои силу и ловкость, и лишь потом добавились другие виды состязаний.

4) В Древней Греции бег и борьба разделились на несколько разновидностей примерно тогда же, когда в программу Олимпийских игр были включены скачки верхом и на колесницах.

5) Согласно древнегреческой мифологии, Зевсу Олимпийскому было приятно смотреть на то, как люди состязаются друг с другом в силе и ловкости, ведь тем самым они прославляли своих богов.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВСТУПИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВСТУПИТЬ, -уплю, -упишь; сов.
1) во что. Войти, въехать куда-нибудь. В. в крепость.

2) на что. Ступить, поднимаясь. В. на лестницу. В. на престол, на трон (перен.: начать царствовать).

3) во что. Стать членом, участником чего-нибудь. В. в профсоюз. В. в кооператив.

4) во что. Начать делать что-нибудь или прийти в какое-нибудь состояние (в соответствии со значением следующего сущ.). В. в бой. В. в разговор, в спор. В. в должность. В. в брак (жениться, выйти замуж). В. в свои права. В. в законную силу (стать законным). Завод вступил в строй (начал действовать).



4) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

дешевИзна
закУпорив
мусоропрОвод
укрепИт
назвалАсь



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Великий математик не может быть абсолютным НЕВЕЖЕЙ в литературе.

Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависят духовная жизнь и здоровье человека.

Между отцом и сыном на протяжении ряда лет складывались ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения.

К предстоящей игре команда ПОПОЛНИТСЯ новыми, никому не известными спортсменами.

В стране проводятся ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ выборы.




6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Путь писателя к признанию и любви читающей публики зачастую усеян колючими терниями и полон соблазнов.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

известные ПРОФЕССОРА
шкафы для КУХОНЬ
самый КРАТЧАЙШИЙ путь
ИХ дети
ИДЯ по шоссе



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В первый день шестой бомбардировки Севастополя, 24 августа 1855 года, согласно приказов английского и французского командования, было выпущено по городу 150 тысяч снарядов.
2) По завершении спектакля зрители долго не могли прийти в себя от увиденного.
3) Приходит осень и раскрасила все листья в жёлто-красные цвета.
4) Мать тревожилась за своего сына, уехавшем в город поступать в институт.
5) Овладевший Керчью десант союзников разграбили город и нанесли ему серьёзные повреждения.
6) Сразу по приезде в Юрьевец туристы обратили внимание на колокольню Георгия Победоносца.
7) Прочитав роман известного писателя, нас вдруг осенила мысль о подлинном источнике этой книги.
8) В отделе критики и библиографии журнала систематически публикуются обзоры выходящих новинок художественной литературы.
9) Благодаря новейшим технологиям, используемым в медицине, появилась возможность проводить уникальные операции.

АБВГД
     




9) Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

см..риться
м..ценат
г..ристая (местность)
комп..нент
взр..стить



10) Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..вкусный, и..гиб
ра..считать, и..дать
об..грел, з..бросил
под..грал, про..ски
пр..берёг, пр..одолею



11) Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

чертёжн..к
присва..вать
горноста..вый
податл..вый
непоседл..вость




12) Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

вывал..шь
раскле..шь
беспоко..шься
движ..мый
бор..шься



13) Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Анна, (НЕ)ОБРАЩАЯ внимания на время, пыталась доказать свою правоту.

Эту отнюдь (НЕ)ПРИЯТНУЮ историю следовало немедленно забыть.

Как (НИ)БЫЛ яростен ураган, он ослабевал.

Солнце, пока (НЕ)СКРЫТОЕ облаками, освещает город удивительно ярким светом.

Где-то здесь, в нескольких шагах от дома, раздавались (НЕ)ЗАБЫВАЕМЫЕ трели соловья и тишина наполнялась дивными звуками.



14) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ВИДИМОМУ, нам придётся оставить квартиру, а ТАК(ЖЕ) все вещи в ней.

Адвокат (НА)ВСТРЕЧУ не явился, (ЗА)ТО приехал его помощник.

(B) ТЕЧЕНИЕ всей жизни писатель боролся за правду и (НА)КОНЕЦ добился своего.

(C)ПРАВА от дороги странники увидели дом с большой трубой, (ОТ)КУДА шёл дым.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего года она не вставала, но (ЗА)ТЕМ выздоровела.



15) Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

Рядом чернело кострище, оно было аккуратно обустрое(1)о и обложе(2)о камнями, с подготовле(3)ым таганком и свисающими с него закопчё(4)ыми берёзовыми рогульками для котлов.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В чаще всю ночь кричали коростели или какие-то другие птицы.

2) Мой юный спутник был в обыкновенном костюме стареньком шерстяном свитере полотняной рубашке.

3) Я бы давно преподнёс ей подарок да всё не решаюсь.

4) Вдали перед нами пестрели и цвели луга и поля.

5) В XVI веке в Венеции запретили весь колёсный транспорт и с тех пор лодки стали единственным доступным средством передвижения горожан.



17) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые.

В Нижнем Новгороде (1) городе на берегу Волги (2) возвышается (3) поражая наше воображение (4) один из самых больших трамплинов для прыжков на лыжах.




18) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Танцуй (1) Равель (2) свой исполинский (3) танец,

Танцуй (4) Равель! Не унывай (5) испанец!

Вращай (6) История (7) литые жернова,

Будь мельничихой в грозный час прибоя!

О болеро (8) священный танец боя!

(Н. А. Заболоцкий)




19) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Во времена Моцарта (1) Зальцбург представлял собой столицу маленького княжества (2) во главе (3) которого (4) стоял зальцбургский архиепископ.



20) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал того (3) что говорили (4) догадался (5) что спорили о нём.



21) Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Одно из уникальных мест Кабардино-Балкарии — Чегемское ущелье. (2)Оно тянется вдоль реки Чегем, рассекая несколько горных хребтов: Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный., (3)В месте, где ущелье пронзает Скалистый хребет, образовалась теснина — наиболее узкая его часть. (4)Ширина ущелья сужается местами до 15 м, а по бокам его зажимают отвесные скалы, уходящие ввысь на 100-200 м, нависая над тропой и ревущим Чегемом. (5)Поток промыл здесь известняки, поэтому цвета горных пород теснины имеют тёплые оттенки: от кремового до оранжевого. (6)На горе возвышаются башни древнего поселения, а в конце ущелья открывается вид на самую живописную гору Главного Кавказского хребта высотой 4611 м — Тихтенген, западнее которой на уровне 3780 м проходит высокогорный перевал Твибер. (7)3десь путь туристов-любителей заканчивается: дорогу перекрывает мощный ледник — передвижение по нему разрешено только для альпинистов.



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Одной из причин того, что некоторые писатели не опираются в своей деятельности на неоспоримые истины, является их невежество.

2) Можно не знать и не любить поэзии, но быть замечательным прозаиком, создателем настоящих литературных ценностей.

3) Если писатель не наделил своих персонажей ни одной живой чертой, читателю невозможно будет представить их после прочтения произведения.

4) Следствием отсутствия у писателя любви к земле и людям является стёртость и бесцветность прозы.

5) Художник может очень многому научиться у писателя.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 3 раскрывает содержание предложения 2.

2) Предложение 7 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 6.

3) В предложении 8 представлено описание.

4) Предложения 18-23 содержат рассуждение.

5) В предложениях 42-44 представлено повествование.




24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 1-4 найдите устаревшее наречие. Запишите стилистически нейтральный синоним к этому слову.



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 1-7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Размышляя о влиянии смежных областей искусства на творчество писателя, К. Г. Паустовский использует синтаксическое средство — (А)_________ (в предложениях 3, 4). Охарактеризовать писателей, не любящих поэзии и живописи, автору помогает троп — (Б)_________ („с ... ленивым и высокомерным умом" в предложении 7). Такая форма речи, как (В)_________ - (предложения 27—40), используется К. Г. Паустовским для наиболее точного воспроизведения повлиявших на его творчество слов художника. Приём — (Г)_________ (предложения 43—44) — помогает писателю выразить сожаление по поводу потраченного впустую времени».

Список терминов:
1) риторическое обращение
2) противопоставление
3) эпитет
4) синонимы
5) метафора
6) ряды однородных членов предложения
7) парцелляция
8) диалог
9) анафора

АБВГ