Тест 56. ЕГЭ по русскому языку

Тест 56. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В языческие времена блины имели искажённое название «млин» (или «мелин»), происхождение которого не установлено.

2) Для блинов необходимо разжижённое тесто, поэтому молока для их изготовления потребуется в несколько раз больше, чем муки.

3) Блины — древнее и экономное мучное блюдо русской кухни, название которого произошло от глагола «молоть».

4) Основа блинов может быть разнообразной, но чаще всего для получения теста используют муку, воду и молоко.

5) Будучи одним из древнейших изделий русской кухни, блины (от глагола «молоть») являются едва ли не самым экономным мучным блюдом.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите пояснительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.




3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВРЕМЯ, -мени, мн. -мена, -мён, -менам, ср.
1) Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько времени (который час?).

2) Свободные от обычных занятий часы, дни и т. п.; досуг. Свободное в. Есть в. поговорить. Нет времени для прогулок.

3) (мн. в одном знач. с ед.) Период, эпоха. Во время (времена) Петра I. Суровое время (суровые времена). С незапамятного времени (с незапамятных времён). Во все времена (всегда). На все времена (навсегда).

4) В грамматике: категория глагола, специальными формами относящая действие в план настоящего, прошлого или будущего. Настоящее, прошедшее, будущее в. Причастие настоящего, прошедшего времени.



4) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

озлОбить
подЕленный
красИвейший
влилАсь
ободрЁнный



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

После победы в полуфинале Константин начал тренироваться с УДВОЕННОЙ силой.

Всего несколько лет назад на этом месте был пустырь, а теперь здесь возвышается ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ здание.

За два месяца в северном регионе выпала ГОДОВАЛАЯ норма осадков.

Молодой преподаватель чувствовал ГОРДОСТЬ за свой труд.

За полем виднелся ДОБРОТНЫЙ дом с мансардой, левее — две бедноватые хаты, за ними чернел лес.




6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Юрисконсульту фирмы поручили в течение двух недель выразить свой ответ на предложения о сотрудничестве, поступившие от концерна «Астра».



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

отряд ПАРТИЗАН
ЛОЖИТЕ на стол
ТОНЧАЙШИЕ нити
предъявите на входе ПРОПУСКА
по ОБЕИМ сторонам



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) По окончании личной встречи с А. С. Пушкиным император Николай I отозвался о поэте как об «умнейшем человеке в России».
2) Владимир говорил, что он «именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей, именно тогда начал заниматься архивами деда».
3) Прочитав книгу братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», мне кажется, что она будет интересна многим.
4) В 1870-е годы Л. Н. Толстой по-другому взглянул на своё предшествующее творчество и пишет, что «Война и мир» кажется ему многословным романом.
5) Те, кто хотя бы раз разговаривал с графом Н. П. Румянцевым, был восхищён его неподражаемым остроумием.
6) Создаётся ощущение, будто волны кидаются на остров, далеко отбрасывая свои солёные брызги.
7) МГУ был основан в 1755 году по инициативе первого русского академика М. В. Ломоносова.
8) На предложение отпраздновать победу участники турнира ответили, что мы устали и пойдём отдыхать.
9) Один из слушателей курса «Психологии мелких домашних пород» поинтересовался, как корректировать поведение собак.

АБВГД
     




9) Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..лорийный
г..ревать
обл..чное (небо)
прик..саясь
г..роический



10) Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..общил, (народное) пр..дание
об..ехать, в..юга
по..сказал, на..писал (адрес)
по..ставка, о..делил
об..грел, поз..вчера



11) Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

рубаш..чный
мороз..ц
худ..нький
никел..вый
беззастенч..вый





12) Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

скач..т (всадник)
муч..мый
привстан..шь
пропущ..нный
лепеч..шь



13) Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Калитка оказалась (НЕ)ЗАПЕРТА.

Скотинин был далеко (НЕ)ВЕЖЛИВЫМ человеком.

Солнце, ещё (НЕ)ВОШЕДШЕЕ в силу, греет бережно и ласково.

В душе заботливо хранит он (НЕ)РАЗГАДАННЫЕ чувства.

А. К. Толстой, (НЕ)ЖЕЛАЯ оставаться в стороне, во время Крымской войны поступил на службу в армию.



14) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Есть (НЕ)ЧТО совсем особое в тёплых и светлых ночах русских уездных городов (В)КОНЦЕ лета.

В романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» поэзия и проза слились (ВО)ЕДИНО, ЧТО(БЫ) глубже раскрыть внутренний мир человека.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего просмотра мне казалось, что эти иллюстрации раздвигали землю всё шире и шире, украшая её сказочными городами, показывая мне возвышающиеся (В)ДАЛИ горы, красивые берега морей.

(НЕ)СМОТРЯ на футуристические эксперименты, в ранней лирике В. В. Маяковского всё же преобладает чувство, ЧТО(БЫ) ни утверждали его соратники.

Стиль В. В. Маяковского с первых стихотворений неоднозначен и (ПО)ТОМУ, (В)СИЛУ привычки публики к классической поэзии, воспринимается с трудом.



15) Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Многие совреме(1)ики причисляли А. К. Толстого к сторо(2)икам «чистого искусства», однако такое мнение ничем не обоснова(3)о: в творчестве поэта много стихотворений, наполне(4)ых злободневным обществе(5)ым звучанием.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Жанр элегии предполагает рассуждения о жизни и смерти воспоминания о былом грусть о быстротечном счастье.

2) Ни жизненные перипетии ни привилегированное положение в свете не смогли переделать характер Г. Р. Державина.

3) Темнеет и последний солнечный луч вскоре ускользнёт из комнаты.

4) Дружинник надеялся на соседей как слева так и справа чувствовал их поддержку.

5) Перед глазами Лёньки разорвалась туманная завеса и открылась необычная картина.



17) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В. С. Соловьёв известен как философ (1) восставший против материализма и позитивизма (2) и (3) подготовивший своими трудами русскую философию XX века (4) продолженную в работах Н. А. Бердяева, Л. И. Шестова, С. Н. Булгакова.





18) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Низкий дом с голубыми ставнями (1)

Не забыть мне тебя никогда, —

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года...

Восхищаться (2) уж (3) я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но (4) наверно (5) навеки имею (6)

Нежность (7) грустную русской души.

(С. А. Есенин)




19) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Коляска подъезжала к усадьбе барыни (1) о жестокости и жадности (2) которой (3) в округе (4) ходили невероятные слухи.



20) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Попробуйте вспомнить любой свой день минуту за минутой (1) и вы убедитесь (2) что (3) если восстановить весь этот поток времени (4) можно написать целую книгу.



21) Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Россия всегда была богата талантливыми людьми самых разных профессий: композиторами и кузнецами, архитекторами и плотниками, врачами и художниками. (2)Но сегодня считается, что страна проигрывает на мировом рынке в области электроники. (3)Это мнение сложилось из-за того, что люди забыли важный факт: почти все идеи, ставшие научной основой телевидеотехники, создали русские учёные. (4)Вот несколько ярких примеров: идея последовательной передачи элементов изображения впервые пришла в XIX веке П.И. Бахметьеву, радиоволны в 1895 году открыл и научился ими управлять А. С. Попов, творцом телевидения является В. К. Зворыкин. (5)Будущее телевизоров, как становится ясно всем, — за плоскими экранами. (6)И они были изобретены отечественными учёными: осенью 1996 года успешно провели испытания жидкокристаллического плоского экрана на основе полимеров, синтезированных А. В. Ванниковым. (7)И таких примеров множество!



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) На верхнем этаже чеховской дачи, построенной в стиле модерн и обладавшей симметрией, была сооружена стеклянная беседка.

2) В основе любви А. П. Чехова к ялтинской даче было не чувство собственника, а мысль о прекрасном будущем человечества.

3) До появления сада на его месте были овраги и пустырь.

4) В саду росло много кустов и деревьев, однако они не плодоносили.

5) А. П. Чехов проявлял интерес к последним изобретениям в области техники.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 3 содержит элементы описания.

2) Предложение 11 раскрывает, поясняет содержание предложения 10.

3) В предложениях 20, 21 представлено рассуждение.

4) В предложении 22 представлено повествование.

5) Предложение 27 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 26.



24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 30-33 найдите слово со значением «своеобразный, необычный». Выпишите это слово.



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 17-24 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и указательного наречия. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Описывая ялтинскую дачу А. П. Чехова, автор использует различные средства выразительности, среди которых троп — (А)_________ („вся... лёгкая", „с неожиданными выступами", „внимательная... мысль" в предложении 3) и лексическое средство — (Б)_________ („внизу" и „вверху", „широкими" и „узкими" в предложении 3). Передавая мысли Чехова, Куприн использует такие приёмы, как (В)_________ (предложения 17-18) и (Г)_________ (предложения 31-33)».

Список терминов:
1) эпитет
2) сравнительный оборот
3) противопосталение
4) метафора
5) антонимы
6) лексический повтор
7) парцелляция
8) анафора
9) ряды однородных членов предложения

АБВГ