Тест 55. ЕГЭ по русскому языку


Тест 55. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Первый приют для сирот и беспризорных, где детей не только кормили и одевали, но и обучали различным ремёслам, открылся в Неаполе в 1537 году.

2) Слово «консерватория», произошедшее от латинского conservatorio («охранять, сохранять»), утратило свой первоначальный смысл и используется в современном итальянском языке для обозначения заведений, которые в русском языке принято называть приютами.

3) Многочисленным храмам Италии требовалось множество певчих для церковных хоров, поэтому преподавание музыки в неаполитанских приютах для сирот и беспризорных стало основным видом учебной деятельности.

4) В Италии словом «консерватория» изначально называли приют для сирот и беспризорных, в котором наряду с различными ремёслами обучали пению, а впоследствии этим словом стали именовать музыкальное учебное заведение.

5) Используемое сейчас для обозначения музыкального учебного заведения слово «консерватория» утратило свой первоначальный смысл: в Италии этим словом называли приют для сирот и беспризорных, где детей обучали различным ремёслам, в том числе пению.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот союз.




3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЯЗЫК, -а, м.
1) Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Славянские языки. Литературный я. — высшая форма общенародного языка. История языка. Мёртвые языки (известные только по письменным памятникам). Условный я. (арго). Говорить на разных языках с кем-нибудь (также перен.'. совершенно не достигать взаимопонимания). Найти общий я. с кем-нибудь (перен.: достичь взаимопонимания, согласия).

2) ед. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, стиль. Я. Пушкина. Я. писателей. Я. художественной литературы. Я. публицистики.

3) ед., перен., чего. То, что выражает, объясняет . собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Я. фактов. Я. цветов. Я. танца.

4) устар. Народ, нация. Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, и назовёт меня всяк сущий в ней язык. Нашествие двунадесяти (т. е. двенадцати) языков (об армии Наполеона во время Отечественной войны 1812 г.).

5) перен. Пленный, захваченный для получения нужных сведений (разг.). Взять, привести языка.



4) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

вОвремя
граждАнство
воссоздалА
щЁлкать
свЕрлит



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Велимир Хлебников — русский поэт, один из ЗАЧИНАТЕЛЕЙ футуризма, смелый экспериментатор в области поэтической формы и языка.

Приглашаем вас присоединиться к поздравлениям и порадовать ваших знакомых приятными и ПРАКТИЧНЫМИ подарками!

Перед тем как ОДЕТЬ линзу, необходимо убедиться, что она влажная и чистая, что на ней нет разрывов, трещин и других видимых дефектов.

Закаливание холодом повышает СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ организма простудным заболеваниям.

ЭТИЧЕСКИЙ кодекс врача, содержащий важнейшие понятия этой профессии, впервые был составлен в Индии.




6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Перед путешественниками разверзлась глубокая бездна, преодолеть которую было невозможно.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более ПОЛУТОРА часов
ЧЕТВЕРО ножниц
пара БОТИНОК
упал с ПЛЕЧ
взлетал более ВЫШЕ



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) неправильное построение предложения с причастным оборотом
Г) нарушение построения предложения с несогласованным приложением
Д) ошибка в построении сложного предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Указ «О вольных хлебопашцах», дающий помещикам право освобождать своих крестьян с наделением их землёй, впервые заставил говорить о возможной отмене крепостного права.
2) Самгину казалось то, что хозяина слушают только из вежливости.
3) Глядя на дым, можно определённо сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце взойдёт в глубокой тишине.
4) Вся точно прикрытая природа вуалью пряталась за прозрачную матовую дымку.
5) Московский театр Корша начал свою деятельность с постановки гоголевского «Ревизора», заявив тем самым, что основой его репертуара будет русская классика.
6) Алексей прошёлся по пустынной набережной, поглядел в воду, проносящуюся у подножия каменной стены, и начал медленно подниматься по ступенькам.
7) Распахнув окно, в комнату повеяло прохладой.
8) Показ фильмов последнего кинофестиваля состоится в кинотеатре «Художественном».
9) Столичный район Сокольники были включены в состав первой линии Московского метрополитена, открывшейся в мае 1935 года.

АБВГД
     




9) Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

прил..жение
заг..реться
заж..гает
л..леять
аккл..матизация



10) Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..града, пр..ютить
бе..помощный, ..горел
под..йти, р..зобрать
поз..вчера, нед..бор
об..грел, поз..бросил



11) Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

присва..вать
перенос..ца
застенч..вый
догматич..ский
предвид..мый




12) Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

неслыш..мый
знач..мый
исправ..ться
вывал..шь
брош..нный



13) Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Тяжёлый день позади, и можно уснуть, но мне отчего-то (НЕ)СПИТСЯ.

Спектакль оказался (НЕ)ИНТЕРЕСНЫМ, а скучным.

Мишенька, (НЕ)ПРИЯТЕЛЬ ли твой тебя обидел?

Ничуть (НЕ)ПРИМЕТНЫЙ ручеёк тихонько скользил по гладким камешкам к большой полноводной реке.

Хотя оратор выступал с (НЕ)ПОДГОТОВЛЕННОЙ речью, аудитория внимательно слушала его.



14) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Чтобы унять боль, Петька на секунду зажал ладони (ПОД)МЫШКАМИ, а потом снова полез (В)ВЕРХ.

(ПО)МИМО отличного качества и тщательной проверки аппаратуры, в процессе работы над макетным образцом спутника мы ТАК(ЖЕ) требовали от разработчиков высокой культуры производства и оформления.

ЧТО(БЫ) не обнаружить себя, решено было пробираться к своим осторожно, (В)ОДИНОЧКУ.

(НЕ)СМОТРЯ на то что к нам привозили пока лишь технологические приборы, мы всё равно попросили представить положенную техническую документацию, (ТО)ЕСТЬ паспорта, инструкции на проведение автономных и комплексных испытаний.

В ходе испытаний мы смогли (НЕ)ТОЛЬКО выявить возможности космического корабля, но и (В)ЦЕЛОМ оценить надёжность работы его систем.



15) Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Слева, за барьером, в гигантском провале, находится пусты(1)ый зал, где происходят все почтовые операции. Над ним возносится стекля(2)ый купол. Его краше(3)ые в синий цвет рамы и само стекло создают ощущение открытого пространства.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На красноватый фон обожжённой глины художник наносил рисунок и орнамент и заливал их лаком.

2) Под актёрской игрой понимается искусство представления персонажа на сцене или перед камерой посредством мимики жестов и голоса.

3) Искусство Возрождения стремилось не только наполнить храмы и дворцы но и найти себе место на городских площадях перекрёстках улиц и фасадах домов.

4) Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир и всё нам тогда казалось ярким.

5) Вечером пройдёт майский дождь и прогремит гроза.



17) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Алексей (1) возмущённый несправедливым замечанием (2) быстро вышел из комнаты начальника (3) и (4) ни на кого не смотря (5) направился к выходу.




18) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Наедине с тобою (1) брат (2)

Хотел бы я побыть:

На свете мало (3) говорят (4)

Мне остаётся жить!

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж... Да что? моей судьбой,

Сказать (5) по правде (6) очень

Никто не озабочен.

Отца и мать мою (7) едва ль

Застанешь ты в живых...

Признаться (8) право (9) было б жаль

Мне опечалить их...

(М. Ю. Лермонтов)




19) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Серьёзным конкурентом поршневым двигателям на бензиновом и дизельном топливе (1) стали газотурбинные двигатели (2) первые испытания (3) функционирования (4) которых (5) проводились уже в 50-х и 60-х годах прошлого века.



20) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На далёком западном крае неба (1) исступлённо метались белые молнии (2) и (3) хотя гроза не собиралась двигаться в нашу сторону (4) всё же что-то тревожное было в этом таинственном ожидании природы.



21) Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Плато Путорана — грандиозный горный массив Заполярья, расположенный на северо-западе Сибири между двумя великими реками — Енисеем и Леной. (2) Площадь плато — двести пятьдесят тысяч квадратных километров. (3) На эвенском языке название плато означает «озёра с крутыми берегами», а на юкагирском — «горы без вершин». (4)Эти имена точно и образно характеризуют местность. (5)География же дала такое определение подобным образованиям: «столовая гора». (6)Вершина Путорана — гора Камень высотой 1701 метр. (7)На плато бесчисленное множество озёр и водопадов, среди которых высочайший в России Тальниковый, — именно поэтому Путорану называют краем тысячи водопадов и десяти тысяч озёр. (8)Одно из озёр, Виви, — географический центр России, в честь этого рядом с озером установлен памятный знак. (9)Семиметровую стелу венчает герб России, а на четырёх стальных листах у её подножия указаны координаты географической точки.



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Милосердие не должно быть устаревшим понятием.

2) Нравственность человека проявляется в его способности быть милосердным.

3) В определённые периоды истории нашей страны люди не нуждались в милосердии.

4) Со способностью к проявлению милосердия человек не рождается, он приобретает эту способность по мере взросления.

5) В проявлении милосердия нужно практиковаться.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 7 иллюстрирует то, о чём говорится в предложениях 5 и 6.

2) В предложениях 10-15 представлено повествование.

3) Предложения 17-19 содержат описание.

4) Предложение 23 объясняет, раскрывает содержание предложений 16, 22.

5) В предложениях 27-29 содержится рассуждение.



24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 20-24 выпишите слово со значением «возводить на кого-то ложное обвинение, клеветать».



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 16-26 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Неравнодушие Даниила Александровича Гранина к поднятой в тексте проблеме обнаруживают синтаксическое средство выразительности — (А)_________ (предложения 12, 31-33) и приёмы: (Б)_________ (предложения 29—30, 32-33) и (В)_________ („чувство это... заросло, заглохло, оказалось запущенным" в предложении 12, „оно мешало оговаривать, нарушать законность, сажать, избивать, уничтожать" в предложении 23). Авторскую убеждённость подчёркивает ещё один приём — (Г)_________ (предложения 27—28)».

Список терминов:
1) парцелляция
2) сравнение
3) ряды однородных членов
4) восклицательные предложения
5) вопросительные предложения
6) анафора
7) противопоставление
8) цитирование
9) градация

АБВГ