Тест 50. ЕГЭ по русскому языку

Тест 50. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Принцип действия спасательного жилета основан на способности воды удерживать предметы, которые легче её самой: суммарный вес человека и жилета, набитого лёгкими и водонепроницаемыми материалами, меньше веса вытесняемой ими воды, поэтому человек держится на её поверхности.

2) Вода обладает способностью удерживать на своей поверхности предметы, вес которых не превышает её собственный, благодаря чему человек в спасательном жилете не тонет, ведь суммарный вес человека и набитого лёгкими и водонепроницаемыми материалами жилета меньше веса вытесняемой ими воды.

3) Различные спасательные принадлежности, например, спасательный жилет, не дают человеку утонуть, потому что, как только какой-нибудь предмет вытесняет количество жидкости, равное его собственному весу, он перестаёт погружаться и плавает в воде.

4) Человеку с тонущего корабля поможет удержаться на воде спасательный жилет, ведь как только какой-нибудь предмет вытесняет количество жидкости, равное его собственному весу, он перестаёт погружаться и остаётся на её поверхности.

5) Вода держит на поверхности только те предметы, которые обладают небольшим весом, поэтому различные спасательные приспособления набивают лёгкими и водонепроницаемыми материалами, например пробкой или пенопластом.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДЕРЖАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДЕРЖАТЬ, -у, -ишь; несов.
1) Взять в руки (в руку), не выпускать; ухватив, не давать выпасть, вырваться. Д. в руках книгу. Д. ребёнка за руку.Д. червяка в клюве.

2) Хватать, препятствовать движению. Д. лошадь под уздцы.

3) Служить опорой чему-н., поддерживать, сохранять в определённом положении. Свод держат четыре колонны. Плотина держит воду. Д. фронт, оборону (перен.: активно действовать, удерживая фронт, оборону).

4) Заставлять находиться или оставлять в каком-н. месте, состоянии, сохранять. Д. деньги в банке. Д. хлеб в закромах. Печь хорошо держит тепло (сохраняет, удерживает). Д. в мыслях, в сознании, в голове что-н. (помнить, думать).

5) Иметь у себя, в своём хозяйстве (каких-н. животных). Д. кур, скотину. Д. собаку.

6) Иметь для промысла, торговли. Д. трактир. Д. лавку.

7) Двигаться по какому-н. направлению. Д. вправо. Д. на север.



4) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

лЕкторов
премировАть
намерЕние
принятА
воспринялА



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Даже при неполном отражении свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до ЦЕЛОСТНОГО образа предмета.

Косые мышцы живота отвечают за поворот торса вокруг своей оси, а также помогают телу принять ИСХОДНОЕ положение после наклона в сторону.

Главным критерием ОТБОРА игроков в юношескую сборную для главного тренера всегда была способность к обучению.

Капитан команды обладал неординарным мышлением, психологической устойчивостью и прочими сильными ЛИЧНОСТНЫМИ качествами.

Чаще всего кислицу можно встретить в хвойных и тенистых лиственных лесах, где она образует ковровые заросли у ЛЕСИСТЫХ ручьёв и озёр.




6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Сопоставляя наблюдения, проведённые в разные века, учёные смогли сделать гипотезу о существовании циклов солнечной активности.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

КОЛЕБАЕТ пламя
ЖАЖДУТ победы
СТРОЖАЙШИЙ запрет
новых КОНЮШЕН
БУХГАЛТЕРЫ посчитают



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В) нарушение соотнесённости видовременных форм глагола
Г) неправильное построение сложного предложения
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Во второй половине XIX века ведущей в русском изобразительном искусстве стала реалистическая, социально-критическая линия, противопоставившая себя академизму.
2) Вряд ли существует какая-либо деятельность, в процессе которой интересы индивидуума и общества были бы так же тесно переплетены и полезны друг для друга, как в процессе творческой деятельности.
3) Речной транспорт осуществляет перевозки пассажиров и грузов в основном по внутренним водным путям — как естественным, так и искусственным.
4) Отправляясь в дни летних каникул в Санкт-Петербург, Арсению и в голову не приходило, что этот город станет частицей его самого и что поездка эта во многом определит его жизнь.
5) Главный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» — помещик, живущий в Петербурге, на Гороховой улице.
6) На признанной сегодня во всём мире непревзойдённым шедевром картине Ивана Константиновича Айвазовского «Девятом вале» изображено море после сильного ночного шторма.
7) Осенью целыми днями шли холодные дожди и земля пропитается водой, поэтому дороги размыло.
8) Так как они легче воздуха, дирижабль и аэростат плавают в воздушном пространстве.
9) Распространяющие тонкий аромат цветы пестрели на разбитых клумбах умелыми руками опытных садоводов.

АБВГД
     




9) Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

бл..стательный
ун..верситет
объед..нение
оп..раться
ф..олетовый



10) Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..успел (в жизни), пр..уныть
бе..душный, и..пугать
раз..рвал, пр..честь
вз..скать, про..грал
по..цепил, о..гонять



11) Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

затм..вающий
раскорч..вать
тюлен..вый
запуг..вать
черешн..вый




12) Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

встреч..нный
застел..шь
запомн..вшийся
воспользу..шься
располож..нный



13) Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Уже (НЕ)РАССЧИТЫВАЯ ни на чью подсказку, Михаил стал сам напряжённо вдумываться в условия задачи, и спустя всего несколько минут его усилия были вознаграждены.

С углов стола мятыми складками свисала (НЕ)РАСПРАВЛЕННАЯ скатерть, придавая всей маленькой комнатке какой-то унылый вид.

Глядя в глаза своему наставнику, ученик вдруг понял, что главные слова так и (НЕ)СКАЗАНЫ.

Лежащая на столе газета оказалась далеко (НЕ)СВЕЖЕЙ.

Дорога, по которой посоветовали идти местные жители, на самом деле оказалась (НЕ)КОРОЧЕ обходной дороги, потому что путь пролегал через два больших оврага.



14) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Все дворцы (В)ТЕЧЕНИЕ десятилетий лежали в развалинах, и никто не занимался их восстановлением, хотя, ЧТО(БЫ) вернуть им прежний вид, нужно было только приложить усилия, использовав существовавший уже в те годы опыт.

(ПО)НАЧАЛУ волк ступал с такой осторожностью, БУД(ТО) весь снег был усыпан иглами, готовыми каждую минуту вонзиться в мягкие подушки на его лапах.

Основные принимаемые человеком решения зависят (ОТ)ТОГО, как он (В)ЦЕЛОМ воспринимает жизнь, то есть от его мировосприятия.

(В)ПЕРВЫЕ за долгое время Григорию ПОЧЕМУ(ТО) ничего не снилось, и проснулся он с той характерной свежестью мысли, какая достигается лишь ощущением покоя и совершенной безопасности.

Студенты твёрдо решили следовать тем принципам, которые они разрабатывали (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей производственной практики, ЧТО(БЫ) ни говорили им те, кто придерживался устаревших, по их мнению, представлений.



15) Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

В ходе научных экспедиций, которые были организова(1)ы для изучения естестве(2)ых богатств, быта и занятий населения, исторических памятников России, был окончатель(3)о решён вопрос о существовании пролива между Азией и Америкой (Берингов пролив), были исследова(4)ы Камчатка, побережье Аляски, Алеутские и Курильские острова, начато систематическое изучение страны, особе(5)о Русского Севера, Урала, Приуралья, Поволжья.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В русской печи хозяйки пекли хлеб варили квас и пиво сушили на ней грибы и сухари.

2) Суда морского транспорта подразделяются на пассажирские сухогрузные наливные а также служебно-вспомогательные.

3) Откуда-то с дальних полей доносились крики улетающих в тёплые земли птиц и веяло сладкими ароматами трав.

4) Сын государственного крестьянина Михайло Ломоносов помогал отцу в промысле рыбы и морского зверя на Белом Баренцевом морях и в Северном Ледовитом океане.

5) Не слышно ни звука и не шевелится на деревьях ни один листок.



17) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Теория вероятностей — математическая наука (1) позволяющая (2) по вероятностям одних случайных событий (3) находить вероятности других случайных событий (4) каким-либо образом (5) связанных с первыми.




18) Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Всё течёт, но ничто измениться (1) не может (2)

Дорогая (3) сама посмотри,

До каких мелочей друг на друга похожи

Все апрели и все сентябри.

Дорогая (4) ты (5) верно (6) заметила (7) тоже,

Как (8) по-прежнему (9) бел этот свет...

(А.Л. Решетов)




19) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Для предотвращения лесных пожаров работники лесничеств (1) удаляют легко воспламеняющийся сухой кустарник и с помощью противопожарных просек (2) делят лес на участки (3) в пределах (4) которых (5) легче ликвидировать очаг возгорания.



20) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Зрители с большим волнением следили за происходящим (1) и (2) хотя по лицу и интонациям самого молодого участника дебатов нельзя было прочитать ожидание предстоящего торжества (3) понимали (4) что именно он одержит сегодня уверенную победу.



21) Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Климат на волжских берегах различен: на севере, от истока до места слияния с Камой, наблюдается холодная снежная зима и тёплое довольно влажное лето, а южнее — холодная, но бесснежная зима и жаркое сухое лето. (2)Температура воды в верховьях Волги от +17° до +20 °С летом и от +7 °С до +14 °С зимой и в межсезонье, в районе Астрахани +25 °С летом и +7°С зимой. (3)Во время половодья уровень воды в Волге в верховьях достигает 11м, ниже Камского устья — 15 м и в низовьях Волги, у Астрахани, — 3 м. (4)Во время весеннего половодья Волга затопляет своими водами широкую пойму, разливаясь на 10-15 км и более. (5)Ледостав в верховьях Волги обычно проходит с ноября по апрель, в низовьях — с декабря по март. (6)Волга остаётся свободной ото льда около 200 дней, а в районе Астрахани — около 260. (7)С точки зрения гидрогеологии, после сооружения плотин и возникновения системы водохранилищ Волга на сегодняшний день — проточное озеро, а уже не река в чистом виде.



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В современном языке среди значений слова «успех» нет значения «польза».

2) Значение «польза», которое соответствовало слову «успех» в древности, предполагало прежде всего материальную пользу.

3) Слово «успех» иногда используется сегодня в значении «поспешность».

4) По-современному понятый успех предполагает владение материальными ценностями, доступными далеко не всем.

5) Духовные ценности доступны каждому человеку.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-6 представлено описание.

2) Предложение 9 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 8.

3) Предложение 20 содержит ответ на вопрос, сформулированный в предложении 18.

4) В предложениях 26-28 содержится рассуждение.

5) В предложениях 29-30 представлено повествование.




24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 20—25 выпишите слово со значением «человечность в общественной деятельности, в отношении к людям».



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 18-25 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения и форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Рассуждая о процессах, происходящих в языке и в обществе, Е.Г. Водолазкин использует приём — (А)_________ (в предложении 34) и синтаксические средства: (Б)_________ (в предложениях 3, 11) и (В)_________ (в предложениях 1, 23, 27). Авторское отношение к существующему в обществе положению обнаруживает использование разнообразных средств выразительности, в том числе такого тропа, как (Г)_________ (в предложении 33)».

Список терминов:
1) сравнение
2) эпитет
3) фразеологизм
4) ирония
5) ряд однородных членов
6) вводные конструкции
7) анафора
8) диалог
9) цитирование

АБВГ