Тест 43. Задания с кратким ответом. ЕГЭ по русскому языку

Тест 43. Задания с кратким ответом. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст

Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите это местоимение.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ПРИЙТИ. Достичь чего-либо путём каких-либо усилий, действий. Прийти к соглашению.

2) ДУХОВНЫЙ. Такой, который относится к религии, церкви, связанный с ними. Духовная музыка. Светская и духовная литература.

3) ХАРАКТЕР. Твёрдая, сильная воля, упорство в достижении чего-либо. У меня есть характер. Без характера кто-либо (о безвольном человеке). У него настоящий характер.

4) ПРОЗРЕНИЕ. Внезапное просветление мысли. Наступило прозрение.

5) КРОВЬ. Происхождение. Она казачка по крови. Кто-либо дворянской крови. Кровь (какая, чья) течёт в ком-либо (о национальной принадлежности).



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

1) Текст написан в научном стиле; цель автора – показать новизну, особенности творческой манеры А.С. Пушкина.

2) Жанр текста – научный доклад, в котором для анализа проблемы использованы тщательно отобранные, красочные примеры (факты биографии, названия произведений, имена героев произведений).

3) В тексте используется абстрактная лексика (сущность, время).

4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородных членов предложения, обособленные определения и обстоятельства.

5) Сравнение и развёрнутая метафора в третьем (3) абзаце текста показывают масштабность и значимость А.С. Пушкина для России и всего мира.



4) Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) ногтЕй
2) кремЕнь
3) нОвостей
4) туфлЯ
5) приручЁнный



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Следствие заняло меньше месяца, судебное заседание прошло через два дня после утверждения ОБВИНИТЕЛЬНОГО заключения и заняло всего один день.

Большой залив на юге был не так хорошо защищён, однако при небольшом волнении мог ПРЕДОСТАВИТЬ убежище кораблям.

Облака густой пыли, пронизанные косыми лучами вечернего солнца, врывались в распахнутые ворота ЦАРСКОГО двора.

Как бы то ни было, в XIX веке, когда наука стала более специализированной, она отошла от концепции ЦЕЛОСТНОГО взгляда на мир.

Любая технология, в том числе и технология решения задач, – это инструмент для ГАРАНТИЙНОГО получения результата.



6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.

Для каждого человека в самых трудных обстоятельствах главное – сохранить твёрдость духа, то есть совершить победу над самим собой.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена грамматическая ошибка. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

золочёные КУПОЛА

ПОЕЗЖАЙ вперёд

ЗАПЕЧАТЛИТЬ на картине

более СТРОГО

пара ПОЛОТЕНЕЦ



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Сразу по приезде в губернский город Чичиков попытался установить деловые связи с местными чиновниками.
2) Возвращаясь в родные места, мне вспомнились детские впечатления от впервые увиденной грозы.
3) Через неделю после венчания А.С. Пушкин сообщает другу П.А. Плетнёву, что «я женат и счастлив».
4) Заведующий библиотеки, получив назначение на должность, сразу приступил к исполнению своих обязанностей.
5) Слова, по мнению Платона, лишены исторического развития и являются результатом постановления «законодателей», которые раз и навсегда определили как звучание, так и значение слов в языке.
6) Сверхпроводники – это материалы, не имеющие электрического сопротивления при сильном охлаждении, поэтому плотность электрического тока, протекающего по такому материалу, может достигать гигантских значений.
7) Если провести опрос среди молодёжи, то можно убедиться в том, что сегодня молодые люди воспринимают и думают о жизни иначе, чем предыдущие поколения.
8) В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвом саде» мысли о будущем России наиболее полно выражены в монологах Пети Трофимова, молодого интеллигента, жизнь которого полна труда и лишений.
9) Благодаря комментариям Ю.М. Лотмана к «Евгению Онегину» каждый читатель лучше понимает эпоху А.С. Пушкина.

АБВГД
     




9) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) раск..чаться, пром..кающий, предл..жение

2) зап..вать (водой), усм..рённый, поч..тать (старших)

3) б..ллетень, параш..т, (члены) ж..ри

4) выт..реть (стол), выв..ска (на двери), ош..ломлённый

5) разб..гатеть, (молодая) пор..сль (кустов), провозгл..шать



10) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) п..переменно, пр..студа, р..зровнять

2) спорт..нвентарь, сверх..зысканно, меж..нститутский

3) ра..мешать, бе..граничный, и..рисованный

4) пр..землиться, пр..обретение, пр..открывшийся

5) пр..двзятый, н..зводить, н..сходящий



11) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) недоум..вая, вермишел..вый

2) раздва..ваться, ды́мч..тый

3) (говяжья) туш..нка, напряж..нный

4) застенч..вый, застр..вать

5) ли́вн..вый, овлад..вать



12) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) трат..щий (накопления), (шефы) постро..т (школу)

2) (друзья) выкро..т (время), ве..щий (ветерок)

3) расходу..мый, кол..шь (дрова)

4) (экскаваторы) ро..т, сме..щий (возражать)

5) (учителя) цен..т, сия..щий (от радости)



13) Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) Если я по лаю определяю, что пёс нисколько (НЕ)ОБОЗЛЁН, я смело открываю калитку.

2) Закрытые шлюзы высоко подняли воду, образовав (НЕ)ШИРОКИЙ, но глубокий затон.

3) Дно Байкала далеко (НЕ)РОВНОЕ и представляет собой систему подводных хребтов.

4) В 1836 году состоялось знакомство Фредерика Шопена и Жорж Санд, но тогда ещё ничто (НЕ)ПРЕДВЕЩАЛО будущей любви композитора и известной писательницы.

5) (НЕ)ЗАДОЛГО перед дождём, хотя ещё и не набежали тучи, чувствуется нежное дыхание влаги.



14) Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Моя лучшая подруга – очень пунктуальный человек: она всегда приходит (НА)ВСТРЕЧИ (ВО)ВРЕМЯ.

2) (ОТ)ТОГО берега отошла лодка, которая (В)СЛЕДСТВИЕ сильного течения не смогла пристать к берегу.

3) Вера, которая была на (ПОЛ)ГОЛОВЫ выше сестры, всегда носила одну и ту же причёску: она зачёсывала волосы (НА)БОК.

4) Стены ТАК(ЖЕ), как и потолок, были (С)НАЧАЛА оштукатурены, а потом расписаны художником.

5) Нельзя идти (НА)ПЕРЕКОР природе, ЧТО(БЫ) не сожалеть впоследствии о результатах.



15) Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Изучение стари(1)ых предметов: глиня(2)ой посуды, берестя(3)ых грамот, распространё(4)ых когда-то украшений – очень важно для науки.



16) Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Происшествия последних дней были так неожиданны так внезапны.

2) Мне это было не в привычку и я не сумел оценить вас.

3) Мы поднимались по узкой украшенной резьбой лестнице.

4) Наталья опустила письмо Рудина к себе на колени и долго сидела неподвижно.

5) Я не хочу ни оправдываться ни обвинять кого бы то ни было.



17) Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

И вот (1) приходит этот жаркий час (2) самый счастливый для неподвижных деревьев (3) и (4) страшный для зверей и птиц.



18) Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Все глядели ласково на затихшего мальчика, который (1) видимо (2) не привык к особенному вниманию, и (3) словно (4) приглашали его этими взглядами не робеть.

– Впрочем (5) и начинать пора, а то щи застынут! – заметил Захарыч.

Все перекрестились и начали хлебать щи.

– Ты что же не ешь (6) Максимка? Ешь (7) глупый! – говорил Лучкин, показывая на ложку.

(По К.М. Станюковичу)





19) Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Чтобы различать виды птиц (1) орнитологи составляют специальные определители (2) в которых дают характеристики пернатым (3) и (4) которые значительно упрощают процесс идентификации.



20) Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

У меня осталось одно-единственное предположение (1) и (2) если оно неверно (3) то других объяснений тому (4) что случилось (5) я, пожалуй, не найду.



21) Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Юрий Александрович Бычков – спецкор газеты «Советская культура», общественный деятель в области сохранения культурного наследия. (2)В 1967 году он оказался в Суздале. (3)Цель командировки – подготовить материал о том, как живут старинные российские города. (4)Когда материал был собран, Юрий Александрович решил вернуться в Москву не той дорогой, по которой ехал в Суздаль, а окружным путём – по ярославской трассе. (5)Владимир, Суздаль, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Сергиев Посад, Кострому и Иваново – эти города посетил во время поездки Бычков. (6)По итогам командировки в газете «Советская культура» журналист Ю.А. Бычков опубликовал не единственную статью о Суздале, как планировалось изначально, а серию очерков под общим названием «Золотое кольцо», где каждому из городов посвятил отдельный материал. (7)В Москве он увидел, как блестят на солнце купола в Кремле, вспомнил очертания маршрута, по которому проехал, и то, как блестела рожь вдоль дорог, – так и родилось сочетание «Золотое кольцо».



22) Установите соответствие между предложениями (выделенными фрагментами) и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Думаю думу свою.

(Н.А. Некрасов)

Б) В сто сорок солнц закат пылал.

(В.В. Маяковский)

В) Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе.

(А.С. Пушкин)

Г) Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь.

(С.А. Есенин)

Д) Остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата.

(Е.М. Винокуров)



ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) многосоюзие
2) анафора
3) антитеза
4) парцелляция
5) гипербола
6) сравнение
7) ассонанс
8) эпифора
9) метонимия

АБВГД
     




23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Служба в армии научила рассказчика ценить настоящую мужскую дружбу, крепко любить родную землю.

2) Служба в армии – это дело чести; армия может научить многому.

3) Рассказчик считает, что участникам освоения целины или земель Сибири было так же трудно, как и тем, кто служил в армии.

4) Армейская жизнь в военную пору для многих молодых людей протекала легко; они знали, что боевые командиры всегда позаботятся о них.

5) По мнению рассказчика, люди, прошедшие службу в армии в годы войны, увлечённо рассказывают о той поре их жизни, вспоминая яркие истории из неё.



24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1–3 представлено повествование.

2) Предложение 8 противопоставлено по содержанию предложению 9.

3) В предложении 18 содержатся элементы описания.

4) В предложениях 36, 37 представлено рассуждение.

5) В предложении 43 содержится указание на следствие из того, о чём говорится в предложении 42.



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст

Из предложений 10–16 выпишите один фразеологизм.



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст

Среди предложений 17–25 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, однокоренного слова и форм(ы) слов(а). Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).