Тест 42. Задания с кратким ответом. ЕГЭ по русскому языку


Тест 42. Задания с кратким ответом. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ОСВЕТИТЬ. кого, что. Сделать светлым; направить лучи света на кого- что-нибудь; снабдить светом. Луна осветила поляну.

2) МАССА. Одна из основных физических характеристик материи, определяющая её инертные и гравитационные свойства (спец.). Единица массы.

3) ЧУЖОЙ. Далёкий по духу, взглядам. Братья стали чужими.

4) ВЗГЛЯД. перен. Мнение, суждение. Правильный взгляд на вещи.

5) ВОПРОС. То или иное положение, обстоятельство как предмет изучения и суждения; задача, требующая решения; проблема. Оставить вопрос открытым.



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста.
Запишите номера ответов.

1) Эпитеты («изученное явление», «обновлённой проблематизации», «поставленной проблемой», «синтаксические шаблоны», «методологическая значительность»), метафоры (имеет принципиальное значение для науки, модификации этих шаблонов) способствуют созданию эмоциональности, выразительности изложения, передают авторскую оценку описываемых явлений.

2) Отвлечённость и обобщённость изложения обеспечиваются употреблением книжной лексики (проблематизация, модификация, контекст).

3) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте присутствуют термины и терминологические сочетания (прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и др.).

4) Текст написан языком художественной литературы, так как цель автора – эмоционально-эстетическое воздействие на чувства, воображение, мысли читателя с помощью создания живых образов, картин, а не посредством приведения логических доводов.

5) Текст имеет грамматические особенности, характерные для книжной речи: отглагольные имена существительные (исследование, описаний, высказываний и др.), конструкции с обособленными членами, сложноподчинённые предложения.



4) Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) мозаИчный
2) ерЕтик
3) прирУченный
4) дОверху
5) чЕрпать



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Проведённый молодыми учёными СРАВНИМЫЙ анализ помог выявить те методы исследования, которые позволили получить достоверные результаты.

Герой испытывал ГОРДОСТЬ за свою страну.

Выступление профессора было чрезвычайно ИНФОРМАТИВНЫМ и поэтому очень полезным.

На нас чуть не обрушилась КАМЕННАЯ глыба, да мы успели отбежать в сторону.

Каждое ГОДИЧНОЕ кольцо дерева состоит из летнего и зимнего слоёв, которые различают по окрасу: светлый слой является летним, а тёмный – зимним.



6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

По сравнению с характеристиками ламп накаливания в качестве одного из положительных достоинств люминесцентных ламп можно назвать высокую светоотдачу.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОДСТРИГЛИ куст
в ОДНОЙ кроссовке
выдать ДВУМСТАМ сотрудникам
в ПОЛУТОРА километрах
ЛЯЖЬТЕ на спину



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью
В) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Обнаружив в кометах органические вещества, у учёных возникло предположение о существовании жизни вне Земли.
2) В зоопарке мы услышали нехарактерные обезьянам звуки и даже записали их на диктофон.
3) Печорин признавался, что «я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами».
4) Взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, Иван Грозный старался привлечь на свою сторону новых подданных.
5) Благодаря комментариям Ю.М. Лотмана к «Евгению Онегину» каждый читатель лучше понимает эпоху А.С. Пушкина.
6) Сегодня люди воспринимают и думают о жизни иначе, чем прежде.
7) Изготовляемый из растительных волокон или тряпичной массы материал для письма и печатания называют бумагой.
8) Те, кто приехал в Воронеж в феврале, попали на выставку художника Голубовского, пейзажиста и анималиста.
9) В журнале «Юности» была опубликована интересная рецензия на вышедшие сборники стихотворений.

АБВГД
     




9) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) б..гровый, диап..зон, (смотреть) иск..са

2) (предвыборная) к..мпания, загром..ждать, т..мительный

3) бар..льеф, бл..стящий, сомн..ваться

4) обр..мление, симп..тичный, р..внина

5) сж..мать (кулак), проч..тать (книгу), ч..стота (помещения)



10) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) по..веска (с изумрудом), на..ставить (платье), пре..защита (диссертации)

2) под..грать, пред..нфарктное (состояние), меж..нститутский

3) пред..юбилейный, об..ёмный, в..юга

4) пр..станище, пр..стыдил (друга), пр..волье (вокруг)

5) не..добный (пирог), ра..гореться, во..держание (от пищи)



11) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) щаве́л..вый, гру́ш..вый

2) обезвод..ли (землю), леле..ть (ребёнка)

3) милост..вый, толщ..на

4) издавн.., (посмотреть) направ..

5) ко́вш..к, чере́ш..нка



12) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ненавид..вший, засте́л..м (постель)

2) насто..нный (чай), зала..вшая (собака)

3) вылет..шь, слыш..м

4) неприемл..мый, движ..мый

5) (море) рокоч..т, (журавль) курлыч..т



13) Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) Мы продолжали идти вперёд, (НЕ)СМОТРЯ ни на какие трудности.

2) Был тихий, вовсе (НЕ)ЖАРКИЙ июньский день.

3) (НЕ)СУЛИ журавля в небе, а дай синицу в руки.

4) Солнце, ещё (НЕ)СКРЫТОЕ облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.

5) Если моя выходка вам кажется смешна, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня (НИ)МАЛО не огорчит.



14) Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) (К)ВЕЧЕРУ он был уже весь мокрый; его санитарная сумка, как ни берёг он её от воды, в конце концов ТО(ЖЕ) намокла.

2) Бежать (ОТ)СЮДА нужно, да (ПО)СКОРЕЕ!

3) (ОТ)ЧЕГО люди не летают ТАК(ЖЕ), как птицы?

4) А.Н. Островский всю жизнь уделял серьёзное внимание работе над языком: он следил (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) каждая фраза соответствовала выдвинутой идее.

5) Да и (ВО)ОБЩЕ не такой это человек, чтобы работать (В)(ПОЛ)СИЛЫ.



15) Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

«Повесть време(1)ы́х лет» называет книги реками, торжестве(2)о поящими Вселе(3)ую мудростью поисти(4)е неизмеримой глубины.



16) Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Запишите номера этих предложений.

1) С утра все ждали половодья и к обеду вода в реке поднялась.

2) Ствол дерева хотя и стремится вверх но очень медленно.

3) Мы обратились к роману Ф.М. Достоевского долго обсуждали произведение и решили перечитать некоторые эпизоды.

4) Солнечные лучи не только высушили все капли на стекле но и нагрели его.

5) Сегодня на улице пасмурно и морозно и ветрено.



17) Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Лежнев встал, запер дверь (1) и (2) вернувшись к столу (3) сел прямо напротив Рудина (4) тихонько опершись подбородком на обе руки.



18) Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Стало быть (1) этот немец (2) теперь (3) выезжает. Значит (4) на четвёртом этаже остаётся (5) только (6) одна старухина квартира занятая.

(По Ф.М. Достоевскому)





19) Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Чтобы выбрать (1) сколько букв Н нужно написать в слове (2) установите (3) от какого слова оно образовалось (4) и (5) какой суффикс был использован.



20) Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Она была неумна (1) но все её недостатки таяли в таком наплыве грации (2) такое обаяние исходило от её слов (3) что я готов был смотреть на неё (4) и слушать её вечно.



21) Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Курильские острова – это вершины наиболее высоких гор вулканической гряды, уходящих на многие километры в глубину океана. (2)Острова заселены очень неравномерно: на Парамушире, Итурупе, Кунашире и Шикотане постоянно проживает несколько тысяч человек – на остальные люди приезжают временно. (3)На островах более 150 вулканов, из которых 39 действующие. (4)Самый высокий вулкан – Алаид – находится на острове Атласова. (5)На островах множество горячих источников с высоким содержанием минералов. (6)Поэтому пить воду из этих источников нельзя. (7)Впрочем, и купаться во многих не получится: вода кипит. (8)На острове Кунашир даже есть озеро, которое называется Понто – Кипящее.



22) Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) – Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда! – не понимая, сказал Никитин.

(Ю.В. Бондарев)

Б) Себя не видят синие просторы.

(С.П. Щипачёв)

В) Они всю жизнь растили клевер
И понимали толк в овсе…
А я теперь пашу и сею
Лишь на газетной полосе.

(А.М. Иванов)

Г) Рекой текут… позёмки.

Д) Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.

(С.А. Есенин)



ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) сравнение
2) аллитерация
3) антитеза
4) риторическое обращение
5) олицетворение
6) парцелляция
7) анафора
8) ассонанс
9) литота

АБВГД
     




23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчик сравнивает реки с человеческими судьбами и находит между ними общее: у них много поворотов, но нет пути назад.

2) Внимание рассказчика привлекли подснежники, потому что имели очень длинные стебли.

3) На сопках совсем нет деревьев, они не приживаются на склонах.

4) Цветы, растущие среди камней, являются, по мнению рассказчика, залогом будущей красоты.

5) На Урале берут своё начало реки, впадающие в Каспийское море.



24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 8 содержатся элементы описания.

2) Предложение 11 дополняет содержание предложения 10.

3) В предложении 34 содержится указание на следствие из того, о чём говорится в предложении 33.

4) Предложение 39 противопоставлено по содержанию предложению 38.

5) В предложениях 44, 45 представлено повествование.



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 26–31 выпишите антонимы (антонимическую пару).



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 1–8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, частицы, лексических повторов и форм(ы) слов(а). Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).