Тест 47. ЕГЭ по русскому языку


Тест 47. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Действительно замечательным материалом стекло делает не только производство его из дешёвого и доступного сырья, но и способность пропускать в комнаты свет с незначительными потерями и искажениями и защищать помещения от снега и дождя.

2) Стекло — это замечательный материал, ведь оно твёрдое, способно пропускать свет, имеет хорошие защитные и термоизоляционные свойства и производится из дешёвого и доступного сырья при минимальных затратах на труд и оборудование.

3) Способность стекла пропускать в комнаты свет с незначительными потерями и искажениями и защищать находящихся в помещении людей от снега и дождя, а также минимальные затраты на труд и оборудование при его производстве позволяют считать стекло поистине замечательным материалом.

4) Стекло — замечательный материал: чистое стекло незаметно, ведь свет проходит через него с незначительными потерями и искажениями, но стекло можно потрогать, поскольку это твёрдый, негибкий материал, помогающий летом сохранить в доме прохладу, а зимой — тепло.

5) Твёрдость стекла, его способность пропускать свет и хорошие защитные и термоизоляционные свойства, возможность его производства из дешёвого и доступного сырья при минимальных затратах на труд и оборудование — всё это сделало стекло действительно замечательным материалом.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите вводную конструкцию, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите эту конструкцию.




3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯСНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЯСНЫЙ, -ая, -ое.
1) Логичный, стройный, чёткий. Ясный ум. Ясная мысль. Ясное изложение.

2) Яркий, сияющий. Ясная заря. Ясный месяц.

3) Хорошо видимый, слышимый или воспринимаемый, понимаемый. Ясные очертания гор. Ясный звук. Ясное намерение.

4) Ничем не омрачённый, спокойный. Ясный взор. Ясные глаза.

5) Светлый, ничем не затемнённый. Ясная ночь. Ясное небо.



4) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

нанЯвшийся
аэропортЫ
кремЕнь
оптОвый
воссоздалА



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Воспоминания детства нахлынули светлой волной, и Костику вдруг захотелось перелезть забор СОСЕДСКОГО сада, в котором вишня всегда казалась крупнее и слаще.

Существенной характеристикой нового глобального мира является постоянное сокращение числа занятых ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫМ трудом.

Руководитель приложил немало усилий для того, чтобы ЭТИЧЕСКОЕ отношение подчинённых друг к другу со временем стало нормой.

В большой комнате, по стенам которой стояли шкафы с книгами, у СДВОЕННЫХ столов собрались разные люди, в основном молодые.

Катюша от природы была ДОВЕРЧИВЫМ человеком, но отец научил её прислушиваться к интонациям и обдумывать услышанные слова.




6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

На чемпионате мира по лёгкой атлетике было завоёвано несколько мировых рекордов.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пряник более СЛАЩЕ
прозрачного ТЮЛЯ
разрушительные ШТОРМЫ
несколько ЦЫГАН
КОЛЫШЕТ портьеры



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В) нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное употребление падежной формы местоимения с предлогом
Д) нарушение связи подлежащего и сказуемого

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Те, кто не изучал историю и даже не читал исторических романов, не сможет дать объективную оценку событиям, происходящим в наши дни, ведь многие ответы на вопросы сегодняшнего дня следует искать в прошлом.
2) Отдыхающие стояли на палубе белого прогулочного катера, любуясь спокойным течением реки и берегами, утопающими в зелени.
3) Важной правовой гарантией является положение, согласно которому срочный трудовой договор, заключённый без достаточных оснований, считается заключённым на неопределённый срок.
4) Блины можно подавать не только с вареньем, с рыбным или мясным фаршем, с творогом и сметаной, а также просто с маслом и, конечно, с икрой.
5) В конце XIX — начале XX вв. в русской литературе противопоставивший себя реализму и представленный несколькими литературными течениями: символизмом, акмеизмом, футуризмом — оформился модернизм.
6) Сразу всплыли в памяти все обстоятельства, вопреки которых руководитель сумел вывести своё предприятие в число ведущих в отрасли.
7) Научная и научно-организационная деятельность Михаила Васильевича Ломоносова была исключительно разносторонней, и, охватывая широкий круг естественных и гуманитарных наук, учёным были созданы выдающиеся труды.
8) Не ознакомившись с предшествующими трудами писателя, не изучив заинтересовавшую вас книгу и, таким образом, не убедившись в справедливости своих выводов, не стремитесь вступать в серьёзные дискуссии с компетентными людьми.
9) Особенностью русского чаепития является использование в его процессе не только заварочного чайника, но и чайника с кипятком: крепкую заварку разливают по чашкам и дополняют кипятком или горячей водой.

АБВГД
     




9) Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

предназн..чение
предпол..гать
пост..мент
п..лисадник
ц..ремония



10) Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..связный, ра..жать
пр..брежный, пр..вык
по..шивка, о..дышался
пред..юньский, по..ск
от..звал, р..зослал



11) Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

приноравл..ваться
син..ватый
летопис..ц
письм..цо
биологич..ский




12) Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

брод..шь
выуч..шь
охвач..нный
увид..шься
наве..нный



13) Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Тяжёлое впечатление от в сердцах сказанных другом слов, так и (НЕ)РАСТВОРИВШЕЕСЯ в потоке чувств и ощущений, подаренных тревожным днём, опять навалилось на Володина.

Выпускникам предстоит принять (НЕ)ПРОСТОЕ решение.

Часто приходится слышать, что писатель (НЕ)ДОЛЖЕН думать о тех, кто будет читать его книги, поскольку пишет то, что интересно ему самому.

Декларация содержит ошибки и поэтому (НЕ)ПРИНЯТА к обработке.

(НЕ)ИЗУЧЕННЫЕ, а лишь просмотренные статьи редактор направил в отдел научной литературы.



14) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего вечера записывая рождающиеся в воображении стихотворные строки, юный поэт надеялся успокоиться, но (С)НОВА обрести душевное равновесие ему так и не удалось.

Если сангвиники не могут уснуть, (ОТ)ТОГО что их голова даже по ночам наполнена различными планами, проектами и изобретением новых способов принесения блага человечеству, то холерики страдают от бессонницы (ПО)ПРИЧИНЕ избытка эмоций.

К ночи утренние впечатления стали не такими волнующими, как (ПО)НАЧАЛУ, а потом и вообще удалось преспокойно уснуть, не прислушиваясь ни к ночным шорохам ветра, ни к монотонному удару капель воды, которая стала просачиваться (В)НИЗ после начала лёгкого дождика среди ночи.

Романтический герой часто противостоит обществу и миру (В)ЦЕЛОМ, (В)СЛЕДСТВИЕ чего бывает одинок.



15) Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Дружи(1)а — постоя(2)ая группа профессиональных воинов — появляется в Древней Руси во второй половине IX века, а в X веке дружи(3)ая организация стала главной и практически единстве(4)ой опорой власти первых русских князей.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Снег оседает лёгким пухом на крышах ветках и земле.

2) На осинах набухли весенние почки и на гибких ветках берёз проклёвываются первые клейкие листочки.

3) В промокшем осеннем саду отяжелевшие ветви яблонь гнутся к самой земле и непрекращающийся шелест мелких дождевых капель навевает грусть.

4) Во влажной и тяжёлой мгле терялись луг и даже небеса.

5) Весь сад был усыпан белыми цветами яблонь и вишен и сливовых деревьев.



17) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Одной из влиятельных художественных группировок первой четверти XX века (1) стало объединение (2) сложившееся (3) вокруг журнала «Мир искусства» (4) и (5) провозгласившее источником вдохновения (6) изящную культуру барокко и рококо.




18) Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Отдохните (1) птицы (2) отдохните,

Подремлите (3) милые (4) мои (5)

На страницах самой мудрой книги.

На ладонях матери-земли.

(Ю.П. Кузнецов)




19) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

К тому времени (1) когда волчица стала оставлять пещеру и уходить на охоту (2) волчонок уже постиг закон (3) согласно (4) которому (5) ему запрещалось приближаться (6) к выходу из логовища.



20) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Художник спал так мало (1) что все удивлялись (2) и (3) если он нечаянно засыпал днём на полтора часа (4) то уже потом не спал всю ночь.



21) Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Граница между Европой и Азией проходит по Уралу. (2)Эту границу определил Василий Никитич Татищев по водоразделу: одни реки здесь текут в Европу, а другие — в Азию. (З)Урал всегда славился самоцветами: в Екатеринбурге и его окрестностях и сейчас живут умелые мастера — резчики по камню. (4)Камень — его структура всегда различна — распиливается алмазным диском. (5)Мы все знаем, что писатель Бажов — автор сказов о Хозяйке Медной Горы, но никогда не задумывались, почему, собственно, медной, ведь чаще всего в его сказах упоминается именно малахит. (6)Всё очень просто: малахит — сопутствующий минерал при добыче меди. (7)Малахит на Урале был, есть и будет, но его уже много лет не добывают — теперь из недр добывают чистую медь, методом выщелачивания, и малахит при этом разрушается.



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Начальник штаба отдельной башкирской бригады Гареев никогда не расставался с томиком стихов А.С. Пушкина.

2) Командиру башкирской бригады не удалось окончить даже начальную школу.

3) Загид Ходжеевич Гареев прошёл всю Великую Отечественную войну.

4) До того момента, пока пушкинист Устимович не положил перед Гареевым фотографии домика няни А.С. Пушкина, начальник штаба не знал, как этот домик выглядел, и поэтому не мог отдать приказ о его восстановлении.

5) Домик няни А.С. Пушкина восстановила сапёрная рота.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 2-4 содержат повествование.

2) Предложения 13 и 14 противопоставлены по содержанию.

3) В предложениях 27-30 содержится описание.

4) Предложение 41 объясняет содержание предложения 40.

5) В предложениях 42-44 представлено рассуждение.



24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 5-11 выпишите слово со значением «отличающийся краткостью, немногословный».



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 7-18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Подчёркивая достоверность рассказа, автор не пересказывает то, что услышал от участника событий, а на протяжении всего текста использует приём — (А)_________ , а в предложении 11 — лексическое средство — (Б)_________ . Ещё один приём — (В)_________ (предложения 22—23) и синтаксическое средство — (Г)_________ (предложение 53) — помогают рассказчику передать свои чувства и способствуют пониманию мотивов его поступков».

Список терминов:
1) сравнение
2) контекстные антонимы
3) контекстные синонимы
4) риторическое восклицание
5) вопросно-ответная форма изложения
6) фразеологизм
7) восклицательное предложение
8) анафора
9) цитирование

АБВГ