Тест 36. Анализ социальной информации. ЕГЭ по обществознанию

Тест 36. Анализ социальной информации. ЕГЭ по обществознанию


1) В структуре экономики государства Z доминирует промышленность, ориентированная на массовое производство. Производственные процессы полностью механизированы. Активно развивается массовая культура. Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.

Парламент формирует правительство, которое осуществляет функции исполнительной власти. Возглавляет правительство лидер партии, получившей большинство мест в парламенте на очередных выборах. Президент избирается парламентом. Депутатские места (мандаты) в Законодательном Собрании распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 8%-ный избирательный барьер.

К какому типу относится общество государства Z? К какому типу относится экономика государства Z? Какова форма правления в государстве Z? (Дайте полное название.) К какому типу относится избирательная система демократического государства Z?

2) Экономика государства Z основана на промышленности, производящей стандартизированную продукцию. Для неё характерны частная собственность и свобода хозяйственной инициативы, высокий уровень конкуренции. Доля государственного сектора в экономике незначительна.

Появилась массовая культура, наблюдается бурное развитие средств массовой коммуникации, растёт урбанизация.

В государстве Z все граждане имеют равные гражданские и политические права и свободы, а также гарантии их защиты. Периодически проводятся свободные выборы. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

К какому типу относится общество Z? К какому типу относится экономика Z? Какой политический режим установился в государстве Z? Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод о том, что государство Z – президентская республика?

3) В стране Z растёт популярность дистанционного обучения по различным образовательным программам, в школах на большинстве уроков используются интернет-технологии. Каждый ученик имеет доступ к видеоурокам, другим цифровым учебным материалам. Число желающих поступить в университеты неуклонно растёт. Образование как социальный институт обеспечивает процесс сохранения, развития и трансляции духовного наследия общества. Кроме того, в государстве Z отмечается тенденция интернационализации образования.

Какая тенденция образования описана, но не названа в условии задачи? (Приведите название этой тенденции.) В чём может проявляться тенденция интернационализации образования? (Приведите собственный пример или собственное пояснение.) Какой факт в условии задачи иллюстрирует социально-культурную функцию образования? Какие ещё функции выполняет образование? (Укажите любые две функции не из условия задачи.)

4) В государстве Z развиваются новейшие коммуникационные технологии и сервисы, внедряются инновации, осуществляется переход к цифровым технологиям на всех уровнях производственной деятельности, возрастает роль науки и образования в жизни общества. В государстве Z в период с 2009 по 2019 г. наметился рост популярности дистанционных программ дополнительного образования, в школах половина занятий проходит с использованием интернет-технологий. В среднем число учеников, имеющих доступ к видеоурокам и другим цифровым учебным материалам, выросло в 12 раз.

В государстве Z все граждане имеют равные гражданские и политические права и свободы, а также гарантии их защиты. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

К какому типу относится общество Z? Какая тенденция развития образования описана, но не названа в условии задачи? (Приведите название этой тенденции.) Какова форма правления Z? (Дайте полное название.) Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод о том, что государство Z демократическое?

5) Семья Петровых состоит из четырёх человек: Анна, Фёдор и двое их сыновей. Супруги работают, дети учатся в школе. Средства расходуются в первую очередь на приобретение еды, одежды, лекарств, оплату транспортных и коммунальных услуг. Оставшиеся средства вкладываются на депозит в банке.

Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример? Почему семья Петровых относится к нуклеарному типу? Какая информация Вам необходима для того, чтобы установить, является семья Петровых патриархальной или демократической? (Сформулируйте два вопроса, необходимых для получения данной информации.) Каковы источники доходов семейного бюджета семьи Петровых? (Назовите два типа источников.)

6) В государстве Z развиваются новейшие коммуникационные технологии и сервисы, внедряются инновации, осуществляется переход к электронике на всех уровнях производственной деятельности, постоянно возрастает роль науки и образования в жизни общества.

В ходе социологических опросов было установлено, что в государстве Z в период с 2013 по 2018 г. на 25% выросла доля учащихся школ, воспользовавшихся правом выбора наиболее удобной формы обучения в соответствии со своими целями и интересами. Школьники и их родители отмечают общую ориентированность системы образования на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов; сохранение и укрепление здоровья учеников.

Социологические опросы показали, что в государстве Z преобладают семьи демократического типа.

Государство Z включает в себя 8 территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

К какому типу относится общество Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Что характеризует семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.) Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод, что Z –

унитарное государство?

7) В государстве Z в период с 2012 по 2017 г. проводилась реформа образования. За пять лет в школах страны Z на треть увеличилось количество занятий с использованием интернет-технологий, число получающих дистанционное образование выросло в два раза. Кроме того, учащиеся и их родители отмечают тенденцию гуманизации образования.

Число желающих поступить в университеты неуклонно растёт, потому что наличие качественного образования и профессии позволяет гражданам страны Z повышать свой социальный статус, занимать более престижные места в социальной иерархии. В условиях инновационного развития экономики образование становится непрерывным на протяжении всей жизни человека.

Какая тенденция развития образования описана, но не названа в условии задачи? (Приведите название этой тенденции.) В чём может проявляться тенденция гуманизации образования? (Приведите собственный пример.) Почему в условиях инновационного развития экономики образование становится непрерывным на протяжении всей жизни человека? (Приведите собственное объяснение.) Какой факт в условии задачи иллюстрирует функцию образования как социального лифта?

8) Гражданину России Р., представителю коренного малочисленного народа Севера, исполнилось 18 лет. Он с самого рождения живёт в тундре и занимается оленеводством и традиционными для его народа промыслами. Гражданин Р. подлежит призыву на военную службу, у него нет оснований для освобождения / предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Какое право, связанное с защитой Отечества, предоставляется гражданину Р.? Какой ещё категории граждан предоставляется такое же право? Какова продолжительность военной службы по призыву? Какие ещё обязанности гражданина, кроме защиты Отечества, устанавливает Конституция РФ? (Назовите любые две конституционные обязанности гражданина РФ.)

9) Совершеннолетний гражданин России Карасёв работает главным инженером на химическом комбинате. Уставный капитал предприятия разделён на определённое количество ценных бумаг, владельцы которых, в том числе Карасёв, ежегодно получают часть прибыли в виде дивидендов.

Какова организационно-правовая форма данного предприятия? (Укажите конкретный вид (тип) хозяйственного общества.) Как владельцы ценных бумаг несут риск убытков, связанных с деятельностью данного предприятия? Отвечают ли они по обязательствам данного предприятия? Какие обязанности возложены на Карасёва как работника данного предприятия? (Назовите любые две обязанности работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ.)

10) В свободное от учёбы время 14-летняя девятиклассница Анна решила устроиться на работу. Чьё согласие необходимо для заключения договора в данной ситуации? (Укажите всех субъектов (кроме сторон трудового договора) в соответствии с Трудовым кодексом РФ.) Как в Трудовом кодексе РФ характеризуется труд, которым может заниматься 14-летняя девятиклассница? (Приведите две характеристики.) Как при заключении трудового договора с 14-летним работником решается вопрос о медицинском осмотре? Какие обязанности есть у работника в РФ? (Назовите любые две обязанности работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ.)

11) В государстве Z развито промышленное и сельскохозяйственное производство, большинство производственных процессов механизированы, ускоренно развиваются наука и техника, средства коммуникации, растёт урбанизация. В экономике преобладает государственная собственность на средства производства, директивно определяются объёмы и ассортимент производимой продукции, а также цены на товары и услуги. Всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Государство установило всеобщий контроль над всеми сферами общественной жизни и частной жизнью граждан; права и свободы человека и гражданина провозглашаются, но не соблюдаются.

В государстве принята официальная идеология, плюрализм устранён.

К какому типу относится общество Z? К какому типу относится экономика Z? Какой политический режим установился в государстве Z? Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод о том, что государство Z – президентская республика?

12) Семья Луковниковых состоит из шести человек: супругов Бориса и Регины, двоих их сыновей и родителей Бориса. Регина ведёт домашнее хозяйство, Борис и его отец работают по найму, мать Бориса – предприниматель, владеет туристической фирмой. Средства семейного бюджета расходуются на приобретение еды, одежды, оплату транспортных, медицинских и коммунальных услуг, обслуживание двух личных автомобилей.

К какому типу в зависимости от структуры можно отнести эту семью? Какую функцию семьи иллюстрирует приведённый в задании пример деятельности семьи Луковниковых? Каковы источники доходов семейного бюджета Луковниковых? (На основе условия задачи укажите два типа источников. Не следует выписывать упомянутые в условии виды деятельности.) Какие ещё функции выполняет семья? (Укажите любые две функции не из условия задачи.)

13) Правительство государства Z активно сотрудничает с соседними государствами по вопросу унификации национальных систем образования, реализации единых учебных программ, взаимного признания государствами документов об образовании.

Число желающих поступить в университеты неуклонно растёт, потому что наличие качественного образования и профессии позволяет гражданам государства Z повышать свой социальный статус, занимать более престижные места в социальной иерархии. В условиях инновационного развития экономики образование становится непрерывным на протяжении всей жизни человека.

Какая тенденция развития образования описана, но не названа в условии задачи? (Приведите название этой тенденции.) Почему в условиях инновационного развития экономики образование становится непрерывным на протяжении всей жизни человека? (Приведите собственное объяснение.) Какой факт в условии задачи иллюстрирует функцию образования как социального лифта? Какие ещё функции (кроме функции социального лифта) выполняет образование? (Назовите любые две функции.)

14) Государство Z переживает экономический подъём. Промышленность в своём развитии опережает сельское хозяйство. Законом установлено господство государственной собственности. Какая экономическая система существует в государстве Z? По какому признаку Вы это установили? Назовите любые два иных признака этой экономической системы.

15) Семья Мироновых состоит из шести человек: Степана, Дарьи, двух их сыновей и родителей Дарьи. Дарья ведёт домашнее хозяйство; Степан и его тесть работают по найму; мать Дарьи – предприниматель, она владеет туристической фирмой; дети учатся в школе. Средства расходуются на приобретение еды, одежды, оплату транспортных и коммунальных услуг, обслуживание двух личных автомобилей.

К какому типу (в зависимости от структуры) можно отнести эту семью? Какая информация Вам необходима для того, чтобы установить: является семья Мироновых патриархальной или демократической? (Сформулируйте два вопроса, необходимых для получения данной информации.) Какую функцию семьи иллюстрирует приведённый в задании пример деятельности семьи Мироновых? Каковы источники доходов семейного бюджета семьи Мироновых (назовите два источника).