Русский язык, ЕГЭ
(current)
Русский язык, ОГЭ
Обществознание
ЕГЭ
ОГЭ
Статьи
О проекте
Тест 46. ЕГЭ по русскому языку
1)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)Русское ударение свободное, разноместное, оно не прикреплено ни к определённому слогу слова, ни к какой-либо его части, как это сложилось в других языках, а кроме того, наше ударение подвижно: оно может передвигаться при изменении слова на разные слоги. (2)Разноместность и подвижность ударения позволяют различать разные по значению, но одинаковые по написанию слова: Атлас и атлАс, мУка и мукА, парИтъ и пАритъ, харАктерный (своенравный, выразительный — харАктерная роль) и характЕрный (типичный), а также формы разных слов: дорОгой (от дорога) и дорогОй, плАчу (от плакать) и плачУ (от платить) и формы одного слова: не знаю этой странЫ и стрАны мира. (3)Гибкость ударения делает русский язык более выразительным и богатым, <...> эта особенность создаёт и большие трудности при выборе варианта, отвечающего общей норме.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Ударение в русском языке не прикреплено ни к определённому слогу слова, ни к какой-либо его части, как это сложилось в других языках; это свойство ударения называется разноместностью, а кроме того, русское ударение подвижно: оно может передвигаться при изменении слова на разные слоги.
2) Ударение в русском языке подвижное и разноместное, что позволяет различать разные по значению, но одинаковые по написанию слова и формы слов; гибкость ударения делает язык выразительнее, в то же время создавая трудности при выборе нормативного варианта произношения.
3) Подвижность и разноместность русского ударения, способствующие различению одинаковых по написанию слов и форм с разными значениями, с одной стороны, делают русский язык выразительным и богатым, а с другой — создают трудности при выборе нормативного варианта постановки ударения в слове.
4) Подвижность ударения позволяет различать разные по значению, но одинаковые по звучанию слова: Атлас и атлАс, мУка и мукА, парИть и пАрить, харАктерный (своенравный, выразительный — харАктерная роль) и характЕрный (типичный), а также формы одного и того же слова и разных слов.
5) Подвижность ударения позволяет различать формы одного слова: не знаю этой страны и стрАны мира, а также формы разных слов: дорОгой (от дорога) и дорогОй, плАчу (от плакать) и плачУ (от платить).
🔗
2)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)Русское ударение свободное, разноместное, оно не прикреплено ни к определённому слогу слова, ни к какой-либо его части, как это сложилось в других языках, а кроме того, наше ударение подвижно: оно может передвигаться при изменении слова на разные слоги. (2)Разноместность и подвижность ударения позволяют различать разные по значению, но одинаковые по написанию слова: Атлас и атлАс, мУка и мукА, парИтъ и пАритъ, харАктерный (своенравный, выразительный — харАктерная роль) и характЕрный (типичный), а также формы разных слов: дорОгой (от дорога) и дорогОй, плАчу (от плакать) и плачУ (от платить) и формы одного слова: не знаю этой странЫ и стрАны мира. (3)Гибкость ударения делает русский язык более выразительным и богатым, <...> эта особенность создаёт и большие трудности при выборе варианта, отвечающего общей норме.
Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
🔗
3)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)Русское ударение свободное, разноместное, оно не прикреплено ни к определённому слогу слова, ни к какой-либо его части, как это сложилось в других языках, а кроме того, наше ударение подвижно: оно может передвигаться при изменении слова на разные слоги. (2)Разноместность и подвижность ударения позволяют различать разные по значению, но одинаковые по написанию слова: Атлас и атлАс, мУка и мукА, парИтъ и пАритъ, харАктерный (своенравный, выразительный — харАктерная роль) и характЕрный (типичный), а также формы разных слов: дорОгой (от дорога) и дорогОй, плАчу (от плакать) и плачУ (от платить) и формы одного слова: не знаю этой странЫ и стрАны мира. (3)Гибкость ударения делает русский язык более выразительным и богатым, <...> эта особенность создаёт и большие трудности при выборе варианта, отвечающего общей норме.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОРМА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ФОРМА,
-ы;
ж.
1) Внешнее очертание, наружный вид предмета.
Земля имеет форму шара. Квадратная ф. Предмет изогнутой формы.
2) перен. Внешний вид, видимость (как нечто противоречащее внутреннему содержанию, действительности).
Удобная ф. для прикрытия чего-либо. По форме только правильно.
3) Одинаковая по покрою, цвету одежда (у военных, у служащих одного ведомства, учащихся).
Офицерская ф. Парадная ф. Школьная ф.
4) Приспособление для придания чему-либо тех или иных очертаний.
Литейная ф. Ветчина в форме
(спрессованная в таком приспособлении).
5) Совокупность приёмов и изобразительных средств художественного произведения.
Стихотворная ф.
6) Установленный образец чего-нибудь.
Дать сведения по форме. Готовые лекарственные формы
(готовые лекарства).
7) В языкознании: материальное выражение грамматического значения.
Формы слова. Формы словоизменения.
🔗
4)
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:
НЕВЕРНО
выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
корЫсть
кормЯщий
оптОвый
донЕльзя
одОлжит
🔗
5)
В одном из приведённых ниже предложений
НЕВЕРНО
употреблено выделенное слово.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Политехнический музей проводит огромную работу по сохранению и популяризации истории ТЕХНИЧЕСКИХ достижений страны.
Помимо известных высот СЦЕНИЧЕСКОГО искусства и достаточно высокого уровня образования актёр пантомимы должен обладать и необходимыми физическими данными.
СРАВНИМАЯ по площади с Европой, Австралия — наименее населённая часть света, здесь на один квадратный километр приходится 2,5 человека.
Со всей очевидностью выяснилось, насколько РАЗЛИЧАЛИСЬ интересы и устремления местных жителей и греческих колонистов.
Здесь, в СКРЫТНОЙ от посторонних глаз бухте близ Судака, пока ничто не нарушало тишину.
🔗
6)
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,
исключив лишнее слово.
Выпишите это слово.
В 1860-х годах имя Василия Александровича Кокорева было у многих на устах: он вкладывал средства в нефтяное дело, в банковское, в транспорт, построил одну из лучших в Москве гостиниц, ассигновав два миллиона рублей денег.
🔗
7)
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку
и запишите слово правильно.
высокие КУПОЛА
вопреки ЕМУ
пара ВАЛЕНКОВ
ЩИПЛЕТ траву
ПОЛТОРЫ кружки молока
🔗
8)
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В) нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении сложного предложения
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) По приезду гостей начался проливной дождь, и ночью потекло в коридоре и в детской, так что кроватки перенесли в гостиную.
2) Ни одна из существующих теорий пока не в силах объяснить, почему одни тайфуны несут с собой гораздо больше влаги, чем другие.
3) Учёные считают, что благодаря высокой сохранности найденного археологами скелета им удастся восстановить большую часть костной структуры гигантского животного.
4) Первой серьёзной попыткой объяснить энергетику Солнца была выдвинутая гипотеза в 1854 году физиком Гельмгольцем: учёный предположил, что дневная звезда постепенно сжимается под действием тяготения, вследствие чего возникает питающая её энергия.
5) Средневековые художники уделяли особое внимание символам, подчёркивая в образах то, что казалось им наиболее важным.
6) Человек с видеокамерой чувствует себя первым изобретателем удивительного инструмента, с помощью которого можно фиксировать на плёнке не только статичные, а также движущиеся картинки.
7) Русские художники в своих картинах отражали идеалы национального подъёма, постепенно отказываясь от строгих принципов классицизма.
8) Медленно проходя вдоль стен картинной галереи, внимание Ольги привлёк небольшой пейзаж, написанный маслом.
9) А.П. Чехов утверждал то, что для любого общества «подвижники нужны, как солнце, ибо они олицетворяют высшую нравственную силу».
А
Б
В
Г
Д
🔗
9)
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) росток, положиться, торопливый
2) укрощать, понимание, государственный
3) облагать (налогом), целлофановый, ремесло
4) шелестеть, отторгать, напрягаясь
5) роскошный, теоретический, (ранняя) седина
🔗
10)
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
на..кусил, по..тащил
бе..делье, в..плывать
пр..забавный, пр..зыв
раз..скал, по..грать
пр..бежище, пр..града
🔗
11)
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква
И.
удоста..вавший
черешн..вый
преодол..вая
ноздр..ватый
дешёв..нький
🔗
12)
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква
Я.
(они) закро..т
мысл..щий (человек)
заряжа..щий (пушку)
(флаги) ре..т
(хорошо) понима..щий
🔗
13)
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется
СЛИТНО
. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Листва у боярышника крупная, плотная, (НЕ)ПРОПУСКАЮЩАЯ лучей света, поэтому в нижней части ветки быстро отмирают, что делает кустарник ещё более похожим на дерево.
Ни один современный зарубежный писатель (НЕ)СДЕЛАЛ столько для ознакомления мирового читателя с культурой России, сколько сделал Анри Труайя — крупнейший французский писатель и историк, просветитель и исследователь.
Лапти на Руси, равно как и в других странах Восточной Европы, — самая древняя обувь, их носили с (НЕ)ЗАПАМЯТНЫХ времён вплоть до середины XX века главным образом крестьяне.
Широкое и (НЕ)ВСЕГДА оправданное применение антибиотиков приводит к селекции и распространению штаммов, устойчивых к ним.
Читателям хочется, чтобы я рассказал всю историю, с самого начала до конца, (НЕ)СКРЫВАЯ никаких подробностей, кроме географического положения острова.
🔗
14)
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Монологи произносятся преимущественно на сцене, и редко случается, ЧТО(БЫ) в бытовых ситуациях КТО(НИБУДЬ) высказывал свои мысли в такой развёрнутой форме.
Туман рассеялся, и показался остров: (С)НАЧАЛА очертания берегов, а (ЗА)ТЕМ вершины гор.
Вера подняла крышечку шкатулки, подбитую (БЛЕДНО)ГОЛУБЫМ шёлком, и вынула сложенный (В)ДВОЕ листок.
Утром (КОЕ)ГДЕ подмёрзшие дороги, опавшие листья, торчащие (ИЗ)ПОД снега чёрные стебли крапивы свежо похрустывали под ногами.
ТЕПЕРЬ(ЖЕ) перед нами полого спускалась к западу равнина, то золотистая, то (КРАСНО)БУРАЯ от осенней ежевики и папоротника.
🔗
15)
Укажите все цифры, на месте которых пишется
НН.
Судно плывёт медле(1)о, но он всё приближается, этот песча(2)ый берег с пальмами, всё выше тянутся бесчисле(3)ые мачты, и всё отчётливее видны каме(4)ые ленты волнорезов и сияющий белизной маяк.
🔗
16)
Расставьте знаки препинания.
Укажите два предложения, в которых нужно поставить
ОДНУ
запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Клавиши рояля под длинными и чуткими пальцами музыканта тосковали смеялись гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали.
2) До указа о присвоении статуса города в XIX веке Осташков числился слободой однако в документах ХVI-ХVII веков он уже именовался городом.
3) Третьяковская галерея была открыта для всех горожан «без различия рода и звания» и вскоре вошла в ряд крупнейших музеев Европы.
4) В древнерусских крепостях обязательно устраивали тайный колодец или подземный ход к ближайшему водоёму.
5) Подъехали первые гости и весь дом засверкал яркими и весёлыми огнями.
🔗
17)
Расставьте недостающие знаки препинания:
укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Воздушный шар (1) увлекаемый бурей (2) нёсся (3) вращаясь вокруг своей оси (4) над землёю, но воздухоплаватели не ощущали ни этого вращения, ни быстроты полёта.
🔗
18)
Расставьте все недостающие знаки препинания:
укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Активное создание новых слов в начале XX века связано (1) как известно (2) с именами В. Хлебникова и В. Маяковского; «новое» искусство (3) однако (4) не столько заботилось о том, чтобы дать именования неназванному: его цель чаще состояла в нахождении нового, более эмоционального, незатёртого именования для того, что уже имело своё название.
🔗
19)
Расставьте знаки препинания:
укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Солнечная осень подарила неповторимые красочные дни с пронзительно голубым небом (1) под куполом (2) которого (3) золотистые кроны деревьев (4) казались прозрачными.
🔗
20)
Расставьте знаки препинания:
укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Вообще белки известны своей памятливостью (1) и (2) когда эти пушистые зверьки делают запасы на зиму (3) они не забывают (4) куда положили грибы или орехи (5) хотя тайников у них может быть очень и очень много.
🔗
21)
Найдите предложения, в которых
двоеточие
ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Казанский кремль издавна был окружён водой: с севера — рекой Казанкой, с востока — тремя озёрами, с запада — протоком Булак. (2)В древности он производил величественное впечатление: Иван Грозный в 1552 году, подойдя с войсками к городу, удивился «необычайной красоте стен крепости града». (З)Через шесть лет после этого английский путешественник Дженкинсон писал: «Казань — прекрасный город с крепким замком, стоящим на высоком холме». (4)В 1556 году по указу Ивана Грозного для строительства в Казани нового белокаменного кремля из Пскова прибыли 200 каменщиков — за 6 лет псковские мастера изменили Казанский кремль. (5)Территория кремля сильно расширилась к югу, где поднялась каменная стена с двумя круглыми угловыми башнями: Юго-Восточной и Юго-Западной. (6)Главная достопримечательность Казанского кремля — семиярусная проездная башня Сююмбике высотой 58 метров. (7)Когда именно была построена башня Сююмбике, точно никто не знает: кто-то считает её творением русских зодчих XVII века, кто-то относит ещё к домонгольским временам.
🔗
22)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)Что такое творчество? (2)Что такое творческий человек? (3)А это вопрос человеческой судьбы. (4)Самый распространённый ответ: творчество — это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир. (5)Именно так отвечают и многие философы, и большинство «обыкновенных» людей, нефилософов, задумывающихся над собственной жизнью, над тем, что они могут дать миру.
(6)А между тем в этом ответе есть глубочайшее заблуждение. (7)Оно станет понятным, если вообразить трёхмиллиардное человечество разделённым на две неравные части. (8)Неболыпую — избранных людей, одарённых божьей искрой, обладающих яркими талантами, которые действительно украшают мир, радуют нас книгами, симфониями, научными открытиями. (9)И большую часть, состоящую из «обыкновенных», «рядовых» людей, которым будто бы и не дано рождать ту самую чудесную новизну, что сопряжена в нашем сознании с самим пониманием творчества.
(10)Мои раздумья о том, что такое творчество, творческий человек, начались несколько лет назад с того, что я получил письмо от молодой женщины, чертёжницы. (11)Вот оно. «(12)Волнуют меня эти слова: творчество, творческий человек, радость творчества. (13)Я часто задумываюсь: к кому же они относятся? (14)Ну, разумеется, в первую очередь к поэтам, композиторам, учёным, то есть к людям талантливым. (15)А что если я, бесталанная, самая обыкновенная, умею лишь наслаждаться литературой и искусством, а сама не умею ничего? (16)Но ведь и я часто испытываю большую радость. (17)И не только от книг или событий. (18)Вот сижу в чертёжной, подниму голову, увижу за окном краснеющие клёны — и будто получила подарок. (19)Потом старательно черчу фундамент, и радость постепенно утихает. (20)0днажды я подумала: ну, хоть бы ватман из белого стал голубым или оранжевым в ту минуту, когда я радуюсь, ну, хоть бы что-нибудь в мире изменилось».
(21)Наивное письмо? (22)Конечно. (23)Его можно назвать наивным. (24)Потому что оно с полудетской отвагой неведения вторгается в один из самых сложных «философских миров»: человек — творчество — жизнь. (25)Но это же письмо можно назвать и мудрым, ибо в нём начинает пульсировать то широкое понимание творчества, его разнообразных сфер, которое, по-моему, сегодня особенно актуально. (26)Слова «творческая личность», по существу, тавтология. (27)Если личность — то непременно творческая! (28)Творчество возможно и в самой скромной, самой будничной форме. (29)Это может быть слово, это может быть улыбка, которая несёт кому-то радость. (30)Я думаю, что и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад, тоже творец. (31)И водитель автобуса, который, видя, что в машине много старых людей, ведёт её особенно бережно, — творец. (32)И учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям, что они это ощущают как бы растворённым в воздухе, — творец, несомненно! (33)Людей бездарных — без дара — не бывает.
— (34)Не бывает?! — сердито воскликнул один остро мыслящий социолог, которому я изложил эти соображения. — (35)Что ж, если исходить из того, что личностью является каждый человек, вывод ваш, несмотря на известное прекраснодушие, логичен. (36)Но, думается, есть люди, в разные века их именовали по-разному, которых личностями не назовёшь. (37)Данте называл их ничтожными. (38)Это те, кто «не знает ни славы, ни позора смертных дел». (39)Они не личности, потому что отреклись в малодушии от деятельности. (40)0ни не делают зла, но их не хватает на то, чтобы делать добро. (41)Личность рождается одновременно с деятельностью. (42)Во имя добра. (43)Или, увы, во имя зла. (44)Бывают личности со знаком плюс, бывают личности со знаком минус. (45)Но там, где есть плюс и минус, есть и переходная точка — ноль. (46)По сегодняшней терминологии — обыватель.
— (47)Мне кажется, — возразил я ему, — что, несмотря на логическую стройность схемы с плюсом, минусом и нолём, она, как и любая схема, неадекватна многообразию жизни и сложности человека. (48)Кто может поручиться, что в новых обстоятельствах, в иной ситуации «ничтожный» не обнаружит того самого плюса или минуса, о которых сейчас шла речь?
(49) Человек ведь не неизменная, раз и навсегда твёрдо установленная величина (плюс два, ноль или минус три), он меняется в зависимости от окружения, обстоятельств, условий жизни.
(50) И не столь уж часто он до конца жизни остаётся нолём, даже если в какой-то из моментов её и выступает как ноль. (51)И вот чтобы ноль стал не минусом, а плюсом, лучше видеть в нём личность. (52)И это отнюдь не означает прекраснодушного отношения к жизни, не влечёт за собой отрицания её конфликтов и противоречий.
(По Е.М. Богату*)
*Евгений Михайлович Богат
(1923-1985) — советский журналист, писатель.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) К творчеству имеют отношение только поэты, композиторы, учёные, только их и можно называть творцами.
2) По мнению Данте, существуют «ничтожные» люди — обыватели, не проявляющие себя ни в добрых, ни в злых поступках.
3) Рассуждения о человеке трудно уложить в какую-либо схему, так как ни одна схема не отражает многообразия жизни и сложности человека.
4) Человек меняется в зависимости от окружения, обстоятельств, условий жизни.
5) Существуют понятия «творческая личность» и «нетворческая личность».
🔗
23)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)Что такое творчество? (2)Что такое творческий человек? (3)А это вопрос человеческой судьбы. (4)Самый распространённый ответ: творчество — это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир. (5)Именно так отвечают и многие философы, и большинство «обыкновенных» людей, нефилософов, задумывающихся над собственной жизнью, над тем, что они могут дать миру.
(6)А между тем в этом ответе есть глубочайшее заблуждение. (7)Оно станет понятным, если вообразить трёхмиллиардное человечество разделённым на две неравные части. (8)Неболыпую — избранных людей, одарённых божьей искрой, обладающих яркими талантами, которые действительно украшают мир, радуют нас книгами, симфониями, научными открытиями. (9)И большую часть, состоящую из «обыкновенных», «рядовых» людей, которым будто бы и не дано рождать ту самую чудесную новизну, что сопряжена в нашем сознании с самим пониманием творчества.
(10)Мои раздумья о том, что такое творчество, творческий человек, начались несколько лет назад с того, что я получил письмо от молодой женщины, чертёжницы. (11)Вот оно. «(12)Волнуют меня эти слова: творчество, творческий человек, радость творчества. (13)Я часто задумываюсь: к кому же они относятся? (14)Ну, разумеется, в первую очередь к поэтам, композиторам, учёным, то есть к людям талантливым. (15)А что если я, бесталанная, самая обыкновенная, умею лишь наслаждаться литературой и искусством, а сама не умею ничего? (16)Но ведь и я часто испытываю большую радость. (17)И не только от книг или событий. (18)Вот сижу в чертёжной, подниму голову, увижу за окном краснеющие клёны — и будто получила подарок. (19)Потом старательно черчу фундамент, и радость постепенно утихает. (20)0днажды я подумала: ну, хоть бы ватман из белого стал голубым или оранжевым в ту минуту, когда я радуюсь, ну, хоть бы что-нибудь в мире изменилось».
(21)Наивное письмо? (22)Конечно. (23)Его можно назвать наивным. (24)Потому что оно с полудетской отвагой неведения вторгается в один из самых сложных «философских миров»: человек — творчество — жизнь. (25)Но это же письмо можно назвать и мудрым, ибо в нём начинает пульсировать то широкое понимание творчества, его разнообразных сфер, которое, по-моему, сегодня особенно актуально. (26)Слова «творческая личность», по существу, тавтология. (27)Если личность — то непременно творческая! (28)Творчество возможно и в самой скромной, самой будничной форме. (29)Это может быть слово, это может быть улыбка, которая несёт кому-то радость. (30)Я думаю, что и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад, тоже творец. (31)И водитель автобуса, который, видя, что в машине много старых людей, ведёт её особенно бережно, — творец. (32)И учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям, что они это ощущают как бы растворённым в воздухе, — творец, несомненно! (33)Людей бездарных — без дара — не бывает.
— (34)Не бывает?! — сердито воскликнул один остро мыслящий социолог, которому я изложил эти соображения. — (35)Что ж, если исходить из того, что личностью является каждый человек, вывод ваш, несмотря на известное прекраснодушие, логичен. (36)Но, думается, есть люди, в разные века их именовали по-разному, которых личностями не назовёшь. (37)Данте называл их ничтожными. (38)Это те, кто «не знает ни славы, ни позора смертных дел». (39)Они не личности, потому что отреклись в малодушии от деятельности. (40)0ни не делают зла, но их не хватает на то, чтобы делать добро. (41)Личность рождается одновременно с деятельностью. (42)Во имя добра. (43)Или, увы, во имя зла. (44)Бывают личности со знаком плюс, бывают личности со знаком минус. (45)Но там, где есть плюс и минус, есть и переходная точка — ноль. (46)По сегодняшней терминологии — обыватель.
— (47)Мне кажется, — возразил я ему, — что, несмотря на логическую стройность схемы с плюсом, минусом и нолём, она, как и любая схема, неадекватна многообразию жизни и сложности человека. (48)Кто может поручиться, что в новых обстоятельствах, в иной ситуации «ничтожный» не обнаружит того самого плюса или минуса, о которых сейчас шла речь?
(49) Человек ведь не неизменная, раз и навсегда твёрдо установленная величина (плюс два, ноль или минус три), он меняется в зависимости от окружения, обстоятельств, условий жизни.
(50) И не столь уж часто он до конца жизни остаётся нолём, даже если в какой-то из моментов её и выступает как ноль. (51)И вот чтобы ноль стал не минусом, а плюсом, лучше видеть в нём личность. (52)И это отнюдь не означает прекраснодушного отношения к жизни, не влечёт за собой отрицания её конфликтов и противоречий.
(По Е.М. Богату*)
*Евгений Михайлович Богат
(1923-1985) — советский журналист, писатель.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 29-31 поясняют содержание предложения 28.
2) Предложение 33 содержит умозаключение, тезис.
3) Предложения 37 и 38 противопоставлены по содержанию.
4) В предложении 47 представлено рассуждение.
5) В предложениях 51-52 представлено повествование.
🔗
24)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)Что такое творчество? (2)Что такое творческий человек? (3)А это вопрос человеческой судьбы. (4)Самый распространённый ответ: творчество — это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир. (5)Именно так отвечают и многие философы, и большинство «обыкновенных» людей, нефилософов, задумывающихся над собственной жизнью, над тем, что они могут дать миру.
(6)А между тем в этом ответе есть глубочайшее заблуждение. (7)Оно станет понятным, если вообразить трёхмиллиардное человечество разделённым на две неравные части. (8)Неболыпую — избранных людей, одарённых божьей искрой, обладающих яркими талантами, которые действительно украшают мир, радуют нас книгами, симфониями, научными открытиями. (9)И большую часть, состоящую из «обыкновенных», «рядовых» людей, которым будто бы и не дано рождать ту самую чудесную новизну, что сопряжена в нашем сознании с самим пониманием творчества.
(10)Мои раздумья о том, что такое творчество, творческий человек, начались несколько лет назад с того, что я получил письмо от молодой женщины, чертёжницы. (11)Вот оно. «(12)Волнуют меня эти слова: творчество, творческий человек, радость творчества. (13)Я часто задумываюсь: к кому же они относятся? (14)Ну, разумеется, в первую очередь к поэтам, композиторам, учёным, то есть к людям талантливым. (15)А что если я, бесталанная, самая обыкновенная, умею лишь наслаждаться литературой и искусством, а сама не умею ничего? (16)Но ведь и я часто испытываю большую радость. (17)И не только от книг или событий. (18)Вот сижу в чертёжной, подниму голову, увижу за окном краснеющие клёны — и будто получила подарок. (19)Потом старательно черчу фундамент, и радость постепенно утихает. (20)0днажды я подумала: ну, хоть бы ватман из белого стал голубым или оранжевым в ту минуту, когда я радуюсь, ну, хоть бы что-нибудь в мире изменилось».
(21)Наивное письмо? (22)Конечно. (23)Его можно назвать наивным. (24)Потому что оно с полудетской отвагой неведения вторгается в один из самых сложных «философских миров»: человек — творчество — жизнь. (25)Но это же письмо можно назвать и мудрым, ибо в нём начинает пульсировать то широкое понимание творчества, его разнообразных сфер, которое, по-моему, сегодня особенно актуально. (26)Слова «творческая личность», по существу, тавтология. (27)Если личность — то непременно творческая! (28)Творчество возможно и в самой скромной, самой будничной форме. (29)Это может быть слово, это может быть улыбка, которая несёт кому-то радость. (30)Я думаю, что и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад, тоже творец. (31)И водитель автобуса, который, видя, что в машине много старых людей, ведёт её особенно бережно, — творец. (32)И учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям, что они это ощущают как бы растворённым в воздухе, — творец, несомненно! (33)Людей бездарных — без дара — не бывает.
— (34)Не бывает?! — сердито воскликнул один остро мыслящий социолог, которому я изложил эти соображения. — (35)Что ж, если исходить из того, что личностью является каждый человек, вывод ваш, несмотря на известное прекраснодушие, логичен. (36)Но, думается, есть люди, в разные века их именовали по-разному, которых личностями не назовёшь. (37)Данте называл их ничтожными. (38)Это те, кто «не знает ни славы, ни позора смертных дел». (39)Они не личности, потому что отреклись в малодушии от деятельности. (40)0ни не делают зла, но их не хватает на то, чтобы делать добро. (41)Личность рождается одновременно с деятельностью. (42)Во имя добра. (43)Или, увы, во имя зла. (44)Бывают личности со знаком плюс, бывают личности со знаком минус. (45)Но там, где есть плюс и минус, есть и переходная точка — ноль. (46)По сегодняшней терминологии — обыватель.
— (47)Мне кажется, — возразил я ему, — что, несмотря на логическую стройность схемы с плюсом, минусом и нолём, она, как и любая схема, неадекватна многообразию жизни и сложности человека. (48)Кто может поручиться, что в новых обстоятельствах, в иной ситуации «ничтожный» не обнаружит того самого плюса или минуса, о которых сейчас шла речь?
(49) Человек ведь не неизменная, раз и навсегда твёрдо установленная величина (плюс два, ноль или минус три), он меняется в зависимости от окружения, обстоятельств, условий жизни.
(50) И не столь уж часто он до конца жизни остаётся нолём, даже если в какой-то из моментов её и выступает как ноль. (51)И вот чтобы ноль стал не минусом, а плюсом, лучше видеть в нём личность. (52)И это отнюдь не означает прекраснодушного отношения к жизни, не влечёт за собой отрицания её конфликтов и противоречий.
(По Е.М. Богату*)
*Евгений Михайлович Богат
(1923-1985) — советский журналист, писатель.
Из предложений 1—9 выпишите один фразеологизм.
🔗
25)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)Что такое творчество? (2)Что такое творческий человек? (3)А это вопрос человеческой судьбы. (4)Самый распространённый ответ: творчество — это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир. (5)Именно так отвечают и многие философы, и большинство «обыкновенных» людей, нефилософов, задумывающихся над собственной жизнью, над тем, что они могут дать миру.
(6)А между тем в этом ответе есть глубочайшее заблуждение. (7)Оно станет понятным, если вообразить трёхмиллиардное человечество разделённым на две неравные части. (8)Неболыпую — избранных людей, одарённых божьей искрой, обладающих яркими талантами, которые действительно украшают мир, радуют нас книгами, симфониями, научными открытиями. (9)И большую часть, состоящую из «обыкновенных», «рядовых» людей, которым будто бы и не дано рождать ту самую чудесную новизну, что сопряжена в нашем сознании с самим пониманием творчества.
(10)Мои раздумья о том, что такое творчество, творческий человек, начались несколько лет назад с того, что я получил письмо от молодой женщины, чертёжницы. (11)Вот оно. «(12)Волнуют меня эти слова: творчество, творческий человек, радость творчества. (13)Я часто задумываюсь: к кому же они относятся? (14)Ну, разумеется, в первую очередь к поэтам, композиторам, учёным, то есть к людям талантливым. (15)А что если я, бесталанная, самая обыкновенная, умею лишь наслаждаться литературой и искусством, а сама не умею ничего? (16)Но ведь и я часто испытываю большую радость. (17)И не только от книг или событий. (18)Вот сижу в чертёжной, подниму голову, увижу за окном краснеющие клёны — и будто получила подарок. (19)Потом старательно черчу фундамент, и радость постепенно утихает. (20)0днажды я подумала: ну, хоть бы ватман из белого стал голубым или оранжевым в ту минуту, когда я радуюсь, ну, хоть бы что-нибудь в мире изменилось».
(21)Наивное письмо? (22)Конечно. (23)Его можно назвать наивным. (24)Потому что оно с полудетской отвагой неведения вторгается в один из самых сложных «философских миров»: человек — творчество — жизнь. (25)Но это же письмо можно назвать и мудрым, ибо в нём начинает пульсировать то широкое понимание творчества, его разнообразных сфер, которое, по-моему, сегодня особенно актуально. (26)Слова «творческая личность», по существу, тавтология. (27)Если личность — то непременно творческая! (28)Творчество возможно и в самой скромной, самой будничной форме. (29)Это может быть слово, это может быть улыбка, которая несёт кому-то радость. (30)Я думаю, что и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад, тоже творец. (31)И водитель автобуса, который, видя, что в машине много старых людей, ведёт её особенно бережно, — творец. (32)И учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям, что они это ощущают как бы растворённым в воздухе, — творец, несомненно! (33)Людей бездарных — без дара — не бывает.
— (34)Не бывает?! — сердито воскликнул один остро мыслящий социолог, которому я изложил эти соображения. — (35)Что ж, если исходить из того, что личностью является каждый человек, вывод ваш, несмотря на известное прекраснодушие, логичен. (36)Но, думается, есть люди, в разные века их именовали по-разному, которых личностями не назовёшь. (37)Данте называл их ничтожными. (38)Это те, кто «не знает ни славы, ни позора смертных дел». (39)Они не личности, потому что отреклись в малодушии от деятельности. (40)0ни не делают зла, но их не хватает на то, чтобы делать добро. (41)Личность рождается одновременно с деятельностью. (42)Во имя добра. (43)Или, увы, во имя зла. (44)Бывают личности со знаком плюс, бывают личности со знаком минус. (45)Но там, где есть плюс и минус, есть и переходная точка — ноль. (46)По сегодняшней терминологии — обыватель.
— (47)Мне кажется, — возразил я ему, — что, несмотря на логическую стройность схемы с плюсом, минусом и нолём, она, как и любая схема, неадекватна многообразию жизни и сложности человека. (48)Кто может поручиться, что в новых обстоятельствах, в иной ситуации «ничтожный» не обнаружит того самого плюса или минуса, о которых сейчас шла речь?
(49) Человек ведь не неизменная, раз и навсегда твёрдо установленная величина (плюс два, ноль или минус три), он меняется в зависимости от окружения, обстоятельств, условий жизни.
(50) И не столь уж часто он до конца жизни остаётся нолём, даже если в какой-то из моментов её и выступает как ноль. (51)И вот чтобы ноль стал не минусом, а плюсом, лучше видеть в нём личность. (52)И это отнюдь не означает прекраснодушного отношения к жизни, не влечёт за собой отрицания её конфликтов и противоречий.
(По Е.М. Богату*)
*Евгений Михайлович Богат
(1923-1985) — советский журналист, писатель.
Среди предложений 6-10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
🔗
26)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
(1)Что такое творчество? (2)Что такое творческий человек? (3)А это вопрос человеческой судьбы. (4)Самый распространённый ответ: творчество — это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир. (5)Именно так отвечают и многие философы, и большинство «обыкновенных» людей, нефилософов, задумывающихся над собственной жизнью, над тем, что они могут дать миру.
(6)А между тем в этом ответе есть глубочайшее заблуждение. (7)Оно станет понятным, если вообразить трёхмиллиардное человечество разделённым на две неравные части. (8)Неболыпую — избранных людей, одарённых божьей искрой, обладающих яркими талантами, которые действительно украшают мир, радуют нас книгами, симфониями, научными открытиями. (9)И большую часть, состоящую из «обыкновенных», «рядовых» людей, которым будто бы и не дано рождать ту самую чудесную новизну, что сопряжена в нашем сознании с самим пониманием творчества.
(10)Мои раздумья о том, что такое творчество, творческий человек, начались несколько лет назад с того, что я получил письмо от молодой женщины, чертёжницы. (11)Вот оно. «(12)Волнуют меня эти слова: творчество, творческий человек, радость творчества. (13)Я часто задумываюсь: к кому же они относятся? (14)Ну, разумеется, в первую очередь к поэтам, композиторам, учёным, то есть к людям талантливым. (15)А что если я, бесталанная, самая обыкновенная, умею лишь наслаждаться литературой и искусством, а сама не умею ничего? (16)Но ведь и я часто испытываю большую радость. (17)И не только от книг или событий. (18)Вот сижу в чертёжной, подниму голову, увижу за окном краснеющие клёны — и будто получила подарок. (19)Потом старательно черчу фундамент, и радость постепенно утихает. (20)0днажды я подумала: ну, хоть бы ватман из белого стал голубым или оранжевым в ту минуту, когда я радуюсь, ну, хоть бы что-нибудь в мире изменилось».
(21)Наивное письмо? (22)Конечно. (23)Его можно назвать наивным. (24)Потому что оно с полудетской отвагой неведения вторгается в один из самых сложных «философских миров»: человек — творчество — жизнь. (25)Но это же письмо можно назвать и мудрым, ибо в нём начинает пульсировать то широкое понимание творчества, его разнообразных сфер, которое, по-моему, сегодня особенно актуально. (26)Слова «творческая личность», по существу, тавтология. (27)Если личность — то непременно творческая! (28)Творчество возможно и в самой скромной, самой будничной форме. (29)Это может быть слово, это может быть улыбка, которая несёт кому-то радость. (30)Я думаю, что и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад, тоже творец. (31)И водитель автобуса, который, видя, что в машине много старых людей, ведёт её особенно бережно, — творец. (32)И учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям, что они это ощущают как бы растворённым в воздухе, — творец, несомненно! (33)Людей бездарных — без дара — не бывает.
— (34)Не бывает?! — сердито воскликнул один остро мыслящий социолог, которому я изложил эти соображения. — (35)Что ж, если исходить из того, что личностью является каждый человек, вывод ваш, несмотря на известное прекраснодушие, логичен. (36)Но, думается, есть люди, в разные века их именовали по-разному, которых личностями не назовёшь. (37)Данте называл их ничтожными. (38)Это те, кто «не знает ни славы, ни позора смертных дел». (39)Они не личности, потому что отреклись в малодушии от деятельности. (40)0ни не делают зла, но их не хватает на то, чтобы делать добро. (41)Личность рождается одновременно с деятельностью. (42)Во имя добра. (43)Или, увы, во имя зла. (44)Бывают личности со знаком плюс, бывают личности со знаком минус. (45)Но там, где есть плюс и минус, есть и переходная точка — ноль. (46)По сегодняшней терминологии — обыватель.
— (47)Мне кажется, — возразил я ему, — что, несмотря на логическую стройность схемы с плюсом, минусом и нолём, она, как и любая схема, неадекватна многообразию жизни и сложности человека. (48)Кто может поручиться, что в новых обстоятельствах, в иной ситуации «ничтожный» не обнаружит того самого плюса или минуса, о которых сейчас шла речь?
(49) Человек ведь не неизменная, раз и навсегда твёрдо установленная величина (плюс два, ноль или минус три), он меняется в зависимости от окружения, обстоятельств, условий жизни.
(50) И не столь уж часто он до конца жизни остаётся нолём, даже если в какой-то из моментов её и выступает как ноль. (51)И вот чтобы ноль стал не минусом, а плюсом, лучше видеть в нём личность. (52)И это отнюдь не означает прекраснодушного отношения к жизни, не влечёт за собой отрицания её конфликтов и противоречий.
(По Е.М. Богату*)
*Евгений Михайлович Богат
(1923-1985) — советский журналист, писатель.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.
«Один из приёмов, которые использует Е.М. Богат, — цитирование, способствующее более определённой постановке проблем, многостороннему их рассмотрению путём привлечения материала для размышления и различных аргументов, а также вовлечению в их обсуждение читателя. Этим же целям служат синтаксическое средство выразительности — (А)_________ (предложения 1, 2) и приём — (Б)_________ (предложения 13—14; 21—23). Ещё одно синтаксическое средство выразительности — (В)_________ (предложения 27, 32) и приём — (Г)_________ («творец» в предложениях 30—32) подчёркивают авторскую убеждённость».
Список терминов:
1) сравнение
2) антонимы
3) фразеологизм
4) вопросительные предложения
5) ряд однородных членов
6) восклицательные предложения
7) лексический повтор
8) цитирование
9) вопросно-ответная форма изложения
А
Б
В
Г
🔗