Тест 45. ЕГЭ по русскому языку


Тест 45. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Народные говоры формировались под влиянием многих факторов, и территорию России можно разделить на три большие части: северную, южную и среднерусскую.

2) Сформировавшиеся в глубокой древности под влиянием многих факторов диалекты, особенности которых позволяют разделить территорию России на северную, южную и среднерусскую части, способствуют лучшему пониманию отдельных фактов современного литературного языка, с этим и связана важность их изучения.

3) Многие факторы: переселение, торговые и культурные связи с соседями, особенности природного ландшафта — оказали серьёзное влияние на формирование диалектов, или народных говоров, распространённых на всей территории России.

4) Изучение сложившихся в глубокой древности под влиянием многих факторов диалектов, особенности которых обусловливают деление территории России на северную, южную и среднерусскую части, помогает лучше понять отдельные факты современного литературного языка.

5) Диалекты — это народные говоры, которые сформировались под влиянием многих факторов: переселения, торговых или культурных связей с соседями, особенностей природного ландшафта.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите это слово.




3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛОЖИТЬСЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СЛОЖИТЬСЯ, сложусь, сложишься; сов.
1) Составиться, образоваться из отдельных элементов, частей; сформироваться. Постепенно сложилась коллекция живописи. Дворцово-парковый ансамбль окончательно сложился к концу XVIII в. Сложились взгляды.

2) Организоваться, создаться (о коллективе, группе людей). В театре сложилась сильная труппа.

3) Создаться в процессе творчества, умственной деятельности. Сложилась песня. Сложился рассказ. Сложилась фраза.

4) Принять тот или иной оборот, течение. Так сложились обстоятельства.



4) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

отдАв
создалА
зАтемно
красИвее
загнУтый



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Как известно, в определённый период развития естественно-научного знания его ГУМАНИТАРНАЯ составляющая стремительно сокращалась.

Словом «рубуша» в местных говорах называют корзину, сработанную на скорую руку из ЦЕЛЬНОГО листа бересты.

У ХИЩНИЧЕСКОГО водного растения пузырчатки, растущей в наших водоёмах и болотах, подводные части усеяны ловчими пузырьками.

Русской физиологической наукой накоплен огромный ФАКТИЧЕСКИЙ материал, основанный на экспериментальном изучении функций центральной нервной системы человека и животных.

УДАЧЛИВЫЙ охотник всегда был окружён всеобщим почётом: не было большей чести, чем накормить мясом всю деревню.




6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Департамент труда и занятости населения предоставляет бесплатную услугу тем, кто ищет работу: после заполнения электронной анкеты можно ознакомиться со списком свободных вакансий, которые существуют на рынке труда.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

модные ВЕЕРА
пара НОСКОВ
около ПОЛУТОРА часов
вокруг НИХ
СЫПАЕТ снегом



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В) нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении сложного предложения
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Благодаря устойчивости и удобству веломобиля им могут пользоваться люди всех возрастов и самой различной физической подготовки.
2) Страсть к исследованию окружающего мира свойственна не только человеку, а также многим животным.
3) Живший Гераклит Эфесский на рубеже VI и V веков до н. э. писал, что мир полон противоречий и изменчивости, но время течёт неизменно.
4) В IV веке до н. э. Аристотель писал, что «расставить знаки в творениях Гераклита — великий труд, потому что неясно, что к чему относится».
5) Как будто осмелев и становясь всё решительнее, ветер беспощадно рвёт древесную листву, безжалостно мнёт и приклоняет к земле полевые злаки.
6) Вытерев пыль, фотография была снята матерью со стены, и, гордо улыбаясь, женщина протянула её нам.
7) Напомним, что одно из первых астрономических открытий Галилео Галилея было связано именно с Луной.
8) Благодаря своих речей и риторических и философских произведений Цицерон стал создателем классической латинской художественной прозы.
9) Исследователи предполагают то, что способность распознавать крахмалистый вкус может объяснить, почему люди так любят употреблять в пищу богатые углеводами продукты.

АБВГД
     




9) Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..рикатура
инц..дент
разг..реться
кор..бельный
инт..ресный



10) Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..гиб, бе..заботный
раз..слать, н..стоять
по..ставил, о..бросил
пр..езжий, пр..злой
контр..гра, роз..ск



11) Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

никел..вый
горош..на
расстра..ваться
ута..вать
процентщ..ца




12) Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

(они) наде..тся
сгиба..щийся
мерца..щий
(они) кол..т
спор..щие



13) Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Писатели силой своего таланта создавали (НЕ)СТАНДАРТНЫЕ, запоминающиеся литературные образы, и книги начинали жить собственной жизнью, будоража воображение читателей.

Парковые розы даже в условиях средней полосы России (НЕ)НУЖДАЮТСЯ в зимнем укрытии и при этом долгое время обильно цветут.

Добро противостоит злу, отвага и мастерство — бездумной силе, и пусть (НЕ)ВСЕГДА добро берёт верх, но оно очищает человека.

Робинзон Крузо подолгу простаивал на морском берегу в ожидании корабля, (НЕ)ОТРЫВАЯ глаз от горизонта.

Слушатели попросили лектора повторить (НЕ)РАССЛЫШАННЫЕ из-за вдруг зазвучавшей мелодии телефонного звонка определения понятий.



14) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ТЁМНО)РУСЫЕ волосы Макара были ещё довольно густы; взгляд был чрезвычайно добрый, но КАК(БУДТО) ветреный и шаловливо-насмешливый.

Приезжий наш гость ТО(ЖЕ) спорил чрезвычайно искусно, ТАК(ЧТО) все видели, что он спорил, а между тем никто обижен не был.

Эскадрон объехал пехоту, ТАК(ЖЕ) старавшуюся идти скорее, спустился под гору и подошёл к КАКОЙ(ТО) опустевшей деревне.

Дереу (С)НАЧАЛА сидел, равнодушно опершись подбородком на руку, но МАЛО(ПОМАЛУ) его суровые черты смягчились.

(ПО)НАЧАЛУ путь друзей лежал по равнине, а (ЗА)ТЕМ они очутились у подошвы высоких гор, с которых слетали, искрясь на солнце, бурные водяные потоки.



15) Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Территория, окружё(1)ая совреме(2)ым Бульварным кольцом, некогда была укреплё(3)ым районом: с конца XVI до середины XVIII века на месте бульваров была расположе(4)а стена из белого камня.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Таких удивительных роз лилий камелий и тюльпанов такого разнообразия цветов Коврину не случалось видеть нигде в другом месте.

2) Пронёсшийся ветер сорвал с берёз белый покров инея и потемневшие силуэты деревьев клонились друг к другу в надвигающихся сумерках.

3) Дельфины то ныряли то с удивительной силой выскакивали на поверхность воды.

4) Каморка Раскольникова находилась под самой кровлей высокого пятиэтажного дома и походила на шкаф.

5) Вокруг Селигера на многие десятки километров тянутся хвойные и смешанные леса.



17) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Возвышаясь (1) среди низкого кустарника (2) старая липа блестит в лучах заходящего солнца (3) словно облитая с выступающих корней до развесистой кроны (4) жидким золотом.




18) Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сады лечебных растений во всех странах мира принадлежат (1) несомненно (2) к числу древнейших парковых комплексов, именно с них (3) по мнению некоторых учёных (4) и началось развитие садового искусства.



19) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Любое историческое наследие состоит из крупиц (1) каждая (2) из которых (3) в отдельности может и не иметь большой самостоятельной значимости (4) но в комплексе они создают единую картину прошлого.



20) Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Попытки расшифровать клинописный текст на Фестском диске с его значками (1) которые характерны для египетских иероглифов (2) не приводили ни к какому осмысленному результату (3) и (4) хотя рисунок значков и напоминает иероглифы (5) даже опытные египтологи оказались не в состоянии их понять.



21) Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)«Брянский лес» — один из самых маленьких заповедников в России. (2)Его площадь составляет всего 12 тысяч гектаров. (З)Первоочередная цель заповедника — сохранение дубрав в пойме реки Неруссы. (4)Дерево упало на дорогу и мешает проезду — лишь в этом случае сотрудники заповедника возьмутся за пилы. (5)Бережное отношение к лесу и его восстановление также помогает сохранять популяцию чёрного аиста — краснокнижной птицы России, символа заповедника. (6)3адача заповедника — увеличить число зубров, некогда обитавших на этой земле. (7)3убр — единственный дикий вид подсемейства бычьих в Европе, сохранившийся до наших дней.



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Деревня, где гостил рассказчик, была небольшой, в семь домов, располагалась на большой реке в окружении еловых и сосновых лесов.

2) Милентьевна была хозяйкой в доме, где проводил лето рассказчик.

3) Рассказчик предполагал, что приезд Милентьевны помешает его уединению, установившемуся распорядку дня, изучению крестьянского быта.

4) Милентьевна ожидала, что рассказчик с радостью пойдёт вместе с ней рано утром за грибами.

5) Когда пришла с грибами хозяйка, рассказчик, продолжая испытывать неловкость, ушёл, чтобы не попадаться ей на глаза.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 3 содержит описание места.

2) Предложения 9-10 поясняют предложение 8.

3) Предложения 27 и 28 противопоставлены по содержанию.

4) Предложения 51-52 содержат повествование.

5) Предложение 56 содержит следствие того, о чём говорится в предложении 55.



24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 23-26 выпишите один фразеологизм.



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 51-55 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного и притяжательного местоимений. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Фёдор Абрамов с большой любовью описывает жизнь северной деревни. Слог рассказчика лаконичен, приближен к разговорному стилю. Не случайно текст наполнен разнообразными лексическими средствами выразительности, среди которых (А)_________ («клеть», «поветь» в предложении 10; «за губами» в предложениях 39, 40) и (Б)_________ («поставить крест» в предложениях 14, 15), помогающими автору воссоздать обстановку, передать местный колорит и выразить своё отношение к предстоящим изменениям. Оценку своему поведению, отразившему испытываемое недовольство, рассказчик даёт с помощью такого тропа, как (В)_________ («как сыч» в предложении 20). Синтаксическое средство — (Г)_________ (в предложениях 55, 56) — помогает писателю полнее передать чувства, испытываемые Милентьевной, и истоки этих чувств».

Список терминов:
1) эпитет
2) сравнение
3) фразеологизм
4) диалектизмы
5) ряды однородных членов
6) синонимы
7) антонимы
8) олицетворение
9) восклицательные предложения

АБВГ