Тест 43. ЕГЭ по русскому языку

Тест 43. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Слово «изящный», которое пришло в русский язык из старославянского языка, означало «избранный», «выдающийся», «сильный», «ловкий», «знаменитый», «знающий», «отменный», «превосходный», а сегодня мы говорим об «изящных» мыслях, «изящном» наряде.

2) Для лингвистики и для наук, изучающих взаимосвязь языка и мышления, особый интерес представляют процессы, связанные с изменением значений слов в течение всего периода их существования в русском языке, примером такого процесса может служить изменение значения слова «изящный».

3) Говоря сегодня о войне или политике, мы не можем сказать: воин «изящный», то есть сильный и ловкий; политик «изящный», то есть знаменитый, потому что с течением времени значение слова «изящный» изменилось.

4) Процессы, связанные с изменением значений слов на протяжении всего периода их существования в русском языке, например, процесс изменения значения слова «изящный», представляют особый интерес не только для лингвистики, но и для наук, изучающих взаимосвязь языка и мышления.

5) В конце XVIII века значение слова «изящный» изменилось: это слово стали употреблять для интеллектуальной, эстетической характеристики лиц и предметов.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это слово.




3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЯЗЫК, -а; м.
1) Орган в полости рта в виде мышечного выроста у позвоночных животных и человека, способствующий пережёвыванию и глотанию пищи и определяющий её вкусовые свойства. Розовый длинный я. собаки. Шершавый кошачий я. Облизать губы языком.

2) Орган человека, участвующий в образовании звуков речи и тем самым в словесном воспроизведении мыслей; орган речи. Произнося этот звук, прижмите кончик языка к верхним зубам.

3) Система словесного выражения мыслей, обладающая определённым звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей. Древние языки. Французский я. История языка.

4) Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Я. животных. Я. пчёл. Я. жестов.

5) То, что выражает, объясняет собой что-л. Я. фактов. Я. формул. Я. музыки.



4) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ненадОлго
убЫстрить
закУпорив
мозаИчный
начАвший



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Великодушный человек не ищет ВЫГОДНОСТИ для себя и с готовностью делает добро другим.

В Северной Атлантике испарение значительно превышает Осадки, а испарение — это ОТДАЧА тепла, поэтому Северная Атлантика так энергично отдаёт тепло в атмосферу.

Высокую стоимость драгоценного камня и уникальную работу ювелира мог ОПЛАТИТЬ только очень состоятельный заказчик.

Десятилетие за десятилетием автомобиль становился всё более комфортным и безопасным, но в то же время НАРАЩИВАЛ массу: увеличивал габариты, оснащался различными системами безопасности.

В первых же раскопах взорам археологов открылось поразительное зрелище: одетые в шелка ГЛИНЯНЫЕ статуи воинов с деревянными руками.




6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Новый год — волшебный праздник, в новогоднюю ночь никто не должен оставаться без подарка: это может быть недорогой памятный сувенир или какая-нибудь милая вещица, сделанная своими руками.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

городские ОКРУГА
перед НИМИ
пара БОТИНОК
КЛАСТЬ на стол
в ПОЛУТОРАСТАХ метрах



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В) нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении сложного предложения
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Благодаря талантливо подобранным цветовым оттенкам творец сумел так реалистично изобразить ясное осеннее утро, как будто сфотографировал его в своей душе и перенёс на бумагу.
2) Цветовой контраст на картине создают густая зелень заросшего парка и давно выбеленные брёвна солнцем и непогодой маленького старого мостика над ручьём.
3) Благодаря быстрого развития науки, техники и экономики в европейском обществе распространились идеи прогресса.
4) Для норвежцев рыба — предмет национальной гордости, а рыбная ловля не только источник дохода, а также и часть национальной культуры: благодаря ей появились особый морской язык и любимый норвежцами особый рыбный суп.
5) Особое влияние на юного А.П. Чехова оказала книга очерков И.А. Гончарова «Фрегат "Паллада"».
6) Небо, изображённое на картине, было ещё по-летнему голубым, и только где-то по краям виднелись, напоминая об осени, сероватые облака, исчезающие над липовой аллеей.
7) Сегодня любой школьник знает то, что эхо — это акустическая или электромагнитная волна, отражённая от какого-либо препятствия и принятая назад ухом или прибором.
8) Учёным удалось подтвердить, что животные способны видеть сны, и узнать, какие именно.
9) Перечитывая потом эти страницы, собственные переживания двухмесячной давности были оценены Печориным уже совсем иначе.

АБВГД
     




9) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) привязаться, скрипучий, щебетать
2) околдовать, крестьянин, запотевать
3) исстелить, смешать (краски), ослеплённый
4) окаменеть, сокращать, пригоревшая
5) выскочить, непостижимый, театральный



10) Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..правил, ра..делил
пр..высил, пр..колол
на..строил, по..пункт
под..брал, н..правил
пр..дорогой, пр..зыв



11) Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

рол..вой
фасол..вый
преодол..вая
дешёв..нький
отзывч..вость





12) Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

(токарь) точ..т
неприемл..мые (условия)
(рука) сгиба..тся
омыва..мые
несгора..мый



13) Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Безответственность заключается прежде всего в (НЕ)РАДИВОМ отношении к общественно полезному производительному труду, в стремлении переложить свою долю труда на других.

Даже (НЕ)ОТДАВАЯ себе в этом отчёта, мы смотрим на мир в соответствии с тем, как выстраивает его наша грамматика и как делит его на части словарь.

Павловопосадский расписной платок, (НЕ)ВЫХОДЯЩИЙ из моды наряду с матрёшками, палехскими миниатюрами и гжельской керамикой, давно сделался сувенирным символом России.

В 1896 году граммофоны моторизировали, и с тех пор больше (НЕ)НАДО было дежурить у звуковоспроизводящего устройства, крутя ручку.

Ни разу в жизни Пушкин так и (НЕ)ПЕРЕСЁК границ тогдашней России, но, словно компенсируя невозможность увидеть другие страны, поэт много путешествовал в пределах империи.



14) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Первую крепость на Боровицком холме построили рядом с сухопутной дорогой и недалеко от крупной водной артерии (СРЕДНЕ)РУССКОЙ равнины МОСКВЫ(РЕКИ).

(B)ТЕЧЕНИЕ многих десятилетий В.А. Обручев занимался поиском разных земных богатств — графита и угля, золота и меди, а ТАК(ЖЕ) слюды, огнеупорных глин.

Каждый лист осины в ясный ветреный день КАК(БУДТО) хочет сорваться, слететь и умчаться (В)ДАЛЬ.

(C)НАЧАЛА Дарья долго любовалась (ЯРКО)КРАСНЫМИ, белыми и сиреневыми астрами, а потом набрала большой пёстрый букет, нежный, прекрасный, пахучий.

А (ИЗ)ДАЛИ за хозяином (ПОЛУ)СОННЫМИ глазами наблюдал кот, жмурящийся на ступеньках беседки.



15) Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Дли(1)ые улицы, наполне(2)ые тума(3)ой дымкой, уходили в непроглядную ночь, тускло светили фонари, и редко где встречались освещё(4)ые окна.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Книги В.К. Арсеньева многократно переиздавались в России и переводились на языки народов нашей страны известны они и за рубежом.

2) Снег тихо опускался на тёмную гладь и таял в чёрной воде озера.

3) Вечерами Тарас Семёнович либо читал вслух какую-нибудь книгу либо рассказывал сказки.

4) Газета типография и библиотека отнимали почти всё время а новых помощников не появлялось.

5) В глазах детей волшебник знает решительно всё на свете и решительно всё может сделать.



17) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Стоявшая над лесами (1) жара разогревала сосновую смолу (2) стекавшую по стволам деревьев (3) и (4) почти сразу же превращавшуюся в янтарный камень.





18) Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Уртминцев (1) в пылу спора совершенно определённо высказал свою точку зрения на потребности человека: «Человек (2) друзья (3) мои (4) нуждается только в небольшой комнате (5) конечно же (6) с доступом свежего воздуха, в здоровой пище и (7) наконец (8) в хороших книгах».



19) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Российская государственная библиотека первоначально входила в состав Румянцевского музея (1) коллекция (2) которого (3) была переведена (4) из Петербурга в Москву.



20) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Человечество одолело путь от примитивных деревянных и каменных орудий до компьютеров и космических кораблей (1) однако на этом пути человеку не менее пятисот тысяч лет сопутствует древесина (2) и (3) хотя со временем значение этого материала для развития цивилизации стало снижаться (4) он и сегодня может в немалой степени содействовать прогрессу.



21) Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Являясь озером по законам географии, Байкал в мифологии народов, с древности населявших его бассейн, всегда считался морем. (2)Эвенки называли его Ламу, тюрки — Тенгис. (З)Средневековые монголы — Далай, якуты — Байгал, китайцы — Бэйхай. (4)Все эти слова в переводе означают «море», «океан». (5)Когда в середине XVII века русские появились у берегов Байкала и познакомились с живущими на этой земле бурятами, они восприняли то название, каким пользовался этот народ, — Байгаал-далай. (6)В легендах и рассказах жителей данного района часто упоминается, что предки современных бурят когда-то кочевали в бассейне Байкала, поскольку тому способствовали богатые пастбища для скота и обилие рыбы в озере. (7)Отражение давней связи бурят с Байкалом — ежегодный обряд, который проводится весной или в начале лета в честь духа-хозяина Байкала.



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) У современных людей существует зависимость от информационного потока и цифровых гаджетов: телефонов, компьютеров, телевизоров.

2) В науке существовали понятия «человек естественный», «человек общественный», «человек экономический», а в XXI веке появилось понятие «человек медийный».

3) Смартфон должен быть основной платформой распространения информации.

4) Учёные всё чаще фиксируют возрастающую зависимость человека от процессов развития информационно-коммуникационных технологий, медийной среды.

5) Уже в XX веке французские социологи предполагали, что человек рационально формирует свои потребности, исходя из материальных условий и условий потребления.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 5-7 представлено рассуждение.

2) Предложения 9 и 10 противопоставлены по содержанию.

3) Предложение 13 содержит определение понятия.

4) В предложении 16 содержится ответ на вопрос, поставленный в предложении 15.

5) В предложении 26 представлено повествование.



24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 4-7 выпишите слово со значением «система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов на то или иное явление».



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 26-29 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Представляя читателю новое понятие, Е.Л. Вартанова использует разнообразные лексические средства, в том числе (А)_________ («гаджет» в предложении 1, «смартфон» в предложениях 14, 15). Синтаксические средства выразительности: (Б)_________ (предложения 15, 16) и (В)_________ (в предложениях 1,11,13, 29), а также ещё одно лексическое средство — (Г)_________ («усиливаться» — «снижаться» в предложении 28) — помогают автору привлечь читателей к процессу размышления и точно и развёрнуто выразить свои мысли».

Список терминов:
1) заимствованные слова
2) контекстные антонимы
3) фразеологизм
4) эпитеты
5) ряд однородных членов
6) восклицательные предложения
7) риторическое обращение
8) вопросительные предложения
9) диалектизмы

АБВГ