Русский язык, ЕГЭ
(current)
Русский язык, ОГЭ
Обществознание
ЕГЭ
ОГЭ
Статьи
О проекте
Тест 15. Задания с развернутым ответом. ЕГЭ по обществознанию
1)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Правоотношение обычно определяют как общественное отношение, урегулированное нормой права, участники которого наделены субъективными правами и обязанностями. Правоотношение является результатом воздействия нормы права на фактическое общественное отношение. Оно выступает в качестве одной из форм реализации права, когда абстрактная модель возможного или должного общественного отношения, сформулированная в норме, обретает характер персонально определённой юридической связи между лицами.
Правоотношение носит волевой характер, т.е. его участники отдают себе отчёт в последствиях своих действий либо бездействия, даже если одна из сторон вступила в правоотношение не по своей воле. В юридической науке принято использовать понятие «структура правоотношения». Элементы этой структуры следующие: содержание правоотношения, субъекты правоотношения, объект правоотношения.
Материальную сторону содержания правоотношения составляет само фактическое поведение его субъектов, их действия и поступки, связанные с реализацией принадлежащих им субъективных прав и обязанностей. Субъективное право выражается в правомочиях субъекта, которые состоят в следующем: возможность субъекта своими собственными действиями реализовать своё право; право требовать от другого участника правоотношения исполнения своих обязанностей; право обращаться за государственной защитой в случае, если субъективное право нарушено.
Объектами правоотношения выступают материальные и нематериальные блага, на которые направлены действия субъектов правоотношения. Это могут быть вещи (в том числе наличные деньги, документарные ценные бумаги), результаты интеллектуальной деятельности (произведения науки, литературы, искусства и т.д.), личные неимущественные блага (жизнь, честь, доброе имя, здоровье человека). Кроме того, в качестве объекта может выступать и результат поведения, который имеет первостепенное значение для участников данного правоотношения (например, доставка товара в указанное в договоре перевозки время и место).
Юридические факты – это те жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Как правило, для возникновения конкретного правоотношения требуется не один юридический факт, а их совокупность (так, для получения права на пенсию необходимы определённый возраст, стаж работы).
(По Е.Г. Шабловой и др.)
Как авторы характеризуют волевой характер правоотношения? Какие личные неимущественные блага перечислены в тексте?
(Укажите любые три таких блага.)
Какое определение юридических фактов приведено в тексте?
🔗
2)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Правоотношение обычно определяют как общественное отношение, урегулированное нормой права, участники которого наделены субъективными правами и обязанностями. Правоотношение является результатом воздействия нормы права на фактическое общественное отношение. Оно выступает в качестве одной из форм реализации права, когда абстрактная модель возможного или должного общественного отношения, сформулированная в норме, обретает характер персонально определённой юридической связи между лицами.
Правоотношение носит волевой характер, т.е. его участники отдают себе отчёт в последствиях своих действий либо бездействия, даже если одна из сторон вступила в правоотношение не по своей воле. В юридической науке принято использовать понятие «структура правоотношения». Элементы этой структуры следующие: содержание правоотношения, субъекты правоотношения, объект правоотношения.
Материальную сторону содержания правоотношения составляет само фактическое поведение его субъектов, их действия и поступки, связанные с реализацией принадлежащих им субъективных прав и обязанностей. Субъективное право выражается в правомочиях субъекта, которые состоят в следующем: возможность субъекта своими собственными действиями реализовать своё право; право требовать от другого участника правоотношения исполнения своих обязанностей; право обращаться за государственной защитой в случае, если субъективное право нарушено.
Объектами правоотношения выступают материальные и нематериальные блага, на которые направлены действия субъектов правоотношения. Это могут быть вещи (в том числе наличные деньги, документарные ценные бумаги), результаты интеллектуальной деятельности (произведения науки, литературы, искусства и т.д.), личные неимущественные блага (жизнь, честь, доброе имя, здоровье человека). Кроме того, в качестве объекта может выступать и результат поведения, который имеет первостепенное значение для участников данного правоотношения (например, доставка товара в указанное в договоре перевозки время и место).
Юридические факты – это те жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Как правило, для возникновения конкретного правоотношения требуется не один юридический факт, а их совокупность (так, для получения права на пенсию необходимы определённый возраст, стаж работы).
(По Е.Г. Шабловой и др.)
Назовите указанные в тексте три правомочия субъекта, в которых выражается субъективное право. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примером реализацию каждого из них. (В каждом случае сначала назовите правомочие, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
🔗
3)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Правоотношение обычно определяют как общественное отношение, урегулированное нормой права, участники которого наделены субъективными правами и обязанностями. Правоотношение является результатом воздействия нормы права на фактическое общественное отношение. Оно выступает в качестве одной из форм реализации права, когда абстрактная модель возможного или должного общественного отношения, сформулированная в норме, обретает характер персонально определённой юридической связи между лицами.
Правоотношение носит волевой характер, т.е. его участники отдают себе отчёт в последствиях своих действий либо бездействия, даже если одна из сторон вступила в правоотношение не по своей воле. В юридической науке принято использовать понятие «структура правоотношения». Элементы этой структуры следующие: содержание правоотношения, субъекты правоотношения, объект правоотношения.
Материальную сторону содержания правоотношения составляет само фактическое поведение его субъектов, их действия и поступки, связанные с реализацией принадлежащих им субъективных прав и обязанностей. Субъективное право выражается в правомочиях субъекта, которые состоят в следующем: возможность субъекта своими собственными действиями реализовать своё право; право требовать от другого участника правоотношения исполнения своих обязанностей; право обращаться за государственной защитой в случае, если субъективное право нарушено.
Объектами правоотношения выступают материальные и нематериальные блага, на которые направлены действия субъектов правоотношения. Это могут быть вещи (в том числе наличные деньги, документарные ценные бумаги), результаты интеллектуальной деятельности (произведения науки, литературы, искусства и т.д.), личные неимущественные блага (жизнь, честь, доброе имя, здоровье человека). Кроме того, в качестве объекта может выступать и результат поведения, который имеет первостепенное значение для участников данного правоотношения (например, доставка товара в указанное в договоре перевозки время и место).
Юридические факты – это те жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Как правило, для возникновения конкретного правоотношения требуется не один юридический факт, а их совокупность (так, для получения права на пенсию необходимы определённый возраст, стаж работы).
(По Е.Г. Шабловой и др.)
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «норма права».
(В объяснении смысла / определении понятия «норма права» должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение / определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
🔗
4)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Правоотношение обычно определяют как общественное отношение, урегулированное нормой права, участники которого наделены субъективными правами и обязанностями. Правоотношение является результатом воздействия нормы права на фактическое общественное отношение. Оно выступает в качестве одной из форм реализации права, когда абстрактная модель возможного или должного общественного отношения, сформулированная в норме, обретает характер персонально определённой юридической связи между лицами.
Правоотношение носит волевой характер, т.е. его участники отдают себе отчёт в последствиях своих действий либо бездействия, даже если одна из сторон вступила в правоотношение не по своей воле. В юридической науке принято использовать понятие «структура правоотношения». Элементы этой структуры следующие: содержание правоотношения, субъекты правоотношения, объект правоотношения.
Материальную сторону содержания правоотношения составляет само фактическое поведение его субъектов, их действия и поступки, связанные с реализацией принадлежащих им субъективных прав и обязанностей. Субъективное право выражается в правомочиях субъекта, которые состоят в следующем: возможность субъекта своими собственными действиями реализовать своё право; право требовать от другого участника правоотношения исполнения своих обязанностей; право обращаться за государственной защитой в случае, если субъективное право нарушено.
Объектами правоотношения выступают материальные и нематериальные блага, на которые направлены действия субъектов правоотношения. Это могут быть вещи (в том числе наличные деньги, документарные ценные бумаги), результаты интеллектуальной деятельности (произведения науки, литературы, искусства и т.д.), личные неимущественные блага (жизнь, честь, доброе имя, здоровье человека). Кроме того, в качестве объекта может выступать и результат поведения, который имеет первостепенное значение для участников данного правоотношения (например, доставка товара в указанное в договоре перевозки время и место).
Юридические факты – это те жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Как правило, для возникновения конкретного правоотношения требуется не один юридический факт, а их совокупность (так, для получения права на пенсию необходимы определённый возраст, стаж работы).
(По Е.Г. Шабловой и др.)
Есть мнение, что правомерное поведение и правопорядок в обществе способствуют повышению качества жизни населения. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих это мнение.
(Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)
🔗
5)
На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке молочных продуктов в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения
D
в положение
D
1
при неизменном предложении
S
. (На графике
P
- цена товара;
Q
- количество товара).
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение спроса?
Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос.
Как изменятся предложение и равновесная цена молочных продуктов на рынке государства Z после массового внедрения более экономичной технологии производства данной продукции при прочих равных условиях?
Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастут доходы населения при прочих равных условиях?
(
Объяснение должно быть дано
применительно к рынку, указанному в тексте задания.
)
🔗
6)
В государстве Z развито промышленное и сельскохозяйственное производство, большинство производственных процессов механизированы; ускорено развиваются наука и техника, средства коммуникации; растёт урбанизация. В экономике преобладает государственная собственность на средства производства, директивно определяются объёмы и ассортимент производимой продукции, а также цены на товары и услуги. Всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Государство установило всеобщий контроль над всеми сферами общественной жизни и частной жизнью граждан; права и свободы человека и гражданина провозглашаются, но не соблюдаются. В государстве принята официальная идеология, другие идеологии запрещены.
К какому типу относится общество государства Z? К какому типу относится экономика государства Z? Какой политический режим установился в государстве Z? Есть ли в условии задачи информация, позволяющая сделать вывод о форме государственного территориального устройства государства Z? (Объясните свой ответ.)
🔗
7)
В Конституции Российской Федерации защита Отечества закреплена как значимая ценность общества.
На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.
(
Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.
)
🔗
8)
Представьте, что Вам необходимо подготовить доклад по определённой теме.
Вам необходимо подготовить доклад по теме «Деятельность как форма взаимодействия человека с окружающим миром».
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность как форма взаимодействия человека с окружающим миром». Сложный план должен содержать
не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах.
(Количество подпунктов
каждого детализированного пункта
должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
🔗
9)
Представьте, что Вам необходимо подготовить доклад по определённой теме.
Вам необходимо подготовить доклад по теме «Деятельность как форма взаимодействия человека с окружающим миром».
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте значимость трудовой деятельности для благополучия как отдельной личности, так и общества в целом. (
Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.
)
2) Какова возможная мотивация трудовой деятельности работника? (Укажите любые три мотива.)
3) Приведите по одному примеру, иллюстрирующему влияние каждого из указанных в пункте 2 мотивов на результативность трудовой деятельности. (
Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.
)
🔗