Русский язык, ЕГЭ
(current)
Русский язык, ОГЭ
Обществознание
ЕГЭ
ОГЭ
Статьи
О проекте
Тест 13. Задания с развернутым ответом. ЕГЭ по обществознанию
1)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Политическое участие представляет собой вовлечённость членов общества в определённые политические отношения, движимые различными интересами. Благодаря последним политическая деятельность получает большую целеустремлённость, активнее идёт процесс формирования партий. Мерой политического участия выступает политическая активность общества, через неё субъект политики заявляет своё право на удовлетворение потребностей, выражаемое в определённом уровне притязаний на власть, либо на участие в её осуществлении. <…>
В демократическом обществе участие в политике – свободное, инициативное, действенное в решении вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан. Такое участие обеспечивается определёнными государственно-правовыми институтами, нормами и процедурами, составляющими основы демократического правового режима, при этом основной формой являются выборы. Если в авторитарном обществе часть граждан полностью или частично отстраняются от участия в политике, то тоталитарное стремится к мобилизации населения в действия по поддержке режима. В этом случае политическое участие играет роль орудия насильственного навязывания идеологии и контроля со стороны правящей группы. Если в недемократических обществах запрещены все формы протеста, то в демократическом обществе допускаются такие формы протеста, как митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и т.п.
Участие в политической жизни выступает показателем самоопределения личности, её востребованности, осуществления ею своих прав, выражением понимания человеком своего социального статуса и возможностей. Граждане включаются в политическую деятельность в зависимости от характера решаемых вопросов, своей компетенции, потребностей и политической ситуации.
Можно выделить три уровня участия граждан в жизнедеятельности общества. Первый уровень предполагает принятие гражданином норм политической системы, правовых предписаний. Второй уровень предполагает совместные действия граждан в целях достижения групповых интересов. Третий уровень отражает нацеленность граждан на решение государственных вопросов. Диапазон проявления данного уровня достаточно широк и определяется фактом активного участия в обсуждении законопроектов, участия в референдумах, выборах. Данный уровень политического участия требует политических знаний, правовой и политической культуры личности.
(По Т.С. Болховитиной)
Какое определение понятия «политическое участие» приводит автор? Какие формы политического протеста, допустимые в условиях демократии, названы в тексте? От чего, по мнению автора, зависит включение граждан в политическую деятельность?
(Укажите любые три фактора из текста.)
🔗
2)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Политическое участие представляет собой вовлечённость членов общества в определённые политические отношения, движимые различными интересами. Благодаря последним политическая деятельность получает большую целеустремлённость, активнее идёт процесс формирования партий. Мерой политического участия выступает политическая активность общества, через неё субъект политики заявляет своё право на удовлетворение потребностей, выражаемое в определённом уровне притязаний на власть, либо на участие в её осуществлении. <…>
В демократическом обществе участие в политике – свободное, инициативное, действенное в решении вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан. Такое участие обеспечивается определёнными государственно-правовыми институтами, нормами и процедурами, составляющими основы демократического правового режима, при этом основной формой являются выборы. Если в авторитарном обществе часть граждан полностью или частично отстраняются от участия в политике, то тоталитарное стремится к мобилизации населения в действия по поддержке режима. В этом случае политическое участие играет роль орудия насильственного навязывания идеологии и контроля со стороны правящей группы. Если в недемократических обществах запрещены все формы протеста, то в демократическом обществе допускаются такие формы протеста, как митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и т.п.
Участие в политической жизни выступает показателем самоопределения личности, её востребованности, осуществления ею своих прав, выражением понимания человеком своего социального статуса и возможностей. Граждане включаются в политическую деятельность в зависимости от характера решаемых вопросов, своей компетенции, потребностей и политической ситуации.
Можно выделить три уровня участия граждан в жизнедеятельности общества. Первый уровень предполагает принятие гражданином норм политической системы, правовых предписаний. Второй уровень предполагает совместные действия граждан в целях достижения групповых интересов. Третий уровень отражает нацеленность граждан на решение государственных вопросов. Диапазон проявления данного уровня достаточно широк и определяется фактом активного участия в обсуждении законопроектов, участия в референдумах, выборах. Данный уровень политического участия требует политических знаний, правовой и политической культуры личности.
(По Т.С. Болховитиной)
Назовите три уровня участия граждан в жизнедеятельности общества, указанных в тексте. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примером каждый из них.
(В каждом случае сначала назовите уровень, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
🔗
3)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Политическое участие представляет собой вовлечённость членов общества в определённые политические отношения, движимые различными интересами. Благодаря последним политическая деятельность получает большую целеустремлённость, активнее идёт процесс формирования партий. Мерой политического участия выступает политическая активность общества, через неё субъект политики заявляет своё право на удовлетворение потребностей, выражаемое в определённом уровне притязаний на власть, либо на участие в её осуществлении. <…>
В демократическом обществе участие в политике – свободное, инициативное, действенное в решении вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан. Такое участие обеспечивается определёнными государственно-правовыми институтами, нормами и процедурами, составляющими основы демократического правового режима, при этом основной формой являются выборы. Если в авторитарном обществе часть граждан полностью или частично отстраняются от участия в политике, то тоталитарное стремится к мобилизации населения в действия по поддержке режима. В этом случае политическое участие играет роль орудия насильственного навязывания идеологии и контроля со стороны правящей группы. Если в недемократических обществах запрещены все формы протеста, то в демократическом обществе допускаются такие формы протеста, как митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и т.п.
Участие в политической жизни выступает показателем самоопределения личности, её востребованности, осуществления ею своих прав, выражением понимания человеком своего социального статуса и возможностей. Граждане включаются в политическую деятельность в зависимости от характера решаемых вопросов, своей компетенции, потребностей и политической ситуации.
Можно выделить три уровня участия граждан в жизнедеятельности общества. Первый уровень предполагает принятие гражданином норм политической системы, правовых предписаний. Второй уровень предполагает совместные действия граждан в целях достижения групповых интересов. Третий уровень отражает нацеленность граждан на решение государственных вопросов. Диапазон проявления данного уровня достаточно широк и определяется фактом активного участия в обсуждении законопроектов, участия в референдумах, выборах. Данный уровень политического участия требует политических знаний, правовой и политической культуры личности.
(По Т.С. Болховитиной)
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «выборы».
(Объяснение смысла / определение понятия может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях. Выписанные из текста предложения не засчитываются.)
🔗
4)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Политическое участие представляет собой вовлечённость членов общества в определённые политические отношения, движимые различными интересами. Благодаря последним политическая деятельность получает большую целеустремлённость, активнее идёт процесс формирования партий. Мерой политического участия выступает политическая активность общества, через неё субъект политики заявляет своё право на удовлетворение потребностей, выражаемое в определённом уровне притязаний на власть, либо на участие в её осуществлении. <…>
В демократическом обществе участие в политике – свободное, инициативное, действенное в решении вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан. Такое участие обеспечивается определёнными государственно-правовыми институтами, нормами и процедурами, составляющими основы демократического правового режима, при этом основной формой являются выборы. Если в авторитарном обществе часть граждан полностью или частично отстраняются от участия в политике, то тоталитарное стремится к мобилизации населения в действия по поддержке режима. В этом случае политическое участие играет роль орудия насильственного навязывания идеологии и контроля со стороны правящей группы. Если в недемократических обществах запрещены все формы протеста, то в демократическом обществе допускаются такие формы протеста, как митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и т.п.
Участие в политической жизни выступает показателем самоопределения личности, её востребованности, осуществления ею своих прав, выражением понимания человеком своего социального статуса и возможностей. Граждане включаются в политическую деятельность в зависимости от характера решаемых вопросов, своей компетенции, потребностей и политической ситуации.
Можно выделить три уровня участия граждан в жизнедеятельности общества. Первый уровень предполагает принятие гражданином норм политической системы, правовых предписаний. Второй уровень предполагает совместные действия граждан в целях достижения групповых интересов. Третий уровень отражает нацеленность граждан на решение государственных вопросов. Диапазон проявления данного уровня достаточно широк и определяется фактом активного участия в обсуждении законопроектов, участия в референдумах, выборах. Данный уровень политического участия требует политических знаний, правовой и политической культуры личности.
(По Т.С. Болховитиной)
Субъект может активно участвовать в политической жизни или уклоняться от такого участия. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих возможные негативные последствия массового уклонения граждан от участия в политической жизни общества. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)
🔗
5)
На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке бананов, доставляемых из-за рубежа в страну Z. Кривая спроса переместилась из положения
D
в положение
D
1
при неизменном предложении
S
. (На графике
P
- цена товара;
Q
- количество товара.)
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (
Объяснение должно быть дано
применительно к рынку, указанному в тексте задания
.)
Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если вырастут таможенные тарифы на ввоз в страну бананов при прочих равных условиях?
🔗
6)
В стране Z доля работников, занятых в промышленном производстве, значительно превышает доли представителей других профессий. Главой государства является король, представляющий Z в международных отношениях, правительство ответственно перед парламентом.
В 2016-2018 гг. в стране Z была зафиксирована циклическая безработица.
В этой ситуации парламент распустил старое и сформировал новое правительство. В 2020 г. новое правительство вынесло на обсуждение проект реформы образования, предлагая расширить учебную программу по предметам, которые помогают в овладении цифровой грамотностью, обеспечить учебные заведения свободным доступом к интернету.
К какому типу общества относится Z? Какая форма правления установлена в Z (дайте полное название)? Какой факт в жизни страны Z может свидетельствовать о циклической безработице? Какое направление модернизации образования предлагает реформа, вынесенная на обсуждение в стране Z?
🔗
7)
В Конституции Российской Федерации права и свободы человека закрепляются как значимая ценность. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.
(
Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания
не требует
указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания.
)
🔗
8)
Представьте, что Вам необходимо подготовить доклад по определённой теме.
Вам необходимо подготовить доклад по теме «Трудовой договор в Российской Федерации».
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Трудовой договор в Российской Федерации». Сложный план должен содержать
не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах.
(Количество подпунктов
каждого детализированного пункта
должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
🔗
9)
Представьте, что Вам необходимо подготовить доклад по определённой теме.
Вам необходимо подготовить доклад по теме «Трудовой договор в Российской Федерации».
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость правового регулирования трудовых отношений. (
Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.
)
2) Каковы основные обязанности работника? (Назовите любые три обязанности работника в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.)
3) Проиллюстрируйте примером исполнение каждой из них. (
Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В каждом случае обязательно укажите цель/задачу, с которой может быть связано исполнение конкретной обязанности.
)
🔗