Русский язык, ЕГЭ
(current)
Русский язык, ОГЭ
Обществознание
ЕГЭ
ОГЭ
Статьи
О проекте
Тест 6. Задания с развернутым ответом. ЕГЭ по обществознанию
1)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Системное мышление позволяет проникнуть за пределы того, что представляется изолированными и независимыми событиями, и увидеть лежащие в их основе структуры. Благодаря этому мы распознаём связь между событиями и таким образом совершенствуем свою способность понимать их и влиять на них. Что представляет собой система? Система — это нечто такое, что в результате взаимодействия своих частей поддерживает своё существование и функционирует как единое целое. Отличный пример — наше тело. Оно состоит из множества различных органов, и каждый действует отдельно, но при этом все они работают вместе и каждый влияет на все другие. Тело — это сложная система, так же как и семья, бизнес или система убеждений. Мы живём как системы в мире систем. Чтобы разобраться в этом, нужны навыки системного мышления.
Нас учат мыслить логично, анализировать, то есть разбивать события на части и потом опять собирать их. Иногда это приводит к успеху. Но опасность подстерегает тех, кто попытается использовать такой подход в любой ситуации. Он не работает, когда имеешь дело с системами. Привычное причинное мышление не срабатывает, когда нам приходится иметь дело с системами, потому что оно склонно везде усматривать действие простых, локализованных в пространстве и во времени причинно-следственных связей, а не комбинаций взаимовлияющих факторов. В системах причина и её следствие могут быть далеко разнесены в пространстве и во времени. Следствие может проявиться лишь спустя несколько дней, недель и даже лет, а действовать нам нужно сейчас. Долгосрочные результаты могут оказаться совсем неплохими — так, благодаря хорошему воспитанию вырастают заботливые, способные дети, которые, в свою очередь, станут хорошими родителями.
Если вы не в состоянии устанавливать связи между причинами и следствиями, то вам будет трудно чему-либо научиться на опыте и принимать разумные решения. Но логический анализ может и ввести в заблуждение, а очевидные решения способны сделать ситуацию хуже, чем она была; при этом выход из неё может оказаться чем-то противоречащим здравому смыслу.
(Дж. О’Коннор, И. Макдермотт)
Каким образом системное мышление позволяет распознать связь между событиями и явлениями, которые кажутся изолированными? К каким затруднениям ведёт неумение устанавливать причинно-следственные связи? Какие особенности являются общими для семьи, бизнеса или системы убеждений? (Используя текст, дайте развёрнутое описание.)
🔗
2)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Системное мышление позволяет проникнуть за пределы того, что представляется изолированными и независимыми событиями, и увидеть лежащие в их основе структуры. Благодаря этому мы распознаём связь между событиями и таким образом совершенствуем свою способность понимать их и влиять на них. Что представляет собой система? Система — это нечто такое, что в результате взаимодействия своих частей поддерживает своё существование и функционирует как единое целое. Отличный пример — наше тело. Оно состоит из множества различных органов, и каждый действует отдельно, но при этом все они работают вместе и каждый влияет на все другие. Тело — это сложная система, так же как и семья, бизнес или система убеждений. Мы живём как системы в мире систем. Чтобы разобраться в этом, нужны навыки системного мышления.
Нас учат мыслить логично, анализировать, то есть разбивать события на части и потом опять собирать их. Иногда это приводит к успеху. Но опасность подстерегает тех, кто попытается использовать такой подход в любой ситуации. Он не работает, когда имеешь дело с системами. Привычное причинное мышление не срабатывает, когда нам приходится иметь дело с системами, потому что оно склонно везде усматривать действие простых, локализованных в пространстве и во времени причинно-следственных связей, а не комбинаций взаимовлияющих факторов. В системах причина и её следствие могут быть далеко разнесены в пространстве и во времени. Следствие может проявиться лишь спустя несколько дней, недель и даже лет, а действовать нам нужно сейчас. Долгосрочные результаты могут оказаться совсем неплохими — так, благодаря хорошему воспитанию вырастают заботливые, способные дети, которые, в свою очередь, станут хорошими родителями.
Если вы не в состоянии устанавливать связи между причинами и следствиями, то вам будет трудно чему-либо научиться на опыте и принимать разумные решения. Но логический анализ может и ввести в заблуждение, а очевидные решения способны сделать ситуацию хуже, чем она была; при этом выход из неё может оказаться чем-то противоречащим здравому смыслу.
(Дж. О’Коннор, И. Макдермотт)
Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «мышление». В чём сущность умения мыслить логично? В каких ситуациях и почему, по мнению авторов, причинное мышление не всегда выполняет свою функцию?
🔗
3)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Системное мышление позволяет проникнуть за пределы того, что представляется изолированными и независимыми событиями, и увидеть лежащие в их основе структуры. Благодаря этому мы распознаём связь между событиями и таким образом совершенствуем свою способность понимать их и влиять на них. Что представляет собой система? Система — это нечто такое, что в результате взаимодействия своих частей поддерживает своё существование и функционирует как единое целое. Отличный пример — наше тело. Оно состоит из множества различных органов, и каждый действует отдельно, но при этом все они работают вместе и каждый влияет на все другие. Тело — это сложная система, так же как и семья, бизнес или система убеждений. Мы живём как системы в мире систем. Чтобы разобраться в этом, нужны навыки системного мышления.
Нас учат мыслить логично, анализировать, то есть разбивать события на части и потом опять собирать их. Иногда это приводит к успеху. Но опасность подстерегает тех, кто попытается использовать такой подход в любой ситуации. Он не работает, когда имеешь дело с системами. Привычное причинное мышление не срабатывает, когда нам приходится иметь дело с системами, потому что оно склонно везде усматривать действие простых, локализованных в пространстве и во времени причинно-следственных связей, а не комбинаций взаимовлияющих факторов. В системах причина и её следствие могут быть далеко разнесены в пространстве и во времени. Следствие может проявиться лишь спустя несколько дней, недель и даже лет, а действовать нам нужно сейчас. Долгосрочные результаты могут оказаться совсем неплохими — так, благодаря хорошему воспитанию вырастают заботливые, способные дети, которые, в свою очередь, станут хорошими родителями.
Если вы не в состоянии устанавливать связи между причинами и следствиями, то вам будет трудно чему-либо научиться на опыте и принимать разумные решения. Но логический анализ может и ввести в заблуждение, а очевидные решения способны сделать ситуацию хуже, чем она была; при этом выход из неё может оказаться чем-то противоречащим здравому смыслу.
(Дж. О’Коннор, И. Макдермотт)
Авторы утверждают, что в системах причина и её следствие могут быть далеко разнесены в пространстве и во времени. Приведите три примера (из мира природы, из жизни общества и из сферы познавательной деятельности), которые иллюстрируют эту идею. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
🔗
4)
Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Системное мышление позволяет проникнуть за пределы того, что представляется изолированными и независимыми событиями, и увидеть лежащие в их основе структуры. Благодаря этому мы распознаём связь между событиями и таким образом совершенствуем свою способность понимать их и влиять на них. Что представляет собой система? Система — это нечто такое, что в результате взаимодействия своих частей поддерживает своё существование и функционирует как единое целое. Отличный пример — наше тело. Оно состоит из множества различных органов, и каждый действует отдельно, но при этом все они работают вместе и каждый влияет на все другие. Тело — это сложная система, так же как и семья, бизнес или система убеждений. Мы живём как системы в мире систем. Чтобы разобраться в этом, нужны навыки системного мышления.
Нас учат мыслить логично, анализировать, то есть разбивать события на части и потом опять собирать их. Иногда это приводит к успеху. Но опасность подстерегает тех, кто попытается использовать такой подход в любой ситуации. Он не работает, когда имеешь дело с системами. Привычное причинное мышление не срабатывает, когда нам приходится иметь дело с системами, потому что оно склонно везде усматривать действие простых, локализованных в пространстве и во времени причинно-следственных связей, а не комбинаций взаимовлияющих факторов. В системах причина и её следствие могут быть далеко разнесены в пространстве и во времени. Следствие может проявиться лишь спустя несколько дней, недель и даже лет, а действовать нам нужно сейчас. Долгосрочные результаты могут оказаться совсем неплохими — так, благодаря хорошему воспитанию вырастают заботливые, способные дети, которые, в свою очередь, станут хорошими родителями.
Если вы не в состоянии устанавливать связи между причинами и следствиями, то вам будет трудно чему-либо научиться на опыте и принимать разумные решения. Но логический анализ может и ввести в заблуждение, а очевидные решения способны сделать ситуацию хуже, чем она была; при этом выход из неё может оказаться чем-то противоречащим здравому смыслу.
(Дж. О’Коннор, И. Макдермотт)
Авторы утверждают: «Мы живём как системы в мире систем». Поясните смысл авторского высказывания. Приведите аргумент, который подтверждает возможность системного мышления положительно повлиять на будущее человечества, и контраргумент.
🔗
5)
На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке фермерских фруктов в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения
S
в положение S
1
при неизменном спросе
D
. (На графике
P
- цена товара;
Q
- количество товара).
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение предложения?
Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение.
(
Объяснение должно быть дано
применительно к рынку, указанному в тексте задания.
)
Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастут доходы населения при прочих равных условиях?
🔗
6)
Гражданин РФ Фёдоров женился на гражданке другого государства, с которым у РФ нет договора о двойном гражданстве. В 2010 г. в семье Фёдоровых родилась дочь Александра, которая получила гражданство РФ. Какие основания могли быть приняты во внимание при установлении гражданства Александры? (Приведите два основания.) Возможна ли ситуация, в которой Александру могут лишить гражданства РФ? (Дайте развёрнутый ответ с пояснением.) Охарактеризуйте гражданскую дееспособность Александры: укажите три вида сделок, которые Александра вправе совершать.
🔗
7)
Конституция Российской Федерации утвердила республиканскую форму правления в Российской Федерации.
На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.
(
Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания.
)
🔗
8)
Представьте, что Вам необходимо подготовить доклад по определённой теме.
Вам необходимо подготовить доклад по теме «Рациональное поведение потребителя в экономике и права потребителя».
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Рациональное поведение потребителя в экономике и права потребителя». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (
Количество подпунктов
каждого детализированного пункта
должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
)
🔗
9)
Представьте, что Вам необходимо подготовить доклад по определённой теме.
Вам необходимо подготовить доклад по теме «Рациональное поведение потребителя в экономике и права потребителя».
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость рационального экономического поведения в современной экономике. (
Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинноследственные и(или) функциональные связи.
)
2) Какие основные права потребителя действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три права.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2 основных прав потребителя приведите по одному примеру, иллюстрирующему его реализацию. (
Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные права.
)
🔗