Тест 4. Задания с кратким ответом. ЕГЭ по русскому языку

Тест 4. Задания с кратким ответом. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот предлог.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) КАРТИНА. То, что можно видеть, обозревать или представлять себе в конкретных образах. Картина природы.

2) СЧИТАТЬ. Принимать в расчет, во внимание. Если не считать погоду, то отпуск прошел хорошо.

3) ФОРМА. Внешнее очертание, наружный вид предмета. Земля имеет форму шара.

4) ЯЗЫК. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Славянские языки.

5) СРЕДСТВО. Деньги, кредиты. Оборотные средства.



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Несмотря на то что автор делится результатами собственного анализа, проведённого в процессе изучения проблемы, текст в соответствии с требованиями научной стилистики характеризуется отсутствием выражения личного отношения автора к анализируемым явлениям.

2) В тексте отсутствуют термины, так как он ориентирован на широкую общественность и его содержание должно быть доступно для понимания массовой аудиторией.

3) В тексте отсутствует эмоционально-оценочная лексика, однако используются слова, с помощью которых автор характеризует предметы и явления, выражая рациональную оценку: пристальный (интерес), особое (значение). Отсутствуют художественные средства выразительности, а также разговорная лексика.

4) Тематика текста обусловила употребление канцеляризмов: лингвистический аспект, первоначально философскому, объективный мир и др.

5) Цель автора текста — сформулировать правила, определяющие обязательную последовательность действий при выполнении разграничения понятий «языковая» и «концептуальная» картины мира, дать руководство к действию.



4) Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) гналАсь
2) щЕмит
3) сливОвый
4) звОним
5) низведЁн



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Родители предложили ОДЕТЬ на рюкзаки школьников светоотражатели.

Умение быстро и рационально читать – одно из условий ЭФФЕКТИВНОГО письменного общения.

Это люди БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЕ: они не привыкли отвечать за свои поступки.

«Это последний раз, – вдруг довольно громко сказал старик и тут же СНИЗИЛ голос до шёпота: – Больше не будем так поступать. Я обещаю».

Ирина росла застенчивой и СКРЫТНОЙ девочкой.



6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В школах города уже работают штатные психологи, оказывающие неослабную помощь ученикам и их родителям.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

нет ПОЛУТОРАСТА рублей
рота СОЛДАТОВ
НАПОИ меня водой
ДЕВЯТИСОТ девяноста девяти тетрадей
ЗАЕЗЖАЙ завтра



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) На картине И.И.Фирсова «Юном живописце» изображена домашняя мастерская художника.
2) Среди домов, построенными на этой улице, было несколько многоэтажных.
3) Не столько талантом, но и трудолюбием обеспечивается достижение успеха в работе.
4) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.
5) Занимаясь плаванием, укрепляется здоровье, исправляется осанка.
6) Благодаря различным стилевым вкраплениям в художественной речи создаётся иронический или юмористический характер повествования.
7) Один из функциональных стилей, который имеет особую сферу применения – искусство, называется художественным.
8) Слушая выступление докладчика, я восхищался его даром красноречия.
9) Из письменностей, распространённых в мире, только некоторые, например китайская, японская, корейская и индийская, не связаны с финикийским письмом.

АБВГД
     




9) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) прот..реть, зап..реть, выж..гший
2) предл..гать, п..стух, з..рница
3) соб..рать, бл..стеть, терм..нология
4) зап..реть (дверь), выч..тать, осл..пительный
5) изб..рательный, соч..тать, зам..рев (от неожиданности)



10) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..ломление, пр..высить, пр..града
2) под..тожить, об..скать, раз..щут
3) бе..крайний, ни..падающий, и..черпать
4) з..вязать, пр..язык, р..списной (потолок)
5) бе..донный, ..горевший, во..кликнуть



11) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) улыбч..вый, запот..вать
2) масл..ное (пятно), серебр..ный (слиток)
3) луков..ца, лед..нить (душу)
4) нищ..нский, скармл..вать
5) честв..вать (победителя), обжал..вать (приговор)



12) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) замет..вший, (вулкан) дремл..т
2) вид..мый (отовсюду), пропол..шь (грядки)
3) ссор..щиеся (ребята), отча..нный (крик)
4) маш..щий (рукой), (дети) завяж..т (шнурки)
5) стел..щийся (туман), (спортсмены) бор..тся (за победу)



13) Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) Люди, (НЕ)ВИДЕВШИЕ нашей зимы, вряд ли поймут русский характер.

2) Косо тянулись (НЕ)ОСТЫВШИЕ вечерние тени.

3) Даже приятно, что где-то (НЕ)ДОСМОТРЕЛИ.

4) Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.

5) Изучение и сбережение русского языка является (НЕ)ПРАЗДНЫМ занятием, а насущной потребностью.



14) Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) Несмотря на то что акция была малочисленной, она (ВСЁ)РАВНО наделала шуму и, КОНЕЧНО(ЖЕ), оказалась полезной для горожан.

2) (В)ТЕЧЕНИЕ всего утра Кирилла не покидало ощущение, (КАК)БУДТО воздух промыт родниковой водой.

3) ЧТО(БЫ) образ героя был более колоритным, актёр импровизировал, (ПРИ)ЧЁМ делал это очень талантливо.

4) Главную роль в развитии гуманитарных наук играет не сложная и (ДОРОГО)СТОЯЩАЯ техника, а довольно простые, но в ТО(ЖЕ) время трудоёмкие исследования.

5) Когда (НА)КОНЕЦ солнце в марте стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.



15) Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

В пейзажных работах Сальвадора Дали использова(1)ы различные приёмы, что заметно в ряде тонко написа(2)ых акварелей, сдела(3)ых одной краской – сепией.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Стук ставни и завывание ветра в трубе заставили побледнеть женщин и детей.

2) Он смотрел на освещённые луной сад и крышу и вдыхал живительный воздух.

3) По вечерам мы гуляли либо по берегу залива либо по липовой аллее.

4) Небо стало заволакиваться не то тучами не то туманом.

5) Стоят на деревенской улице избы-красавицы и друг с другом соперничают в изяществе и богатстве наряда.



17) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В феврале зори кротко сияли (1) нежно окрашивая степь (2) и небо приветливым румянцем (3) и (4) предвещая всё ту же постоянную погоду на завтра.



18) Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Русь моя (1) деревянная (2) Русь!

Я один твой певец и глашатай.

Звериных стихов моих (3) грусть (4)

Я кормил резедой и мятой.

(С.А. Есенин)




19) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Наконец я посетил эти чудесные места (1) чтобы познакомиться со страной (2) общий характер которой (3) поразительно сходен с характером нашей страны (4) и осмотреть её основные достопримечательности.



20) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев (1) и (2) если засмотришься на эту красоту (3) невозможно ловить рыбу (4) которая плещется в воде.



21) Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Поразительная красота георгина никого не оставляет равнодушным. (2)Их лепестки, широкие и плоские или с завёрнутыми внутрь краями и свёрнутые в узенькие иглы-трубочки, могут быть разных цветов. (3)В отличие от розы, ириса или нарцисса георгины даже в Европе начали выращиваться сравнительно недавно. (4)В России первые сорта георгинов появились в 30–40-х годах прошлого века и сразу же завоевали всеобщую любовь. (5)Георгины соответствовали представлениям русского человека о красивом цветке, большом и ярком. (6)Сегодня в Подмосковье трудно отыскать сад, в котором не красуются яркие тяжёлые соцветия георгинов. (7)Своей формой и потрясающей цветовой гаммой георгины удовлетворяют самым разнообразным вкусам людей!



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.

1) Малешкин не видел поля боя из-за танка, почти вплотную к которому вёл самоходку Щербак.

2) Малешкин не видел зелёной ракеты, когда бежал впереди самоходки.

3) Когда лейтенант Малешкин побежал перед самоходкой, он подумал, что его сейчас могут убить.

4) Малешкин правдиво ответил на вопрос генерала, почему он бежал перед танком.

5) Члены экипажа самоходки Малешкина были представлены к наградам.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов.

1) В предложениях 4–7 представлено рассуждение.

2) Предложения 9 и 10 противопоставлены по содержанию.

3) Предложение 28 объясняет содержание предложения 27.

4) В предложениях 42, 43 представлено описание.

5) Предложение 53 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 54.



24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 8–18 выпишите один фразеологизм.



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 7–15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Обстановку на поле боя и чувства участников событий, описанных в тексте, Виктору Курочкину помогает передать троп – (А)_________ (в предложениях 5, 21, 28) и лексическое средство выразительности – (Б)_________ («наступала… на пятки» в предложении 57). Накал чувств персонажей и устремления главного героя в кульминационный момент сражения передают синтаксическое средство выразительности – (В)_________ (в предложениях 30, 34) и приём – (Г)_________ («вперёд» в предложении 43, «бежал» в предложении 52)».

Список терминов:
1) синонимы
2) сравнение
3) вопросительные предложения
4) профессиональная лексика
5) фразеологизм
6) лексический повтор
7) противопоставление
8) вводные слова
9) обращение

АБВГ