Тест 39. ЕГЭ по русскому языку

Тест 39. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Люди часто вставляют в свою речь слова «так сказать», «значит», «вот», «собственно говоря», «видите ли», «понятно», «да», «так», «понимаете».

2) Чистота речи определяется отсутствием в ней лишних слов, не несущих смысловой нагрузки и употребляемых говорящим в речи часто и неуместно.

3) Чистота речи требует отсутствия в ней слов «так сказать», «значит», «вот», «собственно говоря», «видите ли», «понятно», «да», «так», «понимаете».

4) Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью.

5) Лишние слова, которые не несут смысловой нагрузки и употребляются говорящим часто и неуместно, нарушают чистоту речи.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это слово.



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НАГРУЗКА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

НАГРУЗКА, и; ж.
1) То, что нагружено; груз. На каждую лошадь приходилась большая н. Снять с саней лишнюю нагрузку.

2) Количество работы, степень занятости какой-л. работой. У детей в школе большая н. Студенты не справляются с нагрузкой.

3) Об общественно полезной деятельности, выполняемой кем-либо. Общественная нагрузка.

4) Техн. Вес, усилие, работа, мощность, производительность, приходящиеся на устройство или его часть. Н. на ось вагона. Н. на станок. Тепловая н. Работа с повышенной нагрузкой.

5) Определённая предназначенность информационного факта. Грамматическая н. порядка слов. Духовная, содержательная н. спектакля. Идеологическая, политическая н. статьи.



4) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

дОнизу
свЁкла
начАв
закупОрить
оптОвый



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

СОСЕДСКИЕ дети научились ловко взбираться до самой верхушки груши, отыскивая спелые, брызжущие медовым соком плоды.

Сопоставление человеческой речи и сигнализации птиц проведено при помощи компьютерного анализа их спектральных и РИТМИЧЕСКИХ характеристик.

Чёрный дрозд, осторожный, СКРЫТНЫЙ, пугливый, и леса любит сырые, тенистые, захламлённые валежником и упавшими деревьями, с хорошо развитым подлеском.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ вискозного волокна — сложный многооперационный процесс, состоящий из нескольких стадий.

Весеннюю степь наполняют своим стрекотанием полевые сверчки — племя ДЕЛОВИТОЕ, хозяйственное, хотя и довольно драчливое.




6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Черноплодная рябина — коренной абориген Америки — была завезена в ботанические сады Москвы и Петербурга в XIX веке, ещё при жизни А.С. Пушкина.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

около ПОЛУТОРА километров
пара новых БОТИНОК
ПОШЛИТЕ гулять вместе
нет свободных МЕСТ
много БРЕЛОКОВ



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с косвенной речью
В) нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Садовниками в усадьбах формировались, копируя французские парки, молодые деревца в виде живых изгородей, деревьям придавалась форма шаров, пирамид или фигур животных.
2) Сюжет картины «Забытой деревни» был задуман А.И. Куинджи во время его поездки на юг летом 1873 года, и в этом же году художник начал работать над картиной.
3) Образуясь в условиях зоны окисления медных руд, малахит обычно выделяется в форме почек, состоящих из чередующихся концентрических полос густо-зелёного цвета.
4) Выпечка хлеба и приготовление другой пищи в тандыре — восточной печке — происходит не на открытом огне, а на раскалённых стенках внутри печки благодаря их высокой температуры и равномерной теплоотдачи.
5) В Узбекистане, например, не только в кишлаках и посёлках, а также и в больших городах почти в каждом дворе можно увидеть торчащие из земли жерла тандыров, ведь любая хозяйка должна уметь печь лепёшки так же, как это делали её бабушка и прабабушка.
6) Благодаря усилиям отца-основателя нового олимпийского движения Пьера де Кубертена I Олимпиада была проведена в Афинах, однако олимпийский огонь — один из главных символов Олимпийских игр — зажёгся лишь в 1928 году на Играх в Амстердаме.
7) Через неделю после венчания А.С. Пушкин сообщает другу П.А. Плетнёву, что «я женат — и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь, это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился».
8) Геологи доказали, что в недрах Земли растут, как диковинные цветы, минералы: одни из них похожи на зелёную траву на белом снегу, вторые — на капли крови, третьи своим цветом и прозрачностью напоминают морскую воду.
9) Превосходно передан дух народных гуляний на картине «Масленица» Б.М. Кустодиева, вообще любившего изображать народные праздники.

АБВГД
     




9) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) зас..дание, пл..вчиха, к..снуться
2) эст..када, к..морка, в..стибюль
3) инт..ллигенция, ижд..венец, бат..рея
4) к..стёр, г..ристый, св..детель
5) р..систый, оз..ряемый, прим..рение



10) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) об..ём, белич..я, под..ячий
2) бе..срочный, ра..порядок, и..ключить
3) необ..зримый, под..йти, от..рвать
4) о..зыв, по..головник, на..писать
5) пр..зыв, пр..волжье, пр..бегнуть



11) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) устойч..вый, колич..ство
2) дружоч..к, кругл..нький
3) дожд..вой, ослаб..вать
4) логич..ский, письм..цо
5) задолг.., расслед..вал




12) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) та..щий, (ветры) разве..т
2) застел..нный, невид..мый
3) (прессы) расплющ..т, дыш..щий
4) посе..вший, вытерп..шь
5) (коллеги) поздрав..т, прав..щий



13) Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Подрядчик вынул из-под полы кафтана новый кожаный кошелёк, (НЕ)ТОРОПЯСЬ распутал шнурок и, насыпав множество мелочи на руку, выбрал новенький грош.

Солнечный свет струился жидким желтоватым потоком сквозь запылённые стёкла двух (НЕ)БОЛЬШИХ окошек и, казалось, не мог победить обычной темноты комнаты: все предметы были освещены скупо, словно пятнами.

Солнце стояло низко на бледном небе, лучи его тоже как будто поблёкли и похолодели: они (НЕ)СИЯЛИ, они разливались ровным, почти водянистым светом.

В реках, ещё (НЕ)ЗАПРУЖЕННЫХ, текущих вольно, собственною массою воды, обыкновенно выбирают для уженья омуты, то есть глубокие места, где вода вдруг теряет свою быстроту, падая в яму.

Будущему узкому специалисту-словеснику будет вовсе (НЕ)БЕЗЫНТЕРЕСНО проследить, как именно был изменён в передаче литературным героем случай, произошедший с автором в детстве.



14) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Надо иметь (В)ВИДУ, что Карл Линней предоставил, может быть, больше, чем КТО(ЛИБО) из его современников, материалов для обоснования эволюционной идеи.

Дача производит (ПО)ИСТИНЕ огромное впечатление ещё и (ПО)ТОМУ, что рядом с этой лесной стороной, где распевают весной соловьи, а зимой раздаётся стук дятлов, рядом с этим зелёным царством — огромный город с его звуками.

Русская поэзия (НА)ПРОТЯЖЕНИИ столетий выражала народные думы и чаяния, ТАК(ЖЕ) она воплотила в трепетном художественном слове, в образе, в ритмической эмоциональной речи народную душу, строй чувств и мыслей русского человека.

ЧТО(БЫ) ни происходило в мире, всегда находились люди, которые (В)НАЧАЛЕ пытались ответить себе на вопрос, как устроен окружающий их мир.

У клубники, или земляники мускатной, (В)ОТЛИЧИЕ от земляники садовой, (СВЕТЛО)ЗЕЛЁНЫЕ гофрированные листья.



15) Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

По весне холмы над Клязьмой покрываются белоснежным и серебря(1)ым вишнёвым цветом, а когда утром над рекой поднимается волокнистый туман, то огромный Успенский собор, расположе(2)ый на самом высоком месте в городе, кажется плавающим в воздухе, а белокаме(3)ые стены, купола, кровля, переходы представляются вознесё(4)ыми над землёй; впечатление особе(5)о усиливается, если смотреть на город со стороны некогда непроходимых муромских лесов.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Из мелких пернатых в средней полосе России зимуют в основном синицы и воробьи снегири и свиристели.

2) Душистые цветки хохлатки собраны в изящные светло-лиловые или фиолетово-розовые кисти.

3) Особая ценность мёда состоит в присутствии в его составе ферментов и витаминов гормонов и двадцати аминокислот минеральных ароматических веществ.

4) Физика ядра и элементарных частиц добилась больших успехов как в познании микромира так и в развитии методов исследования.

5) Потребность обмениваться информацией и оставлять письменные свидетельства о своей жизни существовала у человека всегда.



17) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Актиния (1) растущая на скалах и морских берегах (2) похожа на (3) распустившийся на толстом стебле (4) цветок.




18) Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Что за погода нынче на дворе?

А впрочем (1) нет мне до погоды дела —

и в январе живу, как в сентябре,

настойчиво и оголтело.

Сентябрь (2) не отводи (3) твоё крыло,

твоё крыло (4) оранжевого цвета.

Отсрочь (5) твоё последнее число (6)

и подари мне промедленье это.

(Б.А. Ахмадулина)




19) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

По древней полоске земли между Москвой-рекой и Водоотводным каналом (1) проходит небольшая улица Балчуг (2) название (3) которой (4) произошло от означающего «рыбный торг» слова «балчук».



20) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Правило рычага (1) которое открыл Архимед (2) стало основой всей механики (3) и (4) хотя рычаг был известен до Архимеда (5) именно этот учёный изложил его полную теорию и успешно применил её на практике.



21) Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Несмотря на то что уже конец июля, арктическое лето не балует теплом. (2)Температура не выше 5°-6° С, резкий холодный ветер пригнал с северо-запада туман. (3) Для Диксона такая погода — дело вполне обычное. (4)Вокруг аэродрома — плоская равнина, ограниченная лишь несколькими холмами, на которых виднеются какие-то строения. (5)По склонам холмов — горы железного хлама, бочек. (6)На фоне этого рукотворного пейзажа — покрытая белоснежными хлопьями «седовласой» пушицы тундра. (7)От синоптиков пришли неутешительные вести — надо перебираться с острова на материк, и нас перевезли на берег.



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Колокольников Павел Егорыч — молодой парень, шофёр — стеснялся того, что он окончил всего пять классов.

2) Пашка Колокольников осознанно бросился к горящей машине, предварительно взвесив все последствия своих действий.

3) На нефтебазе не знали даже имени человека, который спас от взрыва цистерны с горючим.

4) Корреспондент молодёжной газеты несколько раз приходила к Пашке Колокольникову, чтобы взять интервью.

5) В больничной палате, где лежал Пашка Колокольников, все знали о его геройском поступке, потому что он любил об этом рассказывать.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 4-5 представлено описание.

2) Предложения 8 и 9 противопоставлены по содержанию.

3) В предложениях 59 и 60 содержится описание.

4) В предложениях 99-104 говорится об одновременно происходящих событиях.

5) В предложениях 112-117 представлено рассуждение.




24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 66-76 выпишите один фразеологизм.



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 33-43 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«В рассказе В.М. Шукшина комическое соединяется с драматическим, обыденное — с героическим, лирическое — с философским. Всё это проявляется в образе героя рассказа Пашки Колокольникова, созданном автором при помощи разнообразных средств выразительности, среди которых такая форма речи, как (А)_________ (предложения 56—81), лексическое средство — (Б)_________ («умаялся» в предложении 3, «перед людями» в предложении 68), тропы: (В)_________ («человеческий механизм сработал точно» в предложении 37) и (Г)_________ (в предложении 69)».

Список терминов:
1) сравнение
2) антонимы
3) фразеологизм
4) метафора
5) монолог
6) эпитет
7) ирония
8) диалог
9) просторечная лексика

АБВГ