Тест 39. Задания с кратким ответом. ЕГЭ по русскому языку

Тест 39. Задания с кратким ответом. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите этот союз.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ЗАХВАТИТЬ. Хватая, взять, забрать, схватить. З. горсть конфет. Колесом захватило (безл.) край одежды.

2) МИР. Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

3) ЯЗЫК. Исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский я. Славянские языки. Литературный я. — высшая форма общенародного языка.

4) ОРГАНИЗМ.  Живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. Животные, растительные организмы. Развитие организмов.

5) РОСТ. Совершенствование в процессе развития. Р. таланта. Р. мастерства. Творческий, научный р.



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст относится к официально-деловому стилю речи, что подтверждается сухостью изложения материала, отсутствием средств выразительности речи.

2) Цель автора текста — привлечь внимание читателя к речевой агрессии, которая в современном обществе приняла угрожающие масштабы. С этой целью автор использует яркие олицетворения (речевая агрессия захватила множество сфер современного общества, укоренилась в политике и СМИ, проникла в бизнес и рекламу), ряды однородных членов предложения (мы ругаемся, ссоримся, злословим; в дразнилках, злых шутках), восклицательные предложения (Что уж говорить о взрослых!), лексические повторы.

3) Чтобы быть убедительной, Ю.В. Щербинина использует в тексте цитирование («И речь, как всякий живой организм, не только несёт болезни, но и вырабатывает антитела против них, защитные силы. И не вижу способа, как лечить речь чем-то ещё, кроме речи», — заметил поэт Всеволод Некрасов.), приводит статистические данные (По данным психологов, современный дошкольник в коллективе сверстников принимает участие в 7 — 11 актах речевой агрессии в час.).

4) Последний абзац текста подводит итог авторским размышлениям.

5) В тексте преобладает описание как функционально-смысловой тип речи, который передаёт наблюдения автора за речью дошкольников.



4) Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) дОнизу
2) свЁкла
3) начАв
4) закупОрить
5) Оптовый



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

СОСЕДСКИЕ дети научились ловко взбираться до самой верхушки груши, отыскивая спелые, брызжущие медовым соком плоды.

Сопоставление человеческой речи и сигнализации птиц проведено при помощи компьютерного анализа их спектральных и РИТМИЧЕСКИХ характеристик.

Чёрный дрозд, осторожный, СКРЫТНЫЙ, пугливый, и леса любит сырые, тенистые, захламлённые валежником и упавшими деревьями, с хорошо развитым подлеском.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ вискозного волокна — сложный многооперационный процесс, состоящий из нескольких стадий.

Весеннюю степь наполняют своим стрекотанием полевые сверчки — племя ДЕЛОВИТОЕ, хозяйственное, хотя и довольно драчливое.



6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Черноплодная рябина — коренной абориген Америки — была завезена в ботанические сады Москвы и Петербурга в XIX веке, ещё при жизни А.С. Пушкина.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

около ПОЛУТОРА километров
пара новых БОТИНОК
ПОШЛИТЕ гулять вместе
нет свободных МЕСТ
много БРЕЛОКОВ



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с косвенной речью
В) нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Садовниками в усадьбах формировались, копируя французские парки, молодые деревца в виде живых изгородей, деревьям придавалась форма шаров, пирамид или фигур животных.
2) Сюжет картины «Забытой деревни» был задуман А.И. Куинджи во время его поездки на юг летом 1873 года, и в этом же году художник начал работать над картиной.
3) Образуясь в условиях зоны окисления медных руд, малахит обычно выделяется в форме почек, состоящих из чередующихся концентрических полос густо-зелёного цвета.
4) Выпечка хлеба и приготовление другой пищи в тандыре — восточной печке — происходит не на открытом огне, а на раскалённых стенках внутри печки благодаря их высокой температуры и равномерной теплоотдачи.
5) В Узбекистане, например, не только в кишлаках и посёлках, а также и в больших городах почти в каждом дворе можно увидеть торчащие из земли жерла тандыров, ведь любая хозяйка должна уметь печь лепёшки так же, как это делали её бабушка и прабабушка.
6) Благодаря усилиям отца-основателя нового олимпийского движения Пьера де Кубертена I Олимпиада была проведена в Афинах, однако олимпийский огонь — один из главных символов Олимпийских игр — зажёгся лишь в 1928 году на Играх в Амстердаме.
7) Через неделю после венчания А.С. Пушкин сообщает другу П.А. Плетнёву, что «я женат — и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь, это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился».
8) Геологи доказали, что в недрах Земли растут, как диковинные цветы, минералы: одни из них похожи на зелёную траву на белом снегу, вторые — на капли крови, третьи своим цветом и прозрачностью напоминают морскую воду.
9) Превосходно передан дух народных гуляний на картине «Масленица» Б.М. Кустодиева, вообще любившего изображать народные праздники.

АБВГД
     




9) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) подл..жить, ф..рмат, р..сток
2) дост..ваться, прид..рожный, распол..житься
3) през..дент, отп..рать, бл..стательный
4) пл..вчиха, многог..лосье, гр..мыхало
5) перекл..каться, л..песток, ижд..венец



10) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) об..ём, белич..я, под..ячий
2) бе..срочный, ра..порядок, и..ключить
3) необ..зримый, под..йти, от..рвать
4) о..зыв, по..головник, на..писать
5) пр..зыв, пр..волжье, пр..бегнуть



11) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) устойч..вый, колич..ство
2) дружоч..к, кругл..нький
3) дожд..вой, ослаб..вать
4) логич..ский, письм..цо
5) задолг.., расслед..вал



12) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) та..щий, (ветры) разве..т
2) застел..нный, невид..мый
3) (прессы) расплющ..т, дыш..щий
4) посе..вший, вытерп..шь
5) (коллеги) поздрав..т, прав..щий



13) Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) Подрядчик вынул из-под полы кафтана новый кожаный кошелёк, (НЕ)ТОРОПЯСЬ распутал шнурок и, насыпав множество мелочи на руку, выбрал новенький грош.

2) Солнечный свет струился жидким желтоватым потоком сквозь запылённые стёкла двух (НЕ)БОЛЬШИХ окошек и, казалось, не мог победить обычной темноты комнаты: все предметы были освещены скупо, словно пятнами.

3) (НЕ)ЗАМЕТНАЯ контрастность увеличилась, и древние письмена стали видны отчётливо.

4) В реках, ещё (НЕ)ЗАПРУЖЕННЫХ, текущих вольно, собственною массою воды, обыкновенно выбирают для уженья омуты, то есть глубокие места, где вода вдруг теряет свою быстроту, падая в яму.

5) Будущему узкому специалисту-словеснику будет вовсе (НЕ)БЕЗЫНТЕРЕСНО проследить, как именно был изменён в передаче литературным героем случай, произошедший с автором в детстве.



14) Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Л.Н. Толстой увидел в личности Наполеона проявление несвободы, ТАК(КАК) подлинная свобода, (ПО)МНЕНИЮ классика, предполагает добровольное подчинение «высшей цели».

2) (НА)РЯДУ с картинами на современные темы большое место в творчестве И.Е. Репина занимает ТАК(ЖЕ) историческая живопись.

3) (В)ЦЕЛОМ к этой теме художник периодически возвращался (В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни.

4) Медленно, тяжело громыхая, двигался груженный (ДО)ВЕРХУ состав, а (В)ДАЛИ тянулся ещё один.

5) Большие радужные капли начали падать (С)КРЫШ, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.



15) Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

По весне холмы над Клязьмой покрываются белоснежным и серебря(1)ым вишнёвым цветом, а когда утром над рекой поднимается волокнистый туман, то огромный Успенский собор, расположе(2)ый на самом высоком месте в городе, кажется плавающим в воздухе, а белокаме(3)ые стены, купола, кровля, переходы представляются вознесё(4)ыми над землёй; впечатление особе(5)о усиливается, если смотреть на город со стороны некогда непроходимых муромских лесов.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Из мелких пернатых в средней полосе России зимуют в основном синицы и воробьи снегири и свиристели.

2) Душистые цветки хохлатки собраны в изящные светло-лиловые или фиолетово-розовые кисти.

3) Особая ценность мёда состоит в присутствии в его составе ферментов и витаминов гормонов и двадцати аминокислот минеральных ароматических веществ.

4) Физика ядра и элементарных частиц добилась больших успехов как в познании микромира так и в развитии методов исследования.

5) Потребность обмениваться информацией и оставлять письменные свидетельства о своей жизни существовала у человека всегда.



17) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Актиния (1) растущая на скалах и морских берегах (2) похожа на (3) распустившийся на толстом стебле (4) цветок.



18) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Что за погода нынче на дворе?

А впрочем (1) нет мне до погоды дела —

и в январе живу, как в сентябре,

настойчиво и оголтело.

Сентябрь (2) не отводи (3) твоё крыло,

твоё крыло (4) оранжевого цвета.

Отсрочь (5) твоё последнее число (6)

и подари мне промедленье это.

(Б.А. Ахмадулина)




19) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Оттепели всё чаще (1) но (2) пока ночи морозны (3) стеклянная бахрома сосулек не плавится (4) снег не тает.



20) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Правило рычага (1) которое открыл Архимед (2) стало основой всей механики (3) и (4) хотя рычаг был известен до Архимеда (5) именно этот учёный изложил его полную теорию и успешно применил её на практике.



21) Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Несмотря на то что уже конец июля, арктическое лето не балует теплом. (2)Температура не выше 5°-6° С, резкий холодный ветер пригнал с северо-запада туман. (3) Для Диксона такая погода — дело вполне обычное. (4)Вокруг аэродрома — плоская равнина, ограниченная лишь несколькими холмами, на которых виднеются какие-то строения. (5)По склонам холмов — горы железного хлама, бочек. (6)На фоне этого рукотворного пейзажа — покрытая белоснежными хлопьями «седовласой» пушицы тундра. (7)От синоптиков пришли неутешительные вести — надо перебираться с острова на материк, и нас перевезли на берег.



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Хирург взялся оперировать больного, показавшегося ему безнадёжным, несмотря на то что риск для жизни был очень велик.

2) Хирург прооперировал больного сразу после поступления Прокопия Ивановича в больницу.

3) Прасковья Андреевна всю ночь просидела в вестибюле больницы, ожидая исхода операции.

4) Причиной плохого самочувствия больного после операции были многочисленные ранения, полученные им во время войны.

5) Любовь близкого человека обладает целительными свойствами.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 7–9 представлено повествование с элементами описания.

2) Предложения 11, 12 называют причину того, о чём говорится в предложении 13.

3) Предложения 20 и 21 противопоставлены по содержанию.

4) Предложение 25 поясняет содержание предложения 24.

5) Предложение 47 поясняет, раскрывает содержание предложения 46.



24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 46–49 выпишите слово высокого стиля.



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 18–23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Рассказывая о взаимоотношениях героев, Н.И. Батыгина использует такой троп, как (А)__________ (в предложении 35), и синтаксическое средство – (Б)__________ (предложения 28, 29). Тропы: (В)__________ («как цветок наливается соком от солнца» в предложении 51) и (Г)__________ («о великом целительном свойстве» в предложении 51) – подчёркивают значение любви в жизни человека».

Список терминов:
1) эпитет
2) фразеологизм
3) вводные конструкции
4) сравнение
5) метафора
6) обращение
7) парцелляция
8) литота
9) восклицательные предложения

АБВГ