Тест 37. Задания с кратким ответом. ЕГЭ по русскому языку

Тест 37. Задания с кратким ответом. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите это местоимение.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) НАТУРА. Характер человека, темперамент. Пылкая н. По натуре он не зол. Привычка – вторая н. (посл.).

2) ОТМЕЧАТЬ. что. Праздновать какое-нибудь событие (разг.). О. окончание института.

3) ВЫЙТИ. из кого-чего. Произойти откуда-нибудь, от кого-нибудь. В. из рабочих.

4) СРЕДА. ед. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Социальная с. Из рабочей с. В нашей среде.

5) ОПРЕДЕЛЯТЬ. кого (что). Назначать, устраивать на какую-нибудь должность или в какое-нибудь учебное заведение (устар. и прост.). О. на службу. О. в училище.



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Задачей автора текста является не только сообщение сведений о жизни и творчестве выдающегося русского лексикографа В.И. Даля, но и воздействие на мысли и чувства читателей, что достигается посредством олицетворения (слова начинают говорить, улыбаться, резвиться) и развёрнутой метафоры (Его словарь – это не склад, где тихо и мирно пылятся слова; открой его – и они начинают оживать, двигаться, тянуть за собой многочисленную родню.).

2) Автор использует цитирование и приводит количественные данные (около двухсот тысяч слов), что усиливает убедительность текста.

3) Восклицательное предложение (Как хорошо он знает его натуру!) и лексический повтор (Он умеет мыслить его головою, видеть его глазами, говорить его языком.) придают словам Белинского выразительность.

4) Официально-деловой стиль, к которому принадлежит текст, обусловливает частотность употребления в нём безличных конструкций.

5) Смысловая точность текста, написанного в научном стиле, достигается употреблением слов в их прямом значении (своему детищу... Даль отдал полвека своей жизни) и введением в текст большого количества терминов (в корню, в... стержне).



4) Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) диспАнсер
2) звонИм
3) прИбыв
4) кУхонный
5) надЕлит



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На эстраде разместился ПОЧЁТНЫЙ президиум из наиболее крупных представителей учёного мира.

Лунный свет стоял подле деревьев косыми, длинными тесинами, в которых, волшебно изменяясь, плыли космы БОЛОТНЫХ испарений.

Художественный альбом позволяет ВОСПОЛНИТЬ пробелы в изучении русской усадьбы благодаря прекрасным фотографиям сибирских усадеб, сохранившихся до настоящего времени.

Конечно, было очень приятно, когда председатель, старый, знаменитый географ, прежде чем ПРЕДСТАВИТЬ мне слово, сам сказал несколько слов обо мне.

Топится печка, и я, как всеми ПРИЗНАННЫЙ истопник, слежу за ней, чтобы вовремя закрыть вьюшку и не упустить жара.



6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Из всего многообразия комнатных цветов можно выбрать такие виды, которые не только украсят внутренний интерьер вашего дома, но и будут полезны для здоровья.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ОБОИХ книгах
достаточно ЯСЛЕЙ
ПОЕЗЖАЙТЕ на метро
много ЛИМОНОВ
ИХ интересы



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении сложного предложения
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Гармонист тронул перламутровые пуговки, и восхитительные звуки Моцарта наполнят блиндаж.
2) Я вспомнил то, что это был первый год, когда отличников стали награждать медалями и медали имели вес: стопроцентный отличник нашего класса Меховщиков получил золотую, а я серебряную.
3) Благодаря содержащихся в мускатном орехе веществ, стимулирующих пищеварение и оказывающих антибактериальное действие, в Средние века удавалось бороться с эпидемиями желудочно-кишечных заболеваний.
4) Замечено, что те, кто в детстве проводил больше времени не дома, а под открытым небом, реже становился близоруким.
5) Чешуйки шишек хвойных деревьев могут быть как тонкими и кожистыми — у елей, лиственниц, а также толстыми, деревянистыми — у сосен и кипарисов.
6) Особый интерес к культуре позволил Дмитрию Сергеевичу оказаться на гребне междисциплинарных научных исследований в гуманитарной сфере, приведших в конце XX века к формированию новой отрасли знания — культурологии.
7) Описания дорожных впечатлений, отражающие этнографические и социальные особенности разных стран, вызывают живейший отклик в читательской среде.
8) Привыкнув сражаться с разнообразными трудностями, мы вскоре начинаем видеть проблемы там, где их нет.
9) А.Я. Панаева в своей книге «Воспоминания» с любовью описывает необычный дом, построенный на взморье, вдали от всякого жилья, посреди громадного парка с тенистой липовой аллеей.

АБВГД
     




9) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) забл..ставший, выч..тание, оп..раться
2) про..вляющийся, взгл..нуть, разр..дить (обстановку)
3) благосл..вить, застр..ховаться, ср..внение (данных)
4) уд..вительно, нач..нающий, зан..маться
5) прил..жить, сг..рать, возр..стной



10) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) во..ход, в..кормить, и..чезающий
2) п..едестал, вороб..иный, в..юнок
3) роз..грыш, по..ск, сверх..нтересный
4) от..брать, распр..давать, раз..йтись
5) пр..пугнуть, пр..рост, пр..уныть



11) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) кварц..вый, процентщ..ца
2) рассказ..вать, завед..вать
3) протал..нка, ливн..вый
4) крив..зна, расспраш..вать
5) занов.., бельч..нок



12) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ливн..вый, (трава) колыш..тся
2) движ..щий, (они) защебеч..т
3) брезж..щий, (враги) меч..тся
4) выуч..нный, знач..щий
5) откле..вшийся, замаяч..шь



13) Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) (НЕ)ОБЫЧАЙНО тихо было в горах и на безбрежных пляжах у моря.

2) (НЕ)ШИРОКАЯ, но быстрая река омывала берега острова.

3) Клумбы-грядки из овощных, лекарственных и цветочно-декоративных культур привлекательны, они позволяют получать (НЕ)ПЛОХИЕ урожаи и экономят время в борьбе с сорняками.

4) Сколько я времени проспал, (НЕ)МОГУ сказать, но, когда я открыл глаза, весь лес был наполнен солнцем и сквозь радостно шумевшую листву сквозило ярко-голубое небо.

5) Илья Ильич стал создавать в уме план разных перемен и улучшений в порядке управления своим имением, по этому плану предполагалось ввести разные новые экономические меры, но план был ещё далеко (НЕ)ВЕСЬ обдуман.



14) Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Обычно человек, создавая ЧТО(ЛИБО) утилитарное, (НА)ПРИМЕР здание, мост, орудие труда, стремится сделать его ещё и эстетически привлекательным.

2) И (СЕЙ)ЧАС ещё в столице много домов, помнящих этого великого художника-философа, неутомимого искателя правды, (ПО)ЭТОМУ многие места города — Тверской бульвар, Английский клуб, каток Зоологического сада, Николаевский вокзал, Кузнецкий мост — воспринимаются как страницы из толстовских книг.

3) ЧТО(БЫ) ни приходило Петру на ум, он ТУТ(ЖЕ) брался это осуществить.

4) Тучка растворилась в небесной лазури, и (С)НОВА с высоты просветлённо и БУД(ТО) устало улыбается солнце.

5) Трудовые споры касаются (ЗА) ЧАСТУЮ вопросов заключения договора, графика рабочего дня, должностных обязанностей, дисциплинарных взысканий и, (НА) КОНЕЦ, выплат отпускных и компенсаций.



15) Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

В двух залах Третьяковской галереи собра(1)ы шедевры живописи, которые народ создавал столетиями: гениальная рублёвская «Троица», иконы новгородского, владимирского и северного письма, аристократически утончё(2)ые работы Дионисия и трагически суровые образы Феофана Грека, украше(3)ые иконами-исполинами иконостасы знаменитых храмов и миниатюрные иконки с озарё(4)ыми и умиротворё(5)ыми ликами.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) При обилии дерева на Руси его всегда применяли для строительства и других целей очень рационально.

2) Грянул весёлый майский гром и всему живому языки развязал.

3) Древний ложкарный промысел существует в Нижегородской области и поныне и насчитывает не одно столетие.

4) Значительная часть как полезных так и вредных эффектов связана с невидимой частью солнечного излучения.

5) Стремление к приобретению знаний понятно естественно и полезно для каждого человека и для общества в целом.



17) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Осенью мириады бактерий-ноктилюк (1) похожих под микроскопом на лист водяной лилии (2) и (3) словно включающих множество крошечных светящихся зёрен (4) вызывают свечение морской воды.



18) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Если (1) ты (2) читатель (3) будешь проходить коломенским заповедным местом к высокому берегу Москвы-реки, то благоговейно обнажи голову перед матёрым дубом — он (4) наверное (5) единственный в России, при чьей жизни произошла Куликовская битва. Во времена Бориса Годунова или (6) скажем (7) в годы Ивана Болотникова, стоявшего здесь бунтарским лагерем, дуб уже был немолод.



19) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Славянская письменность (1) наследником (2) которой (3) является наше современное письмо (4) оказалась в ряду самых важных открытий уже более тысячи лет назад, в IX веке нашей эры.



20) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Конструкции авиационных приборов и оборудования явились базой для создания космической техники (1) и (2) хотя космические корабли мало походят на самолёт (3) а их полёт мало напоминает полёт самолётов (4) тем не менее в их конструкции и оснащении есть много от крылатых машин.



21) Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Селигер — жемчужина Тверской области и одно из значительных озёр России. (2)Оно находится на границе Тверской и Новгородской областей — на лесистых холмах Валдайской возвышенности. (З)Многочисленные холмы, озёра, болота, несметное количество валунов, разбросанных здесь, — это следы гигантского ледника. (4)Много тысячелетий назад под воздействием Валдайского оледенения образовалось несколько мощных моренных гряд, в низинах между ними и находится большинство озёр. (5)Первые упоминания о Селигере встречаются в русских летописях ХII-ХIII вв. (6) Селигер — одно из значительных озёр нашей страны. (7)Площадь его составляет около 260 квадратных километров, в том числе под островами — 38 квадратных километров.



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В новых гостиницах едва ли не главным предметом является письменный стол, который обычно находится в комнате на самом видном месте.

2) Техника сделала государство и человечество могущественными, но вряд ли сделала могучим просто человека.

3) Удивительным парадоксом называет автор текста тот факт, что современная техника не совсем выполняет свою главную задачу экономии драгоценного времени человека.

4) Современный человек, в отличие от Микеланджело или Бальзака, располагает достаточным временем для того, чтобы заняться развитием своих духовных способностей.

5) Однажды в европейской гостинице рассказчик не обнаружил вообще никакого стола, что свидетельствует, с его точки зрения, об отсутствии потребности письма у современного человека.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1–3 представлено повествование.

2) Предложение 10 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 9.

3) Предложения 13, 14 раскрывают содержание предложения 12.

4) Предложение 18 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 17.

5) В предложениях 30–33 представлено рассуждение.



24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 4–8 выпишите антонимы (антонимическую пару).



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 17–21 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Троп – (А)__________ («как у животного вида атрофируется какой-нибудь орган, в котором животное перестало нуждаться» в предложении 11) – позволяет автору текста передать характер изменения отношения людей к письму. Для выражения своего сожаления по поводу происходящих перемен автор использует лексическое средство – (Б)__________ (в предложении 16). Построить диалог с читателем писателю помогает синтаксическое средство – (В)__________ (предложения 2, 16, 19, 26, 30). Автор использует различные средства языковой выразительности. Одно из них – лексическое средство – (Г)__________ («отведя душу» в предложении 3; «положа руку на сердце» в предложении 19)».

Список терминов:
1) метафора
2) парцелляция
3) разговорная и просторечная лексика
4) вопросительные предложения
5) фразеологизмы
6) синонимы
7) сравнение
8) эпитет
9) вводные и вставные конструкции

АБВГ