Тест 36. ЕГЭ по русскому языку


Тест 36. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В современном русском литературном языке происходит интенсивное сближение традиционно-книжных средств выражения с обиходно-разговорной стихией, с современными социальными и территориальными говорами.

2) В эпоху ярких достижений современной цивилизации процесс обновления норм литературного языка не должен приводить к их разрушению, каждый образованный человек сегодня должен глубоко знать родной язык и владеть его литературными нормами.

3) Правильность речи приобретает особое значение в эпоху новейших технологий, компьютеризации, Интернета, распространения видеотехники и других достижений современной цивилизации.

4) Глубокое знание родного языка и владение его литературными нормами в эпоху цивилизационных достижений обязательно для каждого образованного человека, а процесс обновления норм литературного языка не должен приводить к их разрушению, к огрублению речи.

5) Современный русский литературный язык — живой, развивающийся язык, в котором сближаются традиционно-книжные средства с обиходно-разговорной стихией, с социальными и территориальными говорами.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.




3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СТИХИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СТИХИЯ, -и; ж.
1) Явление природы, обладающее часто разрушительной силой, которой человек не в состоянии противостоять или покоряемой с большим трудом. Водная с. В воздушной стихии. С. огня.

2) Могучее, слепое чувство или инстинкт, подсознательное начало у человека. С. любви. С. чувств.

3) Привычный, любимый круг занятий, интересов и т.п., область знаний, деятельности, особенно близкая кому-л. Поэзия — его с. Музыка — с. музыканта.

4) Явление общественной жизни, не поддающееся регулирующему воздействию людей, общества. С. рынка.

5) Привычное окружение, среда существования. Вода — с. рыбы. Ночная с. летучих мышей. Воздушная с. орла.



4) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО

выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, красивейший
зАняло
квартАл
кровоточАщий
воспрИняла



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

И самый опытный и ИСКУСНЫЙ живописец-техник одной механической способностью не мог бы написать ничего, если бы ему не открылись прежде границы содержания.

По обычаю здесь же находился КОСТЯНОЙ ларчик с рукоделием и другой, медный, вызолоченный, с кольцами и серьгами.

Охотнику было лет за шестьдесят, он был КОРЕННОЙ, широкоплечий, широкогрудый, с короткой чёрной с проседью бородой, в сапогах с заправленными в них брюками и в старом пиджаке с заплатами на локтях.

В ДОЖДЛИВЫЙ воскресный вечер начала весны свет из окон и бесчисленные огни фонарей отражались в асфальте московских улиц.

Дубровский между тем лежал в постели; уездный лекарь, по счастию, не совершенный НЕВЕЖДА, успел пустить ему кровь, приставить пиявки и шпанские мухи.




6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В ходе экспедиции отсняты более пяти тысяч цифровых фотографий и видеоматериалы для двух документальных фильмов общим хронометражем около девяти часов времени.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

вкусных ГРЕНКОВ
около СОРОКА минут
много ОЧИСТКОВ
ДВОЕ ножниц
тот случай более СМЕШНЕЕ



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В) нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Культура речи — степень владения языковыми нормами, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения и в соответствии с поставленными целями и содержанием высказываний.
2) В древнерусском государстве в период раздробленности развивались диалекты и наречия, понятные для отдельного удела, это приводило не только к разобщённости территориальной, но и культурной.
3) Благодаря взаимодействия старославянского и русского разговорного языка стало возможным формирование древнерусского языка.
4) В течение веков Москва была средоточием не только мысли, силы, творчества, но и художественных и научных дерзаний, исторической, политической жизни и промышленного строительства.
5) Музыкальное училище воспитало несколько поколений современных музыкантов — композиторов и исполнителей, основанное в конце XIX века сёстрами Гнесиными: Евгенией, Марией и Еленой.
6) Поднимаясь выше, великолепна была картина могучих стволов сосен, черневших на фоне золотисто-прозрачной зелени орешников и рябин; стройно рисовались эти гиганты на ясной лазури и там уже раскидывали шатром свои широкие узловатые сучья.
7) Был невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимались вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного кабачка.
8) И мать, и отчим надеялись, что из меня выйдет настоящий человек века: инженер или учёный, и усиленно пичкали меня книгами по химии, физике, заставляли читать биографии великих людей.
9) Пережив с необыкновенной глубиной и взволнованностью эпопею по спасению Нобиле, я хотел стать Амундсеном или Чухновским, в которых меня привлекала блистательная удачливость подвига.

АБВГД
     




9) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) разбередить, говорить, пробираться
2) инициативный, распоряжение, пересдавать
3) дирижабль, дирекция, палисадник
4) героический, дефицит, редактировать
5) привилегия, обоняние, директория



10) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) интер..ер, ин..екция, об..ездчик
2) и..лечить, бе..вкусный, ра..бредаться
3) п..верье, пр..возгласить, раз..гнаться
4) пр..влекательный, пр..налечь, пр..слушаться
5) на..колоть, по..считать, о..бросить



11) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) кальци..вый, собеседн..ца
2) свеж..сть, медвеж..нок
3) влюбч..вый, горош..нка
4) заботл..вый, милост..вый
5) молодц..ватый, врач..вать





12) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) независ..мый, расстро..вший
2) рассе..нный, люб..щий
3) обурева..мый, задума..шься
4) вывал..вший (в снегу), растрач..нный
5) увид..вший, заплат..шь



13) Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Деревья, травы, воды, облака, тени, отражения, блики образуют текучие формы - пейзаж словно рождается на глазах зрителя, никогда (НЕ)ВОПЛОЩАЯСЬ полностью и обещая продолжение.

То были раздольные луга, со множеством (НЕ)БОЛЬШИХ лужаек, озёрец, заросших ивняком и лозами, русским людом любимые места, подобные тем, куда езживали богатыри наших древних былин стрелять белых лебедей и серых утиц.

Старик бросил на него орлиный взор и, (НЕ)СПЕША проговорив на родном своём языке: «Это я сделал, ибо я великий музыкант», — снова сыграл свою чудную композицию.

Слово «аристократы» (в смысле высшего отборного круга в любом сословии) получило в России XIX века, где бы, кажется, вовсе (НЕ)ДОЛЖНО было быть его, большую популярность и проникло во все края и во все слои общества, где только ни оказалось тщеславие.

Под влиянием волнения, которое обычно появляется перед началом театрального действия у человека, (НЕ)ПРИНИМАЮЩЕГО в нём участия, князь Гальцин вышел на улицу и без всякой цели стал прохаживаться по ней взад и вперёд.



14) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Если сильно нагреть ЧТО(ЛИБО) неживое — воду или камень, они после остужения (С)НОВА принимают исходную форму.

(В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ следует отметить, что солнечной энергии, поступающей на Землю каждую минуту, достаточно для того, ЧТО(БЫ) удовлетворить годовые текущие потребности человечества.

Первые впечатления бытия Пушкин получил «у Харитонья в Огородниках», где находились и (ПО)НЫНЕ знаменитые юсуповские палаты: палаты в дни детства Пушкина были окружены садами, распланированными (НА)ПОДОБИЕ версальского парка.

(В)ТЕЧЕНИЕ веков Москва была средоточием мысли, силы, творчества, а ТАК(ЖЕ) художественных и научных дерзаний, исторической, политической жизни и промышленного строительства.

Как написал КОГДА(ТО) Н.В. Гоголь об А.С. Пушкине, «в нём, КАК(БУДТО) в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка».



15) Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Поставле(1)ая среди клязьменских лугов церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только одним из самых соверше(2)ых храмов, которые были созда(3)ы на Руси, но и одним из величайших художестве(4)ых памятников мирового искусства.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В ХVI-ХVII столетиях село Коломенское превратилось в излюбленную загородную резиденцию московских царей и это сразу сказалось на его застройке.

2) С обратной стороны берёста желтоватая бархатистая очень похожая на хорошо выделанную замшу.

3) Горшки из глины использовались не только для приготовления пищи но и для хранения всевозможных продуктов крупы.

4) Этот храм был самой высокой постройкой как этого архитектурного ансамбля так и всей Москвы того времени.

5) Интерьеры наших квартир магазинов учреждений часто украшают изделия народных промыслов.



17) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

После недолгой темноты море опять превращалось в незнакомое звёздное небо (1) брошенное к нашим ногам с мириадами звёзд и сотнями Млечных Путей (2) плавающих под водой (3) и (4) всплывающих на поверхность воды.





18) Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Если (1) тебе (2) дорогой читатель (3) придётся любоваться книгами первопечатника, обрати внимание на толстый фолиант — жемчужину в наследии Ивана Фёдорова. Наибольший успех выпал на долю (4) именно (5) этой книги, которая получила наименование Острожской Библии.



19) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Звезда представляет собой газовый шар (1) в центре (2) которого (3) постепенно понижающаяся к периферии высокая температура.



20) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Стресс побуждает людей дышать чаще (1) и (2) хотя о дыхательном центре в мозге известно уже достаточно давно (3) механизм (4) с помощью которого эмоции влияют на дыхание (5) долгое время оставался непонятным.



21) Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Первоцветы первыми встречают в наших садах весну. (2)В конце лета — начале осени их крохотные луковицы нужно определить на постоянное место, чтобы весной они украсили землю ярким цветочным покрывалом. (З)Трогательные крокусы, мускари, пролески, хионодоксы, пушкинии, галантусы, или подснежники, — все мелколуковичные растения создают в саду великолепный эффект только в групповой посадке. (4)Однако нужно учесть, что луковички-малютки образуют достаточно много деток, которые быстро формируют плотную куртину, и преимущество разреженной посадки в том, что луковицы можно не выкапывать несколько лет. (5)Разместите в земле луковицы плотно — весной увидите в саду красивые куртинки. (6)Взрослые луковицы крокуса, мускари заглубляют на 8 см, луковицы пролески, галантуса — на 10 см, белоцветника, безвременника — на 15 см. (7)На лёгких почвах глубину немного увеличивают, на тяжёлых — уменьшают.



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчик начал вести личный дневник в школе под влиянием учителя литературы и русского языка, организовавшего кружок литературы для старшеклассников.

2) Описывая в личном дневнике каждый прожитый день, рассказчик никогда не жалел себя, всегда очень жёстко оценивая свои поступки.

3) Учитель впервые похвалил рассказчика за литературное творение только спустя несколько лет после того, как рассказчик окончил школу.

4) Учитель словесности Борис Борисович Стах предлагал своим ученикам задание писать сочинение на свободную тему.

5) Борис Борисович Стах — учитель словесности — был фронтовиком, впоследствии он снял военную форму и орденские планки.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 2-3 содержат рассуждение.

2) Предложения 9 и 10 противопоставлены по содержанию.

3) В предложениях 11-12 представлено повествование.

4) В предложении 37 содержится описание.

5) В предложениях 47-49 представлено рассуждение.



24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 14-18 выпишите один фразеологизм.



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 31-39 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Воспоминания о школе, об учителе русского языка и литературы рождают исповедальный характер повествования Г.А. Горышина. Психологизм, образность, эмоциональность авторского стиля создают разнообразные средства выразительности, среди которых тропы — (А)_________ («подспудное моё «я», угнетённое, заторможенное отроческой робостью, наконец нашло выход себе — в словах» в предложении 12, «душа моя затрепыхалась» в предложении 34) и (Б)_________ («безмерно счастливые, усталые и загорелые, пропылённые лица солдат, отрочески-ясноглазые улыбки лейтенантов» в предложении 41), приём — (В)_________ (предложения 37 и 38, предложения 42 и 43), а также синтаксическое средство — (Г)_________ (в предложениях 6, 15, 17)».

Список терминов:
1) сравнение
2) антонимы
3) метафора
4) риторическое обращение
5) вставные конструкции
6) вопросительные предложения
7) парцелляция
8) эпитет
9) цитирование

АБВГ