Тест 35. Задания с кратким ответом. ЕГЭ по русскому языку

Тест 35. Задания с кратким ответом. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это местоимение.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) АНСАМБЛЬ. Исполнительский коллектив (певцов, музыкантов, а также состав исполнителей). А. песни и пляски.

2) ПРОСТОЙ. полн. ф. Не лучшего качества, грубый по обработке.П. помол. П. холст (небелёный). Простые чулки (хлопчатобумажные).

3) ЧИСЛО. кого-чего. Количество считаемого, поддающегося счёту.Ч. собравшихся. Значительное ч. ошибок. Отряд числом в двадцать человек (в числе двадцати человек). Большое ч. людей.

4) ВКУС. Чувство, понимание изящного, красивого. Тонкий в. Одеваться со вкусом. На чей-нибудь вкус, в чьём-нибудь вкусе (с точки зрения чьих-нибудь мнений об изящном, красивом).

5) ДОСТАВЛЯТЬ. что. Обеспечивать, предоставлять, приносить (то, что названо существительным). Д. удовольствие, неприятность. Д. много хлопот.



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Текст написан в научном стиле; цель автора – подробно описать важнейшие архитектурные особенности здания Главного штаба.

2) Лексика, употребляемая автором, стилистически однородна: в тексте отсутствуют эмоционально-оценочные слова и слова в переносном значении, используются исключительно математические термины (дугой, пропорций, линия и др.).

3) С помощью эпитетов («тяжеловесной и неуклюжей композиции») автор показывает, чего следует избегать в прозаическом произведении.

4) Выразительность текста обеспечивается в том числе синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородных членов предложения (величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений; он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка; чтобы не нарушились смысл повествования и закономерное течение событий).

5) Передавая своё представление о композиции прозаического произведения, автор не только сравнивает прозу с архитектурой, но и восхищается совершенством классических архитектурных форм.



4) Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) жАлюзи
2) облЕгчить
3) вОвремя
4) шАрфы
5) нажИвший



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится ДРУЖНЫЙ топот, лошади бегут, навострив уши; впереди всех скачет какой-нибудь рыжий космач с репейником в спутанной гриве.

На картине была изображена девушка в ситцевой кофте, подпоясанной чёрным ЛАКИРОВАННЫМ поясом, в ситцевой юбке, в розовом платочке, в красных шерстяных чулках и в чёрных мягких чунях.

За стеклянной дверцей кареты, в этой ИСКУСНОЙ атласной бонбоньерке, сидит, дрожит и так пристально смотрит, точно вот-вот скажет что-нибудь, какая-то премилая собачка, уши у которой совсем как завязанный бант.

Даже во время длительной прогулки по ЛЕСИСТЫМ горам, наслаждаясь красотами природы, Дерябин относился к этой самой природе всё с тою же снисходительностью, сквозь которую изредка прорывалась обычная начальническая строгость.

Всякий знает, что рукопожатие нередко является очень ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ средством передачи душевных чувств и симпатии между близкими лицами.



6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Часто от прейскурантов цен, вывешенных на видном месте, клиенту пользы мало: они включают множество пунктов, в значении которых может разобраться только специалист.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

не ЕЗДИТЕ
нет НОВОСЕЛИЙ
с ТЫСЯЧЕЙ откликов
в ОБОИХ странах
я ВЫЗДОРОВЕЛ



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В) нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное построение сложного предложения
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Древнеславянский язык принадлежит тому времени, когда все славяне были ещё племенами общего «корня», когда они только начинали распадаться на северных и южных.
2) Обычно в работе климатологи используют косвенные данные, такие как скорость накопления озёрных отложений, анализ спор и пыльцы древних растений, ширина годичных колец деревьев.
3) В Средние века только педагоги владели манускриптом, содержащим знания и пояснения, которые надлежало передать ученикам, поэтому любые знания ученики приобретали, слушая, и, чем лучше они умели слушать, тем успешнее учились.
4) Лучше всего знакомы нам, которые сохранились в сёлах России от западных до восточных пределов, традиционные избы: это изба-пятистенка, состоящая из сеней и жилой комнаты, или шестистенка, когда жилое помещение делится ещё одной поперечной стеной надвое.
5) В российском флоте песочные получасовые и четырёхчасовые часы появились в 80-е годы XVIII века, тогда же корабельные сутки разделятся на шесть четырёхчасовых промежутков времени, а песочные часы стали звать склянками.
6) Как известно, каждый член коллектива в процессе общения должен не только одновременно получать, а также и передавать разнообразную информацию.
7) Отмечая торжественное, возвышенное звучание слов, а также выделяя сниженные, презрительные, уничижительные, пренебрежительные, вульгарные, бранные слова, в современных толковых словарях представлены специальные стилистические пометы.
8) Принятая уникальная система в русском обществе называния людей по фамилии, имени, отчеству сформировалась ещё в Средние века под влиянием Византии и сейчас сохраняется только в русской культуре.
9) Деловые люди сегодня при знакомстве часто обмениваются визитными карточками, поскольку это удобно, ведь визитная карточка содержит необходимую для делового общения информацию о человеке.

АБВГД
     




9) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) др..знить, непром..каемый, парад..ксальный
2) предпол..жительно, вопл..щать (в жизнь), усл..жнённый
3) бл..стеть, осл..пив, пл..нительный
4) од..чать, зам..чание, мат..риал
5) экз..менатор, п..стух, пол..скать (кошку)



10) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ад..ютант, необ..ятный, непод..ёмный
2) пр..больно, пр..ворот, пр..угас
3) не..гибаемый, ро..черк, бе..конечный
4) по..зывать, о..бывать, на..пилить
5) об..ск, пере..меновая, роз..грыш



11) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вдумч..вый, велич..ственный
2) любим..ца, жалостл..вый
3) нов..зна, кисл..нький
4) сит..чко, продл..вающий
5) изредк.., досух..



12) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пряч..щийся, увенч..нный
2) дыш..щий, (они) разруш..т
3) закруч..нный, увид..шься
4) вывал..вшийся, расчист..шь
5) верт..шься, встревож..нный



13) Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Павловопосадский расписной платок, (НЕ)ВЫХОДЯЩИЙ из моды, несмотря ни на какие её колебания и причуды, наряду с матрёшками, палехскими миниатюрами и гжельской керамикой, давно сделался сувенирным символом России.

2) В стихотворении далеко (НЕ)ПОСЛЕДНЮЮ роль играют и сами звуки речи, например, для изображения какого-либо звукового явления в жизни и природе.

3) Фраза прозвучала настолько бестактно и грубо, что офицер посмотрел на собеседника в полном (НЕ)ДОУМЕНИИ.

4) Городецкой росписи более ста лет, появилась она на прялках, а точнее, на донцах — своеобразных подставках для (НЕ)ХИТРЫХ домашних станков.

5) Поздно вечером вернулся Лаврецкий домой и долго сидел, (НЕ)РАЗДЕВАЯСЬ и закрыв глаза рукою, в оцепенении очарования, ему казалось, что он теперь только понимал, для чего стоит жить.



14) Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Графит практически не способен сорбировать ЧТО(ЛИБО), а антрацит (каменный уголь) (ПО)ИСТИНЕ обладает некоторой сорбционной способностью.

2) (ОТ)ЧЕГО ты так долго не приходил, ЧТО(БЫ) сообщить эту радостную новость?

3) Следует иметь (В)ВИДУ, что большие планеты обладают достаточной силой притяжения, ЧТО(БЫ) удерживать около себя газообразную оболочку.

4) (В)ТЕЧЕНИЕ последних 250 миллионов лет материки постепенно сближались ДРУГ(С)ДРУГОМ, сокращая тем самым водное пространство между собой.

5) Смешанный лес тянулся (В)ВЕРХ по течению реки, а (В)ДАЛИ величаво высились ясени с могучими бледно-зелёными стволами.



15) Укажите цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Летописи — это законче(1)ый, систематизирова(2)ый труд по истории русского народа и тех народов, которые вместе с русским народом были объединены в одно государство, и в «Повести време(3)ых лет» передаётся обращение к князьям, которое было выстрада(4)о и выноше(5)о поколениями, в нём народ умоляет не губить раздорами Русскую землю, «приобретё(6)ую вами и дедами трудом великим и храбростью».



16) Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) От соотношения размеров и формы колокола зависели чистота и сила звука.

2) Колокольный звон ведёт за собой и незаметно оказываешься у самой большой и красивой звонницы.

3) Созревший лён дёргали теребили сушили и обмолачивали вальками.

4) Нас манили дивные города в буйстве красок и цветов.

5) Музей-заповедник в Кижах по ценности своих памятников не имеет себе равных однако сказочный остров продолжает пополняться экспонатами.



17) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В Мещёрском крае можно увидеть лесные озёра и (1) покрытые ольхой и осиной (2) избы лесников (3) обугленные от старости (4) а ещё болота с тёмной водой.



18) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Думая о будущем Москвы, а оно (1) как известно (2) начинается сегодня, ещё сильнее почитаешь город, увиденный сквозь века, город, миновавший бури и грозы, стоящий (3) как говорят поэты (4) «ныне на граните».



19) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Чеховские записи к исследованию «Врачебное дело в России» (1) работа над которым (2) началась в 1884 году (3) были опубликованы только после смерти писателя.



20) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Среди руин древних городов I тыс. н. э. найдены высеченные на камне или вырезанные на раковинах иероглифические надписи (1) и (2) хотя в зарубежной литературе время от времени появляются сообщения о «прочтении» и «дешифровке» древних текстов I тыс. н. э. (3) надписи и тексты этого времени остались непрочитанными (4) однако удалось разобрать календарные даты.



21) Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Лучшее время для поездки в северную столицу России — лето, когда в город приходит тепло, а ночи становятся белыми. (2)Санкт-Петербург — обычно сдержанный город — ловит каждое солнечное мгновение, отпущенное природой, жизнь на улице бьёт ключом и днём и ночью. (3)Но, несмотря на видимую открытость, Санкт-Петербург — город красивый и величественный — не бросается в объятья каждому встречному туристу, а открывается заезжему гостю не сразу. (4)Лишь сделав шаг в сторону от туристических троп, путешественник узнает настоящий город — его нельзя не полюбить. (5)Например, можно совершить 18-20-минутный полёт над акваторией Невы и историческим центром города. (6)Санкт-Петербург с воды совершенно другой, даже неожиданный, поэтому прогулку по водным артериям города пропустить никак нельзя. (7)Водное путешествие на катере начинается от причала у павильона Росси в Михайловском саду или от причала у Летнего сада и заканчивается посещением одного из музеев архитектурно-художественного комплекса.



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Отношения между людьми стали сегодня более грубыми, жёсткими, в них меньше доброты, милосердия.

2) Педагог и писатель Януш Корчак вместе с детьми принял мученическую смерть в фашистской газовой камере.

3) Лучшие и худшие стороны человека проявляются в радости.

4) Книга «Как любить ребёнка» Януша Корчака − своеобразный манифест человеколюбия.

5) Доброта и любовь – качества, которые не помогают, а, напротив, даже вредят человеку.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 5–8 содержат повествование.

2) В предложениях 12–17 содержится рассуждение.

3) Предложение 23 содержит оценочное суждение.

4) В предложении 26 представлено описание.

5) Предложения 34 и 35 противопоставлены по содержанию.



24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 16–19 выпишите антонимы (антонимическую пару).



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 24–30 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Разговаривая со своим читателем о любви, доброте и милосердии, А.А. Лиханов использует разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (А)__________ («самоотверженной и терпеливой любви» в предложении 26) и (Б)__________ («имя внесено в святцы и мировой педагогики, и элементарной человеческой порядочности» в предложении 30). Подчёркивают мысли автора приёмы: (В)__________ («качества, которые не помогают, а, напротив, даже вредят…» в предложении 36, «от нелюбви к любви, от недоброты к доброте» в предложении 37) и (Г)__________ (предложения 3 и 4)».

Список терминов:
1) эпитет
2) цитирование
3) гипербола
4) диалог
5) метафора
6) анафора
7) противопоставление
8) литота
9) ирония

АБВГ