Тест 34. ЕГЭ по русскому языку

Тест 34. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Ценности культурные восстанавливаются с большим трудом или вовсе исчезают, как разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи.

2) Экология культуры, формируемая сегодня, отличается от экологии природы тем, что утраты в природе восстановимы, а культурные и нравственные ценности восстановить труднее, они могут и совсем исчезнуть.

3) Различие экологии природы и формируемой сегодня экологии культуры в том, что культурные и нравственные ценности восстанавливаются с трудом и даже могут исчезнуть, а утраты в природе восстановимы.

4) Нравственные ценности, в отличие от культурных ценностей, восстановимы, хотя восстановить их возможно с огромным трудом.

5) Экология культуры, активно формируемая в наши дни, связана с сохранением нравственных и культурных ценностей.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это слово.



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДЕЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЕДЕЛ, -а; м.
1) Край, конечная часть чего-л. П. полей, лесов. Раскинулась степь без конца и предела.

2) обычно мн. Естественная или условная черта, являющаяся границей какой-л. территории; рубеж. Раздвинуть пределы земельного участка. Оказаться за пределами страны. Не выезжал за пределы своего государства.

3) чего или какие. Местность, пространство, заключённые в какие-л. границы. Лесные, заповедные пределы. Ограничен пределами комнаты. Находиться в пределах города, области.

4) Трад.-поэт. Край, страна. Покинуть родные пределы. Из далёких пределов кто-л.

5) Последняя, крайняя степень чего-либо; граница. Нет предела моей благодарности. Любовь матери не знает пределов. Силы людей доведены до предела. П. мечтаний, счастья, желаний. П. совершенства.



4) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

докумЕнт
мозаИчный
дозвонИться
дозировАть
зАгнутый



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Солнце садилось после ДОЖДЛИВОГО дня в серо-красные тучи, стволы в берёзовом лесочке были алые, просёлок резко выделялся чёрно-фиолетовой грязью среди свежей зелени.

Несмотря на БОЛОТНЫЙ и пороховой запах избы, которым она наполнилась, на отсутствие ножей и вилок, охотники напились чая и поужинали с таким удовольствием, с каким едят только на охоте.

Несколько тощих ракит боязливо спускаются по ПЕСОЧНЫМ сторонам оврага; на самом дне, сухом и жёлтом, как медь, лежат огромные плиты глинистого камня.

И зной и холод, и страстность и гордое равнодушие, и движение и покой — всё здесь соединилось в одном ГАРМОНИЧНОМ целом и образовало нечто загадочное, пленительное.

Художник редкой самобытности, М.Е. Салтыков-Щедрин является одним из созидателей основополагающих ГУМАНИСТИЧЕСКИХ традиций русской классической литературы.



6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Уже в двухлетнем возрасте дети способны понять, кто в компании ведущий лидер, а кто подчинённый, и очень удивляются, если лидер не получает того, что ему положено.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

В СТА метрах
самый ВЫСОЧАЙШИЙ
около ПОЛУТОРА часов
ПОЙДЁМТЕ в театр
ДВОЕ котят



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В) нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Ведущий машину шофёр должен по оживлённым улицам города одновременно следить за состоянием дорог и светофорами, за действиями пешеходов, положением и сигналами других машин, за показаниями непрерывно работающих приборов панели управления и одновременно обязан сам сигнализировать о предстоящих манёврах.
2) Крестьянская изба Русского Севера — это не только дом, а также модуль полного жизненного обеспечения семьи из нескольких человек в течение долгой, суровой зимы и холодной весны, где человеческое жильё, помещение для скота и птицы, хранилище припасов — всё находится под одной крышей, под защитой мощных стен.
3) Согласно сведений о происхождении слова, «лекция» — это чтение текста вслух и комментарии по ходу чтения.
4) Анализируя распределение пород, составляющих горы, предгорья и межгорные долины, палеонтологами определяется возраст породы в зависимости от того, чьи окаменелые останки (динозавров, мамонтов или, к примеру, трилобитов) в ней обнаружены.
5) Светская беседа не накладывает таких строгих требований, как официальное этикетное общение, но она потребовала изощрённости речи, быстрой речевой реакции.
6) Песочные часы — два конусообразных стеклянных сосуда, соединённые узким горлышком, через которое из верхней колбы в нижнюю пересыпается предварительно прокалённый и тщательно просеянный песок, — сегодня можно встретить разве что в медицинских физиотерапевтических кабинетах.
7) Разговорный стиль подчиняется собственным нормам: то, что не оправдано в книжной речи, вполне уместно в непринуждённой беседе.
8) Самая древняя и примитивная система записи чисел — представление их в виде группы повторяющихся знаков: точек на камне, засечек на кости животного.
9) Наряду с грамматикой и логикой риторика играла в образовании важную роль на протяжении почти двадцати пяти столетий.

АБВГД
     




9) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) заблестеть, погорельцы, замирающий
2) результативный, оранжерейный, обдирать
3) примириться, централизованный, конкретизировать
4) академический, прямолинейный, мировой
5) систематизировать, поддержать, характеристика



10) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) обез..яна, почтал..он, кролич..я
2) вра..брос, бе..ценный, бе..чувственный
3) на..кусить, о..давать, по..пустить
4) пр..бавить, пр..волье, пр..дорожный
5) на..зготове, из..мать, от..скать



11) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) кольц..вой, очевид..ц
2) пород..стый, впад..нка
3) выносл..вый, продл..вать
4) посовет..вался, отклад..вал
5) коллеж..кий, францу..ский



12) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вымен..нный, запа..нный
2) взлеле..шь, постро..нный
3) цитиру..мый, (мы) распределя..м
4) расспрос..шь, ненавид..вший
5) (спортсмены) бор..тся, стро..щий



13) Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Столетия исследований наполняли досье далёкой планеты новой информацией, не только (НЕ)РАЗЪЯСНЯВШЕЙ природу колец и причину их образования, но и ставившей перед астрономами всё больше и больше вопросов.

Лапти на Руси, равно как и в других странах Восточной Европы, — самая древняя обувь, их носили с (НЕ)ЗАПАМЯТНЫХ времён вплоть до середины XX века главным образом крестьяне.

Ни одной птицы (НЕ)БЫЛО слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.

Лемм быстрым шагом направился к высоким воротам, в которые входил какой-то отнюдь (НЕ)ЗНАКОМЫЙ ему господин в сером пальто и широкой соломенной шляпе.

Павел Петрович Коробьин добился генеральского чина, получил полк, тут бы ему отдохнуть и упрочить (НЕ)СПЕША своё благосостояние; он на это и рассчитывал, да дела пошли иначе.



14) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Москва (ИЗ)ДАВНА славилась хлебосольством, (ПО)ЭТОМУ один из древнейших обычаев — встречать гостей хлебом и солью.

Благодаря боли ряд патологических процессов обнаруживают себя раньше, чем возникают КАКИЕ(ЛИБО) внешние симптомы заболевания, ТАК(ЧТО) болевые ощущения играют важную роль в самозащите организма.

(В)ТЕЧЕНИЕ долгих лет в Эрмитаже собирали художественные ценности, которых в настоящее время более трёх миллионов экспонатов, и, ЧТО(БЫ) остановиться у каждого из них хотя бы на минуту, потребуются годы.

Пингвин выпрыгивает из воды (ЗА)СЧЁТ инерции разгона, (ПО)СКОЛЬКУ в воде птица использует свои короткие крылья, больше похожие на ласты, для развития скорости.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ циркадного дня (бодрствования) наша физиология (В)ОСНОВНОМ настроена на переработку накопленных питательных веществ.



15) Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В древнерусских художестве(1)ых сокровищах выразилась душа народа, значительность его мыслей. Бесконечные заснеже(2)ые просторы, луговые, лесные и речные пейзажи, летние грозы, осе(3)яя листва, половодье весны — всё это, родное, домашнее, нерасторжимо связа(4)о с народным искусством.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Новгородские плотники сохранили давние строительные приёмы и навыки по сей день.

2) Со временем хлеб стал не только пищей но и олицетворением жизни на земле.

3) Ухоженные огороды и палисадники придают усадьбам ещё большую красоту.

4) Знаменитые художники рассказали о суровой и самобытной земле показали разливы её рек перламутровое небо рыбацкие карбасы одинокие часовни.

5) Заповедник воссоздаёт как архитектурный облик сёл так и картину жизненного уклада крестьян в старину.



17) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Отливали колокола с большой любовью (1) вкладывая в них всю душу (2) украшали орнаментами (3) искусно выполненными (4) и клеймами с надписями.



18) Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Дневные бабочки прекрасно различают цвета, предпочитая цветки красной, розовой или жёлтой окраски. Аромат привлекает их (1) конечно (2) к орхидеям, но основными ориентирами (3) однако (4) являются всё же цвет венчиков и рисунок на лепестках.



19) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Необычайно важные исследования (1) проведены группой (2) в состав (3) которой (4) входили историки искусства и археологи.



20) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Если XX век — это торжество физики (1) то в XXI веке главными будут проблемы жизни (2) и (3) хотя прогнозировать развитие науки сейчас очень сложно (4) тем не менее можно утверждать (5) что XXI век станет веком глобального изучения генома человека и животных.



21) Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Камчатка — полуостров красоты. (2)Особенность этой территории — многочисленные проявления как недавней, так и прошлой вулканической деятельности. (3)На всем 450-километровом протяжении поверхность зоны состоит из приподнятых вулканических плато. (4)Над этими плато возвышаются стройные конусы стратовулканов, расползшиеся тела щитовидных вулканов и бесчисленные шлаковые конусы. (5)Высота одних только крупных и средних вулканов свыше 1000 м. (6)Этим вулканам присвоены собственные названия, и насчитывается их примерно 115, а мелких — около 1000. (7)И среди всех подымается вулкан Ичинский — один-единственный действующий вулкан.



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Разведка боем, осуществлённая танкистами, предполагала прорыв снежного укрепления, за которым укрылись немцы.

2) Один из трёх танков, участвовавших в разведке боем, возвратился позже остальных, и его экипаж не успел вместе со всеми посмотреть первый концерт, который давала фронтовая бригада артистов.

3) Один из трёх танков пробыл в бою более пяти с половиной часов, уничтожил три вражеских блиндажа, две противотанковые пушки, тяжёлую миномётную батарею.

4) Как только в рощицу въехали танки, стали рваться тяжёлые мины, исковерканные стволы осин, ветки, щепки, куски коры полетели во все стороны.

5) Первый концерт бригады артистов состоялся в блиндаже, выложенном хвоей, где собралось более пятидесяти двух человек.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 4 представлено повествование.

2) В предложениях 10-11 содержится описание.

3) В предложениях 16-18 говорится об одновременно происходящих событиях.

4) Предложения 33-47 поясняют содержание предложения 32.

5) Предложения 62 и 63 противопоставлены по содержанию.



24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 48-60 выпишите слово со значением «углубление в земле с покрытием из брёвен (обычно в два-три наката) для защиты от артиллерийского, миномётного огня противника».



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 16-26 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Герои рассказа Валентина Петровича Катаева — смелые и удивительные люди, все они разные, со своим характером, своей судьбой, но объединяет их одно: они честно выполняют свой патриотический долг, защищая Родину на передовой линии фронта во время Великой Отечественной войны. Описывая военные эпизоды, автор использует разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (А)_________ (в предложении 14), (Б)_________ («туловище танка» в предложении 63), (В)_________ («более благодарной и более горячей аудитории» в предложении 58). Такое синтаксическое средство, как (Г)_________ (например, в предложениях 3, 5, 8, 22, 26), помогает воссоздать ход событий на передовой».

Список терминов:
1) антонимы
2) ирония
3) фразеологизм
4) метафора
5) ряд однородных членов
6) восклицательные предложения
7) синтаксический параллелизм
8) диалог
9) эпитет

АБВГ