Тест 34. Задания с кратким ответом. ЕГЭ по русскому языку

Тест 34. Задания с кратким ответом. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите наречие времени, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это наречие.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) НАПРЯЖЕНИЕ. Разность потенциалов между двумя точками электрической цепи. Электрическое н.

2) РОВНЫЙ. Постоянно одинаковый и спокойный, уравновешенный. Ровная жизнь. Р. характер.

3) КРУГ. кого или какой. Люди одной социальной среды или объединённые общей деятельностью. Широкие круги общественности. Писательские, литературные круги. В кругу учёных, специалистов.

4) ЗАДЕВАТЬ. перен. Обижать, уязвлять. З. собеседника обидными замечаниями.

5) ПОЛНЫЙ. О человеке: толстый, тучный. П. мужчина. Гимнастика для полных людей. Ребёнок полон.



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) В первом (1) предложении содержится тезис, который последовательно доказывается во втором (2) и третьем (3) абзацах текста, относящегося к научному стилю.

2) Использование во втором (2) абзаце вводных слов (казалось, думаю), синтаксических конструкций с противительными союзами (а, но) объясняется стремлением автора подчеркнуть сложность понимания, разгадывания личности писателя М.М. Зощенко.

3) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами: рядами однородных членов предложения, сложными предложениями различных видов.

4) Текст относится к официально-деловому стилю и поэтому характеризуется использованием стандартных оборотов (сказывались годы, не одно десятилетие, требовал... уважения) и слов, которыев толковых словарях сопровождаются пометой «официальное» (выправкой, радушие, кавалером).

5) Чтобы вызвать интерес читателей к личности М.М. Зощенко, автор не только использует необходимые для раскрытия темы факты (был отравлен газами на фронте; получил за храбрость четыре ордена и был представлен к пятому в годы Первой мировой войны), но и формулирует интересную гипотезу (Думаю, он уже и тогда был высокого мненияо своём значении в литературе...).



4) Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) докумЕнт
2) мозаИчный
3) дозвонИться
4) дозировАть
5) загнУтый



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Солнце садилось после ДОЖДЛИВОГО дня в серо-красные тучи, стволы в берёзовом лесочке были алые, просёлок резко выделялся чёрно-фиолетовой грязью среди свежей зелени.

Несмотря на БОЛОТНЫЙ и пороховой запах избы, которым она наполнилась, на отсутствие ножей и вилок, охотники напились чая и поужинали с таким удовольствием, с каким едят только на охоте.

Несколько тощих ракит боязливо спускаются по ПЕСОЧНЫМ сторонам оврага; на самом дне, сухом и жёлтом, как медь, лежат огромные плиты глинистого камня.

И зной и холод, и страстность и гордое равнодушие, и движение и покой — всё здесь соединилось в одном ГАРМОНИЧНОМ целом и образовало нечто загадочное, пленительное.

Художник редкой самобытности, М.Е. Салтыков-Щедрин является одним из созидателей основополагающих ГУМАНИСТИЧЕСКИХ традиций русской классической литературы.



6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Уже в двухлетнем возрасте дети способны понять, кто в компании ведущий лидер, а кто подчинённый, и очень удивляются, если лидер не получает того, что ему положено.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

В СТА метрах
самый ВЫСОЧАЙШИЙ
около ПОЛУТОРА часов
ПОЙДЁМТЕ в театр
ДВОЕ котят



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В) нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Ведущий машину шофёр должен по оживлённым улицам города одновременно следить за состоянием дорог и светофорами, за действиями пешеходов, положением и сигналами других машин, за показаниями непрерывно работающих приборов панели управления и одновременно обязан сам сигнализировать о предстоящих манёврах.
2) Крестьянская изба Русского Севера — это не только дом, а также модуль полного жизненного обеспечения семьи из нескольких человек в течение долгой, суровой зимы и холодной весны, где человеческое жильё, помещение для скота и птицы, хранилище припасов — всё находится под одной крышей, под защитой мощных стен.
3) Согласно сведений о происхождении слова, «лекция» — это чтение текста вслух и комментарии по ходу чтения.
4) Анализируя распределение пород, составляющих горы, предгорья и межгорные долины, палеонтологами определяется возраст породы в зависимости от того, чьи окаменелые останки (динозавров, мамонтов или, к примеру, трилобитов) в ней обнаружены.
5) Светская беседа не накладывает таких строгих требований, как официальное этикетное общение, но она потребовала изощрённости речи, быстрой речевой реакции.
6) Песочные часы — два конусообразных стеклянных сосуда, соединённые узким горлышком, через которое из верхней колбы в нижнюю пересыпается предварительно прокалённый и тщательно просеянный песок, — сегодня можно встретить разве что в медицинских физиотерапевтических кабинетах.
7) Разговорный стиль подчиняется собственным нормам: то, что не оправдано в книжной речи, вполне уместно в непринуждённой беседе.
8) Самая древняя и примитивная система записи чисел — представление их в виде группы повторяющихся знаков: точек на камне, засечек на кости животного.
9) Наряду с грамматикой и логикой риторика играла в образовании важную роль на протяжении почти двадцати пяти столетий.

АБВГД
     




9) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вр..дители, зап..реть (дверь), просв..щение
2) прис..гать, сн..мать, неисс..каемый
3) задр..жавший, прик..сновение, загром..здить
4) объед..нение, увл..кательный, побл..дневший
5) прим..рять (обновку), изм..нить (поведение), (не) прид..рёшься



10) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) обез..яна, почтал..он, кролич..я
2) вра..брос, бе..ценный, бе..чувственный
3) на..кусить, о..давать, по..пустить
4) пр..бавить, пр..волье, пр..дорожный
5) на..зготове, из..мать, от..скать



11) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) кольц..вой, очевид..ц
2) пород..стый, впад..нка
3) выносл..вый, продл..вать
4) посовет..вался, отклад..вал
5) коллеж..кий, францу..ский



12) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вымен..нный, запа..нный
2) взлеле..шь, постро..нный
3) цитиру..мый, (мы) распределя..м
4) расспрос..шь, ненавид..вший
5) (спортсмены) бор..тся, стро..щий



13) Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Столетия исследований наполняли досье далёкой планеты новой информацией, не только (НЕ)РАЗЪЯСНЯВШЕЙ природу колец и причину их образования, но и ставившей перед астрономами всё больше и больше вопросов.

2) Лапти на Руси, равно как и в других странах Восточной Европы, — самая древняя обувь, их носили с (НЕ)ЗАПАМЯТНЫХ времён вплоть до середины XX века главным образом крестьяне.

3) Ни одной птицы (НЕ)БЫЛО слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.

4) Лемм быстрым шагом направился к высоким воротам, в которые входил какой-то отнюдь (НЕ)ЗНАКОМЫЙ ему господин в сером пальто и широкой соломенной шляпе.

5) (НЕ)ОДНОЗНАЧНОСТЬ работ Сальвадора Дали волнует воображение зрителей.



14) Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) Москва (ИЗ)ДАВНА славилась хлебосольством, (ПО)ЭТОМУ один из древнейших обычаев — встречать гостей хлебом и солью.

2) Павел Петрович ВСЁ(ЖЕ) помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.

3) (В)ТЕЧЕНИЕ долгих лет в Эрмитаже собирали художественные ценности, которых в настоящее время более трёх миллионов экспонатов, и, ЧТО(БЫ) остановиться у каждого из них хотя бы на минуту, потребуются годы.

4) Пингвин выпрыгивает из воды (ЗА)СЧЁТ инерции разгона, (ПО)СКОЛЬКУ в воде птица использует свои короткие крылья, больше похожие на ласты, для развития скорости.

5) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ циркадного дня (бодрствования) наша физиология (В)ОСНОВНОМ настроена на переработку накопленных питательных веществ.



15) Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

В древнерусских художестве(1)ых сокровищах выразилась душа народа, значительность его мыслей. Бесконечные заснеже(2)ые просторы, луговые, лесные и речные пейзажи, летние грозы, осе(3)яя листва, половодье весны — всё это, родное, домашнее, нерасторжимо связа(4)о с народным искусством.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Новгородские плотники сохранили давние строительные приёмы и навыки по сей день.

2) Со временем хлеб стал не только пищей но и олицетворением жизни на земле.

3) Ухоженные огороды и палисадники придают усадьбам ещё большую красоту.

4) Знаменитые художники рассказали о суровой и самобытной земле показали разливы её рек перламутровое небо рыбацкие карбасы одинокие часовни.

5) Заповедник воссоздаёт как архитектурный облик сёл так и картину жизненного уклада крестьян в старину.



17) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Отливали колокола с большой любовью (1) вкладывая в них всю душу (2) украшали орнаментами (3) искусно выполненными (4) и клеймами с надписями.



18) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дневные бабочки прекрасно различают цвета, предпочитая цветки красной, розовой или жёлтой окраски. Аромат привлекает их (1) конечно (2) к орхидеям, но основными ориентирами (3) однако (4) являются всё же цвет венчиков и рисунок на лепестках.



19) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В противоположность своей родственнице куркуме домашней (1) из корневищ (2) которой (3) делают (4) пряную приправу (5) сиамский тюльпан используется лишь для декоративных целей.



20) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Если XX век — это торжество физики (1) то в XXI веке главными будут проблемы жизни (2) и (3) хотя прогнозировать развитие науки сейчас очень сложно (4) тем не менее можно утверждать (5) что XXI век станет веком глобального изучения генома человека и животных.



21) Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Камчатка — полуостров красоты. (2)Особенность этой территории — многочисленные проявления как недавней, так и прошлой вулканической деятельности. (3)На всем 450-километровом протяжении поверхность зоны состоит из приподнятых вулканических плато. (4)Над этими плато возвышаются стройные конусы стратовулканов, расползшиеся тела щитовидных вулканов и бесчисленные шлаковые конусы. (5)Высота одних только крупных и средних вулканов свыше 1000 м. (6)Этим вулканам присвоены собственные названия, и насчитывается их примерно 115, а мелких — около 1000. (7)И среди всех подымается вулкан Ичинский — один-единственный действующий вулкан.



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) По ночам на Брестский вокзал прибывали с фронта санитарные поезда с ранеными.

2) Поскольку раненых было много, трамвайным вожатым приходилось перевозить их быстро через всю Москву.

3) В главный военный госпиталь в Лефортово попадали не только русские солдаты, но и пленные из вражеской армии.

4) Простые люди, призванные в действующую армию, не по своей воле поднимают оружие на братьев.

5) Селение Весёлый Дубняк, откуда родом Иованн Петрич, находится в Австрии.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 2–5 представлено рассуждение.

2) В предложениях 10–12 представлено повествование.

3) Предложение 22 раскрывает содержание предложения 21.

4) В предложениях 30, 31 представлено рассуждение.

5) В предложениях 33–35 представлено описание.



24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 9–13 выпишите один фразеологизм.



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 24–28 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического(-их) повтора(-ов). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«В тексте К.Г. Паустовского описываются события Первой мировой войны, участники которой, братья по крови, поневоле оказались врагами. Подчеркнуть ужас войны, уносящей человеческие жизни, помогают синтаксическое средство – (А)__________ (предложения 9, 10) и троп – (Б)__________ («почернелые лица» в предложении 10, «томительный рейс» в предложении 14, «клекочущий шёпот» в предложении 27). Волнение автора и попытку осознать трагичность происходящего передают приёмы: (В)__________ (предложения 30, 31) и (Г)__________ (предложения 33, 34)».

Список терминов:
1) олицетворение
2) вопросно-ответная форма изложения
3) цитирование
4) эпитет
5) ряды однородных членов предложения
6) фразеологизм
7) синонимы
8) противопоставление
9) анафора

АБВГ