Тест 30. Задания с кратким ответом. ЕГЭ по русскому языку

Тест 30. Задания с кратким ответом. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это местоимение.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ОПРЕДЕЛИТЬ. (1 и 2 л. не употр.) что. То же, что обусловить: явиться причиной чего-нибудь, вызвать что-нибудь. Хорошая подготовка определила успех дела.

2) РЯД. Некоторое количество чего-нибудь. Р. случаев. Есть р. исключений.

3) ПОРОГ. Поперечный брусок, закрывающий проём между дверьюи полом. Высокий, низкий п. Споткнуться о п. За п. ни ногой! (перен.: запрещение выходить из дома, уходить).

4) ПРИМЕР. Математическое упражнение, требующее некоторых действий над числами. Алгебраический п. Решить примеры.

5) ЗАКОН. Не зависящая от чьей-либо воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. З. общественного развития. Законы рынка.



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Цель автора – заставить читателей задуматься о важных проблемах, самостоятельно проанализировать примеры и сделать выводы; чтобы выстроить диалог с читателем, автор использует синтаксические средства, среди которых – вопросительные предложения, неполные и односоставные предложения.

2) В первом (1) предложении сформулирован вопрос, который задаёт тему дальнейших авторских размышлений.

3) Текст характеризуется языковыми особенностями, присущими публицистическому стилю: преобладанием общеупотребительной лексики (развитие, общее, колос), широким использованием изобразительно-выразительных средств, среди которых — эпитеты («полновесный колос», «о неукротимой силе жизни», «с невероятной силой») и метафора (не застыть... в состоянии эмбриона).

4) Текст написан в научном стиле и характеризуется использованием отглагольных существительных (развитие, превращение)и узкоспециальной терминологии (метаморфоза, асфальтброни, эмбриона, биологический закон).

5) Текст относится к разговорной речи, задача автора – в непринуждённой форме передать общественно значимую информацию о важности внутренней самореализации человека.



4) Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) тамОжня
2) красИвейший
3) диспАнсер
4) кухОнный
5) корЫсть



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Сквозь КАМЕННОЕ выражение лица на секунду промелькнула робкая улыбка, и Евгений Иванович вопросительно посмотрел на Машеньку.

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ депутата в вопросах сельского хозяйства помогла достаточно быстро и квалифицированно решить многие проблемы.

На тёмной листве блестели ДОЖДЕВЫЕ капли.

ВЕЧНАЯ пыль покрывала всю мебель, и помещение произвело на нас удручающее впечатление.

Он стал ЗАЧИНАТЕЛЕМ нового анимационного жанра.



6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Его собирательный образ выглядит примерно так: это человек с активной жизненной позицией, патриот родины, любознательный, образованный.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

поднялся более ВЫШЕ
ПОЕЗЖАЙ вперёд
ЧЕТВЕРО саней
ПОПРОБУЕМ решить
нет ВРЕМЕНИ



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Задолго до рассвета хозяйка не только затопила печь, а также испекла хлеб.
2) Лингвист А.А. Шахматов известен в науке как редактор книги «Словаря современного русского языка».
3) Учёные задаются вопросом о том, что почему некоторые формулы и теоремы запоминаются школьниками не в полном объёме.
4) Те, кто мечтает стать моряком, скорее всего, читал романы Ж. Верна и Р.Л. Стивенсона, книги И.А. Гончарова и К.М. Станюковича.
5) Многие картины будоражили воображение зрителей, привыкшие к миру спокойных пейзажей и портретов.
6) В основе «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
7) В.Г. Белинский говорил, что «тот не принадлежит человечеству, кто не принадлежит своему Отечеству».
8) Находящаяся низко над горизонтом Луна кажется сильно увеличенной.
9) Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование внеземных цивилизаций.

АБВГД
     




9) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) отв..рить (картофель), м..стерство, рит..рический
2) зерк..ло, пл..кучая (ива), прогр..ммировать
3) ч..твёртый, в..теран, эфф..ктивный
4) вост..ргаться, выр..стал, предст..вительный
5) выл..женный (в Интернет), изд..лека, симп..тичный



10) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) нед..читанный, пр..язык, под..слать
2) с..грал, пред..стория, без..скусный
3) пр..граждать, пр..винчивать, пр..чудесный
4) ра..падаться, и..кривлять, во..полнять
5) на..пись, о..срочить, по..сказывать



11) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) задерж..вать, увид..ться
2) гварде..ц, врач..вать
3) сол..вой, услужл..вый
4) стрях..вать, проста..вавший
5) потреб..вать, преслед..вать



12) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (капитаны) смотр..т, разве..ться
2) гранич..щий, (кузнечики) стекоч..т
3) (инженеры) вид..т, дремл..щий
4) мерца..щий, (гости) расстел..т
5) движ..мый, предрасполож..нный



13) Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) (НЕ)ЗАЧЕМ думать о том, чего нельзя исправить или вернуть.

2) Люди они были хоть и (НЕ)ИМУЩИЕ, но образованные.

3) Этот населённый пункт (НЕ)ОБОЗНАЧЕН на туристической карте.

4) Занятие себе Савка выбрал отнюдь (НЕ)ПРОСТОЕ.

5) Есть очень много видов растений, живущих рядом с человеком и (НЕ)ЗАМЕЧАЕМЫХ им.



14) Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Министр (НА)ВСТРЕЧУ не прибыл, (ЗА)ТО приехали губернаторы нескольких областей.

2) (В)ПОСЛЕДСТВИИ учёные установили, что магний играет важную роль в регуляции уровня калия в организме, а ТАК(ЖЕ) регулирует работу надпочечников.

3) ЧТО(БЫ) образ был более колоритным, актёр импровизировал, (ПРИ)ЧЁМ делал это очень талантливо.

4) Женя ТО(ЖЕ) упорно тренировался, ПОТОМУ(ЧТО) ему предстояло трудное восхождение.

5) Лев Николаевич Толстой стремился жить в столице вовсе не (ЗА)ТЕМ, чтобы создать себе комфорт, просто писатель любил наблюдать (ЗА)ТЕМ, что происходит в городе.



15) Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

Светлые стены изыска(1)ых пропорций, отдела(2)ые керамической плиткой, увенча(3)ы декоративным майоликовым поясом с причудливым изображением орхидей.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря.

2) В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.

3) И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой.

4) Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику.

5) Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.



17) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Стены дома (1) подновлённые краской (2) и подкрашенными по всему периметру карнизами (3) выложенными яркой каймой из плитки (4) выглядят празднично.



18) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Сегодня в литературе (1) по мнению критиков (2) резко меняется тип писателя и тип читателя. Воспитательная миссия литературы (3) по-видимому (4) уходит в прошлое.



19) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Среди первых русских князей (1) образы которых (2) овеяны преданиями и легендами (3) одно из почётных мест принадлежит князю Олегу.



20) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Несколько дней лил холодный дождь (1) и (2) пока продолжалось ненастье (3) нам казалось (4) что лето окончилось навсегда.



21) Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)3амечательный учёный и путешественник П.К. Козлов исследовал Тибет, Центральную Азию. (2)Путешествия В.Л. Комарова, крупнейшего ботаника и географа, завершились созданием знаменитых научных трудов по флоре Маньчжурии, Монголии, Камчатки. (З)Н.М. Книтович изучал моря Европейской части России, в результате он написал превосходные книги по гидрологии морей и ихтиологии. (4)Ю.М. Шокальский, выдающийся географ и картограф, создал труд «Океанография», не потерявший своего научного значения до настоящего времени. (5)Таким образом, русская географическая наука добилась значительных успехов. (6)Мы, представители современной науки, являемся продолжателями лучших традиций отечественной географии.



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) По мнению Рылеева, даже среди бесстрашных людей есть те, кто испугается сказать слово в пользу справедливости.

2) Мальчик, бесстрашно спускающийся с гор на лыжах и переплывающий незнакомые реки, не смог признаться в том, что он разбил стекло.

3) Человек, прошедший войну как герой, всегда заступится за своего друга, которого оклеветали, так как ничего не боится.

4) Несмотря на то, что страх многолик, настоящий страх бывает только на войне, в мирной жизни бояться нечего.

5) В жизни много испытаний, но сложнее всего преодолеть «в себе обезьяну» и проявить мужество в житейских делах.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 3–9 представлено повествование.

2) В предложениях 12–13 содержится ответ на вопросы, поставленные в предложениях 10–11.

3) В предложениях 31–35 содержится рассуждение.

4) В предложениях 40–42 представлено рассуждение.

5) В предложениях 50–53 представлено описание.



24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 34–42 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится(А)_________ (предложения 24, 29–30). Акцентировать внимание читателей на важных мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)_________ (предложения 17–18, 28–29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое средство – (В)_________ («как себя», «как в своей собственной» в предложении 22) и троп – (Г)_________ («головокружительной горы» в предложении 28, «коварных воронок» в предложении 29)».

Список терминов:
1) вводное слово
2) книжная лексика
3) анафора
4) олицетворение
5) противопоставление
6) разговорная лексика
7) синонимы
8) эпитет
9) сравнительный оборот

АБВГ