Тест 3. ЕГЭ по русскому языку


Тест 3. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) В последнем абзаце текста второе предложение содержит указание на причину того, о чём говорится в первом предложении этого же абзаца.

2) Некоторые нарицательные существительные (Тайна, Художника, Пророчества) в тексте пишутся с прописной буквы. Автор хочет подчеркнуть, что придаёт этим словам особый, высокий смысл.

3) Автор, описывая Людмилу Константиновну Татьяничеву, отказывается от эмоционально-оценочной лексики. Для выражения отношения к героине автор использует только нейтральную лексику.

4) Текст содержит предложения с различными осложняющими членами (уточняющие члены предложения, однородные члены предложения, причастные обороты).

5) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (ахматовская поступь, Понтий Пилат, суд и др.).



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в седьмом (7) предложении текста. Запишите эту частицу.




3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного во втором (2) абзаце. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЖИВОЙ, -ая, -ое; жив, жива, живо.

1) Такой, который живёт, обладает жизнью. Живое существо. Старик ещё жив. Живые цветы (не искусственные). Живая природа. Живая изгородь (из растений).

2) поля. ф. Подлинный, самый настоящий. Ж. пример героизма.

3) Деятельный, полный жизненной энергии. Ж. темперамент. Ж. и подвижный ребёнок. Ж. ум. Живое участие в чём-нибудь.

4) Лёгкий и занимательный. Живое изложение. Живо (нареч.) описать что-нибудь.

5) поля. ф. Отвечающий реальным потребностям, жизненный. Живое дело. Живое начинание.

6) Остро переживаемый. Живая обида. Живое воспоминание.



4) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

повторИт
приручЁнный
начАвший
зАсветло
исчерпАть



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Новейшие образцы пожарной и спасательной техники, позволяющей бороться с пожарами в ВЫСОТНЫХ зданиях, были продемонстрированы на выставке.

На ОКЛИКИ полицейских преступник не реагировал.

Иногда слухи порождает недостаточная ИНФОРМИРОВАННОСТЬ работающих на предприятии.

Учителя активно используют преимущества информационных технологий: потратив две минуты, чтобы ЗАПОЛНИТЬ электронный дневник отметками, они быстро информируют учеников о том, как написана проверочная работа.

Родители рядового Сидорова получили из воинской части БЛАГОДАРНОЕ письмо.




6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Политика по обеспечению выхода российских купцов на европейский рынок принесла положительные последствия и качественно изменила внешнюю торговлю страны.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ТРОЕ друзей
выглядел МОЛОДЕЕ
более СЕМИСОТ человек
в ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТОМ году
ТОНЬШЕ нитки



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Вчера дождь лил не переставая и неожиданно заканчивается.
2) Картину «Корабельную рощу» И.И. Шишкина считают одной из самых величественных по замыслу и признают наиболее совершенной.
3) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий.
4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н. Ушаков опубликовал ряд статей об обычаев русских крестьян.
5) Находясь низко над горизонтом, нам кажется, что Луна гораздо больше, чем обычно.
6) Символы, используемые художником К. Васильевым в картине «Нашествие», можно трактовать по-разному.
7) Платон утверждал, что всякий оратор должен проходить ту особую школу ораторского искусства, которая научила бы оратора составлять яркие и убедительные речи.
8) Важнейшим типом одноязычного лингвистического словаря является толковый словарь, который содержит слова с объяснением их значений, грамматической и стилистической характеристикой.
9) Вследствие безответственности машиниста одного из локомотивов произошло столкновение двух товарных поездов.

АБВГД
     




9) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) заплатить, разгадать, утончённый
2) далёкий, фразеологический, компонент
3) экзаменатор, таинственно, энциклопедист
4) одичать, вредители, развалиться (на части)
5) утешение, лелеять (мечту), прикосновение



10) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) расп..ложить, с..звучный, пр..родина
2) пр..спосабливающийся, непр..одолимый, пр..зывающий
3) бе..ценный, бе..человечный, в..дремнуть
4) пр..сечь (разговоры), пр..бывать (в городе), непр..менно
5) ра..щедриться, бе..хитростный, и..синя-зелёный



11) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) догадл..вость, обессил..ть (от усталости)
2) черешн..вый, кресл..це
3) кавказ..кий, матрос..кий
4) ходатайств..вать, пережёв..вать
5) обеспеч..вать, обидч..вый




12) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) стро..тся (новые дома), сыпл..щаяся (штукатурка)
2) выдел..шь (цветом), свер..вшие (часы)
3) встрет..шь, сброш..нный
4) проед..шься, необита..мый
5) меч..щийся (в беспокойстве), (тени) трепещ..т (на стене)



13) Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Лес казался (НЕ)ПОДВИЖНЫМ, притихшим.

Зной усиливался, хотелось лежать (НЕ)ШЕВЕЛЯСЬ и ни о чём не думать.

Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.

(НЕ)ЯРКОЕ освещение, а многообразие красок – вот что поразило нас.

До Нового года оставалось (НЕ)БОЛЬШЕ недели.



14) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Разве не шедевр величавый перелёт журавлей по неизменным (В)ТЕЧЕНИЕ многих тысячелетий воздушным дорогам (НА)ВСТРЕЧУ солнцу?!

ЧТО(БЫ) не опоздать в аэропорт, пришлось остановить попутную машину, ПОТОМУ(ЧТО) автобусы с утра не ходили.

Тучка растворилась в небесной лазури, и (С)НОВА с высоты просветлённо и БУД(ТО) устало улыбалось солнце.

Новые модели (В)ТЕЧЕНИЕ декабря экспонировались в столице, а в январе выставка отправится (ЗА)ГРАНИЦУ.

ТАК(КАК) художник свободно выбирает приёмы изображения, то он (В)ПРАВЕ быть независимым в своём творчестве.



15) Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Основное действие картины разворачивается на втором плане: в светлой комнате заплака(1)ая дама с ребёнком на руках с мольбой смотрит на приглашё(2)ого доктора в посеребрё(3)ом пенсне.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений И. Гёте с А.С. Пушкиным.

3) На утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках город был похож на ожившую сказку.

4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

5) Солнце опустилось в море и лунная дорожка колыхалась на волнах.



17) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Простившись (1) с пастухом (2) Матвей побрёл по опушке леса к (3) переходящему в болото (4) лугу.




18) Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мир таинственный (1) мир мой древний (2)

Ты, как ветер, затих и присел.

Вот сдавили за шею деревню (3)

Каменные руки шоссе.

(С.А. Есенин)




19) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Считается (1) что вирусы непредсказуемы (2) и способны вызывать чрезвычайные эпидемиологические ситуации (3) борьба (4) с которыми (5) на этапе их возникновения трудна или невозможна.



20) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мы были уверены (1) что (2) если разжечь костёр (3) то огонь испугает зверей (4) которые бродят неподалёку.



21) Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Телецкое озеро – одно из главных украшений Горного Алтая, его достопримечательность и загадка. (2)Его называют Алтын-колем («Золотым озером»), его древнее название – Ячаварай («Алмазный жезл»). (3)Вы были на Алтае и не видели Телецкого озера – значит, вы на Алтае не были. (4)Телецкое озеро и его окрестности – это старейший туристический район Алтая. (5)Интерес к уникальным местам не угасает и сегодня. (6)На Телецком озере начинаются и заканчиваются «нитки» активных маршрутов; берега озера и реки Бии привлекают множество людей, желающих отдохнуть в живописных уголках природы. (7)Львиная доля туристического потока проходит через доступную для любого автомобильного транспорта северную оконечность озера. (8)Здесь же расположены турбазы, кемпинги (организованные места отдыха), а также «дикие» стоянки. (9)Далее по озеру можно передвигаться водным транспортом.



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Перед нашествием Чингисхана много лет подряд было засушливое лето.

2) Резкий ответ санитару объяснялся жалостью Третьякова по отношению к женщинам, которые не могли найти места в поезде.

3) В школе Третьякову казалось, что неизбежность войн при определённых условиях легко объяснить.

4) Санитар объяснил Третьякову, что потерял ногу в результате взрыва, разметавшего его однополчан по полю боя.

5) Третьяков мучительно размышлял над тем, возможно ли было избежать войны, уносящей миллионы жизней.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 4 содержит описание действий.

2) В предложениях 7–10 представлено рассуждение.

3) В предложениях 20–22 представлено повествование.

4) Предложения 23–25 содержат описание.

5) Предложение 33 поясняет содержание предложения 32.



24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 6–16 выпишите антонимы (антонимическую пару).



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 19–25 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим(-ими) с помощью союза и притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Стараясь воспроизвести атмосферу происходящего, Григорий Бакланов использует троп – (А)_________ («слепые окна» в предложении 2). Ещё один троп – (Б)_________ («будто уже совсем замёрз»в предложении 11) и приём – (В)_________ («объяснишь» в предложениях 20–22) помогают передать чувства персонажей. С помощью такого синтаксического средства, как (Г)_________ (предложения 27, 28, 31), автор призывает задуматься о том, что важно для него самого».

Список терминов:
1) эпитет
2) диалог
3) сравнение
4) восклицательные предложения
5) вопросительные предложения
6) диалектизм
7) лексический повтор
8) книжная лексика
9) анафора

АБВГ