Тест 29. ЕГЭ по русскому языку

Тест 29. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) К эпохе античности относится время развития человеческой цивилизации на протяжении примерно пятнадцати веков, именно в это время наблюдается расцвет философии и выдвигаются идеи о сущности мироздания.

2) Расцвет древнегреческой и древнеримской цивилизаций, наблюдавшийся с V века до нашей эры, ознаменовался развитием науки и искусства; в этот период продолжается накопление первоначальных научных сведений об окружающем мире и выдвигается ряд идей, намного опередивших своё время.

3) Первоначальные научные сведения об окружающем мире накапливались на протяжении нескольких веков начиная с V века нашей эры, в результате чего появились идеи атомного и молекулярного строения вещества, были разработаны основы алгебры и геометрии, возникли новые модели мира.

4) Если в период древнегреческой и древнеримской цивилизаций процветали философия, литература, изобразительное искусство и архитектура, то после эпохи античности своего расцвета достигли точные науки, такие как геометрия, физика и астрономия.

5) Расцвет древнегреческой и древнеримской цивилизаций, начавшийся в V веке до нашей эры, ознаменовался развитием науки и искусства, появлением намного опередивших своё время идей.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Однако
Например,
Несмотря на это,
Поэтому
Вопреки этому



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МОДЕЛЬ [дэ], -и, ж.
1) Образец какого-н. изделия или образец для изготовления чего-н., а также предмет, с которого воспроизводится изображение. Новая м. платья. М. для литья. Модели для скульптур.

2) Тип, марка конструкции. Новая м. автомобиля.

3) Схема, описание какого-н. физического объекта или явления (спец.). М. атома. М. искусственного языка.

4) Манекенщик или манекенщица, а также (устар.) натурщик или натурщица. Живая м.



4) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

обострЁнный
свЕрлит
бОроду
цепОчка
нарвалА



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На выставке редкостей был представлен старинный КОСТНЫЙ ларец с резьбой по всей поверхности.

Долина сменилась трясиной, где росли кривые и чахлые БОЛОТНЫЕ берёзки.

Андрей приютил племянника, ОДЕЛ и обул его, помог найти работу.

ЛЕСНЫЕ запахи набегали волнами; в них смешалось дыхание можжевельника, вереска, брусники.

Во сне человек способен не только РАЗЛИЧАТЬ речь, но и отвечать на вопросы.




6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Очень крохотный росток, ещё недавно как две капли воды похожий на другие ростки, быстро увеличивается в размерах, у него появляются всё новые органы и ткани, которые заметно отличают его от растений иных видов.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

вкусные ТОРТЫ
посмотрел более СТРОЖЕ
ПОПРОБУЕМ помочь
не ЕЗДИТЕ быстро
ЧЕТВЕРО учеников



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) неправильное построение предложений с косвенной речью
Д) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Длинная клюквенная плеть, цепляясь за стебельки трав и неровности, обвила чёрный тёплый пень.
2) Значение патриотического воспитания огромно: в человеке развивается и сформировалась любовь к Родине.
3) Самое дорогое, ни с чем не сопоставимое в мире существо, – это человек.
4) В поросшей ложбине густым орешником, невдалеке от озера, Травкин сделал привал.
5) Помолясь перед образáми, письмо к старосте вскоре было написано.
6) Этот случай произошёл с командой китобойного российского судна «Пингвина».
7) Когда черепаху уже собрались отправить на кухню, один матрос закричал, что «смотрите, черепаха плачет».
8) Вспомним знаменитое изречение Сервантеса: «Ничто не даётся нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».
9) Орнитолог нашей команды пробирается сквозь колючки к машине и торжествующе поднимает в руке книжку-определитель.

АБВГД
     




9) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) в..рсистый, перел..стать (журнал), р..скошный
2) об..зательный, м..тежный, пощ..дить
3) гор..зонтальный, л..биринт, конт..нент
4) л..цевой, ави..ционный, разв..ваться (на ветру)
5) прор..дить (морковь), забл..кировать, т..жёлый



10) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..одолеть, пр..имущество, пр..милый
2) обе..ценивать, в..поминать, ра..крошить
3) под..тожить, из..скивать, небез..нтересный
4) об..ективный, раз..ярённый, подош..ёт
5) пр..склонять, пр..бабушка, распр..дажа



11) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) закле..вать, рул..вой
2) европе..ц, воробыш..к
3) посе..нный, взлеле..л
4) затм..вать, оцен..вать
5) затемн.., направ..




12) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) мысл..щий, (ученики) провер..т
2) ла..щий, (шипы) кол..тся
3) (малыши) лепеч..т, грохоч..щий
4) (коробка) расплющ..тся, незамерза..мый
5) перекормл..нный, напиш..шь



13) Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Егора смущала (НЕ)ЛЕПОСТЬ ситуации, в которой он теперь оказался.

Невозможно овладеть высшей математикой, (НЕ)ЗНАЯ элементарных математических понятий.

Нельзя допустить ничем (НЕ)ОПРАВДАННОЕ отрицание нового в науке.

Героине (НЕ)СУЖДЕНО было связать свою жизнь с жизнью любимого человека.

Когда Артур выбрался на противоположный берег, то оказался у ранее (НЕ)ЗАМЕЧЕННОГО им загона для овец.



14) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Призвание поэта – творить для вечности, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд», (ПО)СКОЛЬКУ лишь немногим дано оценить его творения.

Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.

(В)ВИДУ скорого окончания плавания настроение команды улучшилось, ТАК(ЧТО) последние дни путешествия пролетели незаметно.

Наполеон по своему долгому опыту войны хорошо знал, что значило сражение, не выигранное (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ восьми часов, (ПО)ЭТОМУ в исходе дела не сомневался.

Нелегко (ПОД)ЧАС объяснить, чем же ВСЁ(ТАКИ) настоящие стихи отличаются от рифмованных строк.



15) Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Впоследствии я разыскал в кладовке какие-то необыкнове(1)ые рукописи, переплетё(2)ые в тома и писа(3)ые по-латыни.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Попугай этот был склочной и крикливой птицей и в течение месяца отравлял жизнь своему хозяину и всему дому.

2) Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает на краю степи костром.

3) Во время полёта можно вздремнуть или просто помечтать.

4) В русской песне звучат как робость так и мятежная вольница.

5) Луна быстро скатывается за горизонт и город погружается в предрассветную сухую тьму.



17) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Молодой сокол (1) неожиданно высоко (2) взлетев над равниной (3) исчез с летнего неба (4) очертив пространство над горизонтом.




18) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Почти в каждом зале музея вы (1) наверняка (2) увидите статуи. В скульптуре каждая сторона фигуры (3) без сомнения (4) имеет своёособенное выражение, которое нужно уловить, вглядываясь в творение со всех сторон.



19) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Роман (1) стержнем (2) которого (3) является любовная история Маши Мироновой и Петра Гринёва (4) стал подлинно историческим произведением.



20) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лето в самом разгаре (1) и (2) если вы побудете подольше в лесу (3) то увидите пеночку (4) которая мелькает среди ветвей.



21) Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Байкал — одно из величайших созданий природы. (2)С древних времён Байкал называют священным морем — славным, седым и грозным. (З)Мировой источник питьевой воды, голубое око Сибири, средоточие уникальных природных ценностей — множество звучных определений давали люди озеру в разные времена. (4)Раз увидишь Байкал — навсегда сохранишь в памяти картину этого озера, окружённого высокими хребтами. (б)Многоликий Байкал по-разному представляется проезжающим: одни запоминают его тихим и спокойным, с голубой зеркальной гладью вод; другие — яростно бросающимся на гранитные скалы белыми от пены валами волн. (6)Вряд ли какой-либо другой регион сможет предложить такое многообразие маршрутов. (7)3имой можно прокатиться по льду озера на коньках, собачьих упряжках, снегоходах и аэроходах, летом — под парусами на яхтах или на фешенебельных теплоходах.

(По С.Г. Саркисяну )



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Далеко не каждый нуждается в любви другого человека.

2) Любовь не каждому человеку под силу.

3) Власть над любящим человеком имеет свои пределы.

4) Антуан де Сент-Экзюпери был профессиональным лётчиком.

5) Любящий человек способен выполнить любое приказание любимого.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1–4 представлено повествование.

2) В предложениях 9–10 представлено описание.

3) Предложение 13 поясняет содержание предложения 12.

4) Предложения 17–18 объясняют содержание предложения 16.

5) В предложениях 21–23 содержится рассуждение.




24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 11–12 выпишите синонимы (синонимическую пару).



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 14–20 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«В ходе своих размышлений над волнующей её проблемой Н. Долинина стремится не только опереться на высказывания литературных персонажей, используя при этом приём – (А)_________ (предложения 13, 17–18), но и заставить мыслить своих читателей, используя с этой целью синтаксическое средство – (Б)_________ (предложения 9, 10). Ещё одно синтаксическое средство – (В)_________ (в предложениях 4, 5, 6, 8), а также троп – (Г)_________ («как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз» в предложении 10) – помогают создать представление о том, чего ожидают от любви люди».

Список терминов:
1) парцелляция
2) диалог
3) восклицательные предложения
4) фразеологизм
5) вопросительные предложения
6) цитирование
7) сравнение
8) синонимы
9) ряды однородных членов предложения

АБВГ